Тема IV. Особенности деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Логопсихология
Учебная программа
Курса федерального компонента
для специальности 031800 Логопедия;
Логопедия с дополнительной специальностью
Составители: кандидат психологических наук, доцент Плисенко Н.В.,
Ассистент
Волкова Е.Н.
Шуя – 2004
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по логопсихологии предназначена для студентов дневной формы обучения. Курс «Логопсихология» разработан на основе государственного стандарта специальности 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью.
Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с окружающей средой.
Содержание программы раскрывает современные подходы к изучению психических особенностей детей с нарушениями речи, дает представление об особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой сферы детей-логопатов, о специфике развития личности и протекания разных видов деятельности у детей с недоразвитием речи.
Курс «Логопсихология» включает в себя чтение лекций, проведение семинарских занятий, самостоятельную работу студентов. На семинарах под руководством преподавателя обсуждаются подготовленные студентами сообщения и доклады.
Основная цель курса – дать студентам знания об особенностях психического развития детей с нарушениями речи с учетом смежных наук: общей и специальной психологии и педагогики, медицины, патопсихологии, психолингвистики.
Задачи курса «Логопсихология»:
– ввести студентов в систему специально-психологических (лого-психологчиеских) знаний, показать их прикладное значение при построении психокоррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения речи;
– повлиять на становление будущего логопеда;
– познакомить студентов со спецификой психического развития детей-логопатов;
– формировать у студентов интерес к углубленной работе по изучению проблем психологии детей с недоразвитием речи, умение видеть и вскрывать междисциплинарные связи при изучении явлений их психической жизни.
Требования к уровню усвоения студентами дисциплины «Логопсихология».
По окончании изучения курса студенты должны иметь представление:
– о соотношении первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта;
– об общих закономерностях психического развития детей, имеющих особые образовательные потребности и о специфических закономерностях психического развития детей-логопатов;
– о таких расстройствах восприятия детей с нарушением развития речи, как астереогноз, агнозия (зрительная, симультанная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая);
знать:
– специфику протекания процессов внимания у детей с нарушениями речи;
– качества мнестической деятельности детей с общим недоразвитием речи;
– особенности мышления и воображения детей-логопатов;
– отличия в развитии речи и общения у детей с тяжелыми нарушения от их развития у детей в норме;
– особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей, страдающих нарушениями речи;
– специфику протекания разных видов деятельности (игровой, изобразительной, учебной) у детей с общим недоразвитием речи.
уметь:
– анализировать данные логопсихологических исследований;
– устанавливать междисциплинарные связи при изучении фактов психической жизни детей-логопатов, включать изученные сведения в систему дефектологических знаний;
– анализировать специальную психологическую литературу;
– работать с первоисточниками, учебными пособиями, журналами.
Структура программы
Учебная программа содержит: пояснительную записку, учебно-тематический план курса, собственно программу; перечень семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы.
Общая трудоемкость
Вид
учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
| Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
|
| -
-
-
| Вид итогового контроля
|
| зачет
| Учебно-тематический план для специальностей:
Логопедия,
Логопедия с дополнительной специальностью
№
| Наименование темы
| Всего
| Количество часов
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная
работа
| 1.
| Теоретические и методологические основы
логопсихологии.
|
|
|
–
|
| 2.
| Особенности развития познавательной сферы детей с общим недораз-витием речи.
|
|
|
|
| 3.
| Особенности развития личности и эмоциональ-
но-волевой сферы.
|
|
|
|
| 4.
| Особенности деятельно-
сти у детей с общим недоразвитием речи.
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Содержание курса
Тема I. Теоретические и методологические основы логопсихологии.
Логопсихология как отрасль специальной психологии. Предмет логопсихологии, краткий очерк ее становления. Задачи и значение логопсихологии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопсихологии, ее связи со смежными науками: «психолингвистика», «психология речи», «логопсихология», «логопедагогика», «логопедия», «патопсихология».
Теоретические истоки логопсихологии. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.
Тема II. Особенности развития познавательной сферы детей с общим недоразвитием речи.
Общая характеристика психического развития детей-логопатов. Нарушения фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Влияние дисфункции речедвигательного анализатора на уровень снижения фонематического восприятия. Слуховая агнозия.
Специфика зрительного восприятия у детей с тяжелым нарушением речи. Зрительная и симультанная виды агнозии. Значение зрительно-пространственного гнозиса как необходимое условие обучения детей грамоте.
Восприятие пространства детьми с общим недоразвитием речи. Особенности ориентировки детей-логопатов в пространстве, трудности в ориентировке в собственном теле.
Внимание детей с речевым недоразвитием. Различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (словесная и зрительная инструкция). Распределение внимания между речью и практическим действием.
Специфика мнестической деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Особенности преднамеренного запоминания. Развитие зрительной и слуховой памяти по сравнению с нормально говорящими детьми. Словесные парамнезии при воспроизведении материала, предъявленного ранее для запоминания.
Взаимосвязь между развитием речи и мышления. Категории детей с нарушениями речи по состоянию развития невербального интеллекта. Зависимость развития мышления от уровня знаний ребенка об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности. Влияние нарушения самоорганизации на уровень развития мышления. Особенности развития воображения детей с общим недоразвитием речи.
