Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Вирусные инфекции.





ПАТОМОРФОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Сборник ситуационных задач по частной патологической анатомии

для самостоятельной работы иностранных студентов III курса

 

 

Иваново 2004

 

 

Методические разработки кафедры патологической анатомии с секционным курсом утверждены методической комиссией теоретических кафедр ГОУ ВПО «Ивановской государственной медицинской академии» МЗ РФ.

 

Морфология типовых патологических процессов. Сборник ситуационных задач по общей патологической анатомии для самостоятельной работы иностранных студентов. – Иваново.- 2003 г. – 28 с.

 

Задачи по частной инфекционной патологической анатомии для студентов факультета иностранных учащихся представляют собой типовые задания с эталонами ответов, составленные с целью активизации самостоятельной работы обучающихся на кафедре патологической анатомии. Условия задач отражают типовые ситуации в современной клинике. Решение их потребует от студентов умение применить полученные знания на практике. Представленные задания рекомендуются для самоподготовки и самокоррекции знаний студентов в процессе самостоятельной работы с учебником и на практических занятиях.



 

 

Авторы: О.Н. Нечаева, Е.А. Конкина, В.И. Демидов

 

Рецензент: Л.П. Перетятко.

 

 

Введение

Ситуационные задачи по частной неинфекционной патологической анатомии на факультете работы с иностранными студентами подготовлены на основе официальной программы предмета. Задачи представлены важнейшими нозологическими формами.

Условия каждой из задач сформулированы с достаточной полнотой информации и не содержат лишних сведений, которые могли бы мешать студенту сосредоточиться на поставленных вопросах.

Успешная самостоятельная работа над задачами по частной неинфекционной патологической анатомии при овладении базовыми данными и четкими представлениями о сущности типовых патологических процессов на определенных уровнях с учетом динамики изменений органов и тканей, должна определить уровень знаний, которые получит студент, стремящийся к глубокому овладению будущей специальностью. Фактически именно последовательная деятельность студента и составляет алгоритм его работы.



Вдумываясь в вопросы, поставленные задачей, студент имеет возможность заметить их логическую последовательность.

Важнейшей составной частью индивидуальной работы над решением задач является создание представления о классификационных клинико-морфологических вариантах болезни, осложнениях, возможных исходах и последствиях каждой нозологической формы.

Синхронное обучение в условиях клинических кафедр на последующих курсах должно определить качество знаний будущего врача.

ТЕМА 1. «ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ».

Задача 1.

При обследовании больного 19 лет с признаками ВИЧ-инфекции произведена биопсия увеличенного лимфатического узла.

1. Укажите характерные микроскопические изменения лимфатических узлов в эту стадию ВИЧ-инфекции: 1…, 2…

2. Укажите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией: 1…, 2…, 3…

 

Задача №2.

У ВИЧ-инфицированного мужчины 29 лет выявлены проявления лимфаденопатии. Назначена биопсия.

1. Укажите локализацию лимфатических узлов, с поражения которых начинается лимфаденопатия.

2. Уточните вид биопсии, назначенной больному.

3. Укажите особенности тропизма возбудителя.

4. Назовите патоморфологические изменения органов иммуногенеза в терминальном периоде заболевания: 1 …, 2 …

 

Задача №3.

У больного 27 лет, страдающего ВИЧ-инфекцией, прогрессировали признаки неврологического синдрома после длительного второго периода заболевания.

1. Укажите возможные изменения ЦНС у больных ВИЧ-инфекцией: 1…, 2…, 3…, 4…, 5 …



 

Задача №4.

У больной 49 лет установлен диагноз холестатической формы вирусного гепатита.

1. Назовите диагностическое обследование, позволяющее определить при жизни макроскопическое изменение печени.

2. Дайте макроскопическую характеристику печени при этой форме гепатита.

3. Обозначьте процесс, происходящий во внутрипеченочных желчных путях.

4. Укажите вид дистрофии, характерный для изменений гепатоцитов в центрах долек.

5. Укажите особенности механизма желтухи при данном варианте вирусного гепатита.

 

Задача №5.

По данным исследования биоптата печени у больной 52 лет установлен диагноз хронического вирусного гепатита.

1. Назовите клинико-патологоанатомические формы хронического вирусного гепатита: 1…, 2…

2. Укажите вид биопсии, произведённой у данной больной.

