Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование характера игровой деятельности





При исследовании характера игровой деятельности сле­дует обратить внимание на следующие моменты.

Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры). Склонность ребенка к определенным играм: дидак­тической, подвижной, игре-драматизации, творчес­кой (ролевой или конструктивной). Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх. Как любит играть заикающийся ребенок: один, с не­большой группой детей, в коллективной игре. Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.

Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вме­шательства взрослого или нет.


Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т.д.

Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.

Какие игрушки и вспомогательные атрибуты упот­ребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.

Кто и как проявил выдумку в игре, если это обсто­ятельство имело место.



Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых. с^= Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.

Взаимоотношения детей в играх.В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходи­мо выяснить: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложе­ния в ходе игры и согласовывать свою деятельность с за­мыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: гла­венство — подчиненность, частичное главенство — подчи­ненность, отношения равенства.

Общественное поведение детей в играх. Впроцессе це­ленаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясняет: предпочитает заикающийся ребенок иг­рать в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на ос­нове механического взаимодействия с игрушками, на осно­ве личного интереса к сверстнику по игре.





Играющие коллективы создаются как стойкие объедине­ния, внутри которых дети переходят от одной игры к другой и играют в данном составе длительное время, или они крат-ковременны, создаются для осуществления лишь данного игрового замысла.

Влияние правил игр на общественное поведение.Провес­ти с группой заикающихся детей из 4—5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).

Учитывать следующее:

•/ребенок сам выполняет правила игры, требует выполне­ния правил от других детей, устанавливает новые прави­ла;

•/ характер взаимоотношений детей в игре: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства;

•/ отношение ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к наруше­нию правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимули­рует быстрый выигрыш.

Степень игровой активности.Логопед проводит целена­правленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, в организуемых взрос­лыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.



Группа А — дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согла­ситься на роль, предложенную другим. Они активно участ­вуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б — дети умеют предложить тему игры, распре­делить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и


не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Группа В — дети принимают тему игры и роль от сверс­тников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовы­вают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполня­ют, своих правил не устанавливают и не требуют исполне­ния правил от играющих.

Группа Г — дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помо­щью взрослого; предложения по сюжету высказывают, дей­ствия с замыслом играющих согласовывают только по сове­ту более активных детей. Правила игры соблюдают под кон­тролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д — дети редко участвуют в игре сами, затрудня­ются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других гото­вят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассив­ность, полное подчинение решениям более активных детей. Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх.В процессе целенаправленного наблюдения за заикающи­мися детьми в творческих играх, организованных с помо­щью взрослого или по замыслу самих детей, отмечаются: •/ повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неус­тойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склон­ность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вы­звавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амп­литудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии;

•/сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участ­никам; нерешительность, скованность, дети нарушают об­щий темп игры, мало активны в коллективных играх, отка­зываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия


 


в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливос­ти, психомоторика заторможена;

•/эмоциональные проявления соответствуют теме и сюже­ту игры, адекватны.

Логопедическое заключение

Логопедическое обследование проводится в начале кор-рекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сфор­мированноcти у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающегося ре­бенка обобщаются логопедом в виде логопедического за­ключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается следующее: форма судорог (клонические, тонические, смешан­ные: клоно-тонические, тоно-клонические); локализация судорог (дыхательные, голосовые, арти-куляторные, смешанные, например, дыхательно-го­лосовые, артикуляторно-голосовые и др.); степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, не­гативизм);

степень подражательности (полная, неполная, с эле­ментами творчества);

характер психомоторики (норма, моторно заторможен, моторно расторможен);

наличие сопутствующих движений, уловок, синкине-зий;

наличие эмболофразий;

отношение ребенка к имеющемуся заиканию (сте­пень переживания: не фиксирует внимания на речи, не замечает судорог в речи, переживает свой дефект); характер игровой активности (отнесение к опреде­ленной группе А, Б, В, Г, Д);


особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повы­шенная эмоциональная лабильность, сниженные эмо­циональные реакции;

наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдель­ных сторон речевой функциональной системы.

Примерное содержание логопедического заключения

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голо­совые средней степени выраженности. Общительность неус­тойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, со­путствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразий А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций выражены не­ярко. Степень игровой активности — группа Г. В эмоцио­нальной сфере сниженные проявления, отличается нереши­тельностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, боковое про­изношение шипящих звуков и звука [Р], недоразвитие фоне­матического анализа при относительно высокой сохранности лекеико-грамматического строя речи.

По окончании исследования логопед записывает уточ­ненный диагноз.



ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования сенсорных функций детей с нарушениями речи

Исследование слухового внимания

Приемы для всех возрастных групп:

•/ Показать, какая игрушка прозвучала: барабан, флейта, гармоника. Перед ребенком выставляются звучащие иг­рушки, ребенку предлагается закрыть глаза или отвер­нуться, логопед вызывает звучание какой-либо одной игрушки, повернувшись, ребенок показывает, что звуча­ло. Если ребенок выполняет это задание, ему предлага­ется определить звучание определенной игрушки среди 4—5 предъявленных.

•/ Определить направление звучания предмета или игруш­ки. Например, логопед позади ребенка звонит в коло­кольчик вверху, внизу, справа, слева, а ребенок показы­вает рукой направление звучания или называет словом, если владеет речью. Другой прием: ребенку закрывают глаза, логопед отходит в любом направлении от ребенка и звенит колокольчиком или ударяет в барабан, ребенок показывает, откуда он услышал звук. •/ Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша, ключа и т. д.

Отметить: ошибки в восприятии услышанного — непра­вильное называние или показ звучащего инструмента, не­умение определить направление звучания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.