Отличия развития речи и общения у детей с тяжелыми нарушениями развития речи от развития этих психических функций у детей в норме. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей-логопатов. Характеристика коммуникативных возможностей детей с выраженной речевой патологией.
Тема III. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи .
Особенности эмоционально-личностных качеств детей с общим недоразвитием речи в отличие от детей с нормой речевого развития. Развитие самооценки у детей с недоразвитием речи. Специфика уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи, формирование реалистического уровня притязаний.
Осознание речевого дефекта и уровень фиксированности на нем. Степени фиксированности детей на своем дефекте (по В.И. Селиверстову). Варианты эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту.
Расстройства эмоционально-волевой и личностной сферы и социальная дезадаптация детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема IV. Особенности деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Игровая деятельность детей-дошкольников с общим недоразвитием речи. Специфика включения детей-логопатов в коллективные игры. Особенности содержания игровых действий детей с тяжелым речевым недоразвитием. Использование ребенком-логопатом слова в процессе игры. Влияние взрослого на организацию игровой деятельности детей с речевой патологией. Игра как средство коррекции и всестороннего развития ребенка, страдающего нарушениями речи.
Специфика изобразительной деятельности у детей с речевой патологией.
Особенности учебной деятельности детей, страдающих нарушением темпо-ритмической стороны речи (заикание).
Планы семинарских занятий по курсу «Логопсихология»
Семинар № 1. Познавательное развитие детей с общим недоразвитием речи.
1. Особенности развития ощущений и восприятия.
а) фонематическое восприятие, слуховая агнозия;
б) зрительное восприятие, зрительная агнозия, симультанная агнозия;
в) ориентировка в пространстве.
2. Развитие внимания у детей-логопатов.
3. Специфика развития памяти у детей с речевой патологией.
Семинар № 2. Развитие мышления и речи детей с речевой патологией.
1. Взаимосвязь между развитием речи и развитием мышления.
2. Своеобразие развития разных форм мышления у детей тяжелыми нарушениями речи.
3.Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи.
4. Речевые и коммуникативные умения детей с общим недоразвитием речи.
5. Особенности общения детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи, со сверстниками.
Семинар № 3. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией.
1.Специфика эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи по сравнению с детьми, имеющими норму речевого развития.
2. Своеобразие самооценки у детей с общим недоразвитием речи.
3. Уровень притязания младших школьников с нарушениями речи.
4.Осознание речевого дефекта, степень фиксированности и эмоциональное отношение к нему.
Семинар № 4. Особенности деятельности у детей с речевой патологией.
1. Игровая деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.Своеобразие изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Специфика ученой деятельности детей, страдающих заиканием.
Вопросы к зачету по курсу «Логопсихология»
1. Логопсихология как отрасль специальной психологии. Предмет и задачи логопсихологии.
2. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.
3. Особенности восприятия детей-логопатов.
4. Своеобразие внимания у детей с речевой патологией.
5. специфика мнестической деятельности у детей с общим недоразвитие речи.
6. Взаимосвязь между развитием мышления и речи.
7. Своеобразие развития разных форм мышления у детей тяжелыми нарушениями речи.
8. Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи.
9. Особенности общения детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи, со сверстниками.
10. Развитие самооценки у детей с недоразвитием речи.
11. Специфика уровня притязаний у младших школьников с нарушениями речи.
12. Осознание детьми своего речевого дефекта и степень фиксированности на нем.
13. Социальная дезадаптация детей с тяжелыми нарушениями речи.
14. Игровая деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.
15. Игра как средство коррекции и всестороннего развития ребенка с речевой патологией.
16. Своеобразие изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
17. Особенности учебной деятельности детей с заиканием.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.,1994.
2.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М., 1968.
3. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.,1980.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
5. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушкина. – М.- Ростов н/Д., 2004.
6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2001.
7. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
9. Основы логопедической работы с детьми/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
10. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.
11. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
12. Селиверстов В.И., Зайцева Л.А. Логопсихология// Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений/ Под общ. ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001.
13. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.,2003.
14. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.
15. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1987.
Дополнительная:
1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1990.
2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.,2000.
5 Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для
детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.,2002.
7. Нарушения речи и голоса у детей/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975.
8. Недоразвитие и утрата речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 1985.
9. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.
10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.
Рецензия
на учебную программу курса Логопсихология специальности 031800.00 – Логопедия с дополнительной специальностью,
составленную доцентом Плисенко Н.В. и ассистентом. Волковой Е.Н.
Курс «Логопсихология» разработан на основе государственного стандарта специальности 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью. Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с окружающей средой.
Содержание программы раскрывает современные подходы к изучению психических особенностей детей с нарушениями речи, дает представление об особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой сферы детей-логопатов.
Структуру данной программы составляют: пояснительная записка, учебно-тематический план курса, собственно содержание программы, планы семинарских и практических занятий, список основной и дополнительной литературы. В пояснительной записке сформулированы цель и задачи данного курса; собственно содержание программы и планы семинарских и практических занятий полностью отражают государственный образовательный стандарт данной специальности; список основной и дополнительной литературы отражает как классические, так и современные учебные пособия и научные исследования по специальной психологии и смежным наукам.
Данная программа отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к программам по учебным дисциплинам, и может быть рекомендована к опубликованию.
РЕЦЕНЗЕНТ
кандидат философских наук, ГОЛУБЕВА М.В.
доцент кафедры психологии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|