|
Вызовы глобализации: третьего пути нет
Глобализация,стимулируемая 2 версиями ЛЭМП, дважды вызывала обратную реакцию — в конце XIX века и сегодня. По большей части критика процессов необоснованна, но есть свой резон. Критики против глобализации,т.к. она способствует распространению капитализма, к которому они относятся негативно, которое связано с ошибочными представлениями о том, что глобальный капитализм усугубляет бедность и неравенство, + ее полная аморальности. В основе капиталистической экономики лежит способность сильных подавлять слабых и алчность( для христиан –грех)+коррумпированность сис-мы,которая позволяет богатым грабить бедных(скандал Епгоп).Капитализм-антидемократическое сосредоточение эк., а значит, политич влияния в руках ТНК(надсмотрщики глобального капитализма), гл цель-прибыль. В рамках потребительского общества СМИ-инструмент манипулирования.Рост благосостояния в результате глобализации за счет вреда окр среды.. Глобализация воспринимается как Фаустова сделка с дьяволом, в рамках которой человеческая душа обменивается на материальные блага..
Многие критики движимы этическими и культурными претензиями к глобальному капитализму. Сегодняшние противники глобализации ищут «третий путь» между глобальным капитализмом, который им не по душе, и потерпевшим крах коллективизмом его коммунистической альтернативы.Но рассуждения неэкономистов о «третьем пути»,представляют собой «претенциозную болтовню(например, пустопорожние размышления о глобализации фр.соц П Бурдье и бр. философа Дж. Грея .
Вопросы:остается неразрешенным сомнение:действительно ли социальный вопрос, стал причиной крушения ЛЭМП 19в., погубит ли нынешнюю версию? Нужно разработать способ смягчения социальных последствий глобализации, который был бы не механическим расширением программ социальной помощи и не фаталистическим безразличием к расширению пропасти между теми, кто получает выгоду от глобализации, и теми, кто не в состоянии овладеть полезными навыками и удовлетворить условиям, необходимым для интеграции в глобальную систему». Поддержка Форумом тезиса о социальной ответственности корпораций, понимаемой как удовлетворение претензий социальных активистов и их требования построить капитализм стейкхолдеров вместо капитализма собственников, является еще более опасной, т.к. предоставляет окно возможностей для армии спасителей человечества для продвижения своей политической программы, что может оказаться смертным приговором современной корпорации, которая основа жизнеспособности и распространения глобального капитализма.
Критика глобализации :Стиглиц:( антиглобалист):Из-за растущей пропасти между имущими и обездоленными все больше людей в третьем мире впадает в жестокую нищету (доходы меньше доллара в день). Несмотря на постоянные обещания сократить масштабы бедности, на деле число людей, живущих в бедности, увеличилось. Но вывод Лала- достигнув определенного уровня, рост приводил к сокращению масштабов бедности. Как случилось, что количество бедных в мире увеличилось в период, когда (например Индия и Китай в 1980 больше всего бедняков в мире) по темпам роста превосходили богатые государства в 2-3 раза,.вывод ВБ 2000\01г: разрыв дохода на душу в 20 самых богатых и бедных увеличился вдвое, заявления: Глобализация ведет -Север становится богаче, а Юг — еще беднее, стремительное наступление глобализации и неолиберализма... сопровождается взрывным ростом неравенства и возвратом к массовой нищете и безработице-основной постулат критики.Нотак ли это?
Финансовые кризисы(критика глоб-ции) подтолкнули идеи о негативе свободы перемещения капитала.Есть опасность-приобщение стран третьего мира к глобальному капитализму окажется непродолжительным, так как они будут избегать классического либерализма, воплощенного в вашингтонском консенсусе, и предпочтут заниматься поисками «третьего пути».
Нужно выяснить, вопросы: насколько соответствуют истине заявления о предполагаемом негативном влиянии глобального капитализма на уровень глобальной бедности и неравенства, насколько разумны опасения в отношении глобального капитализма, существующие во многих развитых и развивающихся странах, пора ли отказаться от «вашингтонского консенсуса» в пользу «третьего пути»
Бедность и неравенство
Одно из постоянных обвинений в адрес глобального капитализма: стимулируя общее экономическое процветание,увеличивается неравенство и увековечивается бедность.