3. Опишите микроскопические изменения гепатоцитов, типичные для хронического активного гепатита в ткани печени: 1…, 2…

Задача №6.

Больная 46 лет погибла от молниеносной формы вирусного гепатита. При патогистологическом исследовании биоптата печени получено подтверждение диагноза в день поступления в стационар.

1. Уточните вид биопсии.

2. Перечислите главные внепеченочные изменения при данном заболевании: 1…, 2…, 3…, 4…

 

Задача №7.

У больного через 1,5 месяца после переливания крови развилась желтуха. При пальпации обнаружено увеличение печени. Произведена биопсия печени, диагностирован вирусный гепатит.

1. Опишите возможные макроскопические изменения печени.

2. Укажите морфологические маркеры вирусной этиологии гепатита: 1…, 2…

3. Уточните возможные исходы заболевания: 1…, 2…

 

Задача №8.

У юноши 18 лет со стойкой инвалидностью после перенесённого в раннем детстве полиомиелита имеется нарушение функции опорно-двигательного аппарата. Неоднократно подвергался пластическим, ортопедическим операциям.

1. Назовите типичную локализацию патологического процесса: 1 …, 2 …

2. Дайте микроскопическое описание процесса в ЦНС в стадии остаточных изменений: 1…, 2…

3. Назовите патологический процесс в скелетной мускулатуре, развившийся у больного.

 

Задача №9.

У ребёнка, посещающего детский сад, появились кашель, насморк, конъюнктивит, повысилась температура до 39 0С. На коже отмечается крупнопятнистая сыпь. При осмотре полости рта обнаружены белесоватые пятна. Смерть наступила на 5-ые сутки от пневмонии.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Дайте характеристику воспалительного процесса в бронхиальном дереве:

а) по характеру воспалительной реакции,

б) по глубине поражения стенки бронха.

3. Укажите характер экзантемы и ее исход: 1 …, 2…

 

Задача №10.

У ребенка 4,5 лет, умершего от осложнённой кори, основные изменения были обнаружены со стороны органов дыхания.

1. Дайте диагностическое обозначение этих изменений: 1) поражение бронхов,

2) лёгочной паренхимы.

2. С каким заболеванием необходимо дифференцировать поражение мелких бронхов при кори?

3. Дайте определение понятия «ложный круп» и укажите причину его возникновения.

 

Задача №11.

Смерть ребенка 6 лет наступила от коревой бронхопневмонии.

1. Укажите ворота инфекции при кори: 1…, 2…

2. Определите характерные микроскопические признаки пневмонии указанной этиологии.

3. Перечислите возможные осложнения пневмонии: 1…, 2 …

 

Задача №12.

В период эпидемии гриппа в клинику поступил больной с жалобами на повышение температуры, одышку, кашель, слабость в течение 5 дней. При обследовании диагностирована двусторонняя пневмония. Несмотря на проводимую терапию больной скончался при явлениях лёгочно-сердечной недостаточности. На аутопсии обнаружена картина «большого пестрого гриппозного лёгкого».

1. Опишите возможные микроскопические изменения лёгочной ткани: 1…, 2…, 3…, 4…

2. Объясните причину деструктивных изменений лёгочной ткани.

 

Задача №13.

Смерть больного 16 лет, наступила во время эпидемии гриппа при клинических проявлениях гриппозного лептоменингита.

1. Какой вид воспаления характерен для данного патологического процесса в мягкой мозговой оболочке?

2. Назовите клинико-морфологическую форму гриппа, характеризующуюся поражением центральной системы?

3. Какие изменения ткани головного мозга могли способствовать наступлению летального исхода? 1…, 2…, 3…

 

Задача №14.

Смерть больного 12 лет наступила в период эпидемии гриппа при проявлениях токсической формы гриппа. На аутопсии диагностирован резко выраженный отёк-набухание головного мозга.

1. Опишите характерные макроскопические изменения головного мозга: 1…, 2…, 3…

2. Каков механизм наступления смерти?

3. Укажите причины поражения центральной нервной системы при гриппе.

 

Задача №15.

В период эпидемической вспышки гриппа больной 41 года погиб от токсической формы заболевания с признаками поражения ЦНС.

1. Назовите процессы в центральной нервной системе по их локализации:1.., 2..

2. Укажите особенности воздействия вируса на сосудистое русло.

3. Назовите особенности экссудативной реакции при гриппе.

4. Уточните проявления другой тяжёлой формы гриппа.

