|
К международному моральному порядку?
В мире воцарился новый международный моральный порядок, за соблюдением которого надзирают юристы.
Две разные группы доказывают, что международный моральный порядок либо уже существует, либо должен быть установлен. В первую группу входят юристы-международники, активисты НПО, ООН,проникнуты духом «глобальной Армии спасения» и стремятся установить мир с помощью справедливости, расширив роль международного права и превратив его из корпуса правил, вытекающих из признанных или подразумеваемых обязанностей государств в отношениях между собой, в кодекс, основанный на подразумеваемых правах индивидов в мировом сообществе. Цель этого «политического морализма»— замена суверенного национального государства возникающим международным моральным порядком.
Другая группа -из ученых ТМО,политиков, выступающих за «третий путь», которые хотят сделать внешнюю политику этичной,стремятся создать мир, в котором повсюду восторжествуют западные «привычки души»,в первую очередь демократия. Подобно юристам из «Армии спасения», притязают на то, чтобы действовать в защиту универсальных ценностей,стремятся использовать державную мощь США для распространения по всему миру принципов демократии и прав человека, но не стремятся к замене государства международным порядком,а преобразовать его в более совершенную политическую систему — западную либеральную демократию.
Вопрос: может ли возникнуть международный моральный порядок, спонтанно или под давлением имперской державы, а также последствия двух проектов.
Международное право
поддерживаемый юристами-международниками проект установления мира посредством справедливости восходит к Вудро Вильсону. Он опрокинул международный правовой порядок, утвержденный Вестфальским договором 1648 года,подведший черту под чередой кровавых религиозных войн;имел главной целью «разграничение внутренней и внешней политики». Киссинджер: стороны подтвердили свою приверженность принципу -религию подданных определяет тот, кто правит страной, родилась концепция невмешательства во внутренние дела других государств. Для своего времени в этой концепции воплощался лозунг защиты прав человека; ее целью было восстановление мира и спокойствия, а не легитимизация угнетения внутри той или иной страны».вестфальская система направлена на поддержание мира между государствами, но ничего не говорила о внутригосударственном насилии вследствие гражданских войн или того, что сегодня именуют нарушениями прав человека. Киссинджер: «Задача заключалась в поддержании мира, а решение правовых проблем было оставлено внутренним институтам. Современные правозащитники утверждают противоположное:состояние мира есть прямое следствие действия международного права=>в вопросах осуществления правовых норм нельзя полагаться на внутренние институты государства; это должно стать прерогативой наднационального органа, наделенного властью использовать силу ради исполнения установленных законов. Защитники прав человека доверяют юристам больше, чем государственным деятелям. Сторонники принципов Вестфальского договора больше склонны полагаться на политиков.
Вильсон превратил представление американцев о себе в призванных распространить свои ценности по всему миру, что означало стремление к упразднению как самой вестфальской системы.так и принципа равновесия сил. Вместо защиты национальных интересов единственно существенным для внешней политики Вильсон провозгласил космополитический интерес: право,справедливость, интересы чел-ва..
Вильсонистский идеализм-элемент внешней политики США, начиная с Франклина Рузвельта, провозгласившего «для всего мира» четыре свободы: слова, совести, от нужды и от страха и лежит в основе взглядов юристов-международников, подхвативших знамя «глобальной Армии спасения». Исторически международное право не было необходимым условием поддержания международного порядка(например-греческие полисы после македонского, индийская). то, что частью современного международного общества является институт международного права-следствие исторической случайности (из существовавшей до него унитарной системы, западного христианского мира, с преобладанием идеи права, воплощенные в римском праве, божественном законе, каноническом праве и естественном праве»).Это ставит под сомнение обоснованность универсалистских претензий юристов-международников, заявляющих о возникновении нового международного правового порядка. С укреплением и ростом наднациональных учреждений ООН произошел переход от межгосударственного права к праву мирового сообщества.Йельская школа –самая влиятельная распространения идей нового м\н морального порядка.
