Посредники в логистических каналах
Распределительная логистика.
Сущность и задачи распределительной логистики
Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.
Цель распределительной логистики — доставка товаров в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Распределительная логистика занимается удовлетворением спроса, который определяется и стимулируется маркетингом.
Аналогично остальным областям логистики распределительную логистику можно рассматривать на микро- и макроуровне.
На микроуровне распределительная логистика занимается отгрузкой готовой продукции со складов поставщика и решает задачи:
• планирования процесса реализации;
• организации получения и обработки заказа;
• выбора вида упаковки, принятия решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
• организации отгрузки продукции;
• организации доставки и контроля за транспортированием;
• организации послереализационного обслуживания.
На макроуровне спектр деятельности распределительной логистики более широкий. В сферу ее деятельности входит весь процесс движения материального потока от момента окончания производства до поступления на склад потребителя.
К задачам распределительной логистики на макроуровне относятся
• выбор схемы распределения материального потока;
• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
• определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
2. Основные функции распределительной логистики:
• определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
• установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
• построение организационной структуры распределительных каналов и сетей;
• накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
• транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
• управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
• выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
• поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
• мониторинг и информационная поддержка распределения.
4. При формировании и работе распределительной логистической системы следует реализовывать три золотых правила логистики в распределении:
• правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использовать возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости;
• правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество учетно-договорных единиц измерения продукции и минимальное количество учетно-договорных единиц транспорта (независимо от их вместимости). Учетно-договорная единица — логистическая единица с определенными и закрепленными за ней характеристиками (вес, габариты, прочность) в результате соглашения между партнерами. Определение учетно-договорной единицы вводится для упрощения последующих логистических операций над ней;
• правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транспортировки), и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки).
Центр консолидации — место группирования готовой продукции или разделения готовой продукции на части.
Логистические каналы и их характеристики
Логистический канал(или канал распределения) — это структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы и осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Основные характеристики логистического канала:
• длина — это количество промежуточных звеньев, т, е. уровней логистического канала между производителем и потребителем;
• ширина — это число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.
В зависимости от длины логистического канала они подразделяются на каналы:
• нулевого уровня — между производителем и потребителем отсутствуют посредники;
• первого уровня — между производителем и потребителем присутствует розничный посредник;
• второго уровня - между производителем и потребителем присутствуют оптовый и розничный посредники;
• третьего уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники. Если посредники между производителем и потребителем отдельные предприятия, цель которых максимизировать свою прибыль, то канал называетсягоризонтальным. Такие каналы распределения продукции - традиционные. У данной организации есть один большой недостаток. Поскольку все участники являются отдельными независимыми предприятиями, они не могут контролировать работу других участников, а максимизация прибыли каждого из них может противоречить максимизации прибыли всей системы.
В противовес традиционной организации каналов распределения логистика предлагает свой подход. Такие каналы называются вертикальными.Их особенность заключается в том, что производитель и посредники действуют как единая система.
Участники канала распределения должны выполнять набор следующих функций:
• исследовательскую работу — сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
• стимулирование сбыта;
• установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
• приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей (это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка и упаковка товаров и др.);
• проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для последующей передачи права собственности или владения;
• организацию товародвижения - транспортировку и складирование товара;
• финансирование — изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
• принятие риска - принятие на себя ответственности по функционированию канала.
Все эти функции должны выполняться в процессе распределения готовой продукции. Не обязательно вводить нового участника логистического канала для каждой функции, но все они должны присутствовать, т. е. участники могут выполнять по несколько функций. В принципе, производитель может сам реализовывать часть из них. Однако это вызывает рост издержек производителя. С другой стороны, посредники увеличивают цену товара для покрытия своих издержек на движение материального потока, но в этом случае снижаются затраты производителя.
Выбор участников распределительного канала - важное решение производителя.
Логистические сети
Логистическая сеть — это совокупность всех логистических каналов системы. Логистические сети можно подразделить на классы сложности.
Выделяют следующие классы сложности логистических иепей;
1. простая логистическая цепь; складываетсяили внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, которые находятся в одном городе либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется самим продавцом или покупателем;
2. логистическая сеть средней сложности:
3. сложная логистическая сеть
1 -посредники продавца; 2 - посредники покупателя.
4.сверхсложная сеть - древовидная.
Пример сложной сети при железнодорожных перевозках:
• 01 — продавец;
• 02 — посредник отделения железной дороги — перевозчик купленных товаров;
• 03 - орган железной дороги, сдающий в аренду участок железнодорожного пути на грузовой станции;
• 04 - погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат технику для отгрузки;
• 05 — организация или фирма, предоставляющая бригаду грузчиков для разгрузки;
• 06 — экспертные организации;
• 07 — автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции;
• 08 - покупатель.
Посредники в логистических каналах
При формировании логистического канала необходимо определиться, с какими типами посредников будет происходить работа.
Основные типы посредников:
• Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, и дилер становится собственником продукции.
Дилеры бывают:
- эксклюзивные — единственные представители производителя в данном регионе;
- авторизованные — работают с производителем на условиях франшизы;
• Дистрибьюторы— оптовые и розничные посредники, выступающие от имени производителя, но за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается только право продажи.
• Комиссионеры— посредники, которые выступают от своего имени и за счет производителя. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке с покупателем заключается от имени комиссионера. Но при этом риск случайной порчи товара лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.
• Брокеры- посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки
• Агенты- посредники, выступающие в качестве представителей другого лица (принципала). За свои услуги агент получает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом.
- универсальные — имеют право совершать любые юридические действия от имени лица, которое они представляют;
- генеральные — имеют право заключать только сделки, указанные в доверенности.
Данные типы посредников различаются по нескольким признакам:
• работают они от своего или от чужого имени;
• за свой или за чужой счет проводятся операции;
• имеют ли они право собственности;
• распоряжаются ли продукцией.
В табл. 2 приведены значения этих признаков для каждого типа посредников
Следующий этап формирования канала распределения после выбора типа посредников — определение количества посредников.
Существует три подхода к определению количества посредников в распределительном канале:
• интенсивное распределение. Состоит в обеспечении запасами производимой предприятием продукции как можно большего числа торговых предприятий;
• эксклюзивное распределение. Является прямой противоположностью интенсивного распределения и состоит в намеренном сокращении числа посредников, торгующих производимой предприятием продукцией в рамках данной сбытовой территории;
• селективное распределение. Комбинация двух изложенных методов — интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.
Чтобы повысить эффективность сбыта продукции и в целях экономии средств часто используются многоканальные системы распределения продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|