Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ





5.1. Выбор исходных данных

Определяющим условием разработки проекта является грамот­ный выбор исходных данных, которые влияют на результаты рас­четов. В зависимости от принятой формы развития и характера проектируемого объекта исходные данные могут быть заданы или получены расчетным путем. Исходными данными для расчета про­изводственной программы являются:

• списочное число Acj автомобилей j-и марки (совместимой груп­пы);

• среднесуточный пробег Lсс автомобилей;

• число рабочих дней Др.г в году (при 6-дневной рабочей неде­ле — 305 дн.);

• продолжительность работы Тн автомобилей на линии (время в наряде);

• средний пробег группы автомобилей с начала эксплуатации;

• категория условий эксплуатации;

• природно-климатические условия.

Для рассчитываемой марки или совместимой группы автомо­билей определяют нормативные периодичности технических об­служивании, пробег до капитального ремонта, трудоемкости и продолжительности простоев. Нормативы периодичностей и тру-доем костей ТО и ТР в соответствии с ОНТП—91 приведены в табл. 5.1 и 5.2.

Нормативы ТО и ТР корректируются по реальным условиям работы с помошыо коэффициентов, учитывающих следующие факторы; К1 — условия эксплуатации автомобилей; К2модифи­кации автомобилей и организации работы; К3природно-кли­матические условия; К4пробег с начала эксплуатации; К5 — размеры ЛТП и число совместимых групп подвижного состава.



Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, при­нимается для эталонных условий работы предприятия: первой категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, подвижного состава с пробегом с начала эк-



Таблица 5.1 Периодичность ТО автомобилей

 

 

Автомобили Периодичность технического обслужи­вания автомобилей в зависимости от нормативного пробега, км
для ТО-1 для ТО-2
Легковые   Автобусы Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей 5 000 5 000 4 000 20000 20000 16 000

Примечание, Периодичность ТОприцепов и полуприцепов устанавлива­ется равной периодичности обслуживания их тягачей.



Таблица 5.2 Нормативы трудоемкости ТО и ТР подвижного состава

 

 

Тип подвижного состава и его параметры Трудоемкость, чел.-ч, на одно обслуживание Трудоемкость, чел.-ч/1000 км
ЕО ТО-1 ТО-2 ТР
Легковые автомобили:        
особо малого класса 0,15 1,9 7,5 1,5
малого класса 0,20 2,6 10,5 1,8
среднего класса 0,25 3,4 13,5 2,1
Автобусы:        
особо малого класса 0,25 4,5 18,0 2,8
малого класса 0,3 6,0 24,0 3,0
среднего класса 0,4 7,5 30,0 3,3
Большого класса 0,5 9,0 36,0 4,2
особо больного класса 0,8 18,0 72,0 6,2
Грузовые автомобили:        
грузоподъемностью        
от 0,3 до 1,0 т 0,20 1,8 7,2 1,55
от 1,0 до 3,0 т 0,30 3,0 12,0 2,0
от 3,0 до 5,0 т 0,30 3,6 14,4 3,0
от 5,0 до 8,0 т 0,35 5,7 21,6 5,0
от 8,0 до 10 т 0,40 7,5 24,0 5,5

Окончание табл. 5.2

 

 

Тип подвижного состава и его параметры Трудоемкость, чел,-ч, на одно обслуживание Трудоемкость, чел.-ч/1000 км
ЕО ТО-1 ТО-2 ТР
более 10 т Прицепы: одноосные до 3,0 т двухосные до 8,0 т двухосные более 8,0 т Полуприцепы: грузоподъемностью 8,0 т и более 0,50   0,05 0,1   0,15 0,2 7,8   0,9 2,1   2,2 4,4 31,2   3,6 8,4   8,8 17,6 6,1   0,35 1,15     1,25 2,4

сплуатации, равным 0,50...0,75 от пробега до капитального ре­монта, АТП со списочным составом 200 — 300 ед., состоящим из трех технологически совместимых групп автомобилей. Во всех ос­тальных случаях технологические расчеты производятся с коррек­тировкой в зависимости от условий эксплуатации, состояния под­вижного состава, размера и разномарочности АТП. Классифика­ция условий эксплуатации и значения коэффициентов корректи­рования приведены в табл. 5.3 — 5.8.