Наднациональные учреждения и НПО существуют благодаря государствам, т.к.они сохраняют монопольное право на применение силы своих территориях, и это будет так до тех пор, пока не появится мировое правительство с монопольным правом на применение силы в мире. Сегодняшние активисты «глобальной Армии спасения» не могут рассчитывать на какую-либо универсальную мораль, даже в пределах собственных западных стран, которая могла бы заставить непокорные государства следовать их пожеланиям. Попытки морализирующих юристов-международников заменить традиционное международное право свободы на международное право всеобщего благосостояния являются химерой.
надежда активистов «глобальной Армии спасения»-на то, что ООН преобразуется в мировое правительство и обеспечит справедливость и добродетель в глобальном масштабе. Фок:в с-му задач нового мирового порядка будет входить не только поддержание международного и внутреннего мира, но и обеспечение идеализированных социальных, экономических и экологических условий,создать глобальную ассоциацию-предприятие, служащую моральным целям. Но этот проект «спасения» мира (как версии идея государства-предприятия) предполагает масштабы насилия, несовместимые с классическим либерализмом. Миноуг: «Человеческое состояние можно подчинить требованиям морали, только если мы в состоянии привести мир в соответствие с какой-либо концепцией социальной справедливости, но преодолеть несправедливости прошлого возможно, учредив форму общественного порядка-деспотизм. универсальный моральный консенсус по поводу установления добродетели посредством глобального централизованного законодательства есть не более, чем мираж. Пришло время закрыть наднациональные учреждения ООН, которые мало чем могут помочь в обеспечении мира, безопасности или процветания, а вместо этого оказывают лишь материальную помощь и моральную поддержку врагам всеобщего мира.
Не менее серьезны предпринятые в последнее десятилетие экстраординарные 1)попытки подчинить международную политику судебным процедурам(создание Международного уголовного суда (МУС);2)установление универсальной юрисдикции национальных судов в отношении граждан других стран, обвиняемых в нарушении прав человека(пример –Дело Пиночета). Широкая интерпретация международного права могла бы в любой части света наделить судью единоличной властью применять положения наднационального права; подменять своим собственным мнением процедуру достижения мировых соглашений даже в демократическом обществе, в случае если на кого-то падет подозрение в нарушении прав человека»(пример – Бельгия-принят закон, наделяющий ее судей правом инициировать уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление против прав человека в любой части мира, затем аннулировав з-н).
Рузвельт: «Свобода означает повсеместное верховенство прав человека, с тех пор США используют риторику прав человека в политических целях. ООН и принятая в 1948 году Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида 1948 года и Конвенция против пыток 1984 года рассматривались -способ спрятать «железный кулак глобальной державы... в бархатную перчатку международного гуманизма». Поворотным пунктом стал Хельсинкское соглашение 1975г, обязав стран- участницы соблюдать всевозможные права человека, в противном случае его участнику грозили санкции.
Киссинджер: для США обращение к теме прав человека было оружием в дипломатических войнах и внутриполитическим прикрытием реализации имперской власти во внешней политике. Акт Хельсинки выдвигает лишь общие принципы, а не формулируют законы, которые будут применяться судами государств, гражданами которых ни преступники, ни их жертвы не являются-дипломатическое средство против нарушения советским правительством прав собственного народа. До последнего времени никто никогда не акцентировал внимания на том, что различные декларации ООН позволяют судьям из третьих стран преследовать государственных руководителей, не соблюдая должным образом прав подозреваемых и принятых институциональных ограничений»
Само понятие всеобщих прав человека достаточно туманно, привлекательно, но остается бессмысленным. Принципы, защищаемые под этим флагом, отнюдь не являются общепринятыми и не могут быть выведены из того факта, что все мы принадлежим к человеческому роду. Не существует никаких прав человека, потому что никто не заключал с человечеством договор, по которому на него легли бы обязательства, а лишь обязательства могут быть источником прав.