ТЕМА 2. «КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ».

Задача №1.

Смерть ребенка 3 лет наступила в инфекционном стационаре на 6-е сутки заболевания, начавшегося с подъёма температуры до 39 0С, профузного поноса. Бактериологическое исследование позволило выделить из содержимого кишечника шигеллу типа Зонне. Непосредственной причиной смерти при прогрессирующем токсикозе явилась острая почечная недостаточность.

1. Назовите заболевание.

2. Укажите особенности локализации изменений пищеварительного тракта, характерные для детей младшего возраста.

3. Назовите варианты поражения пищеварительного тракта по виду воспаления: 1 …, 2 …

4. Объясните развитие синдрома острой почечной недостаточности.

 

Задача №2.

У женщины 42 лет появились схваткообразные боли в животе, частые болезненные позывы на дефекацию с тенезмами, жидкий стул со слизью, повысилась температура до 38 0С. При пальпации определяется болезненность в левой подвздошной области, спазмированная сигмовидная кишка. С диагнозом «Дизентерия» больная госпитализирована в инфекционное отделение.

1. Укажите характер микроскопических изменений слизистой оболочки сигмовидной кишки во вторую стадию заболевания.

2. Что лежит в основе появления частых болезненных позывов на дефекацию с тенезмами?

3. Назовите возможные кишечные осложнения осложнения.

 

Задача №3.

Больная престарелого возраста поступила в отделении кишечных инфекций с болями в животе, тенезмами. При первых признаках кишечных расстройств, дома начала принимать высокие дозы антибиотиков. Бактериологическое исследование выделений из кишечника дало отрицательный результат. При ректороманоскопии выявлено: слизистая оболочка прямой кишки и нижнего отделе сигмы набухшая, гиперемирована, с точечными кровоизлияниями и язвенными дефектами на вершинах складок, форма язв разнообразна. На 5 сутки пребывания в стационаре появились признаки парапроктита.

1. Назовите заболевание.

2. Укажите стадию заболевания и механизм формирования язв.

3. Объясните причину развития параптоктита.

4. Предположите причину отрицательного результата бактериологического исследования.

 

Задача № 4.

Больная 52 лет была доставлена в инфекционную клинику на 2-й неделе с момента появления диареи, повышения температуры до 40 0С. Была выявлена экзантема, типичная для брюшного тифа. Диагноз подтверждён бактериологически.

1. Назовите форму экзантемы.

2. Опишите макроскопические изменения кишечника с учётом локализации при классическом течении заболевания.

3. Уточните характер микроскопических изменений стенки кишки в эту стадию.

4. Перечислите кишечные осложнения заболевания.

 

 

Задача № 5.

Больной брюшным тифом, подтверждённым бактериологическими исследованиями, погиб от внекишечного осложнения, связанного с поражением органов дыхания на 4-й неделе заболевания.

1. Назовите характерные проявления поражения органов дыхания.

2. Опишите макроскопические изменения кишечника в эту стадию.

3. Назовите поражение мышц (локализация, макроскопические изменения).

4. Перечислите другие внекишечные осложнения.

 

Задача № 6.

У больного 35 лет, находившегося в инфекционном стационаре, диагностирован брюшной тиф. Смерть наступила на 20 сутки от начала заболевания при явлениях массивного кишечного кровотечения, остановить которое не удалось.

1. В какой стадии болезни наступил летальный исход?

2. Дайте макроскопическое описание изменений кишечника в эту стадию.

3. Объясните механизм кровотечения.

4. Укажите, какие органы необходимо исследовать гисто-бактериологическими методами для выявления возбудителя.

5. Классифицируйте заболевание по биологическому признаку.

 

Задача № 7.

Больная 16 лет с бактериологически подтверждённым брюшным тифом погибла в конце 3-й недели заболевания при клинической картине перитонита.

1. Объясните причину перитонита.

2. Опишите микроскопическую картину изменений кишечной стенки.

3. Дайте характеристику изменениям селезёнки при брюшном тифе.

4. Назовите формы брюшного тифа с атипичной локализацией воспалительного процесса.

 

Задача №8.

У ребенка 11 месяцев, перенёсшего вирусную инфекцию, диагностирован шигеллёз. Смерть наступила при явлениях нарастающей интоксикации и эксикоза.

