Сделай Сам Свою Работу на 5

Актуальность логистики на современном этапе экономического развития





Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора:

1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятий–производителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.

2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности. Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.

3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.

4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.



Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:

1) развивается конкуренция продукции и сервиса;

2) снижаются затраты на товародвижение, т.е. на заготовку, складирование, разгрузку и отправку продукции;

3) рационально используются ресурсы;

4) эффективно функционируют отрасли производственной инфрастуктуры.

Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:

1) востребуются их координационные функции, поскольку в последнее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе предприятий-поставщиков и потребителей, а также в связи с развитием посреднических структур. В масштабе регионов функции координации товаропотоков призваны выполнять местные органы исполнительной власти;

2) в региональных органах управления получают развитие функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам;



3) изыскиваются дополнительные источники повышения доходов государственного бюджета, например, благодаря регулированию цен на логистические услуги;

4) развиваются межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли;

5) логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных отношений, что учитывается при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:

1) производство ориентируется на рынок, возможен переход к малосерийному и индивидуальному производству;

2) налаживаются партнерские отношения с поставщиками;

3) сокращаются простои из-за нехватки материалов на рабочих местах;

4) оптимизируются запасы (одна из центральных проблем логистики);

5) сокращается численность вспомогательных рабочих вследствие повышения определенности процесса;

6) улучшается использование производственных и складских площадей за счет снижения неопределенности потоковых процессов (в частности, на оптовых торговых базах – до 30%);

7) снижается травматизм из-за улучшения техники безопасности.

Этапы развития логистики

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно не­давно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.



Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости про­дукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логисти­ку, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого воз­растания интереса к логистике:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улуч­шения качества поставок;

- энергетический кризис (70-е годы);

- НТП и в первую очередь, компьютеризация;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1.2-1.5):

I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и коор­динация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).

 
 

 


Рис 1.2. Элементы 1-го этапа развития логистики

 

Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

- непосредственное реагирование на колебания спроса;

- оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.

II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.

 
 

 

 


Рис 1.3. Элементы 2-го этапа развития логистики

 

Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

- система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;

- используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;

- работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.

 

       
 
   
 

 


Рис 1.4. Элементы 3-го этапа развития логистики

 

Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

- управление основано на планировании упреждающих воздействий;

- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.

Ключевые моменты четвертого этапа:

- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

- долговременное (более года) планирование;

- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.

 

 

 


Рис. 1.5. Элементы 4-го этапа развития логистики

 

Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

- в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);

- в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 1.6).

 

 


Рис.1.6. Логистика как управление материальным потоком

 

Концепция логистики

Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производ­ственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась челове­ком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализа­ция потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.

Основные положения концепции логистики:

1.Реализация принципа системного подхода.Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает обо­рудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенкла­туры средств производства).

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи.Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издер­жек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель вы­бирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности ок­ружающей среды.Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопре­деленностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных ха­рактеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:

1) груз - нужный товар;

2) качество - необходимое;

3) количество - заданное;

4) время - доставка в указанное время;

5) место - доставка в указанное место;

6) затраты - с минимальными затратами.

 

 

Функции логистики

 

Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют основные, базисные, ключевые и поддерживающие функции.

К основным функциям логистики относят:

1. Интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

2. Организующую - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

3. Управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.

Рассмотрим ключевые логистические функции:

  1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
  2. Управление закупками, включающее:

- выбор поставщиков материальных ресурсов,

- планирование потребности в ресурсах,

- определение рациональных сроков и объемов поставок,

- выбор форм поставок и товаропроводящих путей,

- выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.

3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:

- выбор перевозчика и экспедитора,

- выбор вида транспорта,

- определение рациональных маршрутов,

- подбор транспортного средства под определенный вид груза.

4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.

5. Управление процедурами заказов.

6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.

7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.

Поддерживающие логистические функции включают:

1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:

- определение числа, типа и дислокации складов,

- расчёт площади хранения материальных ресурсов,

- планирование размещения запасов,

- проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки – разгрузки,

- выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.

2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.

3. Защитная упаковка.

4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание

5. Обеспечение запасными частями.

6. Ремонт и другие виды сервиса.

7. Сбор возвратных отходов.

8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.

Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:

1) все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению матери­альным потоком;

2) носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:

- предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия оптовой торговли;

- транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.