Этический империализм
Помимо тех, кто хотел бы насаждать права человека с помощью наднациональных учреждений, путем инкорпорирования прав человека в международное право и обеспечения их соответствующей санкцией, есть еще две группы вильсонистских моралистов, мечтающих о том, чтобы силами Запада принести всему миру политическую свободу и, в частности, демократию. Различаются они в том, какую роль отводят международным организациям в распространении предпочитаемой ими морали. Первые получили название «либеральных интернационалистов», а вторые — «консервативных интернационалистов».
Либеральные интернационалисты( сторонники «третьего пути», Тони Блэр,Билл Клинтон) верят в необходимость использования силы Запада для исправления ситуации там, где она представляется неприемлемой с гуманитарной точки зрения,считают, что прошлые войны были в принципе неправильны (поскольку их причиной являлись эгоистические национальные интересы-война во Вьетнаме) или имели оттенок экономической заинтересованности (первая война в Персидском заливе). Они предпочитают исключительно моральные войны, ведущиеся для утверждения универсальных прав(война в Косово).Этичная внешняя политика(Робин Кук). против недавней войны в Ираке (мотивы империализма и захват нефти).
Либеральные интернационалисты одобрительно относятся к размыванию национального суверенитета и поддерживают постмодернистскую идею, что национальное государство умирает и в результате слияния национальных суверенитетов на смену им должны прийти крупные наднациональные объединения(ООН)Приветствую перевод м\н дел в юр.плоскость.На деле,их программа левая,а мораль вовсе не универсальная и применяется к непрогрессивным режимам(например не замечают преступления против чело-ва со стороны Кастро, не привлекают к ответ-ти лиц виновных в нарушении прав чел-ка в СССР и маоистском Китае.. ).Во время справедливых войн и гуманитарных интервенций, либералы не желают нести людские потери, т.к. в процессе утверждения их моральных принципов внутренняя пол-ка м. выйти из под контроля, а моральные принипы разоблачены.Легко быть высоконравственным, когда за это не приходиться платить.
Консервативные интернационалисты(проект «Новое американское столетие») -сторонники национального государства и его суверенитет, не тратят времени на узаконивание международного права(как сторонники «глобальной Армии спасения»). Их не интересуют ни многосторонние процессы, ни одобрение ООН, (считают все это просто способом сдерживания мощи США). Но, подобно либеральным интернационалистам, они также хотели бы использовать могущество США для утверждения международного морального порядка.
Ведущие мыслители консервативного интернационализма, Уильям Кристол и Роберт Кейган: на долю США выпало создать „жизнеспособную международную экономику" и „международный моральный порядок", которые в совокупности будут способствовать распространению американских экономических и политических принципов — и при этом позволят избежать катастрофы Третьей мировой войны,за прямое и открытое использование подавляющей глобальной мощи США, которая, «возлагает на них широкие обязанности по поддержанию мира и порядка на планете, что не умаляет добровольно взятой на себя ответственности за поддержку демократий и политических режимов, основанных на уважении к личным правам» (например «Стратегия национальной безопасности» настаивает на поддержании военного превосходства Америки и декларирует право нанесения предупредительных ударов).
Отдавая себе отчет, что их крестовый поход за торжество морали может быть истолкован как попытка навязать миру американские «привычки души», т.е. как вариант культурного империализма т.к. они обоснованно притязают на универсальную применимость» (Кейган), однако на делене имеют под собой никаких оснований.
Разделяемое двумя течениями желание установить международный моральный порядок (либеральные интернационалисты через наднациональные организации, а консервативные — через национальное государство) привело их к объединению сил в войне с Ираком, чтобы заручиться поддержкой мирового сообщества и тем самым узаконить войну в глазах либеральных интернационалистов(нарушение обещаний по разоружению и итог-вторжение в Ирак).
