Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние пальчиковой моторики





Волкова Г. А.

В67Методика психолого-логопедического обследования детей с на­рушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб­но-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.

15ВИ 5-89814-207-Х

В пособии представлены схемы обследования детей с такими наруше­ниями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены при­меры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализалогопеди­ческих занятий.

Для студенток факультетов коррекционной педагогики университетов и институтов, специалистов в области речевой патологии у детей.

© Г.А.Волкова, 2003

© Оформление. Издательство

1SВК5-89814-207-Х

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003


Введение

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функ­циональную систему, составные части которой (фонетиче­ская, лексическая, грамматическая стороны речи, фонема­тические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языко­вых навыков и протекание речевого процесса.

Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что пер­вичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения всей речевой системы. Психо-лого-педагогичеекмй анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.



Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедиче­ской методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обуслов­лена дисгармоничным развитием ряда психических функ­ций. При дизонтогенезе нарушения неречевых и речевых функций возникают не только по причине их незрелости, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры рече­вого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием речевой функциональной сис­темы. Указанные типы дизонтогенеза определяют несвое­временное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся




детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных ком­понентов речевой функциональной системы (звукопроизно­шения, лексико-грамматического строя речи, фонематиче­ских процессов), так и задержанное развитие речи в целом.

Представленные в пособии материалы обследования де­тей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних эта­пах онтогенеза будут способствовать качественному улуч­шению диагностики речевых расстройств и помогут лого­педам осуществить дифференцированный подход в после­дующем коррекционном обучении и воспитании.

Наличие в настоящее время двух классификаций рече­вых нарушений обусловливает трудности в формулирова­нии логопедического диагноза. Поэтому мы предлагаем ис­пользовать многоуровневое логопедическое заключение.


МЕТОДИКА

ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________ _________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)________________ _________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)___________________________________________________

Домашний адрес, телефон__________________________ _________________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл(номер, район)_______________________________________________________________________ _________________________________



Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)____________________________________________________________

Диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии___________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)___________________________________________________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы(или не работает)____________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) _________________________________________________ __________________________________


Наследственные заболевания (наличие нарушений речи,
нервно-психических, хронических болезней у родителей и род­
ственников) ________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфек­
ционные заболевания________________________________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные _______

Особенности раннего развития: держит голову с___ мес,

сидит с_____ мес, к 1 году______ зубов.

Перенесенные заболевания:

до 1 года ________________________________________

от 1 до 3 лет______________________________________

Инфекции_______________________________________

Соматические заболевания_________________________

Данные о развитии речи

Характер звукового лепета.

В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете пред­ставлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т'], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, дву-губный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полу­мягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубо­кий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднея-


зычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеоляр­ные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб­ные [Т], [Г], [Д], [Д'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж],

[Ч], [Щ].

Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес, 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. явля­ется показателем нормального в будущем развития речи. Ле­пет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, не­сколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с со­ответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, упот­ребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дя­дя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту­ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотно­сить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в пе­риод от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол


в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространенa: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси мoлока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рас­сказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услы­шанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки пе­сенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой струк­туры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего ар-тикуляторно сложные: [С], [3],[Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ],[Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реа­гирует на вопросы и реплики, требуется повторение прось­бы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование

Состояние звукопроизношения

Определение характера нарушения согласных звуков: от­сутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

• изолированно — по подражанию логопеду;

• в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про­
стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов;
то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со
стечением согласных;

• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах.
Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как

правило, сохранны, но их произношение по подражанию ло-


гопеду может выявить те незначительные отклонения в ораль­ном праксисе, которые обусловлены социально-психологи­ческими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произ­ношении и нормальном темпе произносятся нормально).

Свистящие зйуки: [С], [С'], [3], [3'], [Ц];

шипящие звуки: [Ш], [Ж],[Ч], [Щ];

сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р'], [М][М'], [Н], [Н'];

йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю];

звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Д]-[Т], [Г]-[К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т'], [Д]-[Д'], [К]-[К'],[Г]-[Г'], [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [М]-[М'], [П]-[П'], [Б]-[Б'],

[C]-[C'], [З]-[З'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'],[В]-[В'], [Ф]-[Ф'] Особенностидинамической стороны речи

Необходимо отметить следующее:

• темп: нормальный, ускоренный, замедленный;

• ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления
пауз в потоке речи;

• интонация (употребление основных видов интонации):
повествовательная, вопросительная, побудительная. Для
этого следует предложить ребенку прочитать стихотворе­
ние или повторить за логопедом фразы, сказанные с раз­
ной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты
хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»

Анатомическое строение артикуляторного аппарата

Отмечается наличие И характер отклонений в строении

• губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, непол­
ное смыкание губ;

• челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед ниж­
ней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед
верхней челюсти);

• прикуса: открытый передний, открытый боковой;


• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутст­
вие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;

• языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, из­
лишне узкий, укороченная подъязычная связка;

• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо,
уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное
мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Отклонения в строении артикуляторного аппарата выяв­
ляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуля­
торного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо
аномалий свидетельствует об органической (механической)
дислалии.

Состояние общей моторики

У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, коорди­нации и точности движений. В процессе обследования ло­гопед предлагает следующие задания:

•/ пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок
в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь
по сигналу идти на полной ступне;

•/ попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;

•/ по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги
на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед
объясняет, как выполнить движение.

На основании выполненных заданий отмечаются: наруше­ния переключаемости движений — несвоевременная, задер­жанная; появление сопутствующих движений; нарушения ко­ординации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.

Состояние пальчиковой моторики

Для выявления состояния пальчиковой моторики лого­пед предлагает следующие задания:

•/ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Паль­чики помирились»). Повторить 5—6 раз;


•/ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. По­вторить 5—6 раз.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.