Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование способности словообразования





Образование существительныхс уменьшительной фор­мой имени существительного. Слова для предъявления:

 

кукла — куколка мяч — мячик окно —окошечко окошечокошечко
лампа — дом — ... кольцо — ...
голова - — птица — ... ведро — ...
рука — ухо — ... лоб — ...
гнездо — ... зерно — ... перо — ...

Образование имени прилагательногоот имени существи­тельного (подготовительная группа).

Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»
Ответ ребенка: «Деревянная». Слова для предъявления:
Сумка из кожи — кожаная Шуба из меха лисы - - ...

Стакан из стекла — ... Шапка из меха — ...

Лопата из железа — ... Ваза из хрусталя - ...

Платье из шелка — ... Шарф из шерсти — ...

Образование глаголовдвижений. Слова для предъявле­ния: бежал — убежал,прибежал, перебежал, отбежал, вбе­жал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).

По окончании обследования логопед записывает уточ­ненный диагноз.


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ___________________

Дата обследования (число, месяц, год)________________



Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах

и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_____________________

Домашний адрес, телефон__________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, рай­
он) или из семьи_____________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)_______________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко-
миссии____________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­
ботает, нет__________________________________________

Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра­
ботает, нет________________________________ ___________

Другие члены семьи, живущие в данной семье _______

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и ре­
чевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребен­
ка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность по­строения фразы, связность и логичность сообщения об их ре­бенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во Фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыс-лей, нарушение связности и логичности повествования __________________________________________________



Наследственные заболевания _______________________


Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период

родов______________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хрониче­
ские и инфекционные заболевания матери______________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезво­
женные ______________________________ _____________

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-

ляция______________________________________________

Крик: был, нет ______________________________

Асфиксия: белая, синяя_______________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________

Веси рост ребенка при рождении _____________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью,

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утом­
лялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ____

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на_______ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес.

(в норме с 2 мес. жизни), сидит с____ мес. (в норме к]

7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес), ходит

с_______ мес (в норме в промежуток между 12 и 15 мес). I

Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________

Перенесенные заболевания:

до 1 года „____________

после 1 года______________________________________

до 3 лет_____________________________ _____________

Особое внимание обратить на заболевания нервной сис-темы.



Органические заболевания нервной системы: отметить ин­фекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной


системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо ви­русами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной систе­мы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутроб­ном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.

Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др. ____________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмо­
ния, воспалительные процессы уха и др.________________

Судороги при высокой температуре_________________

Данные о развитии речи

Гуление с _____ мес, характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______ мес, характер лепета: звуковой, слого­
вой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая ак­
тивность, понимание речи окружающих________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его жела­ние, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, от­ветов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает У Него речевой негативизм) ________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не зани­мался

37


Логопедическое обследование

 

Состояние неречевых психических функций

 

Исследование восприятия

Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса реко­мендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок.Логопед раскладыва-ет перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от воз­раста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой ин­струкции логопеда показать названную картинку. При этом ло­гопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура.Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки ипредлагается внимательно на них посмотреть, затем лого­пед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка.Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существен­ной детали, по которой достаточно легко узнается изобра­жение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур.Логопед выкладыва­ет перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые раз­ными линиями — горизонтальными, вертикальными, вол­нистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображенийпредметов(проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией ло-

гопед показывает только два контрастных изображения, на­пример, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что

он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса приме­няются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур.Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, жел­тый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструк-ции логопеда«Покажи красный квадрат (желтый и т.д.)» ре­бенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же об­разом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, илисиний и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому фону. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 пред­метные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложе­ны среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает по­смотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на крас­ный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изобра­жения желтого цвета (например, луковица, репа, подсол­нух, одуванчик) и выкладывает картинкина квадрат жел­того цвета и т. д.

Слуховое восприятие

При исследовании слухового гпозиса используются зву­чащие игрушки.

Определение направления звука.Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услы­шал звучание.


Дифференциация звучащих игрушек.Перед ребенком вы­кладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — ду­дочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед из­влекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребе­нок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребен-ка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в простран­стве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно ис­пользовать большой и маленький кубики, игрушечную со­баку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:

• складывание пирамидки;

• складывание доски Сегена;

• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разре­
занных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребе­
нок выполнит эти задания, можно предложить сложить
картинку, разрезанную по диагонали.

• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при
выполнении этих заданий предложить складывание фи­
гурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ре­
бенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки,
и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.


Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых — / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -/ // /; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

• Кулак — ребро — ладонь.

Исследование моторики

Общая моторика.Ребенку предлагается выполнить сле­дующие задания:

• пройти по начерченной на полу линии;

• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

• попрыгать попеременно на одной ноге ина другой;

• ударять ладонью по мячу об пол;

• повернуться туловищем вправо — влево.
Ручная моторика.

© сжать кулаки — разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и вы­полнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь. Пальчиковая моторика.

•/ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

•/ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выпол­нения та же;

•/ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

•/ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

•/ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

•/ завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная,

неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет;

осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный,


неполный; переключение движений: своевременное, замед­ленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: пол­ная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.