Бхалла оценил долю бедных людей в мире и установил:доля граждан государств третьего мира, чей доход (по ППС 1993) составлял менее доллара в день, сократилась с 30% в 1987 до 13,1% в 2000-м-более масштабное сокращении, чем у ВБ. В1980-1990-х в развивающихся странах имело место сокращение масштабов бедности(благодаря либерализации китайской экономики, реформам 1991 в Индии,переходу Латинской Америки от плана к рынку), значительная часть третьего мира включилась в глобальную экономику. Единственным регион мира, где масштабы бедности увеличились-Африка, т.к. не интегрировалась в мировую экономику и испытывает серьезные проблемы с госуправлением. Т.о.с 1980г растущее вовлечение стран 3 мира в глоб эк-ку означало начало совр периода глоб-ции, масштабы бедности вопреки оценкам Стиглица и ВБ-сокращаются огромными темпами.На основе оценок м. выделить 3 периода сокращ-я бедности:период глоб-ции 19в; межвоенные годы, 2МВ,послевоенные годы(1929-1950)-глоб-я затормозилась;после 1950г-новый ЛЭМП.Третий мир стал его частью лишь в 1980г-подлинная т.отчета 2 периода глоб-ции.Бхалла выразил: отдачу эк роста в виде сокращения бедности(снижение бедных при увел-чии душ дохода на 10%(доля бедных увеличивалась в эпоху антиглобализма-1929-1950, в ходе глоб-ции 19в сокращалась, наиболее высокая отдача в виде сокращения бедности с 1980г,когда началась интеграция развивающихся стран мировой эк-ки. Африка-ед. где растет бедность из-за низкой вовлеченности в мир эк-ку).Наиболее масштабное сокращение бедности в Азии, Лат Америки, Бл.востоке.
Др критика –постулат о неравенстве доходов. Большая часть споров касалась разрыва между богатыми и бедными странами, как показал Бхалла, с 1960 по 2000 разрыв сократился с 23 раз до 9,5, сомое существенное сокращение с 1980г. Воздействие глобализации на разрыв между богатыми и бедными странами дает изменения благосостояния людей, которая зависит от доходов населения всего мира. Критерий оценки неравенства- коэффициент Джини. До 1980 года коэффициент образует U-образную кривую - неравенство между людьми достигает пиковой величины, а затем, после начала нынешнего периода глобализации, его величина резко падает,к 2000 неравенство между людьми было наименьшим со времен его предыдущего минимального значенияв 1958-м.-иллюстрация того, как глобализация способствует равенству.
Бхалла на основе оценок дохоода:глоб-я после 1980 дает эффект уравнивания.Это еще демонстрирует формирование «всемирного» среднего класса, в основном увеличение среднего класса произошло за счет зиатских стран(в1960 жители Азии составляли 6%, 67% в ПРС, сегодня всемирный средний класс состоит на 52% из жителей Азии-следствие глоб-ции).
С начала «великого расхождения» в связи с возвышением Запада в XI веке разрыв между Востоком и Западом по доходам на душу населения увеличивался, что вело к усилению неравенства. Сегодня в эпоху глобализации он начал сокращаться. Причиной расширения этой пропасти стало возвышение Запада и стагнация, охватившая великие азиатские цивилизации. Лишь в ходе попытки модернизации догнать Запад, в духе классического либерализма, разрыв сокращался. Движущая сила-интеграция мировой экономики. Т.о.,несмотря на финансовые кризисы, потрясавшие развивающиеся страны, глобализация приносит пользу беднякам всего мира и способствует сокращению неравенства.
