Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки развития логистики





Появление термина «логистика»

Логистика происходит от греческого - logos - "искусство рассуждать", вычислять, и тесно связана с логикой, появившейся на свет раньше своей младшей "сестры". Еще Архимед в своих трудах упоминал о десяти высших чиновниках-логистах, которые курировали финансы, торговую, хозяйственную деятельность государства. Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где "logistike" обозначало "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления.

Исторические корни понятия «логистика» уходят в эпоху Римской империи. Логистиками называли государственных слу­жащих, которые занимались распределением еды и напитков среди свободных граждан Рима, направляющихся на гладиатор­ские бои и иные зрелищные мероприятия.Древние римляне определивли чиновникам-логистикам низкий ранг. Они занимались преимущественно распределением продуктов питания.

В Византийской империи логистики занимались обеспечени­ем войск всем необходимым для выполнения военных задач (функция снабжения) и выплатой жалования солдатам (функ­ция распределения).



Испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора. При этом учитывались: место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско вЛиму

за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига — 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу, о рыбе приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг»[

Помимо военно-практических трактовок термина «логистика», имеется и исключительно научная трактовка - математическая. Живший в XVII-XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женёве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также практикуется как математическая логика.



Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимой составляющей боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. Наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск.Византийцы пошли дальше - стали применять логистику в военном деле. Византийский царь Леон VI в своих трактатах, посвященных военному искусству, подчеркивал, что логистика - это наука управления войсками, наука обеспечения войск. В войсках он даже ввел должность - логис-тас. С "легкой руки" Леона VI логистика получила развитие как военная наука и перекочевала в армии других государств. В армии она "пришлась ко двору" по причине того, что здесь, с точки зрения организационной структуры, более четкая, выстроенная линия подчиненности."

Создателем первых научных трудов о логистике считают француза Джомини. Это военный специалист начала 20-того века, который вывел следующее определение логистики: "Логистика - это практическое искусство маневра войсками". Он считал, что в это понятие охватывает ряд важных вопросов, основные из которых были планирование, управление и снабжение. Есть сведения, что даже сам Наполеон Бонапарт использовал в своей армии принципы логистики.



Особенно ярко логистика проявила себя во время второй мировой войны. Это связано с тем, что эффективность боевых действий во многом зависти от скоординированного и быстрого обеспечения войск всем необходимым. Грамотно налаженная совместная работа военного производства, транспортной доставки, и служб тыла заставила задуматься о применении опыта военной логистики в мирной экономике.

В 60-ые годы логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производственную.

Логистика, как новое научное направление стала активно развиваться в 1990-е годы, вместе с развитием рыночных отношений в России. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса.

В настоящем времени понятие "военной логистики" кое-где по-прежнему употребляется, но в русском языке термин "логистика" подразумевает, прежде всего, бизнес и экономику.

Предпосылки развития логистики

 

 

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Реакцией хозяйствующих субъектов стала выработка маркетинга, как наиболее гибкой и изощренной политики производства и сбыта товаров и услуг. Но очень скоро стало очевидным, что один маркетинг не способен решить всех проблем: достигнуть оптимальных результатов можно лишь, используя маркетинг в "связке" с логистикой.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

 

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

 

Этапы развития логистики

 

В современной экономике выделяют четыре этапа развития логистики в экономическом ее приложении.

Первый этап (60-е гг.): Характеризуется использованием логистического подхода в управлении материальными потоками в сфере обращения. Постепенно приходит понимание того, что объединение потоковых процессов в производстве, хранении и транспортировании может дать существенный экономический эффект. В 60-х годах развитие логистики в США связывают с оптимизацией распределения продукции, называя этот этап физикой распределения, - в итоге был создан специальный комитет по "физическому" распределению. В это время в США изменился рынок покупателей и продажи, родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

 


Второй этап (80-е гг.) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский ответ на экономическую "агрессию" Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Интеграционная основа логистики в это период расширилась и стала охватывать и производственный процесс.

Третий этап
проходит в настоящее время. Реализуется одна из основных целей логистики - доставка грузов "точно в срок" с широким использованием электроники и оптимизации производства. Совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.

Четвертый этап - будущая логистика. В его границах в полной степени при построении логистической системы будет проявляться комплексный подход, охватывающий потенциалы производства, снабжения, подготовки продукции и потребления, то есть в итоге появится электронная интегрированная логистика.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.