Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности формирования моторики





Удержание головы с_______________________________

Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предме­
ты с_______________________________________________

Движения со спины на бок с_______ , со спины на живот

с __________________________________________________

Стал сидеть без поддержки с________________________

Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватив­
шись за пальцы взрослого с___________________________

Стал тянуться за высокорасположенными предметами с

Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения

сидя с______________________________________________

Ходил ровно, с пробежками, падал с _________________

Моторные навыки: одеться с______ , раздеться с____ , за­
стегнуть пуговицу с , зашнуровать ботинок с___


Характер нарушения моторики: излишне подвижен, сует­
лив, не координирован в движениях, выполняет их с широкой
амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен,
неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений
с

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучива­
ния левшества. Последний фактор важен для выяснения не в
смысле преобладания левшей среди заикающихся (показано,
что такого преобладания не существует), а для того, чтобы уточ­
нить возможную причину возникновения заикания вследствие
нетактичного поведения взрослых в отношении ребенка-лев-
ши.________________________________________________



Развитие подражательности

Действия с игрушками по показу взрослого: «Покачай лялю»,

«Покорми кису» с___________________________________

То же по словесной инструкции с____________________

Подражание разнообразным показываемым действиям с

Воспроизведение данного образца по показу с _______

Воспроизведение данного образца по слову с_________

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянул­
ся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с___

Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям,
интересовался их действиями с________________________

Выражение эмоционального отношения к другому ребен­
ку в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет» — с___________

Выражение положительного отношения к детям в дей­
ствиях: гладит, берет за руку с_________________________

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с ...,
к коллективу детей — с______________


Время возникновения первых симптомов заикания



Приблизительное время появления заикания__________

Как начиналось заикание (точно записать со слов родите­
лей) _______________________________________________

Причины заикания________________________________

В чем проявлялось заикание (по описанию родителей)

Течение заикания с момента возникновения и до време­ни обращения к логопеду:

постоянное (возникнув, заикание протекает почти без из­
менений)___________________________________________

воолнообразное (после возникновения заикания наблюда­
лись периоды улучшения в речи и периоды усугубления симп­
томатики заикания)__________________________________

рецидивирующее (после возникновения заикания и неко­
торого течения оно полностью не проявлялось, а затем судо­
роги в речи появлялись вновь)_________________________

Где, когда, сколько занимался исправлением речи, резуль­
таты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значи­
тельное улучшение, нормальная речь___________________

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет,
вообще не замечает__________________________________

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослы­ми, со сверстниками.

Держится в стороне, не стремится к контакту.

Инициативен в общении, негативен, неустойчивое об­щение.

Логопедическое обследование

Исследование моторики

Для выявления состояния моторики логопед предлагает Детям разного возраста соответствующие задания. Задания для детей 2-х лет и 3-го года жизни:

• пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;


• перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;

• медленно покружиться на месте;

• отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;



• бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками;

• поймать брошенный мяч;

• подпрыгнуть на месте на двух ногах;

• наклоны вперед и в стороны;

• присесть, держась за спинку стула;

• слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
Задания для детей 3-х лет и 4-го года жизни:

© пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченны­ми на полу на расстоянии 20—25 см;

©менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);

© перейти с бега на ходьбу;

© остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;

0 прыгнуть в длину с места;

0 переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Задания для детей 4-х лет и 5-го года жизни:

•/ задания, предлагаемые детям 3—4 лет;

•/ мяч бросить вверх — поймать, ударить об пол и поймать двумя руками;

•/ присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;

•/ пролезть через обруч;

•/ прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;

•/ катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;

•/ поднять руку с флажком вверх, другую — вверх, перело­жить флажок из руки в руку;

•/ кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.

Задания для детей 5 лет и 6-го года жизни:

• пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной
ноге по заданию (от стола к окну, от окна к двери и др.);

• остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово
«стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;


  • установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен — ходьба на носочках, громче — на полной ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться;
  • бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
  • правой рукой взять обруч, поставить на пол и повора­чивать его от себя, чтобы обруч крутился;
  • прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
  • руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по команде логопеда);
  • держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
  • то же самое с пятью ленточками.

Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни:

· задания, предлагаемые детям 5—6 лет;

· присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;

· ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти; взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;

· пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;

· прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над го­ловой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;

· завязать ленту узлом, бантом.

Обобщение. Логопед в ходе исследования моторики детей 7 лет фиксирует:

  • координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет
  • координации);
  • чувство равновесия (есть, нет);
  • осанку (правильная, неправильная);
  • объем выполнения движений (полный, неполный);
  • переключение движений (своевременное, замедлен­ное, отсутствует);
  • самостоятельность выполнения (полная, с помощью
  • взрослого);
  • сопутствующие движения (есть, нет);

с^= наличие леворукости, амбидекстрии;

с^= мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. допол­нительные движения, сопровождающие основное,— слабо или ярко выраженные).

Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка целесообразно обобщить по следующим параметрам.

Нормальная моторика:

сформирована статическая координация движений: уме­ет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;

сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимо­связанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях те­ла, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);

вполне сформированы мелкие движения кисти и паль­цев рук;

выразительна и эмоциональная мимика лица.

Нарушения моторики:

повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой ампли­тудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмо­циональных переживаний;

моторная напряженность, скованность и некоординиро-ванность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.

Исследование подражательности

Для исследования подражательности логопед предлагает детям разного возраста следующие задания. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:

• повторить за логопедом предложения из 3—4 слов;

• по образцу подобрать однородные предметы по форме
(шарик, яйцо);

• нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине
(6—7 колец);


 

• построить из кубиков воротца;

• отобрать две одинаковые куклы из четырех;

• подобрать два контурных одинаковых рисунка, напри­
мер, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.
Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:

©повторить за логопедом фразу из пяти слов;

© по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»;

© построить домик, забор, воротца из строительного мате­риала;

© раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).

Задания для детей 5 лет — 6-го годажизни:

• по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой
сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом.
Например: «У Саши папа летчик. Он часто летает на се­
вер. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с ма­
мой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его
отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа,
сын, мишка).

Задания для детей 6 лет — 7-го года жизни:

•/ после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Обобщение. Логопед фиксирует:

с^= подражание полное;

с^= подражание творческое (дети внесли дополнитель­ные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца;

с^= подражание неполное (дети не до конца выполнили

увиденное и услышанное задание, опустив часть его);

с^= отказ от подражания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.