1. Объясните воздействие возбудителя на организм: 1 …, 2 …, 3 …

2. Укажите особенности макроскопических изменений кишечника у детей первых лет жизни: 1 …, 2 …

 

Задача №9.

В условиях ограниченного детского коллектива (детсад) возник очаг сальмонеллёза, давший тяжелые формы со смертельными исходами.

1. Назовите варианты генерализованной формы заболевания: 1 …, 2 …

2. В какой форме протекает воспалительная реакция в тонкой кишке?

3. Объясните развитие острой почечной недостаточности при сальмонеллёзе.

4. Укажите типичную локализацию гнойных поражений в организме больного.

 

Задача №10.

В одном из отделений терапевтического профиля центральной районной больницы возникла внутригоспитальная вспышка сальмонеллёза, связанного с приёмом пищи. Больная 67 лет, находившаяся в период реконвалесценции после инфаркта миокарда, скончалась при нарастающих признаках коллапса.

1. Классифицируйте заболевание по эпидемиологическому признаку.

2. Перечислите возможные источники инфицирования: 1 …, 2 …

3. Назовите клинико-морфологические формы болезни: 1 …, 2 …

 

Задача №11.

В одном из сибирских регионов одновременно заболело более 100 взрослых, работавших на крупном промышленном предприятии, с развитием картины пищевой токсикоинфекции. Было установлено, что источником вспышки явился пищеблок завода. Бактериологическое исследование позволило диагностировать йерсиниоз.

1. Классифицируйте заболевание по эпидемиологическому признаку.

2. Перечислите клинико-морфологические формы болезни: 1 …, 2 …, 3 …

3. Назовите типичный вариант воспалительной реакции организма.

 

Задача № 12.

Больной 40 лет, оказавшийся в очаге вспышки холеры, с типичными проявлениями заболевания, погиб в третьем периоде (стадии) инфекции.

1. Назовите возбудителя болезни.

2. Перечислите внешние признаки заболеваний в этот срок и клинические образные названия этих признаков.

3. Дайте название экзотоксина, выделяемого возбудителем.

4. Укажите характер поражения желудочно-кишечного тракта.

 

Задача № 13.

Больная, не получившая в силу обстоятельств, своевременной медицинской помощи в очаге вспышки холеры, погибла при клинической картине острой почечной недостаточности.

1. Определите примерный срок (период) смертельного исхода.

2. Уточните механизм развития патологических изменений почек (патогенез).

3. Перечислите внепочечные изменения в организме умершей: 1 …, 2 …, 3 …

 

Задача № 14.

При возникновении очага заболевания холерой, в ходе диагностического процесса была произведена биопсия пораженного отдела кишечника.

1. Из какого отдела кишечника был взят биоптат?

2. Назовите вид биопсии.

3. Дайте макроскопическое описание кишечника во 2-й стадии заболевания.

4. Дайте микроскопическое описание изменений стенки кишки в эту же стадию.

5. Укажите источник заражения.

 

 

Задача № 15.

Смерть больной наступила во время вспышки холеры в 3-м периоде заболевания.

1. Назовите этот период.

2. Объясните причину тяжёлой интоксикации, связанной с особенностью возбудителя.

3. Опишите макроскопические изменения брюшной полости и желудочно-кишечного тракта.

4. Классифицируйте холеру по эпидемиологическому признаку и по биологическому принципу.

 

ТЕМА 3. «ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ. СЕПСИС».

Задача № 1.

На 15-й день с момента заболевания дифтерией у ребёнка 6 лет появились боли в сердце, определялись приглушенность тонов и расширение границ сердца. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. На вскрытии сердце увеличено в размерах, дряблой консистенции, серого цвета на разрезе.

1. Опишите микроскопические варианты острого дифтерийного миокардита.

2. Расшифруйте понятия «ранний и поздний паралич сердца».

3. Укажите этиологию заболевания.

 

 

Задача № 2.

В клинику с симптомами асфиксии доставлен ребенок. В гортани, трахее и бронхах обнаружены бело-желтые легко отделяемые и обтурирующие просвет пленки. Проведена пролонгированная интубация.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Назовите его форму.

3. Уточните вид экссудативного воспаления в гортани, трахее и бронхах.

4. Перечислите возможные осложнения.

Задача № 3.