Классический либерализм, laissez faire, «вашингтонский консенсус»
«Вашингтонский консенсус»- как итог опыта экономической политики стран третьего мира 1970-1980-х в качестве наилучшего способа стимулирования роста, обеспечивающего снижение бедности, реализация принципов лейзе фер— принципов классического либерализма 19в(концепция «государства — ночного сторожа» из посылки о «гармонии интересов» рационально действующих акторов, стремящихся к «максимизации полезности»). Основоположники классического либерализма (Смит,Юм) не рассматривают человека как рациональное действующее существо, занимающееся максимизацией полезности в условиях полной информации. Главное утверждение классиков либерализма- рыночная экономика способствует разделению труда, может побудить индивидов к более рациональному поведению; специализация обеспечивает более эффективное распределение ресурсов общества и ведет к увеличению национального богатства. Но свободному рынку не приписывается свойство «совершенной конкуренции» речь не о«гармонии интеРесов»,а необходимости правовой с-мы для урегулирования конфликтов Сторонники классического либерализма за «свободу в рамках закона», т.е концепция лейзе фер.Принцип «свободы в рамках закона» основывается на справедливости (чтобы не делать др зла-Смит).Закон д.б. беспристрастен(в отношении всех), независимо от обстоятельств, иначе приведет к коррумпированности и неэффективности. Рекомендации относительно политического курса зависят от характера государственного строя, в большинстве случаев государство имеет хищническую природу (при демократии в роли хищников - «медианный» избиратель и группы интересов озабочено максимальным увеличением соцобеспечения).
Главная проблема в политэкономии -определение способов, позволяющих государству за счет налогообложения обеспечивать «общественные блага» с наименьшими издержками. Классики либерализма не относились к государству враждебно и не считали, что оно должно играть в экономической сфере лишь незначительную роль. 3 осн ф-ции гос-ва (по Смиту): 1) защита общества от захватчиков и 2) членов, от угнетения и несправедливости со стороны других членов общества; 3) создание и поддержание различных государственных предприятий и институтов, обеспечивающих «общественные блага» .Эк политика в рамках «вашингтонского консенсуса» -«пакет» мер в духе классического либерализма: надежные деньги, сбалансированный бюджет, свобода торговли и гибкие валютные курсы.
Представители классического либерализма считают, что принцип «равенства» входит в противоречие с принципом «свободы»,выступали за систему гострансфертов для помощи беднякам, за госфинансирование (но не производство) общественных благ. американские «новые демократы» при Клинтоне и британские «новые лейбористы» во с Тони Блэром приблизились к позиции классического либерализма.
Активная агитация социалистов и необузданный национализм, в к. 19в привели к «концу лейзе фер( с создания Бисмарком системы соцобеспечения в Германии и реформ бр.Либеральной партией в 1906-1904, в период Великой депрессии США в виде «нового курса» Рузвельта.) .Ограниченный либерализм (социал-демократия) преобладающая идеология. В результате к н. н2МВ н а смену классическому либерализму 20в пришел «дирижизм». Антиглобалисты: в нищете развивающихся стран виноват «вашингтонский консенсус». Но произошло обратное:в бедности погрязли те части мира где не были реализовано ничего из классической либеральной программы. К настоящему времени надежды либералов и опасения социал-демократов, что растущая интеграция мировой экономики приведет к эрозии налоговой базы «государства всеобщего благосостояния» (поскольку мобильный капитал и квалифицированный труд просто убегут туда, где налоги не столь высоки), так и не реализовались. В ПРС не было заметного уменьшения размеров государства. Глобализации после 1980 года удалось разве что слегка притормозить процесс его расширения.В послевоенный период рост гос-ва происходил за счет роста соц расходов.
С точки зрения эффективности проблемы усугубляются наличием всеобщей государственной системы предоставления «общественных благ» финансировать их из госказны только для бедных. С учетом старения населения в большинстве развитых стран порождает «войну поколений», т.к. молодых облагают высокими налогами, чтобы субсидировать пожилых. Но ?: не приведет ли это к новому бюджетному кризису с последующей либерализацией экономики наподобие 18-19в. Бюджетный дефицит США =>имперская система США движется к серьезному фискальному кризису(гл/ причинf падения Римской империи).Отказ от классической либеральной программы в эк и социальной политике может оказаться ахиллесовой пятой Американской империи.
Финансовые кризисы
Развивающиеся страны больше всего опасаются того, что глобализация, особенно открытие их финансовых рынков, приведет к большей волатильности их национального дохода(азиатские кризисы) к нестабильности. Многие требуют создания новой международной финансовой инфраструктуры для управления глобальными рынками капитала.
