Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема IV. Особенности деятельности у детей с общим недоразвитием речи.





Логопсихология

 

Учебная программа

Курса федерального компонента

для специальности 031800 Логопедия;

Логопедия с дополнительной специальностью

 

Составители: кандидат психологических наук, доцент Плисенко Н.В.,

Ассистент

Волкова Е.Н.

 

 

Шуя – 2004

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по логопсихологии предназначена для студентов дневной формы обучения. Курс «Логопсихология» разработан на основе государственного стандарта специальности 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью.

Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с окружающей средой.

Содержание программы раскрывает современные подходы к изучению психических особенностей детей с нарушениями речи, дает представление об особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой сферы детей-логопатов, о специфике развития личности и протекания разных видов деятельности у детей с недоразвитием речи.

Курс «Логопсихология» включает в себя чтение лекций, проведение семинарских занятий, самостоятельную работу студентов. На семинарах под руководством преподавателя обсуждаются подготовленные студентами сообщения и доклады.



Основная цель курса – дать студентам знания об особенностях психического развития детей с нарушениями речи с учетом смежных наук: общей и специальной психологии и педагогики, медицины, патопсихологии, психолингвистики.

Задачи курса «Логопсихология»:

– ввести студентов в систему специально-психологических (лого-психологчиеских) знаний, показать их прикладное значение при построении психокоррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения речи;

– повлиять на становление будущего логопеда;

– познакомить студентов со спецификой психического развития детей-логопатов;

– формировать у студентов интерес к углубленной работе по изучению проблем психологии детей с недоразвитием речи, умение видеть и вскрывать междисциплинарные связи при изучении явлений их психической жизни.

Требования к уровню усвоения студентами дисциплины «Логопсихология».



По окончании изучения курса студенты должны иметь представление:

– о соотношении первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта;

– об общих закономерностях психического развития детей, имеющих особые образовательные потребности и о специфических закономерностях психического развития детей-логопатов;

– о таких расстройствах восприятия детей с нарушением развития речи, как астереогноз, агнозия (зрительная, симультанная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая);

знать:

– специфику протекания процессов внимания у детей с нарушениями речи;

– качества мнестической деятельности детей с общим недоразвитием речи;

– особенности мышления и воображения детей-логопатов;

– отличия в развитии речи и общения у детей с тяжелыми нарушения от их развития у детей в норме;

– особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей, страдающих нарушениями речи;

– специфику протекания разных видов деятельности (игровой, изобразительной, учебной) у детей с общим недоразвитием речи.

 

уметь:

– анализировать данные логопсихологических исследований;

– устанавливать междисциплинарные связи при изучении фактов психической жизни детей-логопатов, включать изученные сведения в систему дефектологических знаний;

– анализировать специальную психологическую литературу;

– работать с первоисточниками, учебными пособиями, журналами.

 

Структура программы

Учебная программа содержит: пояснительную записку, учебно-тематический план курса, собственно программу; перечень семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы.



Общая трудоемкость Вид учебной работы   Всего часов Семестры
 
Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа - - -
Вид итогового контроля   зачет

Учебно-тематический план для специальностей:

Логопедия,

Логопедия с дополнительной специальностью

Наименование темы Всего Количество часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Теоретические и методологические основы логопсихологии.       –  
2. Особенности развития познавательной сферы детей с общим недораз-витием речи.        
3. Особенности развития личности и эмоциональ- но-волевой сферы.        
4. Особенности деятельно- сти у детей с общим недоразвитием речи.        
  Итого

 

Содержание курса

 

Тема I. Теоретические и методологические основы логопсихологии.

Логопсихология как отрасль специальной психологии. Предмет логопсихологии, краткий очерк ее становления. Задачи и значение логопсихологии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопсихологии, ее связи со смежными науками: «психолингвистика», «психология речи», «логопсихология», «логопедагогика», «логопедия», «патопсихология».

Теоретические истоки логопсихологии. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

Тема II. Особенности развития познавательной сферы детей с общим недоразвитием речи.

Общая характеристика психического развития детей-логопатов. Нарушения фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Влияние дисфункции речедвигательного анализатора на уровень снижения фонематического восприятия. Слуховая агнозия.

Специфика зрительного восприятия у детей с тяжелым нарушением речи. Зрительная и симультанная виды агнозии. Значение зрительно-пространственного гнозиса как необходимое условие обучения детей грамоте.

Восприятие пространства детьми с общим недоразвитием речи. Особенности ориентировки детей-логопатов в пространстве, трудности в ориентировке в собственном теле.

Внимание детей с речевым недоразвитием. Различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (словесная и зрительная инструкция). Распределение внимания между речью и практическим действием.

Специфика мнестической деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Особенности преднамеренного запоминания. Развитие зрительной и слуховой памяти по сравнению с нормально говорящими детьми. Словесные парамнезии при воспроизведении материала, предъявленного ранее для запоминания.

Взаимосвязь между развитием речи и мышления. Категории детей с нарушениями речи по состоянию развития невербального интеллекта. Зависимость развития мышления от уровня знаний ребенка об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности. Влияние нарушения самоорганизации на уровень развития мышления. Особенности развития воображения детей с общим недоразвитием речи.

Отличия развития речи и общения у детей с тяжелыми нарушениями развития речи от развития этих психических функций у детей в норме. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей-логопатов. Характеристика коммуникативных возможностей детей с выраженной речевой патологией.