Ребенок 5 лет поступил в детскую инфекционную больницу на второй день с момента заболевания. При поступлении отмечались высокая температура, вялость. При осмотре ротовой полости обнаружена яркая гиперемия слизистой оболочки мягкого неба, язычка, небных дужек, корня языка. Миндалины увеличены ярко-красного цвета. Лимфатические узлы шеи увеличены, плотные, болезненные при пальпации. Кожные покровы гиперемированы, с мелкоточечной сыпью. На 5-й день болезни на поверхности миндалин появились налёты грязно-серого, тусклого вида.

1. Диагностируйте основное заболевание.

2. Назовите клинико-анатомические формы этой болезни: 1 …, 2 …, 3 …

3. Укажите характер воспаления миндалин в первые дни болезни.

 

Задача № 4.

Ребенок 5 лет заболел остро, с подъемом температуры до 38-39 0С и резкой болью при глотании. При осмотре выявлены увеличенные передние шейные лимфатические узлы, болезненные при пальпации. Обнаружено увеличение миндалин с умеренной гиперемией. На поверхности миндалин располагаются желтовато-белые плёнки, с трудом снимающиеся шпателем. При их отторжении обнаруживаются кровоточащие язвенные дефекты. Резко выражены признаки общей интоксикации.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Уточните форму воспаления миндалин.

3. Перечислите возможные осложнения: 1 …, 2 …, 3 …

 

Задача № 5.

У 3-летнего ребенка отмечаются умеренное повышение температуры тела до 38 0С, недомогание, снижение аппетита. Появилась осиплость голоса, кашель приобрел грубый, лающий характер, вдох затруднён, нарастают признаки асфиксии. При бронхоскопии обнаружены желтые плёнки, выстилающие гортань и верхнюю треть трахеи. Пленки местами свободно отделяются от слизистой оболочки, закрывая просвет дыхательных путей. Вставлена трахеотомическая канюля. Через несколько дней в легких стали выслушиваться влажные хрипы. Диагностирована пневмония.

1. Диагностируйте основное заболевание.

2. Опишите микроскопические изменения в слизистой оболочке гортани, трахее.

3. Объясните механизм развития асфиксии.

4. Перечислите осложнения, связанные с интубацией: 1…,2….

 

Задача № 6.

У ребенка через 4 недели после начала скарлатины в моче обнаружен белок до 3 %, эритроциты, единичные гиалиновые цилиндры.

1. Дайте название второму периоду болезни.

2. Проявлением какой реакции организма являются общие изменения во второй период болезни?

3. Какие микроскопические изменения могли быть обнаружены в биоптате почек?

4. Назовите возможные исходы почечной патологии.

 

Задача № 7.

Ребенок заболел остро. На 2-ой день заболевания диагностирована скарлатина. Зев и миндалины ярко-красные. Гиперемия распространяется на слизистую оболочку глотки. Язык «малиновый». Миндалины увеличены, сочные. На теле типичная скарлатинозная сыпь. Через 2,5 недели диагностирован второй период скарлатины.

1. Расшифруйте понятие «первичный скарлатинозный комплекс».

2. Укажите характер сыпи при скарлатине, её излюбленную локализацию.

3. Какой фактор имеет значение для развития 2-го периода скарлатины?

 

Задача № 8.

Больной 7 лет доставлен в инфекционное отделение на второй день болезни. Заболел остро: температура 39 0С, головная боль, озноб, рвота, боли в горле при глотании, общее недомогание. Зев и миндалины ярко-красные. Язык «малиновый». Миндалины увеличены, сочные. Шейные лимфатические узлы увеличены, плотной консистенции. На кожных покровах туловища, конечностей появилась мелкоточечная сыпь. Диагностирована скарлатина.

1. Назовите формы заболевания.

2. Назовите характерные изменения миндалин на 3 – 5 сутки болезни.

3. Какой процесс развился в шейных лимфатических узлах?

4. Назовите типичные изменения селезенки при этой форме заболевания.

 

Задача № 9.

У ребенка 5 лет появились головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота, повысилась температура тела до 39 0С. Поставлен диагноз: «Менингит». Через 3 дня ребенок умер. На вскрытии мягкая мозговая оболочки значительно утолщена, с полнокровными сосудами, на всём протяжении пропитана густым экссудатом зеленовато-желтого цвета. Рисунок борозд и извилин головного мозга сглажен.

1. Уточните этиологию заболевания.

2. Опишите микроскопические изменения мягкой мозговой оболочки и головного мозга.

3. Назовите форму экссудативного воспаления.