Проблемы: волатильность: в результате интеграции в мировую экономику производящие первичную продукцию развивающиеся страны в долгосрочной перспективе могут столкнуться с замедлением темпов роста из-за нестабильности доходов, вызванной колебаниями объема их экспортных поставок в связи с цикличностью развития экономики Севера. Лал и Мюинт пришли к выводу об отсутствии связи между волатильностью темпов роста и долгосрочными тенденциями в этой сфере Волатильность темпов роста не обязательно ведет к снижению общих результатов развития.(наприм Гонконг-высокий уровнь, Индия- темпы стабильные). Интеграция стран в мировую экономику может сделать их показатели национального дохода более изменчивыми, но никак не может отрицательно повлиять на долгосрочные темпы роста.
Азиатский финансовый кризис - вызвал серьезные сомнения в том, что свобода движения капитала полезна для развивающихся стран.Привел к сомнениею о конце эк. либерализации, направленной на интеграцию третьего мира в мировую экономику. Основные причины этого кризиса: 1) режим обменных курсов; 2) склонность азиатских банков к принятию необоснованных рисков (моральный риск); 3) моральный риск, создаваемый МВФ.
1)Режим обменных курсов. в условиях глобального рынка капитала жизнеспособны два режима: свободно плавающий обменный курс или жестко фиксированный(валютного управления в Гонконге),которые делают возможной автоматическую адаптацию к внешним и внутренним шокам без необходимости мер со стороны властей.
2)Азиатская модель и моральный риск- тесная связь между отечественной банковской системой, промышленными предприятиями и правительством(Корея, яп). Дефект- банк сис-ма -инструмент реализации воли правительства и создает моральный риск. Банки не заинтересованы в оценке кредитоспособности заемщиков или качества проектов, т.к. надеются на помощь прав-ва независимо от рисков кредитного портфеля=> накоплениt «плохих» кредитов и несостоятельности банковской системы,коррупции.Завалы в банковской системе можно расчистить при наличии политической воли. У Кореи она есть , у Яп-нет.
3)МВФ и моральный риск усугублен действиями МВФ и превращением иностранных банков(с моральным риском), в крупных кредиторов на международном рынке.Ин займы в долларах при кризисе требуют деевальвации нац.валюты, заемщики оказываются в ситуации, когда задолженность в пересчете на нац. валюту возрастает параллельно со снижением ее курса. Если эти долги частного сектора и они не хеджированы, рост долгового бремени может не превратиться в проблему для страны, пока должники в условиях «бегства» иностранных капиталов могут объявлять дефолт по своим займам.Если вступает МВФ. Со времен долгового кризиса 1980-х годов банки, выдававшие кредиты развивающимся странам и столкнувшиеся с дефолтом со стороны заемщиков, требовали, чтобы международные организации пришли им на помощь, т.к. возникает угроза их собственной платежеспособности => опасность для всей мировой финансовой системы. МВФ готов оказать помощь .Но МВФ превращается в международного «сборщика недоимок» на службе у банков МФЦ+ орудие внешней политики США. Эту структуру следует просто упразднить.
Единственная дееспособная модель- «англосаксонский капитализм», кот м. превратить возможности глобальная экономики в реальный рост благосостояния, все юольше стран переходят на эту модель: прозрачные финансовые системы и более развитые финансовые рынки, хеджирование рисков ин займов, плавающий валютный курс либо фиксированный(валютное управления или валютного союза).
Контроль над движением капитала
развивающимся странам следует препятствовать свободному движению краткосрочного капитала с помощью регулирования Китай и Индия-образцы жесткого контроля над капиталом, их не затронула эпидемия кризисов в Азии, временные меры по контролю над исходящими потоками капитала-введенные в Малайзии.
Различие между временным и постоянным контролем над капиталами-в переходный период от жестко контролируемой государством экономики к рыночной контроль уместен, т.к. позволит банковской и финансовой системам достигнуть нужной стадии развития, в качестве постоянной меры -нецелесообразен. Постоянный контроль1)препятствует эк. свободе для эфф. функционирования рыночной экономики,2)не получает прирост ВВП за счет повышения эффективности;3) при либеральном режиме внешней торговли будут существовать «дыры», т.к. связанные с торговлей «опережающие» и «задерживаемые» платежи можно использовать для любого трансферта капиталов4)доп. издержки, связанные с коррупцией.
