Сделай Сам Свою Работу на 5

Гигиена и охрана зрения у детей





Предупреждение расстройств зрения у детей предусматривает устранение причин и условий, способствующих снижению остроты зрения.

Близорукость высокой степени 3,25 Д (диоптрий) и выше, является основанием для отнесения детей по группам здоровья к больным детям. Такие учащиеся занимаются физкультурой только по специальной программе, им противопоказано выполнение работ по обработке металла, подъем тяжестей или длительное пребывание в согнутом положении (полевые работы). При близорукости слабой степени учащиеся осматриваются окулистом 1 раз в год, при высокой (более 6,0 Д) – 2 раза в год.

Равномерно рассеянное освещение в классах наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность. Значительно улучшаются все зрительные функции при освещенности рабочих мест в 250 лк. и более. Окраска помещения, мебели и рабочего места в светлые, теплые тона повышает уровень освещенности помещений и оказывает положительное влияние на зрительные функции учащихся.

Блестящая поверхность стола, резкий солнечный свет неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций. Комфортный световой режим в учебных помещениях обеспечивается применением жалюзи или штор из х/б тканей, которые обладают достаточной степенью светопропускания и светорассеивающими свойствами.



Необходимо следить за чистотой оконных стекол, так как на запыленных стеклах может задерживаться до 30-40 % световых лучей.

При профилактике расстройств зрения имеет большое значение расстояние от глаз до страницы книги или тетради. Оно должно быть при остроте зрения 1 Д 25-35 см. Наклон крышки парты облегчает зрительную работу учащегося и служит для профилактики утомления зрения, а значит и близорукости.

Стол для занятий нужно ставить так, чтобы естественный или искусственный свет падал слева.

Профессиональная ориентация школьников с нарушениями зрения

Вопрос о выборе профессии является важным для каждого ребенка, а особенно больного с патологией зрения. В этих случаях необходимо своевременного ориентировать школьником в выборе будущей специальности с учетом состояния их здоровья.

При близорукости/дальнозоркости



- Противопоказаны работы с источниками ультрафиолетовой, инфракрасной, ионизирующей радиацией, а также с токсическими веществами (мышьяком, хлорорганическими углеводородами, ртутью, свинцом и др.).

- Противопоказаны также работы, требующие ношение очков. К ним относятся работы в горячих цехах, судостроении, прядильно-ткацких производствах, транспорте.

- Не рекомендуются работы на высоте, при длительном вынужденном наклонном положении тела и в условиях повышенной влажности.

Предпочтительны следующие рабочие профессии:

продавец, кондуктор, библиотекарь, слесарь, воспитатель, учитель, врач, парикмахер, психолог.

Возможны некоторые виды сельскохозяйственных работ (не связанные с тяжелой физической нагрузкой).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Светоощущение: определение, возрастные особенности светоощущения?

2. Цветоощущение, возрастные особенности цветоощущения?

3. Какое строение имеет оптическая система глаза?

4. Что такое аккомодация?

5. Что такое острота зрения, как изменяется острота зрения с возрастом?

6. Что такое поле зрения, как изменяется поле зрения с возрастом?

7. Как развивается зрительная функция?

8. Какие методы используются для исследования строения и функций органов зрения, особенности исследования у детей?

9. Гигиена зрения.

10. В чём особенности профессиональной ориентации школьников с нарушениями зрения?

 

Список литературы:

1. Абрамов В.Г. Особенности строения и функций органов зрения у детей – Иваново, 1980.

2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.

3. Воробьёва Е.А. Анатомия и физиология. – М., 2005.



4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

5. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М., 1980.

6. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М., 2002.

7. Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей. – М., 1978.

8. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия и физиология детей младшего школьного возраста. – М., 1979.

9. Сапин В.И., Билич В.С. Анатомия человека. – М., 1989.

10. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2002.

11. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов на Дону, 2006.

12. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978.

 

ТЕМА 7. ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ

Цели изучения темы:

- ознакомить с причинами пороков развития органов зрения, профилактика этих нарушений;

- изучить причины, признаками травм органов зрения, их профилактика;

- ознакомить с причинами, признаками воспалительных заболеваний органов зрения, их профилактикой;

- ознакомить с причинами нарушения зрения, коррекцией этих нарушений.

