Сделай Сам Свою Работу на 5

Общенаучные методы научного исследования.





Все общенаучные методыдля анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

 

1.Общелогическими методамиявляются анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия.

1. Анализ- это расчленение, разложение объекта исследования на со­ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Раз­новидностями анализа являются классификация и периодизация

Строго проведенный анализ является серьезной гарантией логичности изложения материала исследования (диссертации, монографии).

Анализ возможен лишь тогда, когда исследователь подготовлен к тому, чтобы охватить предмет в целостности. Полный охват фактов дает возможность оценить объективно и верно не только тенденцию явления, но и различные факторы, которые определяют его развитие, способствуя или препятствуя этому развитию.

Анализ создает условия для сравнения.

Для начинающих исследователей можно предложить следующий алгоритм анализа:

1) расчлени изучаемый объект или явление на части и установи
связи между частями;

2) выяви признаки, свойства объекта;



3) выяви сходство и различие этих признаков;

4) расположи объекты по одному или нескольким признакам в
последовательности убывания или возрастания этих признаков;

5) соотнеси общее с частным, единичным, особенным.

Признакаминазываются черты сходства или различия предметов: показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь.

Свойство- качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-нибудь или чего-нибудь.

1.1. Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.

1.2. Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.



1.3. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта (явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

2. Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследова­ния в единое целое.

3. Индукция и дедукция.Вдиссертационных исследованиях индукция и дедукция редко обозначаются как методы исследования, видимо, полагая их само собой разумеющимися видами умозаключения.

Индукция- это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруден­ции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на­ступившими последствиями. В криминологии этот логический прием по­зволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совер­шения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной не­нависти или вражды свидетельствуют о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов.

Дедукция- это выведение единичного, частного из какого-либо об­щего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к ут­верждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктив­ных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как не­обходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.



Пример дедуктивного умозаключения:«Все металлы электропроводны. Железо-металл. Следовательно, железо электропроводно».

Приступая к разработке темы, студент должен дедуктивно определить путь анализа конкретного явления.

3. Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на ос­новании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключе­ние об их сходстве и в других признаках.

Первобытный человек, обладая небольшим запасом знаний и при недостаточно развитом мышлении, судил о новых предметах по аналогии с ранее встречавшимися. Науке известно немало открытий и технических изобретений, исследование которых начиналось с аналогий. Например, сходство между явлениями в электрической машине и молнией привели Франклина к изобретению громоотвода. Тысячи веществ созданы химиками по аналогии их с природными соединениями.

Аналогия занимала значительное место в творчестве Ч. Дарвина, в исследовательской работе Маркса, Энгельса, Ленина и т.д., она используется во всех научных дисциплинах.

Например, в юриспруденции про­белы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона - это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отно­шение.

 

 

2. К методам теоретического уровняпричисляют аксиоматический, ги­потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа, моделирование.

1. Аксиоматический метод- способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво­дятся остальные знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За ак­сиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осозна­вало общественную опасность своих действий и предвидело возможность на­ступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.

2. Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

3. Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ­ствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки ес­тественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования опери­руют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусствен­ных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность како­го-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирова­ния, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса ис­следования. Этот метод используется, например, для создания компьютер­ных программ квалификации преступлений.

4. Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и от­ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в осо­бый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, ко­торые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

5. Конкретизация – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования во времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов эффективности применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.

6. Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опира­ется на философские категории общего, особенного и единичного.

7. Историческийи логический методынаучного познания используются только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз­никновения и развития объектов исследования в хронологической последова­тельности.

Логический метод исследованиятесно связан с историческим, и он определяется как метод воспроизведения, реконструирования в мышлении, сознании сложного развивающегося (или развивавшегося) объекта в форме исторической теории. Можно сказать, что этот метод позволяет получить представление о «теоретической истории» объекта. Для этого могут использоваться самые разнообразные познавательные операции и методы. В отличие от исторического метода, при логическом исследовании объекта исследователь отвлекается, абстрагируется от всех исторических случайностей, отдельных фактов, зигзагов, и из истории вычленяется самое главное, определяющее, существенное.

8. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного по­знания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изу­чаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

9. Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. опреде­ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком­понентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимо­связи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти­ческую, религиозную, обычного права.

10. Моделирование- особый и весьма универсальный метод научного познания, предполагающий изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Моделирование - это метод создания и исследования модели.

Модель(фр. modffle < ит. modello): 1) образец; 2) воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (см. макет); 3) предмет изобретения в искусстве, натурщик, натурщица, позирующие перед художником; 4) в литейном деле - образец того предмета, который нужно отлить; 5) геометрический чертеж, дающий наглядное представление о каком-либо физическом объекте или процессе.