4. Определите клинико-морфологическую форму заболевания.

 

Задача № 10.

У ребенка школьного возраста появились озноб, повышение температуры тела до 39 0С, резкая головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота. Появилась обильная геморрагическая сыпь, которая на коже нижних конечностей и ягодичной области очень быстро приобрела вид обширных геморрагий багрово-синюшного вида. Отмечено снижение артериального давления, тахикардия, нитевидный пульс, олигурия. Смерть больного наступила от острой надпочечниковой недостаточности.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Уточните клинико-анатомическую форму.

3. Какие изменения обнаружены при аутопсии в надпочечниках и почках?

4. Как называется синдром острой надпочечниковой недостаточности?

 

Задача № 11.

У женщины на второй день после родов внезапно повысилась температура до 41 0С, развился озноб, появились точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, желтуха. Через два дня больная скончалась. На вскрытии, помимо описанных изменений, обнаружили выраженные изменения внутренних органов. Селезёнка увеличена, дряблая, с обильным соскобом пульпы. Матка увеличена в размерах, дряблая, слизистая оболочка грязно-серого цвета с гнойным налётом.

1. Опишите возможные микроскопические изменения слизистой оболочки матки.

2. О какой клинико-морфологической форме сепсиса можно думать?

3. Назовите вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?

4. Какие морфологические изменения можно обнаружить в паренхиме и строме внутренних органов?

 

Задача № 12.

У недоношенного ребенка после обработки пуповины развился гнойно-некротический омфалит. Состояние ребенка стало прогрессивно ухудшаться, и на 4 сутки наступила смерть. На аутопсии в просвете пупочных сосудов обнаружены тромбы. Кожа и склеры слегка желтушны, выражены признаки геморрагического синдрома. Селезенка увеличена даёт обильный соскоб пульпы.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Уточните клинико-анатомическую форму заболевания.

3. Какие микроскопические изменения можно обнаружить в паренхиматозных органах?

4. С чем связаны проявления геморрагического синдрома?

5. О каком виде желтухи идет речь в данном заболевании?

 

Задача № 13.

У женщины 25 лет после родов развился септический эндометрит, осложнившийся тромбофлебитом тазовых сплетений.

1. Определите характер воспаления в матке: 1 …, 2 …

2. Укажите возможную локализацию первых гнойных метастатических очагов.

3. Назовите механизм их развития.

4. Назовите клинико-морфологический вариант сепсиса.

 

Задача № 14.

После длительной катетеризации правой подключичной вены у больного, оперированного по поводу язвенной болезни желудка, стали нарастать слабость, недомогание, появились гектическая лихорадка, желтушность кожи, геморрагические высыпания, картина недостаточности трехстворчатого клапана. Диагностирована очаговая бронхопневмония.

1. Диагностируйте заболевание.

2. Что может развиться в подключичной вене при длительном стоянии катетера?

3. Назовите морфологические проявления недостаточности трехстворчатого клапана.

4. Объясните возникновение очаговой бронхопневмонии.

5. Объясните развитие геморрагических высыпаний.

 

Задача №15.

У больного 30 лет, страдавшего ревматическим пороком сердца, диагностирован инфекционный эндокардит. В клинической картине резко выражены геморрагический и тромбоэмболический синдромы, пальпируется увеличенная селезёнка.

1. Дайте название процесса, возникающего в клапанах сердца.

2. Опишите микроскопические изменения створок клапана.

3. Объясните патогенез геморрагического синдрома?

4. Какой процесс лежит в основе увеличения селезенки?

 

ТЕМА 4. «ХРОНИЧЕСКИЕ БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ: ТУБЕРКУЛЕЗ, СИФИЛИС».

Задача № 1.

Больной 35 лет обратился с жалобами на появление безболезненного изъязвления на коже полового члена. При осмотре в области головки выявлена язва диаметром до 2 см. Дно язвы плотное, медно-красного цвета, блестящее, со скудным отделяемым. Края язвы валикообразные, резко уплотнены. Диагностирован сифилис.

1. Дайте название этому периоду инфекционной болезни.

2. Назовите патологический процесс.

3. Уточните характер воспалительной реакции в очаге поражения.

4. Дайте название компонентов патологических изменений, обнаруженных у больного в эту стадию заболевания.

 

Задача № 2.

