Сделай Сам Свою Работу на 5

Логистические операции с материальными и информационными потоками





Тема 2. Факторы и тенденции развития логистики

Литература 1, 2, 3, 4, 5, 11, 13,15, 17, 18, 22, 23, 24, 26, 28,

29, 30, 31, 33, 34, 36, 37

Предпосылки развития логистики

1. развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продук­ции не придавали серьезного значения созданию специальных сис­тем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля рабо­тали без тесной увязки друг с другом. Система управления процессами товародвижения была слабой. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в тот период за счет расширения и совершенствования произ­водства. Но к началу 60-х гг. резервы повышения конкуренто­способности непосредственно в производстве были существенно исчерпаны, что привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ;

2. энергетический кризис 70-х гг.Повышение стоимости энерго­носителей вынудило предпринимателей искать методы повы­шения экономичности перевозок не только за счет рациональной организации транспорта, но за счет согласования действий всех участников логистического процесса;



3. научно-технический прогресс. Ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вы­числительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных сис­тем как на уровне отдельных предприятий, так и на террито­риальном уровне. Стало технически возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя.

 

Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:

- превращение рынка продавца в рынок покупателя;

- возможность снижения себестоимости продукции;



- возможность повышения качества поставок;

- энергетический кризис;

- НТП, и в первую очередь компьютеризация управления.

Существуют "шесть правил логистики ", которые описывают конечную цель логистического управления

груз — только нужный товар;

качество — высокого уровня;

количество — необходимое;
время доставки — точное;

место — четко определенное;

затраты — минимальные.

Потоки в логистике

1. Поток "это один или множество объектов (река, лава, кон­вейер, деньги и др.), воспринимаемое как единое целое, сущест­вующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах"3. Поток является одним из основных терминов логистики. Основные параметры, харак­теризующие поток:

• его начальный пункт;

• конечный пункт;

• траектория пути;

• длина;

параметры движения:

• скорость
• время;

• интенсивность.

Для работы с потоками разработана их классификация по раз­личным признакам:

по степени непрерывности:

непрерывные — образуются объектами, которые перемещают­ся по траектории в каждый момент времени в определенном количестве;

•. дискретные — составляющие потока перемещаются с интер­валами;

регулярности:

•. детерминированные — параметры потока определены в каж­дый момент времени;

стохастические — параметры потока изменяются случайным образом и принимают свои значения с определенной степе­нью вероятности;

стабильности:

стабильные — параметры потока постоянны в течение неко­торого промежутка времени;

нестабильные — поток изменяется флуктуарно;



изменчивости:

стационарные — интенсивность потока — постоянная вели­
чина, сам поток — установившийся;

нестационарные — поток неустановившийся, а его интен­
сивность изменяется с течением времени;

характеру перемещения элементов потока:

равномерные — скорость перемещения объектов потока по­
стоянна;

неравномерные — скорость перемещения объектов может из­меняться, т. е. поток может ускоряться, замедляться, воз­можны остановки в пути, изменение интервалов времени отправления и прибытия;

степени периодичности:

периодические — параметры потока постоянны или имеют постоянный характер изменения;

непериодические — параметры потока изменяются случайным образом без какой-либо закономерности;

сложности:

простые (дифференцированные) — поток состоит из одно­типных объектов;

сложные (интегрированные) — поток состоит из разнород­ных объектов;

управляемости:

управляемые — поток адекватно реагирует на влияющее воз­действие со стороны управляющей системы;

неуправляемые — поток характеризуется отсутствием реакции на влияющее воздействие со стороны управляющей системы;

управляемости элементов потока:

ламинарные — поток изменяется лишь под влиянием влияю­щих воздействий или изменений внешних условий. При этом изменения носят целенаправленный, регулярный ха­рактер;

турбулентные — процесс управления потоком затруднен ха­отическим изменением положения элементов потока отно­сительно друг друга, что вызывает флуктуарные изменения
всех параметров потока.

2. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложе­ния к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Материальные потоки (ключевое понятие логистики) образуются в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Классификация материальных потоков:

1) по отношению к логистической системе: - входной (разгрузка железнодорожных вагонов, автомобильного транспорта); - выходной (погрузка); - внутренний (операции внутри предприятия); - внешний (движение грузов, к которым предприятие имеет отношение);

2) по натурально-вещественному составу: одноассортиментные (хранение в картофелехранилище) и многоассортиментные (торговля на рынке);

3) по количественному признаку:

- массовые (железнодорожный состав, колонна машин, караван судов);

- крупные (несколько вагонов, автомашин, судов);

- средние (одиночные вагоны, автомобили, суда);

- мелкие, не позволяющие заполнить грузоподъемность транспорта и требующие совмещения с другими грузами;

4) по весу грузов: - тяжеловесные (металлы) и легковесные (1 т занимает объем более 2 , пример – табачные изделия).

5) по степени совместимости образующих – совместимые и несовместимые;

6) по консистенции грузов:

ü насыпные (например, зерно) могут перевозиться в открытых вагонах, в контейнерах, на автомашинах;

ü навалочные, как правило, минерального происхождения, могут смерзаться, спекаться (соль, уголь, руда, песок и т.д.), перевозятся без тары;

ü тарно-штучные имеют самые разнообразные физико-химические свойства. Могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках. Крупные грузы могут транспортироваться без тары;

ü наливные – перевозятся в цистернах и наливных судах.

На современном этапе в логистике также используется несколько других видов потоков:

7) информационный – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;

8) финансовый – движение финансовых средств внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой, направленной на достижение эффективного движения определенного материального потока;

9) поток услуг – это особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультативные, информационные и др.).

 

Логистические операции с материальными и информационными потоками

 

Все вышеизложенные определения логистики (см. тему 1) сходятся в том, что это наука об управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Управление материальными потоками осуществляется с помощью логистических операций.

Логистическая операция (в узком смысле слова) – это любое действие, не подлежащее дальнейшему разделению на более мелкие действия и направленное на преобразование материального и (или) информационного потока. Логистические операции ( в широком смысле слова) – это все операции, которые совершаются в процессе производства с ресурсами и предметами производства материальных благ, а также операции по обработке, передаче и хранению сопутствующей производству информации.

К ним можно отнести: погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и т.д.

Материальным потокам сопутствуют информационные потоки. Логистические операции с информационными потоками - это сбор, обработка и передача информации.

Логистические операции можно классифицировать следующим образом:

1) по переходу права собственности на товар:

- односторонние (внутри системы);

- двусторонние (материальный поток входит в систему или покидает её);

2) по изменению потребительских свойств:

- без добавления стоимости (погрузка);

- с добавлением стоимости (расфасовка);

3) по природе потока:

- с материальным потоком;

- с информационным потоком

- с финансовым потоком;

- с сервисным потоком.

При управлении материальными и информационными потоками решаются следующие вопросы:

- объём;

- сроки;

- средства;

- пункты и пути транспортировки.

Данные общие вопросы разбиваются на частные (таблица 2.1.).

 

Таблица 2.1

Проблемы при управлении материальными и информационными потоками

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.