Модельное исследование имеет следующую структуру:

1. Постановка задачи.

2. Создание или выбор модели.

3. Исследование модели.

4. Перенос знания с модели на оригинал.

С помощью моделей могут исследоваться любые объекты. Но принципиальная неполнота, фрагментарность моделей не позволяет получить исчерпывающего знания об оригинале. Только в сочетании с другими методами познания и в сочетании с непосредственным исследованием оригинала метод моделирования может быть плодотворным.

Формы относимые к моделированию: схемы, чертежи, краткие описания (схема - конспекты), математические формулы, матрицы, символы, графы и т.д.

Графомназывают расположенную на плоскости геометрическую конструкцию, которая состоит из вершин, соединенных определенным образом расположенными линиями. С помощью графов можно изображать связи между изучаемыми аспектами проблемы, между разделами и темами, описать внутрипредметные связи.

Главное преимущество моделирования - целостность представления информации.

 

3. К методам эмпирического уровняотносятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

1. Наблюдение- это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

Различают несколько видов наблюдений: непосредственное и опосредованное; сплошное и дискретное, лонгитюдное, ретроспективное, открытое и конспиративное.

Непосредственное наблюдение- это такое наблюдение, в котором действует или сам исследователь, или его ассистент.

Опосредованное наблюдение - это такое наблюдение, в котором факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.

Сплошные наблюденияохватывают процессы в целостном виде от их начала и до конца, до завершения.

Дискретные наблюденияпредставляют собой выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

В методологии исследования существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное(продольное, длительное) и ретроспективное.При ретроспективном наблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении, к анализу прошлого.

Открытое наблюдениеозначает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности и деятельность исследователя воспринимается визуально.

Конспиративное наблюдениепредполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео- и кинорегистрации, фонографические записи и др.

Метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаружить лишь внешние признаки, внешние проявления фактов. Внутренние процессы остаются для наблюдения недоступными.

2. Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.

3. Счет- это определение количественных соотношений объектов ис­следования или параметров, характеризующих их свойства. Количествен­ный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников.

4. Измерение- это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транс­портных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

5. Сравнение- это сопоставление признаков, присущих двум или не­скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Сравнение позволяет определить сходство и различие предметов и явлений, теорий, точек зрения, то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

К сравнению, как методу познания, предъявляются определенные требования:

1) сравниваться должны лишь такие объекты и явления, между
которыми может существовать определенная объективная
общность;

2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным,
существенным признакам.

Для сравнения можно использовать следующий алгоритм:

1) рассматривай каждый изучаемый объект или явление отдельно;

2) выдели признаки, по которым можно их сравнить;

3) сравни объекты или явления по всем признакам (например, по
характеру, по интеллектуальным качествам, по
профессиональным качествам и т.д.) и при этом исходи из
одного объекта или явления;

4) выдели общее;

5) выдели различие.

6. Эксперимент- это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Организация эксперимента имеет обычно ряд стадий:

1) выдвижение гипотезы;

2) постановка конкретной задачи и выбор объекта исследования;

3) подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;

4) разработка и подготовка необходимого материала (если, к
примеру, по педагогике, то системы упражнений, заданий,
вопросов, задач, подбор текстов, их интерпретация и т.д.);

5) выбор оптимального пути эксперимента;

6) наблюдение явлений при эксперименте, их фиксация и описание;

7) анализ и обобщение полученных результатов.

В научном исследовании эксперимент и теория тесно связаны. Всемерное развертывание экспериментальных исследований представляет собой один из наиболее важных путей развития современной науки.

Различают виды экспериментов:

1. По месту проведения:

1) естественный;

2) лабораторный, предполагает создание искусственных условий.

2. По времени (продолжительности) проведения -долговременныйи кратковременный;

3. По цели, по направленности эксперимента - констатирующий и формирующий.

Констатирующий экспериментназывают иногда методом срезов. Он ориентирован на выявление, установление фактического состояния исследуемого объекта, на констатацию его исходных параметров, качеств.

Формирующий экспериментназывают еще созидающим, преобразующим. Это такой эксперимент, который нацелен, направлен на преобразование, совершенствование качества объекта, явления. Назначение этого вида эксперимента в том, чтобы испытать, апробировать и доказательно проверить достоверность выдвинутых гипотез, преимущество и эффективность предлагаемых и испытываемых методов, приемов, форм, условий и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.