Больной 40 лет обратился по поводу экзантемы. Из анамнеза выявлено, что 2 месяца тому назад на коже половых органов больной случайно обнаружил язвенный дефект около 1 см в диаметре. Больной занялся самолечением, язва зарубцевалась. Диагностирован сифилис.

1. Назовите период заболевания.

2. Перечислите виды экзантемы.

3. Определите состояние реактивности организма в этот период.

4. Укажите возможный исход кожных изменений.

5. Каков прогноз заболевания в случаях нелеченного сифилиса?

 

Задача № 3.

Больной 43 лет госпитализирован по поводу нарушения психики. Диагностирован менингоэнцефалит. Реакция Вассермана положительна (++++). Со слов родственников установлено, что больной в возрасте 27 лет перенёс сифилис, лечился амбулаторно.

1. Назовите характер патологического процесса в ткани головного мозга: 1…,2….

2. Уточните период болезни.

3. Опишите возможные микроскопические изменения в ткани головного мозга.

4. Назовите возможный исход заболевания при эффективном лечении.

 

Задача № 4.

Больной поступил в терапевтическое отделение по поводу ишемической болезни сердца. При обследовании предъявлял жалобы на боли в правом подреберье. При ультразвуковом обследовании в правой доле печени выявлены очаговые изменения в виде трех овальных образований диаметром от 3 до 5 см. Реакция Вассермана положительна (++++).

1. Назовите патологический процесс в печени.

2. Уточните характер воспалительной реакции в этих очагах: 1 …, 2 …

3. Назовите причину возникновения очаговых изменений печени.

4. Определите исход процесса при эффективном лечении.

 

Задача № 5.

При патологоанатомическом исследовании трупа новорожденного ребёнка диагностирован ранний врождённый сифилис.

1. Назовите основные макроскопические проявления врождённого сифилиса: 1…, 2…, 3…

2. Уточните характер воспалительной реакции.

 

Задача № 6.

Больной 48 лет, страдавший висцеральным сифилисом, поступил в специализированное хирургическое отделение с диагнозом: «Сифилитическая аневризма грудного отдела аорты». Произведено оперативное лечение с иссечением аневризмы и наложением аллотрансплантата.

1. Опишите макроскопические изменения в резецированном отделе аорты.

2. Уточните характер воспалительной реакции.

3. Объясните механизм развития аневризматического расширения аорты.

4. Дайте характеристику макроскопических изменений аорты, укажите образное название процесса.

 

Задача № 7.

Смерть больного 3 лет наступила при клинической картине менингоэнцефалита. Мягкая мозговая оболочка основания мозга при аутопсии утолщена, желеобразная, мутная. В толщине мозговой оболочки – мелкие просовидные бугорки.

1. Опишите возможные микроскопические изменения мягкой мозговой оболочки.

2. Укажите форму туберкулеза.

3. Уточните особенности течения заболевания.

4. Назовите возможные изменения в лёгких ребёнка.

5. Уточните отдаленные последствия перенесенного в детстве менингита при благоприятном исходе заболевания.

 

Задача № 8.

Больной 7 лет поступил в стационар с жалобами на слабость, быструю утомляемость. При обследовании выявлены субфебриллитет, увеличение подмышечных, шейных лимфатических узлов. Патогистологическое заключение при биопсии подмышечного лимфатического узла: «Казеозный лимфаденит».

1. Классифицируйте заболевание.

2. Назовите характерные изменения в лёгочной ткани.

3. Перечислите возможные осложнения при неблагоприятном течении заболевания:

1 …, 2 ..., 3 …

 

Задача № 9.

В урологическом отделении находился больной 38 лет с подозрением на опухоль правой почки, функция которой была резко нарушена. В моче были обнаружены микобактерии туберкулёза. Больной переведён в хирургическое отделение профильного стационара. На фоне соответствующей терапии произведена нефрэктомия. Удалённая почка увеличена, плотная, на разрезе слои не выявляются. Ткань представлена сплошной крошащейся массой желтого цвета. Слизистая оболочка лоханки гиперемирована с мелкими просовидными бугорками.

1. Классифицируйте форму туберкулёза.

2. Объясните её патогенез.

3. Подчеркните особенности воспалительной реакции у данного больного.

4. Назовите исход процесса без оперативного вмешательства.

5. Укажите изменения, происходящие в левой почке.

 

Задача № 10.

