Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод целевого обсуждения и метод мозговой атаки.





Метод целевого обсуждения заключается в проведении совещания с целью нахождения решения по заранее определенной проблеме или в заранее определенной области. Например: совещание руководителей подразделений с целью разработки идеи упаковки для новой продукции.

Совещание направляется ведущим, задача которого втянуть всех участников в процесс выработки новых идей, в дискуссию именно по данной проблеме и обеспечить подведение итогов совместной работы.

В результате критического обсуждения и анализа поступающих предложений выявляются их основные преимущества и недостатки, увеличивается вероятность выбора лучшего из них.

Метод требует предварительного знакомства участников совещания с областью поиска новых идей, умения ведущего поддерживать заинтересованность в дискуссии, находить компромиссы, принимать на себя роль лидера. Регламент такого совещания должен предусматривать время на выработку и обсуждение идей и на подведение итогов совещания.

Метод «мозговой атаки» - коллективные метод поиска и выработки новых идей, включающий элемент игры.

Подготовка к проведению «мозговой атаки» начинается с формулирования проблемы и определения области поиска деловых идей. Область поиска не должна быть слишком общей – это ведет к разбросу мнений и не позволяет получить конкретную идею. Слишком узкая область поиска сдерживает инициативу участников.



Следующий шаг – подбор участников «атаки». Их должно быть от 6 до 10 человек. Чтобы участники чувствовали себя свободно, не рекомендуется приглашать признанных авторитетов по обсуждаемой проблеме. Целесообразно участие лиц со стороны – «свежей крови».

Следующий этап – поисковый. Его цель – получить как можно больше идей. При проведении атаки следует строго придерживаться следующих правил:

1. Критические высказывания не допустимы – авторы идеи не должны стесняться высказываться.

2. Поощрение свободного высказывания идей – чем необычнее идея, тем лучше.

3. Чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них попадется дельная.

4. Поощрение развития высказанных идей и их комбинирования.

Возможно несколько вариантов проведения атаки:



- участники заранее определяют время совместной работы;

- участники определяют предельное количество новых идей (например, 30);

- группа работает до «усыхания» потока идей.

Последний этап – аналитический. Его цель – отбор и проработка наиболее действенных вариантов решения. Этот этап по времени может быть отделен от предыдущего. Проведение этого этапа можно поручить специальной группе аналитиков.

 

Метод 635

Этот метод – один из вариантов метода «мозговой атаки». Цель та же – получить как можно больше новых идей, но при его использовании все идеи записываются.

Название метода определяется порядком его применения: в работе участвуют 6 человек, которые формулируют в течение пяти минут по 3 идеи по решению поставленной проблемы и эти идеи 5 раз развиваются или дополняются другими участниками. Т.о. в течение 30 минут можно получить до 108 идей. В осуждении может принимать участие несколько групп по 6 человек.

При использовании этого метода каждый из участников получает письменно изложенную проблему и лист бумаги, разделенный на 3 графы и 6 строк. Он придумывает 3 варианта идеи по решению проблемы и записывает их в первую строку. Через некоторое время (от 5 минут) листы с записанными на них идеями передаются другим участникам по часовой стрелке (по кругу), которые пытаются развить и дополнить предложенные идеи. На это отводится то же самое время. Затем листы снова передаются по кругу. Результат: 18 исходных предложений будут по 5 раз рассмотрены и дадут (в идеале) толчок к рождению еще 90 новых вариаций решения.



Оценка и рассмотрение идей проводится так же, как и при «мозговой атаке».

Недостатки метода:

- некоторые люди просто не любят писать;

- скорость мышления у разных людей различна, а метод предполагает установление четких временных рамок;

- на первом этапе отсутствуют живые контакты и обмен мнениями среди участников, что сужает количество разнообразных идей.

 

Морфологический анализ.

Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о форме и строении исследуемых систем (организмов, языка).

Основная идея морфологического подхода – системно подойти к выдвижению и рассмотрению наибольшего числа возможных вариантов решения поставленной проблемы путем различного комбинирования основных элементов системы, их свойств или признаков.

Проведение морфологического анализа требует построения таблицы, которая получила название «морфологический ящик», в которой с одной стороны перечислены все существенные характеристики (элементы, признаки, показатели и т.д.) исследуемого объекта или проблемы, с другой стороны – указываются возможные варианты их получения.

 

Варианты конструкции нового чайника (морфологический ящик)

Существенные характеристики Варианты изготовления
Материал Стекло Фарфор Металл
Форма Круглая Прямоугольная Вытянутая
Объем Маленький (до 1 литра) Средний (от 1 до 1,5 литра) Большой (более 1,5 литра)
Вставка Без вставки Металлическая сетка Из того же материала, что и чайник

 

Комбинируя варианты характеристик объекта можно придти к самым неожиданным новым решениям.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо­ящей из шести последовательных этапов:

1 точная формулировка решаемой проблемы.

2 составление списка всех характеристик обследуемого объекта

3 составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике

4. составление морфологического ящика

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения.

 

Метод вопросника

Метод вопросника помогает вырабатывать новые идеи путем использования списка вопросов, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме.

Наприме, вопросник Хизрича Р. и Питерса М.:

  1. Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения? Наитии другое применение, если изменить?
  2. Можно ли это как-то модифицировать: повернуть по новому, изменить цвет, движение, запах, форму, смысл и проч.?
  3. Можно ли это увеличить: время, частоту, мощность, размер, плотность и др.? Можно ли включить еще какие-нибудь компоненты? Можно ли придать этому новую ценность, добавив свойство?
  4. Можно ли это уменьшить?. Если да, то как? Сделать ниже, короче, легче, убрать какой-нибудь компонент, разбить на части, сделать миниатюрный вариант?
  5. Можно ли это заменить: если да, то чем? Использовать другой материал, другой процесс, источник энергии? Заменить какой-нибудь ингредиент, перекомпоновать, поменять местами?
  6. можно ли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус, переставить с ног на голову, двигаться не вперед, а назад?
  7. Можно ли это скомбинировать? Сделать смесь, сплав, набор, комплект? Объединить силы, цели, преимущества, идеи?

 

 

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, кото­рый лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом. Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Из методов систематизированного поиска идей наиболее популярен.

Последовательность применения метода фокальных объектов со­стоит в следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, катало­га, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объек­ту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а за­тем совместно отобрать полезные решения.

Пример:

1. Определяем фокус, это - Солонка.

2. Выбираем случайные существительные. Открываем словарь и выбираем наугад слова — допустим, это «арбуз» и «интеллигент».

3. Подбираем к выбранным существительным подходящие прилагательные (арбуз – круглый, большой; интеллигент – умный, бедный).

4. Связываем прилагательные из п. 3 с фокусом из п.1

 

Синектика

Тер­мин «синектика» - «совмещение разнородных элементов».

Синектика — форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор У. Гордон (США, 1952 г.). Аналогия является одним из самых универсальных эвристических приемов для решения творческих задач. Аналогия может быть выявлена сознательно, целенаправленно или случайно, без участия сознания (по ассоциации).

Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

- прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес-идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче;

- личная аналогия предлагает представить себя рекламируемым продуктом и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и новых решениях рекламной коммуникации;

- символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему;

- фантастическая аналогия предлагает строить тему рекламной коммуникации марки с помощью фантастических образов или ситуаций. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают эффективной коммуникации с потребителем и, значит, брендингу.

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Следует иметь в виду, что возможности синектики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

Основной недостаток метода состоит в том, что зачастую для успешного использования аналогий требуется специальная подготовка (в области маркетинга, рекламных технологий), а также сиюминутная склонность человека к фантазии и образному мышлению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.