Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука как система о знании.





Материалы по курсу «Организация исследовательской деятельности»

Наука и научные методы теоретического и эмпирического исследования

 

Тема 1. Роль науки в развитии общества

Классификация наук, организационная структура науки. Наука как производительная сила общества. Эволюция методов научного исследований. Наука и научный рост в современном мире. Логика научного знания и прогнозирование научного процесса.

Тема 2. Методология, методика и логика научного исследования.

Универсальные философские и общенаучные методы исследований. Системный анализ, диалектика, причинно – следственные отношения и диахронный анализ, моделирование, контент анализ, вероятностный анализ, корреляции, кластерный анализ, имитационное моделирование, теория информации.

МАГИСТР – от лат. Magister – начальник, учитель.

Магистр – академическая степень, присваиваемая высшими учебными заведениями.

Магистр - специалист обладающий фундаментальной научной базой, владеющей методологией научного творчества, а также знакомый с современными информационными технологиями и методами получения, анализа и синтеза научной информации. Степень магистра присваивается на основании результатов защиты магистерской диссертации, которая является самостоятельным научным исследованием и выполняется под руководством научного руководителя и защищается на публичном заседании Государственной аттестационной комиссии.



Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания.

Наука включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумму знаний лежащих в основе научной картины мира. Непосредственными целями науки является описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открытых законов. Система наук делиться на естественные ( живая и неживая природа) , общественные (человек и общество) , технические ( искусственные объекты) каждое из которых делится на специальности и предметные области. По уровню науки делятся на : фундаментальная теория — система специальных (узких) научных дисциплин — прикладная наука — конкретные технологии - инновации – продукт.



Парадигма – это категория научного познания, на основе которых формулируются основные правила исследования. Парадигма определяет целостность научного исследования на всех уровнях его принадлежность к определенному смысловому контексту. Парадигма определяет правила предсказания будущего опыта исходя из опыта прошлого.

Описание положений входящих в парадигму происходит на научном языке.

Специфика научного познания.

В отличие от обыденного познания научное познание характеризуется:

- систематичностью, а также логической

- выводимостью одних положений из других;

- объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;

- осознанным контролем над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам, т.е. способам и приемам получения нового знания;

- высокими требованиями, предъявляемыми в науке к языку описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значения понятий;

- строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательностью, воспроизводимостью и т.д.

Как видим, научное знание, равно как и процедура его получения, достаточно сложны и необычны для обыденного сознания. Поэтому деятельность в сфере науки требует, как правило, особой подготовки, длительного периода ученичества, в ходе которого осваиваются исторически сложившиеся объемы научных знаний, методы и средства их использования и приращения. А это в свою очередь требует наличия особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров. Правда, это справедливо в основном для развитой, зрелой науки, уже оформившейся в качестве устойчивого социального института.



Процесс этого оформления полным ходом пошел сравнительно недавно — с XVII—XVIII вв. Именно в это время в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением новой формы организации науки — крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Это было связано в основном с изменением социальной роли науки в ее взаимоотношениях с производством.

Практически до конца XIX столетия в триаде «наука — техника — производство» науке принадлежала вспомогательная роль. Однако с рубежа веков, совпавшего с очередной революцией в естествознании, наука начинает опережать развитие производства и постепенно отвоевывает себе роль лидера. Производство как бы теряет независимую логику саморазвития и начинает меняться в соответствии с логикой развертывания науки: появление новых отраслей производства (атомная энергетика, электроника и пр.) инициировано фундаментальными научными открытиями. Начинается триумфальное шествие науки, наводняющей мир умными машинами, способной избавить человека от голода, болезней, бытовых неудобств и прочих несчастий. Бесподобные успехи науки порождают и закрепляют новую веру человечества— веру в науку, будто бы способную дать ответы на все жизненные запросы. (Речь идет, конечно, об индустриально развитой части мира.) Однако эйфория длится недолго. На Западе пик «головокружения от успехов» науки приходится на 60 — 70-е годы. Затем наступает некоторое отрезвление: наука может многое, но далеко не все. У нее большие цели и задачи, но, к сожалению, не универсальные.

Функции науки.

Главные функции науки можно представить в такой последовательности:

- познавательная;

- объяснительная;

- практически-действенная;

- прогностическая;

- мировоззренческая;

- социальной памяти и др.

Ведущей, ключевой функцией науки считается объяснительная. Подлинное назначение науки — объяснять, как устроен мир; почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим; что будет, если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения.

1) Объяснительный потенциал науки ограничен масштабами общественно-исторической практики человечества.

2) Полнота объяснения любого явления не имеют абсолютного характера и в принципе в любой момент могут быть поколеблены.

Эти и многие другие ограничители объяснительного потенциала науки ясно показывают, что ее возможности хотя и велики, но не беспредельны. Поэтому сбрасывать со счетов другие способы освоения мира (философский, эстетический, религиозный и т.д.) заведомо не оправданно.

Суть практически-действенной функции науки заключена в том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и одновременно дает метод, т.е. систему правил и практических приемов обращения с ним. Именно общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки: она есть, во-первых, главный источник научного познания, а во-вторых, — его цель. Считается, к примеру, что науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство и т.д. Связь практических нужд общества с развитием современной науки не менее очевидна; однако она не так уж проста и прямолинейна. Эта связь отчетливо проявляется лишь в итоге, в конечном счете в длительной исторической перспективе. В определении же своих сиюминутных потребностей и интересов наука, в особенности фундаментальная, в значительной степени самостоятельна.

Трудно переоценить важность и такой функции науки, как прогностическая. Ее актуальность к концу XX в. возросла многократно. Причины тому очевидны. Современное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации — эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, непредусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность. Кому же, как не ей, и определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения.

Мировоззренческая функция науки задана самой ее сущностью. Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем. Основные типы мировоззрения: мифологический, религиозный, обыденный, научный. Можно сказать, что рождение науки одновременно знаменовало собой появление нового типа мировоззрения, т.е. такой системы взглядов на существование объективного мира, которой свойственны те же черты, что научному знанию вообще, — объективность, системность, логичность и пр. Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства. Ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и др. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.

Наука как система о знании.

Теория и эмпирия.

Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и эмпирического (опытного) — вырастает из специфической особенности его организации.

Проблема различения теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, уже производные отличия этих двух уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта; его главная задача — фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация этих эмпирических фактов — дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследования на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с изучаемыми природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело, идеальный тип и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, гипотетико-дедуктивным, методом восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурным и структурно-функциональным анализом и т.д.

Логика развития науки.

Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют сомнения в том, что она развивается, т.е. необратимо качественно изменяется со временем. Элементы науки стали формироваться в древности в связи с потребностями общества, в современном виде сложилась в 17-18 веках и постепенно превратилась в производительную силу общества. Объем научной деятельности удваивается каждые 10 лет. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: последняя развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги, в один прекрасный момент перекраивающие дотоле привычную общую картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок.

Научные, а затем научно-технические революции приводят к изменению ее структуры и принципов познания, или парадигм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.