Таблица 5.3

Классификация условий эксплуатации

 

Категория усло­вий эксплуатации Условия движения
I II   III Асфальтобетонные, цементобетонные и приравнен­ные к ним дороги за пределами пригородной зоны Асфальтобетонные, цементобетонные и приравнен­ные к ним дороги в пригородной зоне и малых горо­дах (до 100 тыс. жителей), а также за пределами при­городной зоны в гористой местности (от 1 000 до 2 000 м над уровнем моря) Дороги с щебеночным и гравийным покрытием за пределами пригородной зоны. Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги в больших городах (более 100 тыс. жителей) и горной местности (более 2 000 м над уровнем моря). Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в пригород­ной зоне и городских улицах, а также за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности

 




Окончание табл. 5.3


Таблица 5.6


 


 

Категория усло­вий эксплуатации Условия движения
IV V Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в больших городах, расположенных в гористой и гор­ной местности. Грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами Естественные грунтовые дороги, внутри карьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия

Табли ца 5.4 Коэффициенты корректирования по условиям эксплуатации

 

Категория условий Периодич- Удельная трудоем- Пробег Расход запас-
эксплуатации ность ТО кость ТР до КР ных частей
I 1,0 1,0 1,0 1,00
II 0,9 1,1 0,9 1,10
III 0,8 1,2 0,8 1,25
IV 0,7 1,4 0,7 1,40
V 0,6 1,5 0,6 1,65

Коэффициенты корректирования по климатическим условиям

 

Характеристика района Трудоемкость ТО и ТР Удельная тру­доемкость ТР Пробег до КР Расход запасных частей
Коэффициент        
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый, теп­лый влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 1,1 0,9 1,1
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,2 0,8 1,25
Очень холодный 0,8 1,3 0,7 1,4
Коэффициент        
С высокой агрессивно-стыо окружающей среды 0,9 1,1 0,9 1,1

 


Таблица 3.5

Коэффициенты корректирования по модификации и организации

работы

 

Модификация подвижного состава и организация его работы Трудоемкость ТО и ТР Пробег до КР Расход запасных частей
Базовый автомобиль 1,00 1,00 1,00
Седельные тягачи 1,10 0,95 1,05
Автомобили с одним прицепом 1,15 0,90 1,10
Автомобили с двумя прицепами 1,20 0,85 1,20
Автомобили-самосвалы па плечах свыше 5 км 1,15 0,85 1,20
Автомобили-самосвалы с одним прицепом или при работе на плечах до 5 км 1,20 0,80 1,25
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами 1,25 0,75 1,30
Специализированный подвижной со став 1,10... 1,20

Таблица 5.7

Коэффициенты корректирования удельной трудоемкости ТР и продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости

от пробега подвижного состава с начала эксплуатации

 

 

Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР Легковые Автобусы Грузовые
До 0,25 От 0,25 до 0,50 От 0,50 до 0,75 От 0,75 до 1,00 От 1,00 до 1,25 От 1,25 до 1,50 От 1,50 до 1,75 От 1,75 до 2,00 Свыше 2,00 0,4 0,7 1,0 1,4 1,5 1,6 2,0 2,2 2,5 0,7 0,7 1,0 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 0,5 0,8 1,0 1,3 1,4 1,5 1,8 2,1 2,5 0,7 0,7 1,0 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 0,4 0,7 1,0 1,2 1,3 1,4 1,6 1,9 2,1 0,7 0,7 1,0 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3

 




Таблица 5.8

Коэффициенты корректирования трудоемкости ТО и ТР по числу автомобилей в АТП и числу совместимых групп подвижного состава

 

 

Число автомобилей в АТП Число технологически совместимых групп подвижного состава
Менее трех Три Более трех
До 100 1,15 1,20 1,30
От 100 до 200 1,05 1,10 1,20
От 200 до 300 0,95 1,00 1,10
От 300 до 600 0,85 0,90 1,05
Свыше 600 0,80 0,85 0,95

Учитывая, что периодичности и трудоемкости технических обслуживании и ремонтов нормированы по типам и классам ав­томобилей (совместимым группам), технологический расчет вы-полняют по каждой совместимой группе автомобилей, эксплуа­тируемых на предприятии.