 

Наименование разделов темы:

1. Заболевания глазного яблока (пороки развития, травмы, инородные тела, кератит, астигматизм, глаукома, катаракта, астенопия, близорукость, дальнозоркость, гемералопия, ретинопатия, дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, нарушение цветоощущения).

2. Заболевания проводникового и центрального отделов зрительного анализатора (органические, функциональные).

3. Заболевания органов вспомогательного аппарата глаз (коньюктивит, горделиум, блефарит, косоглазие, патология слезных органов).

4. Слепота, остаточное зрение и слабовидение: причины, формы, их характеристика.

5. Методы компенсации стойких нарушений зрительной функции.

6. Принципы лечебно-восстановительной и коррекционно-педа-гогической работы у детей с нарушениями зрения.

 

1. Заболевания глазного яблока (пороки развития, травмы, инородные тела, кератит, астигматизм, глаукома, катаракта, астенопия, близорукость, дальнозоркость, гемералопия, ретинопатия, дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, нарушение цветоощущения)

Пороки развития глазного яблока

Причины: - тератогенные факторы.

Признаки: - дефекты.

Принципы лечения: - пластическая хирургия,

- мероприятия реабилитации,

- психологическая помощь.

Профилактика: исключить воздействие вредных факторов на организм беременной женщины.

 

Травмы глазного яблока– нарушение целостности тканей глаза под влиянием различных воздействий внешней среды.

Причины: - механические,

- физические (термические, лучевые),

- химические (кислоты, щелочи).

Признаки: - дефекты органа,

- боль,

- кровотечение,

- излияние стекловидного тела,

- нарушение зрения.

ПМП: - исключить зрение,

- светозащитная повязка на оба глаза,

- срочная госпитализация.

Профилактика: соблюдение правил личной безопасности.

 

Кератит – воспаление роговицы.

Причины: - инфекция;

- травмы;

- химические ожоги;

- термические ожоги;

- нарушение иннервации;

- нарушение обмена веществ;

- аллергия.

Признаки: - боли в глазу;

- слезотечение;

- светобоязнь;

- снижение остроты зрения;

- язвы;

- помутнение роговицы.

Принципы лечения: - длительное.

Профилактика: соблюдение правил личной гигиены и безопасности.

 

Катаракта – стойкое помутнение хрусталикового вещества или капсулы хрусталика.

Причины: - наследственные и тератогенные болезни (60% всех врожденных дефектов органов зрения),

- обменные нарушения;

- радиационное воздействие;

- лучевое воздействие;

- травмы;

- заболевание внутренних оболочек глаза;

- дерматиты;

- диабет,

- возрастные изменения.

Признаки: - снижение остроты зрения,

- помутнение хрусталика.

Принципы лечения: - терапевтический метод;

- хирургический метод.

 

Афакия – отсутствие хрусталика.

Лечение: хирургическая постановка хрусталика (восстановление зрения).

 

Астигматизм– аномалия строения глаз, которая выражается в том, что радиус кривизны роговицы в различных меридианах оказывается неодинаковым.

Причины: - операции роговицы;

- болезни роговицы;

- ранения глаз.

Признаки: - снижение остроты зрения,

- быстрое утомление глаз при работе,

- головные боли,

- иногда блефароконьюктивит.

Принципы лечения: - постоянное ношение очков (астигматические линзы),

- лазерная коррекция.

Профилактика: исключение действие вредных факторов на организм беременной женщины.

 

Глаукома– хроническое заболевание, характеризуется постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления.

Формы: - врожденная;

- первичная;

- вторичная.

Причина: - наследственная предрасположенность;

- нарушение отдела гл. камер;

- аномалии глаза;

- воспалительные процессы глаза;

- травмы;

- опухоли;

- заболевания эндокринной системы.

Признаки: - боль в глазных яблоках;

- затуманивание зрения,

- радужные круги,

- светобоязнь,

- слезотечение,

- мутность роговицы.

Принципы лечения: - сосудосуживающие средства;

- АТФ;

- операции (образование каналов)

Профилактика: периодические профилактические осмотры окулиста.

 

Гемералопия (куриная слепота) – снижение остроты сумеречного зрения.

Причины: - врожденная патология;

- наследственные болезни;

- гиповитаминоз А,В2,РР;

- глаукома;

- отслойка сетчатки;

- заболевание зрительного нерва;

- заболевание печени,

- малярия.

