Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование музыкального слуха





Приемы для всех возрастных групп:

• Испытуемому предлагается спеть один куплет из знако­
мой песни без музыкального сопровождения.

• Повторить пение куплета с музыкальным сопровожде­
нием.

Отметить: музыкальный слух абсолютный, относитель­ный, не развит.

Исследование восприятия музыки

Прием для всех возрастных групп:

• Прослушать и затем определить услышанное: марш,
пляска, колыбельная.

Прием для взрослых, подростков, школьников:

• Прослушать и определить форму музыкального произве­
дения: вступление, заключение, запев, припев, часть.
Отметить: умение определить контрастную музыку, части

музыкального произведения.

Исследование звуковысотного слуха

Приемы для всех возрастных групп:

• Определить, как звучал колокольчик: выше или ниже (для
дошкольников: «Пел песенку»).

• Определить направление звукоряда на металлофоне (для
дошкольников металлофон, поставленный наклонно,
становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточ­
ка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять мо­
лоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесен­
ки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку).
Отметить: различают ли испытуемые направление зву­
коряда, расстояние между звуками или нет.



Исследование тембрового слуха

Приемы для всех возрастных групп:

• Сравнить звучащие инструменты различных групп: удар­
ной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет,


триола), струнной (цитра, домбра, балалайка и другие на­родные инструменты).

• Усложненный прием: сравнить звучащие однородные
инструменты — бубенчики и бубны, металлофоны и тре­
угольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают ис­пытуемые звучащие инструменты.

Исследование динамического слуха

Приемы для всех возрастных групп:

• Прослушать звучание различных инструментов по типу
«горячо — холодно». Например, педагог подает на ин­
струменте сильный или слабый звук, испытуемый на­
зывает словом, как звучал инструмент: сильно или
слабо.

• Педагог подает повторно сильный или слабый звук, ис­
пытуемый повторяет их на инструменте.

Исследование ритмического чувства

Прием для всех возрастных групп:



• Простучать последовательно восемь ритмических рисун-
ков, например: // // /; /// / ///; // ////;/ /// // /; / //

Прием для дошкольников:

• Прослушать с выключенным зрением, а затем просту­
чать за педагогом ритмические рисунки типа: /// //; //

Прием для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»):

• Педагог ударяет в определенном ритме по ударному ин­
струменту, например, в бубен, треугольник, тарелки, ба­
рабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повто­
ряет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка — повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество эле­ментов в данном ритмическом рисунке.


Исследование певческого диапазона голоса (для детей с достаточно развитым музыкальным слухом)

Прием для всех возрастных групп:

• При поддержке музыкального инструмента спеть гамму
на гласный звук, например, на звук [А] (сначала от ноты
«до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой
октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 12—13 тонов, 13 тонов и более.

Методика исследования психомоторных функций

Исследование двигательной памяти, переключаемости

Движений и самоконтроля при выполнении

Двигательных проб

Приемы для всех возрастных групп:

• Педагог показывает шесть движений для рук (подрост­
кам, взрослым), четыре движения (для школьников), три
движения (для дошкольников) и предлагает их повто­
рить. Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в сторо­
ны, перед грудью, на пояс, вниз.



• Повторить за педагогом упражнения с отставанием на
одно. Количество движений то же.

• Повторить за педагогом движения за исключением одно­
го, заранее обусловленного, «запретного» движения.
Отметить: качество, правильность, последовательность

выполнения движений.

Исследование произвольного торможения движений

Прием для взрослых и подростков:

• Проделать одновременно три движения одной рукой и
два действия другой. Правой: вперед, в сторону, вниз.
Левой: вперед, вниз.

Отметить: плавные и точные действия обеих рук; обе руки одновременно начинают движение и одновременно его заканчивают, или действия рук неточные при раздель­ном их движении.


Прием для дошкольников:

• Маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Отметить: остановился по сигналу или продолжал идти

дальше.

Исследование статической координации движений

Прием для взрослых, подростков:

• Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на од­
ной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку
другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 се­
кунд. Проба выполняется по три раза для каждой ноги.
Прием для школьников, дошкольников:

• Проба та же, время выполнения — 5 секунд, по два раза
для каждой ноги.

Прием для всех возрастных групп:

• Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой
ноге. Руки вперед. Время выполнения — 15 секунд для
подростков и взрослых, 5 секунд — для дошкольников
и школьников.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряже­нием; сильно раскачивается из стороны в сторону, балан­сирует туловищем, руками, головой, сходит с места или де­лает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений

Прием для взрослых и подростков:

• Проделать одновременно асимметричные и противопо­
ложные движения руками на четыре счета. Правой: на
«раз» — поднять руку вперед, ладонь открыта, на
«два» — сжать кулак, на «три» — разжать кулак, на «че­
тыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре
раза, чтобы испытуемый запомнил движения. Левой: на
«раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на «два» —
разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» —
разжать кулак и руку опустить вниз. Задание повторить
также четыре раза. Затем предлагается соединить движе­
ния правой и левой рук.


Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напряжением со второго-третье го раза; темп замедлен, ис­пытуемый использует зрительный контроль; пробу выпол­нить не удается.

Прием для школьников и дошкольников:

• Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок
производить в промежутке между шагами.
Отметить: выполняет верно с первого раза; выпол­
няет верно со второго-третьего раза; напрягается, движе­
ния рук и ног скованные; чередование шага и хлопка не
удается.

Прием для всех возрастных групп:

• Выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола
пятками не касаться, выполнять только на носках (для
дошкольников — три приседания).

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, рас­качиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напря­гается, становится на всю ступню.

Исследование внимания

Прием для взрослых, подростков, школьников:

• Выполнить за логопедом 15—20 любых движений, но на
одно движение позже.

Отметить: на каком по счету движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда.

Прием для исследования переключения внимания у взрос­лых и подростков:

• Предложить заучить четыре движения для рук в определен­
ной последовательности, например: в стороны, вперед,
вверх, вниз, затем мысленно проделывать эти движения, со­
блюдая определенный темп; по данному сигналу испытуе­
мый показывает движение, на котором он мысленно оста­
новился.

Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; на­рушение последовательности в выполнении движения. Прием для дошкольников:

• Проделать одновременно два движения одной рукой и
одно движение другой: правой — в сторону, вверх;


левой — вперед. Каждой рукой выполнить движения по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность движений.

Исследование координации движений

Прием для всех возрастных групп:

• Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч,
руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки
на поясе.

Отметить: координация сохранна; нарушена.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.