Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 11 АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ





Рис. 10.2. Классификация затрат рабочего времени персонала АП

                   
   
Рабочее время
 
   
 
   
Время регламентированных перерывов
 
 
   
 

 


 


 

 


 

         
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 

 

 


затруднительна из-за отсутствия чет­ких критериев. Для изучения затрат рабочего времени производственного и управленческого персонала приме­няются два основных метода непос­редственных наблюдений; фотогра­фия рабочего времени (ФРД) и хро­нометраж. Эти методы дают возмож­ность получить представление о фак­тических затратах рабочего времени при выполнении тех или иных работ. С учетом объекта наблюдения фото­графия имеет следующие разновид­ности: фотография рабочего дня (объект - работник управления); фотография использования оборудо­вания во времени (объект - техни­ческие средства управления); фото­графия процесса (объект - управ­ленческий процесс). Наиболее рас­пространенной из перечисленных ви­дов наблюдения является ФРД, которая представляет собой непре­рывное наблюдение и измерение всех без исключения затрат рабочего времени исполнителя в течение рабо­чего дня.



При проведении ФРД могут быть получены разные по-своему характеру фотографии и, следова­тельно, использованы различные ме­тоды наблюдения: сплошные; выборочные; периодические; моментные наблюдения.

В зависимости от выбранного объекта наблюдения фотография мо­жет быть индивидуальной, групповой или маршрутной. При индивидуаль­ной ФРД наблюдению подвергается один исполнитель, при групповой - группа работников управления, на­пример все работники планового отдела АТП. В ходе маршрутной ФРД наблюдение ведут не на одном рабочем месте, а на ряде мест, по маршруту движения документа, про­екта управленческого решения и т.п.

В зависимости от способа записи данных при проведении ФРД их под­разделяют на цифровые (обычные), индексные, графические, способом фото- и киносъемки, комбинирован­ные. Индексная ФРД предусматри­вает запись наблюдаемых затрат вре­мени общепринятыми индексами. Общепринятыми индексами затрат рабочего времени: основное То, вспомогательное Тв, подготовительно-заключительное Тп+з и т.д.



При графической ФРД применяется особая форма наблюдательного листа, в которой заранее зафиксированы все виды затрат рабочего време­ни. В ходе наблюдения записи сло­вами и цифрами не делаются, прово­дятся лишь горизонтальные линии такой длины, которая соответствует продолжительности наблюдаемых затрат времени с учетом установлен­ного масштаба, например, 1 см - 3 мин. С помощью фото- и кино­съемки осуществляется наиболее детальное изучение и измерение зат­рат времени и трудовых приемов работы.

В зависимости от характера систе­мы управления, целей и задач наблю­дения ФГД Может быть осуществлена тремя способами: наблюдателем визуально непосредственно на рабочем месте; наблюдателем при помо­щи приборов, фиксирующих затраты времени; самим исполнителем. Пос­ледний способ получил название са­мофотографии рабочего дня, по­скольку исполнитель работы одновременно является и наблюдателем.

ФРД является сравнительно не­сложным способом установления фактических затрат рабочего време­ни. Подготовку, непосредственное наблюдение и обработку полученных материалов можно выполнить без значительных затрат средств. Прове­дение ФРД заключается в непо­средственном наблюдении и записи всех действий исполнителя и переры­вов в работе с указанием причин каждого перерыва.

Таблица 10.3. (лист 41)

Министерство автомобильного транспорта РСФСР ЦНОТ и У Наблюдательный лист № фотографии рабочего дня (Ф.Р.Д.) Предприятие ПОГАТ-3 г. Казань Подразделение Плановый отдел
Исполнитель Работа Документация ТСУ и оргтехника Наблюдение
Фамилия Спирин И.В. Должность экономист Квалификация – Стаж работы 4 года Производственная характеристика Наименование и содержание управленческой операции или работы разработка плана на 1985 г. По ТО и ТР Входящая Исходящая\нормативная Инструкция по составлению трансфинплана Справочная Справочник работника автомобильного транспорта Наименование настольная выч. машина Тип (модель) «Искра»-111 Техническое состояние исправна Дата 22.08.84 Начало 8 00 Конец 16 30 Продолжительность 7 – 45 Наблюдал Новиков Н.Н. Проверил Зимина Л.А.
№ п.п.   Что наблюдалось Индекс Текущее время Продолжительность, мин Количество документов Материалы используемые в работе Замечания наблюдателя
ч мин работы перерывы
                   

Затраты времени каждого заносятся в бланк - наблюдательный лист ФРД. Форма наблюдательного листа ФРД работников уп­равления представлена и табл. 10.3.



Затраты времени учитываются но текущему времени. Обработка ФРД состоит в определении продолжи­тельности каждого замера, запол­нения сводки одноименных затрат рабочего времени, составления ба­ланса рабочего времени по резуль­татам наблюдения, а также разра­ботки основных выводов и мероприя­тий по итогам проведения ФРД. При обработке результатов наблюдения определяют показатели, характери­зующие величину оперативного вре­мени, уровень различных потерь ра­бочего времени, степень возможного уплотнения рабочего дня и др.

