Сделай Сам Свою Работу на 5

Расстройства внешней речи

Заикание – прерывистая речь, возникающая в результате сложного функционального расстройства нервной системы.

Характерно:

- при тонических судорогах мышц ротовой полости (повышенный тонус) больной не может разжать рот, сказать первые звуки речи,

- при клонических судорогах мышц ротовой полости (ритмические сокращения мышц языка) нарушается плавность речи.

При волнении заикание усиливается. Больные с заиканием часто стесняются своего дефекта, что приводит возникновению логофобии (страх перед речью).

Наблюдается:

- психотравма,

- испуг,

- травма,

- инфекции.

 

Мутизм – это временное полное выключение экспрессивной речи при сохранении импрессивной и письменной речи.

Наблюдается:

- психотравма,

- истерический невроз,

- органические нарушения в области III и IV желудочков.

 

Косноязычие – неправильное произношение звуков, вследствие чего речь становится малопонятной.

Характерно:

- шепелявость («с» и «з» произносятся как «ш» и «ж»),

- картавость (грассирующее «р»),

- гнусавость.

До 4-х лет неправильное произношение отдельных звуков у детей не считается косноязычием.

 

Анартрия – отсутствие речи.

Характерно:

- тяжелое поражение ядер черепно-мозговых нервов, которые иннервируют мышцы речедвигательного аппарата (язык, губы, мягкое небо, голосовые связки), вследствие чего язык становится неподвижен,

- в отличие от мутизма не нарушается личностные характеристики, способность к общению.

 

Дизартрия – нарушение речи.

Характерно:

- возникает при умеренных поражениях языка и других органов речедвигательного аппарата,

- смазанная речь, гнусавая, непонятная. Наблюдается при поражении различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации.

 

2. Расстройства внутренней речи

Афазия – распад сформированной речи.

Различают формы афазий:

Моторная афазия (экспрессивная) – нарушение способности формировать собственную устную речь.

Характерно:

- возникает при поражении центра Брока и граничащих с ним зон (третья лобная извилина левого полушария),



- спонтанная речь невозможна,

- понимание чужой речи сохранено,

- может быть полная или частичная,

- в отличие от анартрии, больной хорошо владеет рече-двигательным аппаратом,

- больной объяснятся с привлечением мимики.

Сенсорная афазия – это нарушение способности понимать чужую речь при нормальном слухе.

- возникает при поражении центра Вернике (средние и задние отделы верхней височной извилины),

- также может возникать при поражениях лобных долей, височной доли противоположного полушария, подкорковых структур,

- нарушен анализ и синтез не только чужой, но и своей речи. Больной напоминает иностранца (он не понимает и его не понимают, так как его речь состоит из набора слов – «словесный понос»).

Алексия – утрата понимания написанного.

Характерно:

- нарушения могут быть приобретенными и наследственными (семейные случаи трудного обучения чтению).

- может быть связана с поражением речевой зоны коры и поражением оптической зоны (затылочной области коры головного мозга),

- больной не узнает буквы,

- затрудняется в синтезе букв, слов.

Аграфия(дисграфия)– нарушение способности к письму.

Характерно:

- больной не может освоить навыки письма,

- делает грубые ошибки (пропуск, замена букв и др.),

- отсутствуют расстройства функций руки.

Наблюдается:

- при поражении левой теменной доли (у правшей) и правой (у левшей).

Акалькулия – нарушение счета.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Пороки развития органов речи: причины, признаки, профилактика.

2. Травмы органов речи: причины, признаки, профилактика.

3. Воспалительные заболевания органов речи: причины, признаки, принципы лечения, профилактика.

4. Заболевания центрального отделов речевого аппарата (органические, функциональные).

 

Список литературы:

1. Гапанович В.Я. Александров В.М. Оториноларингологический атлас. – Минск, 1989.

2. Пальчун Ф.Т. Преображенский И.А., Болезни уха, горла, носа. – М., 1990.

3. Плукжников М.С., Дискаленко В.В., Блоцкий А.А. Пособие к изучению оториноларингологии в медицинских ВУЗах. – М., 2006.

4. Справочник практического врача. – Том 2. – М., 1991.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Агнозии – это нарушение процессов узнавания предметов и явлений по их характерным признакам, при сохранности элементарной чувствительности (зрение, слух, обоняние, осязание) и сознания.

Аксон – единственный длинный отросток нервной клетки.

Анализаторы — комплексы структур нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения.

Анатомия человека– наука о строение человеческого тела, его органов и систем, а также о связи строения органов с их функцией и окружающей средой.

Артерии сосуды, по которым течет кровь от сердца к органам.

Астигматизм- нарушение зрения, обусловленное тем, что преломляю­щая поверхность хрусталика или роговица имеет неодинаковую кривизну в различных меридианах.

Аутосомы– это первые 22 пары хромосом, они содержат данные о строении и функциях организма в целом.

Ахромазия– полная цветовая слепота.

Афакия – отсутствие хрусталика.

Близорукость- фокус изображения предмета расположен перед сетчаткой. Для устранения близорукости нужны очки с двояковогнутыми линзами.

Блефарит – воспаление края век.

Возбудимость – это способность нервной клетки быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.

Возрастная анатомия – изучает особенности строения организма человека в различные периоды жизни.

Генные заболевания – это такие заболевания, которые обусловлены структурными изменениями гена (выпадение или замена азотистого основания или нуклеотида)

Генотип– совокупность генов, которую организм получает от родителей.

Дальнозоркость - фокус изображения предмета расположен за сетчаткой.

Дендриты– короткие, ветвящиеся отростки, невыходящие за пределы ЦНС.

Дыхание– совокупность процессов, обеспечивающих обмен газов между организмом и окружающей средой.

Заикание – прерывистая речь, возникающая в результате сложного функционального расстройства нервной системы.

Лабиринтит– воспаление внутреннего уха.

Наследственность– это свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.

Наследственные болезни – это заболевания, обусловленные изменениями наследственного аппарата, которое передаются из поколения в поколения.

Нейрон– структурная, функциональная единица нервной системы

Онтогенез– индивидуальное развитие организма от момента зачатия и до смерти.

Орган– часть человеческого тела с присущей ему определенной формой, строением и функцией.

Органы чувств– это комплекс анатомических структур, воспринимающих энергию внешних раздражений.

Организм– это самостоятельная живая система, состоящая из органических и неорганических веществ.

Остеосклероз– разрастание костной ткани в области овального окна.

Пороки внутриутробного развития– это заболевания, при которых нарушается развитие ткани, органа или системы органов плода в период внутриутробного развития, под воздействием каких-либо вредных факторов.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие внешних и внутренних раздражителей с участием ЦНС.

Рефлекторная дуга– путь, по которому осуществляется рефлекс.

Сенситивные периоды– это период особой чувствительности, которые возникают на базе критических периодов и менее всего контролируется генетически, т.е. являются особенно восприимчивыми к влиянию внешней среды.

Тугоухость - поражение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако восприятие речи при помощи слуха в специально созданных условиях возможно.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков.

Физиология– наука о функциях организма, т.е. о процессах жизнедеятельности организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток.

Хромосомные заболевания– это заболевание, которое обусловлено изменениями количества хромосом или их структуры.

Хрусталик– прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы диаметром около 9 мм.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.