ГЛАВА 24 ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Основные положения по организации внедрения организационных проектов
Обследование, анализ системы управления производством на АТП, в АТО, ТУ, разработка проекта ОУАП составляет лишь 40-50% общей трудоемкости совершенствования управления АП. Обычно большая часть усилий связана с внедрением проектных рекомендаций. Полезные, разумные, передовые идеи и предложения не распространяются сами собой. Реализация новшеств, или так называемая инновации, в действительности является сложным, трудоемким и дорогим процессом, требующим специальных знаний и настойчивости.
Инноватика как научная дисциплина изучает вопросы экспериментирования, внедрения новых форм и методов управления хозяйством. Ее необходимость определяется наличием объективных и субъективных препятствий к своевременному проведению мероприятий по совершенствованию управления производством. Препятствия нововведениям возникают, прежде всего, из существующих условий проектирования и внедрения мероприятий ОУАП, а также в связи с особенностями личных качеств и уровня образования работников аппарата управления. Проектировщики нередко излишне усложняют предлагаемые мероприятия, слабо заинтересованы в использовании рекомендаций; руководители АТП, АТО часто страдают консерватизмом, перегруженностью текущей работой, недостаточно знакомы с достижениями науки управления, ожидают немедленного успеха от использования рекомендаций. Сравнительно молодые руководители и специалисты по возрасту и стажу работы в определенной должности более других склонны к нововведениям.
Даже самый лучший проект ОУАП порождает условия, при которых изменения наиболее вероятно будут встречать сопротивление со стороны практических работников. Эти условия состоят в следующем:
- высокие затраты времени, труда и денежных средств на создание фактической системы управления, когда эффект от функционирования новой системы должен окупить все затраты, связанные с отказом от старой системы, особенно затраты на отработку навыков выполнения операций и на создание системы неформальных отношений;
- работники оказывают сопротивление не организационным и техническим, а прежде всего социальным изменениям влияние - на существующие взаимоотношения, роли и мнения сотрудников на этот счет. Чем глубже и масштабнее происходят изменения в оргсистеме управления и в поведении каждого работника, тем большее сопротивление они встречают;
- чем выше интегрированность системы управления и чем меньше специализация, чем более сплоченный коллектив представляют ее работники с точки зрения совпадения целей и убеждений, тем более вероятно, что изменения будут рассматриваться как угроза сложившимся отношениям;
- любая реорганизация ослабляет деятельность аппарата управления, снижает эффективность работы на более или менее продолжительный период (месяц, квартал, а то и год). Особо сложное положение может возникнуть, если такое ослабление совпадает с моментом неблагоприятных изменений во внешней среде, временными трудностями и т.п.;
- спорадическая, неплановая деятельность по совершенствованию управления порой рассматривается как навязывание дополнительной работы со стороны любителей перестроек. В то же время групповые рационализаторские предложения, разработанные с участием самих работников аппарата управления, встречают меньшие недовольства.
Для более эффективного устранения препятствий нововведениям разрабатываются специальные мероприятия по внедрению проекта ОУАП:
1. Планирование и финансирование работ по совершенствованию ОУАП - планирование совершенствования управления производством на АТП, в АТО, ТУ; финансирование разработки и внедрения оргпроекта; разработка системы стимулирования проектировщиков и работников аппарата управления, принимающих активное участие во внедрении оргпроекта; составление сетевого графика или сетевой матрицы внедрения оргпроекта ОУАП.
2. Организация разработки и внедрения оргпроекта установление исполнителей запланированных мероприятий по совершенствованию ОУАП; процесс организации, решение организационно-правовых проблем разработки и внедрения оргпроекта; оказание помощи со стороны.
3. Материально-техническое обеспечение запланированных мероприятий - преодоление технических трудностей; перечень технических мероприятий по внедрению проекта, исполнителей и ответственных; приобретение оборудования, строительно-монтажные работы и т.п.
4. Социально-психологическая и профессиональная подготовка аппарата управления - убеждение в целесообразности, необходимости внедрения оргпроекта; перестановка кадров; обучение персонала методам работы в новых условиях.
5. Контроль за внедрением проекта ОУАП - учет, сравнение фактического хода работ с планом-проектом, авторский надзор; регулирование внедрения оргпроекта; отчетность, анализ внедрения.
Изменения, происходящие на АП, обусловливают и изменения в системе управления им, которые должны быть своевременно спроектированы и внедрены. Планомерность развития автотранспортного производства с объективной необходимостью требует планомерного совершенствования ОУАП, т.е. развитие управления должно носить не эпизодический характер, а представлять собой планомерный процесс.
Планирование совершенствования управления осуществляется как часть общего процесса планирования производственно-хозяйственной деятельности АТП, АТО, ТУ, руководствуясь, общими принципами и методологией планирования социалистического производства и автомобильного транспорта. Мероприятия по совершенствованию управления являются составной частью трансфинплана АТП, АТО, ТУ и обязательным разделом Паспорта предприятия (объединения) с указанием затрат на их осуществление, годовой экономии от внедрения, в том числе от снижения себестоимости перевозок, и численности высвобождаемых работников.
В плане должны быть увязаны обучение управленческих работников, развитие научных исследований по проблемам управления и собственно рационализация на конкретных объектах. Планирование совершенствования ОУАП основывается на прогнозировании развития системы управления АП во взаимосвязи с долговременной (на период до 2000 года) комплексной программой развития автомобильного транспорта.
Успешное совершенствование ОУАП связано с механизмом финансирования разработки и внедрения проектов ОУАП, Здесь действуют общие принципы финансирования, принятые на автомобильном транспорте: плановость, целенаправленность средств, финансирование в меру выполнения плана, строгое соблюдение финансовой дисциплины, действенная система контроля за эффективным использованием выделенных средств.
При финансировании работ по совершенствованию ОУАП используются все известные в практике методы обеспечения денежными средствами: централизованное и децентрализованное финансирование из единого фонда науки и техники, из фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; бюджетное и хоздоговорное финансирование в масштабах отрасли, транспортного управления, в том числе хозяйственные договоры на проведение научно-исследовательских работ, договоры-подряды (на строительство, монтаж технических средств управления, пуско-наладочные работы, проведение рационализации управления на конкретном объекте и т.п.), договоры на передачу научно-технических разработок и оказание помощи в использовании заимствованного передового опыта и др.
Таблица 24.1 (лист 110)
Повышение качества внедрения проектов ОУАП и ускорение сроков реализации обеспечивается разработкой системы стимулирования проектировщиков, а также руководителей, ИТР и служащих, принимающих участие во внедрении оргпроекта. Материальная заинтересованность может обеспечиваться разовыми, месячными или ежеквартальными выплатами премий за период внедрения организационного проекта из средств фонда премирования на создание и внедрение новой техники или из средств фонда материального поощрения ИТР и служащих. Размер премирования определяется на основе получаемого годового экономического эффекта (табл. 24.1) или в зависимости от повышения уровня ОУАП и определенных процентах к месячному должностному окладу.
Для конкретизации плановых мероприятий по совершенствованию ОУАП, установления сроков и ответственных исполнителей за их внедрение разрабатываются сетевые графики или сетевые матрицы, ориентированные на параллельно-последовательное выполнение работ по внедрению оргпроекта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|