Признаки: - снижение остроты зрения при сниженной освещенности;

- нарушение световой адаптации;

- нарушение цветоощущения.

Принципы лечения: - врожденная форма не лечится,

- остальные формы – лечение основного заболевания.

Астенопия – утомление глаз во время зрительной работы.

Причины: - слабость глазных мышц;

- длительная зрительная работа на близком расстоянии;

- дальнозоркость;

- астигматизм.

Признаки: - зрительный дискомфорт,

- жалобы на утомление глаз,

- боли в глазах и в голове,

- чувство тяжести в глазах,

- расплывание контуров рассматриваемых объектов.

Принципы лечения: - выявление причины,

- устранение причины.

Профилактика: - соблюдение правил гигиены зрения,

- тренировка глаз («метка на стекле»).

 

Близорукость (миопия)

Причины: - врожденный порок развития (увеличение длины гл/яблока),

- нарушение гигиены зрения,

- низкая освещенность,

- замена естественного освещения искусственным,

- не правильное расположение текста,

- большая функциональная нагрузка.

У дошкольников среди дефектов зрения близорукость встречается у 2,5% детей. К 14-16 годам число близоруких школьников значительно увеличивается и приближается к 11%.

Признаки: - плохо видят отдаленные предметы.

Принципы лечения: - терапевтические методы,

- коррекция линзами,

- хирургические методы (лазер).

Профилактика: соблюдение личной гигиены.

 

Дальнозоркость (гиперметропия)

Причины: - врожденный порок развития (уменьшение длины гл/яблока).

У дошкольников среди дефектов зрения дальнозоркость встречается у 82% детей.

Признаки: - плохо видят предметы в близи.

Принципы лечения: - терапевтические методы,

- коррекция линзами,

- хирургические методы (лазер).

 

Ретинит– воспаление сетчатки глаза.

Причины: инфекции (сифилис, токсоплазмоз, вирусные, гнойные инфекции), ревматизм, аллергия, интоксикация, лучистая энергия, травма.

Симптомы: - снижение остроты зрения;

- фотопсии (вспышки света);

- нарушение цветоощущения.

Лечение: лечение основного заболевания.

 

Дегенерация сетчатки – дистрофические изменения сетчатки.

Причины: - старческие изменения (у людей старше 60 лет),

- интоксикация,

- инфекция,

- наследственная предрасположенность.

Признаки: - снижение остроты зрения,

- снижение сумеречного зрения,

- затруднение ориентировки,

- нарушение цветоощущения,

- сужение поля зрения.

Принципы лечения: - малоэффективно.

 

Отслойка сетчатки

Причины: - высокая степень близорукости;

- травмы глаз;

- кровоизлияние;

- сахарный диабет;

- сотрясение тела;

- воспалительные заболевания глаз;

- опухоли.

Признаки: - снижение остроты зрения,

- искажение изображения.

Принципы лечения: - хирургический метод (лазер) восстановление у 50-60% больных;

- лечение основного заболевания.

 

 

Нарушения цветоощущения

Причины: - наследственные заболевания,

- тератогенные заболевания.

Признаки:

Дальтонизм – наследственно-обусловленное нарушение цветоощущения.

Полная цветовая слепота (ахромазия) – не воспринимает все цвета, видит в разных оттенках черно-белого (серого) цвета.

Частичная цветовая слепота:

- Протанопия (краснослепые) – не воспринимают красного цвета, сине-голубые лучи кажутся им бесцветными.

- Дейтеранопия (зеленослепые) – не отличают зеленые цвета от темно-красных и голубых.

- Титанопия – не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета.

 

2. Заболевания проводникового и центрального отделов зрительного анализатора (органические, функциональные)

Пороки развития проводникового и центрального отделов зрительного анализатора

Причины: - факторы, влияющие на развитие во внутриутробном периоде.

Признаки: - наблюдаются с рождения,

- врожденные пороки развития.

Принципы лечения: - пластическая операция,

- реабилитация.

Профилактика: - предупреждение воздействия на организм беременной женщины вредных факторов.

 

Травмы проводникового и центрального отделов зрительного анализатора

Причины: - удар,

- падение,

- сдавление головы.

Признаки: - в соответствии с зоной поражения.

ПМП: - покой,

- холод,

- срочная госпитализация.

Профилактика: соблюдение правил личной безопасности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.