Китай и Индия оуществляют жесткий контроль по причине выгод от заниженности вал курса. Индия с помощью управляемого плавающего курса, а Китай -фиксированному курсу, привязанному к доллару. Эта политика =>к неэффективности эк-ки, т.к. способна негативно отразиться на темпах роста(Индия). +для поддержания заниженного курса валюты потоки капиталов превращаются в валютные резервы, кот хранятся в гособлигаций США=>абсурдная ситуация: бедные страны финансируют растущий внешнеторговый и бюджетный дефицит самого богатого государства мира — США.
Т.о., положения классического либерализма в отношении контроля над капиталами остаются в силе:в качестве временной меры контроль имеет место, в долгосрочной перспективе проблема незащищенности от м\н потоков капитала лучше решается за счет разумной макроэкономической политики, гибкости валютного курса, поощрения развития форвардных рынков в целях хеджирования, создания сис-мы надзора над отечественными банками, что позволяет сократить масштабы морального риска и коррупции.
Глобальная финансовая инфраструктура
Часто приходится слышать разговоры о реструктуризации мировой финансовой инфраструктуры. Некоторые предлагают ввести налог Тобина на движение капитала-краткосрочного, для сокращения их объема=>волатильность. Это абсурд без оснований. Ошибочны предложения о совершенствовании международной финансовой архитектуры. Действия МВФ усугубили долговые кризисы, ему нет места в рамках ЛЭМП, он мог бы выполнять роль «рейтингового агентства» по оценке страновых рисков.ВБ-мог бы играть роль «агентства по предоставлению международной помощи».Совр с-му нельзя ничем заменить.
С упразднением МВФ исчезнет и м\н моральный риск,усугубляющий внутренние моральные риски ин. банков при страховании депозитов. Отказ от страхования депозитов позволит устранить моральные риски.
Несостоятельны и предложения о превращении МВФ в международного «кредитора последней инстанции», т.к. он должен обладать1) способностью создавать деньги «повышенной эффективности (т.е. денежную базу), для быстрого кредитования с целью предотвращения кризиса ликвидности;2)обладать способностью различать «хорошие» и «плохие» обязательства и закрывать несостоятельные. МВФ не способен к этому, т.к. предоставляет займы только после длительных переговоров с правительством и одобрения собственного совета директоров+не располагает возможностями для определения качества кредита. =>функцию кредитора последней инстанции для крупных банков следует оставить за ЦБ собственных стран.
Предложение о превращении МВФ в международное агентство по банкротствам, которое не позволяло бы меньшинству держателей облигаций препятствовать упорядоченному реструктурированию суверенного долга, было последней попыткой найти Фонду достойную роль. На эту мысль навел недавний успех фонда-стервятника* ЕШог Аззоаа^ез, который возбудил иск против Перу с требованием полного погашения основного долга и процентов по купленным им коммерческим ссудам на 20 млн долларов, имевшим государственные гарантии. ЕШо1 Аззоаа^ез отказался принять в качестве погашения долга облигации Брейди17, которые готовы были принять другие кредиторы. Фонд сумел добиться решения суда о выплате ему 56 млн долларов и распоряжения о наложении ареста на активы Перу, используемые для торговых операций на территории США. Целью было получение процентов, которые Перу должно было выплатить держателям облигаций Брейди, согласившимся на реструктуризацию долга. Перу не стало объявлять дефолт по облигациям Брейди и полностью погасила требования ЕШо1 А5$оаа1е5.
Идея превратить МВФ в международный суд по делам о банкротстве,-ошибочна, т.к.суверенные должники будут проявлять нежелание платить своим кредиторам задолго до того, как выяснится, что они и не могут им заплатить, потому что в случае дефолта иностранные кредиторы смогут арестовать по суду только их активы, размещенные на территории других государств,арестовать по суду внутренние активы невозможно. Реализация предложения о новых функциях МВФ ослабила бы и без того ограниченные барьеры, препятствующие чрезмерному заимствованию со стороны государству побудила бы кредиторов в будущем еще более ограничивать кредитование развивающихся рынков.
Существует более простой способ решения проблем, связанных со способностью меньшинства кредиторов заблокировать реструктуризацию задолженности того или иного государства: взять схему лондонского рынка капиталов, где на иностранные облигации распространяются положения о коллективных исках. Этот принцип не позволяет меньшинству держателей облигаций заблокировать реструктуризацию государственной задолженности. Если она получит распространение, нет необ-ти в МВФ как «кризисного менеджера.
