Состояние пальчиковой моторики
Волкова Г. А.
В67Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.
15ВИ 5-89814-207-Х
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализалогопедических занятий.
Для студенток факультетов коррекционной педагогики университетов и институтов, специалистов в области речевой патологии у детей.
© Г.А.Волкова, 2003
© Оформление. Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Введение
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменения всей речевой системы. Психо-лого-педагогичеекмй анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.
Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоничным развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе нарушения неречевых и речевых функций возникают не только по причине их незрелости, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием речевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогенеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся
детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом.
Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.
Наличие в настоящее время двух классификаций речевых нарушений обусловливает трудности в формулировании логопедического диагноза. Поэтому мы предлагаем использовать многоуровневое логопедическое заключение.
МЕТОДИКА
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _____________________________ _________________________________
Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год)________________ _________________________________
Возраст (количество лет, месяцев)___________________________________________________
Домашний адрес, телефон__________________________ _________________________________
Из какого детского образовательного учреждения прибыл(номер, район)_______________________________________________________________________ _________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)____________________________________________________________
Диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии___________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)___________________________________________________________________________
Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы(или не работает)____________________
Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) _________________________________________________ __________________________________
Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и род ственников) ________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности: токсикоз, хронические и инфек ционные заболевания________________________________
Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные _______
Особенности раннего развития: держит голову с___ мес,
сидит с_____ мес, к 1 году______ зубов.
Перенесенные заболевания:
до 1 года ________________________________________
от 1 до 3 лет______________________________________
Инфекции_______________________________________
Соматические заболевания_________________________
Данные о развитии речи
Характер звукового лепета.
В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.
Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т'], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, дву-губный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В']. Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднея-
зычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].
В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Г], [Д], [Д'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж],
[Ч], [Щ].
Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес, 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па...дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».
Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя».
Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).
Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол
в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежь» (котлету порежь); фраза распространенa: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси мoлока»).
С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водиц-ки попия я, ффуй».
К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.
Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).
Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего ар-тикуляторно сложные: [С], [3],[Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ],[Л], [Р].
Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).
Логопедическое обследование
Состояние звукопроизношения
Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
• изолированно — по подражанию логопеду;
• в открытых, закрытых слогах со стечением;
• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как
правило, сохранны, но их произношение по подражанию ло-
гопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально).
Свистящие зйуки: [С], [С'], [3], [3'], [Ц];
шипящие звуки: [Ш], [Ж],[Ч], [Щ];
сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р'], [М][М'], [Н], [Н'];
йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю];
звонкие и глухие звуки: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Д]-[Т], [Г]-[К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];
твердые и мягкие согласные звуки: [Т]-[Т'], [Д]-[Д'], [К]-[К'],[Г]-[Г'], [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [М]-[М'], [П]-[П'], [Б]-[Б'],
[C]-[C'], [З]-[З'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р'],[В]-[В'], [Ф]-[Ф'] Особенностидинамической стороны речи
Необходимо отметить следующее:
• темп: нормальный, ускоренный, замедленный;
• ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи;
• интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворе ние или повторить за логопедом фразы, сказанные с раз ной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»
Анатомическое строение артикуляторного аппарата
Отмечается наличие И характер отклонений в строении
• губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, непол ное смыкание губ;
• челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед ниж ней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти);
• прикуса: открытый передний, открытый боковой;
• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутст вие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;
• языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, из лишне узкий, укороченная подъязычная связка;
• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка. Отклонения в строении артикуляторного аппарата выяв ляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуля торного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической (механической) дислалии.
Состояние общей моторики
У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания:
•/ пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь по сигналу идти на полной ступне;
•/ попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;
•/ по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед объясняет, как выполнить движение.
На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений — несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.
Состояние пальчиковой моторики
Для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания:
•/ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—6 раз;
•/ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|