Методические рекомендации по изучению темы
В системе отношений взрослого с ребенком взрослый является ведущим звеном: от него зависит, как складываются эти отношения, поэтому важнейшая задача терапии – формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком и организацию у него непрерывного успешного развития личности. Родители должны научиться воспитывать ребенка в соответствие с зонами его актуального и ближайшего развития, в соответствие со спецификой каждого возрастного этапа. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает взаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье.
Студенты должны усвоить подходы к развитию у родителей способности формировать у детей навыки, связанные с саморегуляцией – это ведение беседы с ребенком, находящемся в трудной жизненной ситуации, совместное планирование, интериоризация (усвоение) ребенком навыков саморегуляции у родителей, избирательные поощрения, поддержка применяемых ребенком собственных навыков саморегуляции.
Студент усваивает способы стимуляции родителями социальной компетентности их ребенка: совместный анализ различных социальных ситуаций, развитие у ребенка навыка общения и способности к отношениям дружбы, поощрение альтруизма и общей гуманистической направленности ребенка в его сфере общения, демонстрация ребенку собственной социальной компетентности и успешности отношений между родителями как в супружеской паре.
Студенты должны видеть взаимосвязь между эмоциональным принятием родителями своего ребенка, поощрения и требования к нему.
Студенты должны понимать проблемы противоречий непоследовательного применения родителями санкций, наказаний, как причин подавления самостоятельности и активности ребенка.
Студенты должны усвоить методику воспитания родителями способности у ребенка к самостоятельной организации деятельности.
При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким уровнем требований, с их ясностью и непротиворечивостью. При адекватном родительском отношении дети хорошо адаптированы к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и способны к эмпатии.
Именно по этому с родителями стоит проводить большую работу по тому как нужно правильно воспитывать своих детей, знать и учитывать возрастные особенности их развития. По этому в практике консультантов есть такая форма работы как тренинг родительской компетентности для избежания неправильного отношения к детям.
По окончании практического занятия студенты должны усвоить как разрабатывается и проводится тренинг родительской компетентности. Знать методы работы с родителями, воспитывающих детей разного возраста. Иметь представление о том, какое влияние имеет психотерапевтическая функция в системе детско-родительских отношений.
При выполнении самостоятельной работы особо следует обратить внимание на задание № 3, где они разрабатывают рекомендации для семей, воспитывающих детей различного возраста и на задание под № 5 – здесь придется проявить творческий подход и собственный опыт студентов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 2 часа
Особенности работы с семьей в психологическом консультировании в работе педагога психолога. Позиция семейного консультанта
План
1. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: классификация и характеристика основных направлений.
2. Общий и частный алгоритмы семейного консультирования.
3. Этические основы семейного консультирования.
4. Недерективное и дерективное семейное консультирование: триада К. Роджерса.
5. Методы психологической помощи отсутствующим членам семьи.
6. Позитивная направленность терапии на сплочение, поддержание и развитие семьи.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 2 часа
Тренинг коммуникативных навыков
Цель: продемонстрировать в ходе работы признаки готовности семьи к построению диагностических гипотез, приемы, стимулирующие адекватное осознание семьей своих проблем и приводящие к пересмотру первоначального терапевтического запроса семьи; критерии адекватности диагностических гипотез; отразить роль построения диагностических гипотез в динамике семейного консультирования.
Примерные упражнения – «Расскажи мне о себе», «Поменяйтесь местами все те, кто…», «Моя будущая профессия» (Социологический опрос).
Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Проанализируйте книжные источники и изучите историю возникновения семейного психологического консультирования соблюдая все хронологические рамки. Все данные занесите в таблицу.
Этап развития
| Временные рамки
| Представители ученых, занимающихся проблемой консультирования
|
|
|
| 2. Напишите краткий конспект, отразив специфику развития современного системного семейного консультирования.
3. На основе предложенной литературы составьте таблицу, в которой вы отразите этические принципы семейного консультирования, их суть и содержание.
4. Проанализировав толковые и психологические словари дайте определение таким понятиям как: «эмпатия», «принятие», «конгруэнтность», «этика», «недерективное консультирование», «дерективное консультирование».
5. Составьте этический кодекс семейного консультанта. На что он имеет право, что должен делать и что должен знать.
6. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявите в чем состоят сходства и отличия дерективного и недерективного консультирования.
7. Изучив, предложенный список психолого-педагогической литературы охарактеризуйте основные подходы к семейному консультированию. Опишите каждый из выделенных походов.
8. На основе анализа предложенного списка литературы раскройте основные стадии процесса консультирования с их характеристикойи зафиксируйте данные в таблицу.
Стадия консультирования
| Общая характеристика
|
|
| 9. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризуйте основные подходы семейного консультирования. Дайте характеристику каждому из подходов.
10. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, назовите основные типы практики работы семейных консультантов.
11. Составьте психологический портрет семейного консультанта.
12. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявите, в чем состоят основные требования к работе с супружеской парой?
13. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявите и назовите особенности консультирования по поводу сложностей взаимоотношений с детьми. Дайте их характеристику в письменном виде в тетради.
Подготовьте реферат на одну из предложенных тем
· Индивидуальное психологическое консультирование.
· Консультирование супружеской пары.
· Семейное консультирование.
· Семейный консультант: личность и деятельность.
· Дерективное и недерективное консультирование.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // психология семьи. Самара.: Бахрах. М., 2002. – 348 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. “Социальное здоровье России”. М.: независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В., Семейная терапия. Воронеж, 1993. – 498 с.
4. Браун Дж., Кристенсен Д., Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. – 427 с.
5. Елизаров А.Н. основы индивидуального и семейного психологического консультирования6 уч.пособ.-2-е М.: «Ось-89», 2005. – 336 с.
6. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
7. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск, 1987. – 392 с.
8. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. – 239 с.
9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. – 336 с.
10. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
11. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы семейного консультирования. М.: Педагогика,1998. – 436 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|