5.2. Расчет производственной программы автотранспортного предприятия

Производственная программа определяет число ТО и КР за планируемый период времени (год, сутки) на весь парк автомо­билей.

При плановой экономике, наряду с ТО в обязательном поряд­ке, по установленному плану на авторемонтных заводах произво­дился КР автомобилей. Поэтому как основной период времени в технологических расчетах использовался цикл — период времени, соответствующий пробегу единицы подвижного состава в километрах от начала эксплуатации до КР или между КР. После расчета числа воздействий за цикл с помощью рассчитываемого коэффициента перехода от цикла к году определялось их число за год, сутки.

В связи с тем что КР не является обязательным техническим воздействием и практически уже не производится на авторемонт­ных заводах, представляется целесообразным выполнять только расчет годовой производственной программы. Расчет трудовых за­трат и производственных площадей для предприятий, планирую­щих выполнять капитальный или восстановительный ремонт по отдельным автомобилям, следует производить исходи из реаль­ных потребностей.


Для расчета числа ТО за год по j-й совместимой группе авто­мобилей необходимо предварительно установить годовой пробег и периодичность обслуживании этих автомобилей.

Годовой пробег j-й группы автомобилей можно определить из выражения

где — число дней эксплуатации автомобиля за год;

среднесуточный пробег автомобилей j-й группы; — списочное число автомобилей j-й группы; — число рабочих дней в году (при 6-дневной рабочей неделе — 305 дн.); — коэффициент технической готовности:

где — число дней эксплуатации за цикл:

где — пробег до капитального ремонта; — число дней

простоя в ТО и ТР за цикл:

, >

где — число дней простоя в КР; — удельный

(нормативный) простой автомобиля в ТО и ТР на 1 000 км пробе­га, дн. (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте

 

Подвижной состав Простои в ТО и ТР на АТП, дн./1000 км Простои в КР, дн.
Легковые автомобили 0,30...0,40
Автобусы (кроме большого класса) 0,30.-0,50
Автобусы большого класса 0,50-0,55
Грузовые автомобили:    
грузоподъемностью 0,3...5,0 т 0,40...0,50
» более 5,0 т 0,50...0,55
Прицепы и полуприцепы 0,10...0,15

 




Пробег до капитального ремонта для j-й группы автомобилей можно найти, корректируя нормативный пробег до капиталь­ного ремонта коэффициентами :

Периодичность i-го технического обслуживания для j-й груп­пы автомобилей определяют путем корректирования норма­тивной периодичности i-го обслуживания с помощью коэф­фициентов и :

Для обеспечения технологичности выполнения технических об­служиваний, периодичность между различными видами обслужи­вания устанавливается кратной между собой, среднесуточным про­бегам и пробегам до КР. Периодичность ЕО, равная среднесуточ­ному пробегу, принимается кратной периодичности ТО-1, перио­дичность TO-I — кратной периодичности ТО-2, а периодичность ТО-2 — кратной периодичности КР, Это позволяет совмещать про­ведение технических обслуживании с различной периодичностью. Полученная периодичность для удобства расчета округляется.

После определения периодичностей воздействий рассчитыва­ется число ТО для каждой совместимой группы автомобилей за год. Число обслуживаний для j-й группы автомобилей за год будет равно

При расчете числа воздействий необходимо учитывать то, что ТО-2 включает и объем работ совмещаемого ТО-1, а работы ЕО не совмещаются с другими видами обслуживания и выполняются только в зоне ежедневного обслуживания

По годовому числу i-го вида технических воздействий опреде­ляют суточную программу обслуживаний данного вида для j-й груп­пы автомобилей :

Суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) является критерием для выбора метода ТО (поточная ли­ния или универсальные посты). Применение поточной организа­ции обслуживания становится целесообразным при минимальной


суточной программе: для ЕО — более 100 обслуживаемых одно­типных автомобилей; для ТО-1 — более 12 — 15 автомобилей; для ТО-2 — более 5 — 6 технологически совместимых автомобилей в сутки. При меньших суточных программах принимается метод об­служивания на универсальных постах.