Так, средней процент оперативного времени

К1 = 100 Топ/Т.

где Топ, Т - средняя продолжительность со­ответственно оперативного времени и наблю­дений по обрабатываемым ФРД, мин.

Средний процент потерь рабочего времени, зависящих от исполнителя,

К2 = 100(Тотд (факт)- Тотд (регл) + Тпи)/Т,

где Тотд (факт) - среднее фактическое время перерывов на отдых и личные надобности соответственно фактическое и установленное регламентом, мин; Тпи - средняя продолжи­тельность потерь рабочего времени, зависящих от исполнителя, мин.

Средний процент потерь рабочего времени, не зависящих от испол­нителя,

К3 = 100(Тпи + Тпо + Тпт)/Т,

где Тпи, Тпо, Тпт - средняя продолжительность потерь соответственно на непроизводительную работу, по организационным причинам, по тех­ническим причинам, мин.

В настоящее время достаточное распространение получил метод моментных наблюдений, который пред­ставляет собой статистическую вы­борку из совокупности затрат рабочего времени, совершаемых одним или несколькими исполнителями. При моментных наблюдениях ФРД ведется путем большого числа коротких наблюдений, совершенно случайных но времени их осуществления и неожиданных для исполнителя.

Хронометраж представляет собой метод наблюдения и измерения определенных затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся элементов операции. В сфере управ­ленческого труда хронометраж при­меним только к тем работникам, которые составляют технический пер­сонал управления. Хронометраж представляет собой более сложное наблюдение, требующее особых на­выков у наблюдателя, знания наблю­даемой операции и владения работой с секундомером или хронометром.

Материал фотографий и самофо­тографий рабочего дня, хронометражей является полезным при разработке мероприятий по дальнейшему совершенствованию организации труда работников управления. В ходе систематического проведения ФРД на предприятиях и в объеди­нениях автотранспорта установлено, что потери рабочего времени у руко­водителей, этих производств достига­ют 15-18%, а у других сотрудни­ков - более 20 % 3. Отдельные руко­водители затрачивают значительную часть своего рабочего времени на общественную работу (20-23 %). У некоторых руководителей наблюда­ется очень низкий процент времени, связанного с выполнением основной работы (всего 40-45 %), тогда как вспомогательная работа, особенно такая, которую можно поручить дру­гим сотрудникам, составляет более 30%.

Вместе с тем установлено, что про­должительность рабочего дня руководителей АТП и АТО составляет в среднем 9,4-9,7 ч. При этом боль­шинство руководителей системати­чески работает в субботний день. Практически каждый второй дирек­тор или главный инженер предприя­тия более половины своего рабочего времени затрачивает на текущие дела, рядовые работники управления также заняты этими вопросами ежед­невно примерно 60% времени.

Наблюдения позволили выявить и такую интересную особенность в ор­ганизации труда управленческих работников. Установлено, что практически каждый директор, главный ин­женер, руководитель подразделения автотранспортного предприятия на протяжении одного рабочего дня очень часто переключается с одного вопроса на другой. У некоторых ру­ководителей число переключений до­ходит до 36. Это означает, что почти через каждые 16 мин перед руково­дителем встает новая задача, а иног­да и проблема, требующая принятия решения.

 

Составной частью вопросов органи­зации управленческого труда являет­ся обеспечение и оснащение данной категории работников всем необходи­мым для нормальной и бесперебой­ной работы. При анализе и оценке существующей схемы размещения работников управления следует ис­ходить из требований рациональнос­ти, экономии средств и производст­венной целесообразности. Все эти требования содержатся в различных нормативных документах, справочни­ках и т.п. Однако на практике зафиксированные в официальных до­кументах требования и нормативы не всегда выполняются. На это имеются разные причины.

Одна из причин - это недостаток пло­щадей и помещений для нормального разме­щения сотрудников. Необходимо заметить так­же, что в части размещения бытует непра­вильное представление, что наиболее целесо­образно каждому сотруднику предоставить от­дельную комнату (кабинет). Но оказывается, что это не только очень дорого, но и нерацио­нально с производственной точки зрения, так как не позволяет осуществлять совместный труд нескольких исполнителей. Так, недопусти­мо размещение диспетчеров АТП в отдель­ных изолированных комнатах.

Большое значение имеет правиль­ное размещение подразделений АТП, АТО. ТУ, ТТУ относительно друг друга. Здесь должен быть выдержан принцип кратчайших расстояний между подразделениями и службами, наиболее часто соприкасающимися по работе.

Данный раздел анализа предпола­гает также изучение вопросов осна­щения подразделений мебелью, орг­техникой, канцелярскими и другими принадлежностями. В него входят оценка организационно-технических, санитарно-гигиенических, психофи­зиологических и эстетических усло­вий труда аппарата управления.

По итогам анализа организации труда работника управления рас­считывается ряд коэффициентов (рис. 10.3).

ГЛАВА 11 АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.