Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы теории конституции





Задача 1.

Ирак. 2003 год. Оккупационные власти и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 года. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии «Баас», провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ одни высказывают мнение, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка - исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и Сунны.

Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоит правовая, идеологическая и социальная функции Конституции?

Задача 2.

Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.



Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

 

Задача 3.

Во время подготовки проекта Конституции Российской Федерации в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции могут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях – Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более - указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, тем более, что в этом существует практическая потребность.



В окончательном тексте Конституции возможность изменения с помощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 ноября 1995 года №15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в статье 65 Конституции. Тем самым предмет спора сохранился.

Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре Вам представляется более обоснованной?

 

Задача 4.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Горбуновой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". В нём было разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона.



В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно?

 

Задача 5.

Штат Майями в 2006 году вышел из состава Соединенных Штатов Америки, образовав независимое суверенное государство. В качестве Конституции был использован текст Конституции США без внесенных в него поправок. Одновременно республика Майями присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При обращении граждан с жалобами суды республики решали дела, ссылаясь на Конвенцию. Однако Ассоциация международного права заявила, что в республике действует фиктивная Конституция.

Может ли Конституция носит фиктивный характер? Является ли в данной ситуации Конституция Майями фиктивной конституцией?

История конституционного развития России

Задача 1.

Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.

Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?

Задача 2.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII был регламентирован порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума ВС СССР в настоящее время не отменено, предмет его регулирования лишь частично урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Акимов Н.С. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного Постановления.

Конституционный Суд отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что в Конституционный Суд по жалобам граждан рассматривает конституционность только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает Постановление Президиума ВС СССР, и каким образом можно обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы РФ?

Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?

Если указанное Постановление Президиума ВС СССР будет признано не соответствующим Конституции РФ, то каким актом оно может быть отменено или изменено? Требуется (достаточно) принятие Постановления Правительства, Указа Президента или Федерального закона?

 

Задача 3.

В ноябре 1997 года Министерство имущества Российской Федерации потребовало от профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе стадион “Радуга” в г. Тверь, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит, в настоящее время оно является государственной собственностью.

Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т.е. частной собственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ неясно, кому следует передать стадион – Тверской области или Российской Федерации. Спор был передан на рассмотрение областного суда.

Какие формы собственности признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 года? Каким образом происходило оформление собственности в 1990-е годы? Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 4.

Гражданин Портнов А.М., служащий Административного комитета Санкт-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 года №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, ежегодных отпусков администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении. Однако на его требование о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом.

Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации источниками трудового права могут быть Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР – Правительство СССР?

Как следует решить дело в настоящее время?

 

Задача 5.

В Конституционный Суд РФ обратилось Законодательное Собрание республики Коми с запросом, в котором оспаривало непосредственное вхождение Коми-пермяцкого автономного округа в состав РФ. По мнению заявителя, автономный округ в составе РСФСР не был субъектом федерации, следовательно, не имел государственно-правового, а имел лишь административно-территориальный статус и не мог участвовать в подписании Федеративного договора. Российская Федерация как федеративное государство установлена не Конституцией, а Федеративным договором (Конституция содержит ссылки на его нормы). Конституция лишь воспроизводит нормы Федеративного договора, не придавая им дополнительной юридической силы.

Какова была схема организации РСФСР как федеративной республики? Федеративное устройство российского государства носит договорный или конституционный характер? Какое решение следует принять суду?

 

Задача 6.

После вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” прокурор Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда все отраслевые органы исполнительной власти являются структурными подразделениями Администрации, противоречит указанному Федеральному закону.

Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным, поскольку: (1) во время принятия Закона Санкт-Петербурга “О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга” подобные требования в законодательстве отсутствовали,; (2) Конституция РФ относит вопрос о системе органов государственной власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон противоречит конституционным принципам федерализма; (3) в 1996 году между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий, где указанный вопрос не был урегулирован.

Каковы основные этапы развития современного российского федерализма? Каким образом положения Конституции РФ о федеративном устройстве российского государства развивались в 1993-2013 годах? Регламентируется ли структура органов государственной власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством?

Действует ли договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом? Какова судьба договорного способа регулирования распределения предметов ведения между федерацией и субъектами? Какое федеральное законодательство ограничивает применение этого способа?

Оцените доводы Администрации Санкт-Петербурга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.