Пример расчета производственной программы

Исходные данные: в автотранспортном предприятии строитель­ной фирмы работает 180 автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 с пробегами с начала эксплуатации от 190 до 220 тыс. км. Автомоби­ли работают в гористой местности на дорогах с щебеночным по­крытием на плечах 4,5 км. Предприятие расположено в умеренной климатической зоне и работает по 6-дневной рабочей неделе. Сред­несуточный пробег автомобилей составляет 203 км.

Определим периодичности технического обслуживания и ре­монта автомобилей. Для этого выберем в табл. 5.1, 5.4—5.6 норма­тивные периодичности технического обслуживания и коэффици­енты корректировки . Норма пробега до ТО-1 базовых грузовых автомобилей составляет 4000 км, до ТО-2 — 16000 км, а до КР — 300 тыс. км. Условия работы автомобилей соответствуют III категории условий эксплуатации 1 = 0,8). Для автомобилей-самосвалов, работающих на плече менее 5 км, коэффициент К2 для корректировки пробега до капитального ремонта составляет 0,8. Коэффициент К3 корректировки нормативов в зависимости от климатических условий составляет 1,0.

Скорректируем нормативные пробеги:

Приведем пробеги к кратным величинам, скорректируем по среднесуточным пробегам и округлим:

= 203 км; 3 200:203= 15,8; округлим до 16;

LTО -1 = 203 * 16 = 3 248 км, округлим до LTО -1 = 3 200 км, LEO= 200 км;

LTO_2 = 3 200 * 4 = 12 800 км, примем LТО_2 = 12 800 км.

Кратное число воздействий ТО-2 за пробег £Кр составит

192000: 12800= 15, примем LKP = 12800*15= 192 000 км.

Определим годовой пробег группы автомобилей:


 






Определим число воздействий на парк автомобилей за год:

Суточное число воздействий на парк автомобилей составит


Исходя из технологического расчета выбираем метод органи­зации рабочих мест основного производства. Для рассчитываемого предприятия представляется целесообразным производить ТО -1 и ТО -2 на универсальных и специализированных постах, а ЕО вы­полнять на поточной линии.

5.3. Расчет трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей

Важное значение при технологических расчетах имеет расчет трудоемкостей ТО и ТР и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных ра­бочих, число постов, рабочих мест.

Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1 000 км пробега приведены в Положении для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоемкость i-го обслуживания корректируется с помощью коэффициентов К2 и К5

Удельная нормативная трудоемкость ТР корректируется с

помощью коэффициентов К1, К2, К3,К4, К5

Нормативы трудоемкости СО в Положении не приведены. Учи­тывая, что СО выполняется совмещенно с ТО-2, предшествую­щим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоем­кости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов — в размере 50%; для холодного и жаркого — в размере 30%; для других районов — 20 %.

При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоем­кости ТО-1 и ТО-2 не включают в себя трудоемкости ЕО.

Годовой объем работ но ТО /-го вида для j-й группы автомоби­лей можно определить произведением числа технических воз­действий за год на трудоемкость единицы воздействия:

по ЕО

по ТО-1

по ТО-2

по СО


Годовой объем работ по ТР для j-й группы автомобилей можно рассчитать следующим образом:

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автомобилей за год

Нормативы трудоемкостей ТО и ТР не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслужива­нию и ремонту производственного оборудования и инструмента предприятия, внутри гаражные транспортные и погрузочно-раз­грузочные работы, хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, уборку производственных помещений и другие вспо­могательные работы по самообслуживанию предприятия. Трудо­емкость вспомогательных работ по самообслуживанию предприя­тия устанавливается в размере не более 30 % от объема сум­марной трудоемкости технических обслуживаний и текущего ре­монта парка автомобилей за год:

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год


Дополнительная трудоемкость выполнения сезонных работ при подготовке автомобилей к работе в зимних или летних условиях составит

Общая трудоемкость ТР и ТО парка автомобилей за год:

Объем работ по самообслуживанию предприятия.

Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год

5.4. Расчет численности производственных рабочих

Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рас­считать численность производственных рабочих. При расчете чис­ленности рабочих различают технологически необходимую и штатную численности рабочих.

Технологически необходимая численность рабочих определя­ется отношением годового объема работ к годовому фонду вре­мени одного рабочего места в одну смену :


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.