Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование переключения движений





Приемы для всех возрастных групп:

• Предложить поднять руки в стороны на уровень плеч,
согнуть их в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки, по­
ставить на пояс, присесть, встать, руки опустить вдоль
туловища.

• Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом
(характер движения менять по сигналу).

Отметить: переключение движений сохранно; наруше­но.

Исследование наличия или отсутствия движения

Приемы для всех возрастных групп:

• Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.

• Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть
ладонь.

• Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног
от пола.

Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсут­ствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего ра­за; невыполнение задания.

Исследование пространственной организации движений

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:

• Пройти по кругу, в обратном направлении, через круг.


 

• Начать ходьбу от центра круга направо по кругу, пройти
круг, вернуться в центр слева.

• Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по
диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в
правый угол по диагонали через центр из противопо­
ложного угла.



• Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробе­
жать по кабинету (залу), начиная движение справа.

• То же слева.

По словесной инструкции проделать эти же движения.

Отметить: ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуве­ренность выполнения.

Исследование произвольной моторики пальцев рук

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):

• Пальцы сжать в кулак — разжать.

• Держа ладони на поверхности стола, разъединить паль­
цы, соединить вместе (5—6 раз).

• Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз).

• Попеременно соединять все пальцы руки с большим,
сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одно­
временно (для дошкольников провести в виде игрового
упражнения «Здравствуй, пальчик»).

• На обеих руках одновременно показать второй и третий
пальцы (5—6 раз).

• На обеих руках одновременно показать второй и пятый
пальцы (5—6 раз).



• На обеих руках одновременно положить вторые пальцы
на третьи (5—6 раз).

• На обеих руках одновременно положить третьи пальцы
на вторые (5—6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполне­ние проб; напряженность, скованность движений; наруше­ние темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.


 


Методика исследования орального праксиса

Исследование объема и качества движения губ

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

• Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

• Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать
позу.

• Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

• Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

• Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить
нижнюю губу вниз.

• Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются
вперед.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений мышц щек

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

• Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

• Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

• Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение
3 секунд.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное наду­вание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движений языка

Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:



• Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три
счета.

• Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три
счета.

• Переводить кончик языка поочередно из правого угла
рта в левый угол рта.


 

• Показать язык, поднять его к верхней губе («достать
кончик носа»).

• Показать язык, положить его на нижнюю губу и опус­
тить вниз к подбородку.

• Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать
широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка
был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, за­
тем свободно опустить язык с характерным щелчком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка не­
достаточного диапазона; в мышцах появляются содружест­
венные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей
массой, медленно; движение не удается.

Методика исследования произвольной мимической моторики

Исследование объема и качества движений мышц лба

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

© Нахмурить брови, удержать позу.

© Поднять брови вверх, удержать позу. © Наморщить лоб, удержать позу.

Отметить: выполнение правильное или движение выпол­няется с содружественными движениями (щурятся глаза, по­дергиваются щеки и т. д.) или движение не удается.

Исследование объема и качества движений мышц глаз

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:

© Легко сомкнуть веки, удержать позу.

© Плотно сомкнуть веки, удержать позу.

© Прищурить глаза, удержать позу.

© Закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движе­ния, или движение не удается.


Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Приемы для всех возрастных групп:

Объяснения логопеда: удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытя­нуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскры­ваются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыб­ку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опуще­ны; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается.

Исследование продолжительности выдоха

Приемы для всех возрастных групп:

•/ Сыграть на любом духовом инструменте.

•/ Поддувать пушинки, снежинки (2—3 дыхательных дви­жения). Отметить: продолжительность выдоха — соответствует

возрасту; укороченный выдох.

Исследование темпа движений

Прием для всех возрастных групп:

• В течение определенного отрезка времени удерживать за­
данный темп в движениях рук, показываемых педагогом.
Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движе­
ния мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) пока­
зать, на каком движении испытуемый остановился. Дви­
жения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
Прием для взрослых, подростков, школьников:

• Обследовать темп движений при помощи письменной
пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в


течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следу­ющих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение сле­дующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи.

После обследования необходимо вести записи психомо­торного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, коорди­нация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполне­ние, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель, например по 6 па­раметрам — 6 баллов, наилучший — 18 баллов. Можно со­ставить график календарной кривой психомоторики (музы­кальный руководитель) и сопоставить его с речевым графи­ком (логопед).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.