Больной 36 лет поступил в хирургическое отделение с жалобами на длительно незаживающие свищи в правой ягодичной области. Болен в течение трёх лет. При рентгенологическом обследовании выявлены деструктивные изменения в телах I-II поясничных позвонков с формированием полостей типа «ласточкиных гнёзд» вокруг позвоночного столба. При патогистологическом исследовании иссечённых свищевых ходов выявлены признаки гранулематозного воспаления. При бактериологическом исследовании свищевого отделяемого установлена туберкулёзная этиология процесса.

1. Классифицируйте форму туберкулёза.

2. Уточните её патогенез.

3. Опишите возможные макроскопические изменения костной ткани.

4. Назовите развившееся осложнение, уточните механизм его возникновения.

 

Задача № 11.

При флюорографическом обследовании мужчины 60 лет в верхней доле правого лёгкого обнаружен очаг уплотнения и петрификации с образованием костной ткани.

1. Укажите процесс в легком.

2. Уточните название по имени автора.

3. Определите возможную реакцию регионарных лимфатических узлов.

4. Назовите общепатологический процесс, лежащий в основе оссификации.

5. Назовите возможные изменения плевры.

 

Задача № 12.

При флюорографическом обследовании органов дыхания 32-летнего мужчины, страдающего язвенной болезнью желудка, выявлено очаговое затемнение в 1-2 бронхолёгочном сегменте справа. Больной госпитализирован с диагнозом: «Впервые выявленный туберкулёз легких». После курса проведённой антибактериальной терапии выписан с улучшением.

1. Классифицируйте форму заболевания.

2. Опишите микроскопические изменения лёгочной ткани в период обострения.

3. Укажите структурные основы благоприятного исхода заболевания.

4. Назовите другие возможные исходы и осложнения: 1…, 2…

 

Задача № 13.

В резецированной доле лёгкого у больного 32 лет обнаружен очаг округлой формы желтовато-белого цвета с четкий границей диаметром 5 см. Капсула тонкая, серовато-белого цвета, плотная.

1. Опишите микроскопические изменения в данном очаге: 1…, 2…, 3…

2. Назовите форму заболевания.

3. Классифицируйте данную форму туберкулёза.

4. Исходом какой формы туберкулеза могла явиться выявленная патология?

5. Укажите возможные исходы этой формы туберкулеза при отсутствии оперативного лечения.

 

Задача № 14.

При вскрытии трупа больного 39 лет, страдавшего туберкулёзом лёгких, обнаружены облитерация плевральных полостей, деформация бронхиального дерева, множественные полости в обоих легких с крошащимися бело-жёлтыми, местами – гноевидными массами. Лёгочная ткань с массивными фиброзными прослойками.

1. Опишите микроскопические изменения лёгочной ткани:

а) плевры, б) стенок полостей, в) паренхимы лёгких.

2. Назовите форму туберкулёза.

3. Укажите возможные причины смерти.

 

Задача № 15.

Больной 37 лет, страдающий фиброзно-кавернозным туберкулёзом лёгких в фазе прогрессирования, поступил в хирургическое отделение с диагнозом: «Разлитой перитонит». При диагностической лапаротомии обнаружена картина фибринозного перитонита.

1. Объясните возможные причины развития перитонита у этого больного.

2. Укажите особенности локализации поражения органов пищеварения у больных прогрессирующим фиброзно-кавернозным туберкулёзом лёгких: 1.., 2..

3. Перечислите другие специфические осложнения фиброзно-кавернозного туберкулёза легких: 1 …, 2 …

Рекомендуемая литература

Основная:

1. В.С. Пауков, Н.К. Хитров. Патология. - М.: Медицина, 1995.

2. . Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров. Общая патология человека.- М.: Медицина, 1997.

 

Дополнительная:

1. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия. Т. I, II (в 2 томах).- М.: Медицина, 2001.

2. Патологическая анатомия. Под ред. Серова В.В., Пальцева М.А.- М.: Медицина, 1998.

3. Серов В.В., Пальцев М.А. Курс лекций по патологической анатомии.- М.: Медицина, 1998.

4 Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. - М.: Медицина,1997.

 

 

Эталоны ответов.

Тема 1. Вирусные инфекции.

Задача №1

1.фолликулярная гиперплазия, васкулярная гиперплазия

2.половой, парентеральный, трансплацентарный

 

Задача №2

1.затылочные

2.инцизионная

3.Т-лимфотропный

4.истощение лимфоидной ткани, склероз

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.