Тема III. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи .

Особенности эмоционально-личностных качеств детей с общим недоразвитием речи в отличие от детей с нормой речевого развития. Развитие самооценки у детей с недоразвитием речи. Специфика уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи, формирование реалистического уровня притязаний.

Осознание речевого дефекта и уровень фиксированности на нем. Степени фиксированности детей на своем дефекте (по В.И. Селиверстову). Варианты эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту.

Расстройства эмоционально-волевой и личностной сферы и социальная дезадаптация детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема IV. Особенности деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Игровая деятельность детей-дошкольников с общим недоразвитием речи. Специфика включения детей-логопатов в коллективные игры. Особенности содержания игровых действий детей с тяжелым речевым недоразвитием. Использование ребенком-логопатом слова в процессе игры. Влияние взрослого на организацию игровой деятельности детей с речевой патологией. Игра как средство коррекции и всестороннего развития ребенка, страдающего нарушениями речи.

Специфика изобразительной деятельности у детей с речевой патологией.

Особенности учебной деятельности детей, страдающих нарушением темпо-ритмической стороны речи (заикание).

 

Планы семинарских занятий по курсу «Логопсихология»

Семинар № 1. Познавательное развитие детей с общим недоразвитием речи.

1. Особенности развития ощущений и восприятия.

а) фонематическое восприятие, слуховая агнозия;

б) зрительное восприятие, зрительная агнозия, симультанная агнозия;

в) ориентировка в пространстве.

2. Развитие внимания у детей-логопатов.

3. Специфика развития памяти у детей с речевой патологией.

 

Семинар № 2. Развитие мышления и речи детей с речевой патологией.

1. Взаимосвязь между развитием речи и развитием мышления.

2. Своеобразие развития разных форм мышления у детей тяжелыми нарушениями речи.

3.Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи.

4. Речевые и коммуникативные умения детей с общим недоразвитием речи.

5. Особенности общения детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи, со сверстниками.

Семинар № 3. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией.

1.Специфика эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи по сравнению с детьми, имеющими норму речевого развития.

2. Своеобразие самооценки у детей с общим недоразвитием речи.

3. Уровень притязания младших школьников с нарушениями речи.

4.Осознание речевого дефекта, степень фиксированности и эмоциональное отношение к нему.

Семинар № 4. Особенности деятельности у детей с речевой патологией.

1. Игровая деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.Своеобразие изобразительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Специфика ученой деятельности детей, страдающих заиканием.

 

Вопросы к зачету по курсу «Логопсихология»

 

1. Логопсихология как отрасль специальной психологии. Предмет и задачи логопсихологии.

2. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

3. Особенности восприятия детей-логопатов.

4. Своеобразие внимания у детей с речевой патологией.

5. специфика мнестической деятельности у детей с общим недоразвитие речи.

6. Взаимосвязь между развитием мышления и речи.

7. Своеобразие развития разных форм мышления у детей тяжелыми нарушениями речи.

8. Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи.

9. Особенности общения детей дошкольного возраста, имеющих недоразвитие речи, со сверстниками.

10. Развитие самооценки у детей с недоразвитием речи.

11. Специфика уровня притязаний у младших школьников с нарушениями речи.

12. Осознание детьми своего речевого дефекта и степень фиксированности на нем.

13. Социальная дезадаптация детей с тяжелыми нарушениями речи.

14. Игровая деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи.

15. Игра как средство коррекции и всестороннего развития ребенка с речевой патологией.

16. Своеобразие изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

17. Особенности учебной деятельности детей с заиканием.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.,1994.

2.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. – М., 1968.

3. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.,1980.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

5. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушкина. – М.- Ростов н/Д., 2004.

6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2001.

7. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.

8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.

9. Основы логопедической работы с детьми/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.

10. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.

11. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

12. Селиверстов В.И., Зайцева Л.А. Логопсихология// Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений/ Под общ. ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001.

13. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.,2003.

14. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

15. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1987.

 

Дополнительная:

1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1990.

2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.,2000.

5 Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.,2002.

7. Нарушения речи и голоса у детей/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975.

8. Недоразвитие и утрата речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 1985.

9. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.

10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

Рецензия

на учебную программу курса Логопсихология специальности 031800.00 – Логопедия с дополнительной специальностью,

составленную доцентом Плисенко Н.В. и ассистентом. Волковой Е.Н.

Курс «Логопсихология» разработан на основе государственного стандарта специальности 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью. Методологической основой курса являются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимосвязи с окружающей средой.

 

Содержание программы раскрывает современные подходы к изучению психических особенностей детей с нарушениями речи, дает представление об особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой сферы детей-логопатов.

 

Структуру данной программы составляют: пояснительная записка, учебно-тематический план курса, собственно содержание программы, планы семинарских и практических занятий, список основной и дополнительной литературы. В пояснительной записке сформулированы цель и задачи данного курса; собственно содержание программы и планы семинарских и практических занятий полностью отражают государственный образовательный стандарт данной специальности; список основной и дополнительной литературы отражает как классические, так и современные учебные пособия и научные исследования по специальной психологии и смежным наукам.

 

Данная программа отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к программам по учебным дисциплинам, и может быть рекомендована к опубликованию.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ

кандидат философских наук, ГОЛУБЕВА М.В.

доцент кафедры психологии

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.