У войны с Ираком была еще и стратегическая цель-угроза от многих режимов, находящихся у власти в странах Ближнего Востока,наиболее опасен ваххабизм, поддерживаемый и финансируемый саудовской монархией. Т.к.США-гл партнер Саудовской Аравии в покупке нефти,не могут напрямую угрожать ее правителям. Располагая вторыми по величине запасами нефти в мире, Ирак позволяет американцам ослабить зависимость от саудовской нефти. Военное присутствие США в Ираке должно развязать американцам руки в противодействии разжиганию исламистских страстей Саудовской Аравией, финансирующей экспорт ваххабизма — опасной антизападной версии ислама,предупреждение террористическим режимам Сирии и Ирана.Ахиллесова пята Американской империи-она создала военную машину, позволяющую использовать силу, но не построила дополняющего ее административного механизма, необходимого для управления империей(првал в попытке навести порядок в Ираке).
И консервативные, и либеральные интернационалисты хотели бы идти дальше. Они едины в решимости создать в побежденном Ираке либеральную демократию. Консервативные интернационалисты обосновывают экспорт демократии не только моральными соображениями о поддержке политической свободы, но и доводами инструментального характера, основанными на утверждении, что создание на Ближнем Востоке либеральных демократий укрепит мир, потому что демократии не воюют друг с другом
Сомнительно предположение, что либеральная демократия может быть построена даже в самых невосприимчивых культурах(«трансформация Западной Германии и Японии в демократические государства после 2МВ-самый успешный из проектов построения государства-нации извне после проигрыша, были разрушены,но обладали крепкими гострадициями и компетентным персоналом в сфере госуправления, были этнические и культурные сообщества+политические государства.
Ничего этого нет в Ираке, как и в большинстве других стран Ближнего Востока, живущих в условиях форм деспотизма. Ирак этнически и религиозно расколот между шиитами (большинство арабов),арабами-суннитами (меньшинство арабов) и этнически отличными от арабов курдами, придерживающимися суннитского ислама.
В доказательство того, что демократия совместима с незападными культурами, этические империалисты консервативного и либерального толка ссылаются на примеры демократизации Южной Кореи, Тайваня и Филиппин, что не докаывает ее сохранности.
Т. о., желание консервативных и либеральных интернационалистов учредить по всему миру точные копии собственных политических систем вряд ли осуществится.Восприятие формы правления как легитимной зависит от политических привычек народов, которые определяются их историей и сравнительно неизменными космологическими представлениями.
Но если политическая свобода во всем мире, недостижима, то свобод гражданских и экономических, которые являются еще более фундаментальными аспектами достичь можно. Будучи также порождением Запада и результатом правовой революции, осуществленной в XI веке папой Григорием VII, они связаны с материальными представлениями культуры, которые отличаются куда большей пластичностью. Эта папская революция создала всю правовую и институциональную инфраструктуру рыночной экономики. Т.к. в мире растет понимание того, что рынок представляет собой наилучший путь к удовлетворению процветания разные страны( Китай и Индия) разворачиваются в сторону рынка. Этот процесс включает построение институциональной инфраструктуры западного типа, которая требует гражданских и экономических свобод, имеющих ключевое значение для эффективного функционирования рынка. Страны могут усваивать эти ключевые свободы даже в отсутствие политических свобод, о чем свидетельствует процветание принадлежащих к китайской культуре городов-государств Гонконга и Сингапура. Хотя на Западе изменение космологических представлений, приведшее к развитию либеральной демократии, сочеталось с изменением материальных представлений, открывшим путь к развитию рыночной экономики и последующему возвышению Запада( вестернизацией) затрагивающей космологические представления), и модернизации (имеющей отношение к материальным представлениям) не является необходимым. Повторю еще раз: незападная часть мира может модернизироваться, не становясь Западом.
Попытка западных этических империалистов учинить джихад во имя своих космологических представлений, воплощением которых в наши дни являются демократия и права человека, способна привести к обратной реакции, поскольку другие культуры по ошибке могут решить, что модернизация и глобализация означают также вестернизацию и потерю собственной души (провозглашают националисты). Джихад за обращение всего мира в американское мировоззрение с его «привычками души» (демократия) встретит сопротивление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|