Опасения развитых стран
Импорт из стран с дешевой рабочей силой В развитых странах основной угрозой, связанной с глобализацией, считается торговля со странами третьего мира, угрожающая уровню жизни их наиболее бедных и наименее квалифицированных рабочих. Выдвигаемые в качестве ответа протекционистские лозунги угрожают перспективам роста развивающихся стран. Идут бесконечные споры о причинах стагнации ставок заработной платы наименее квалифицированных работников на Западе (или о причинах высокого уровня безработицы). вряд ли удастся разрешить вопрос о том, что является главной причиной - ставки заработной платы малоквалифицированных работников теперь определяются ставками заработной платы индийских и китайских рабочих, или то,что они перестали расти из-за технологических изменений на Западе. в глобальной экономике происходят масштабные структурные изменения-(в пром рев-ю процессе производства происходит замещение оборотного капитала основным),сегодня происходит замена основного капитала человеческим- коммуникационная революция на Западе.
В отличие от тяжелой промышленности(сравнительное преимущество у стран третьего мира), значительная часть производства конечных потребительских товаров идет по заказу=> не стандартизация, а специализации и дифференциация. Осн –не стандартизация, а индивидуальный подход, осн тенденции- аутсорсинг, работа на расстоянии. Возникает сфера МРТ в рамках специализации Севера —на аутсорсинге и системе «точно в срок» .Деятельности, требующей человеческого капитала, — сосредоточены в «богатых» странах, на основе сов технологий.
Т.о.благодаря торговле и технологиям на Западе особую ценность приобретает квалификация. Сигналом для ее приобретения становится расширение различий в квалификации и стагнация зарплат неквалифицированных работников, Стимулы для квалификации приведут к накоплению необходимого объема человеческого капитала, увелич уровень жизни.
Социальный вопрос
социальный вопрос стал причиной свертывания ЛЭМП 19в. Одним из последствий краха прежнего ЛЭМП было то, что конвертируемость валют и свобода перемещения капитала были резко ограничены, или уничтожены регулированием(Великобритания отказалась с приходом Тэтчер). Жесткое регулирование потоков капитала -необходимое условие работоспособности кейнсианской системы, утвержденном в Бреттон-Вудсе и требовавшем контроля над краткосрочными перемещениями капитала для нормального функционирования системы привязанных обменных курсов, защищенной от спекулятивных атак.
Внутриэкономический смысл жесткого регулирования движения капитала - кейнсианские рецепты налогообложение капитала в целях субсидирования труда не могут работать, если капитал свободен и в состоянии сбежать от налогов,т.к. усл-ях контроля труднее использовать фискальную политику для стимулирования национального процветания и повышения всеобщего благосостояния, т.е. поддерживать полную занятость и наращивать перераспределительное налогообложение. Глобальные рынки капитала, позволяя жертвам ускользнуть, ослабляют способность хищнического государства не только наращивать, но исохранять прежний объем взимаемой дани.
Сегодня меньше опасность того, что социальный вопрос в текущей фазе глобализации, подорвет нынешний ЛЭМП, т.к. сегодня те, кто проигрывает от глобализации на Севере, имеют иные характеристики и обладают меньшими возможностями сохранить свое положение.
Рост фабрично-заводской системы в 19в означал, что эк. интеграция экономики в рамках ЛЭМП приводит в к относительному падению или стагнации реальных доходов владельцев относительно более редких факторов производства и к росту доходов владельцев менее дефицитных факторов ( в США нехватка рабочих рук при изобилии земли и природных ресурсов, динамика распределения дохода была неблагоприятна для труда.=>рез-т- подъем протекционизма, гамильтонизм;в Европе с ее избытком рабочих рук и нехваткой земли результатом глобализации в XIX веке стало относительное обеднение землевладельцев,что => к формированию политических коалиций, вроде «союза ржи и стали» в Германии, и росту протекционизма для защиты новых отраслей).Великобритания придерживалась принципа свободы торговли,т.к. интересы землевладельцев потерпели поражение в период борьбы за отмену «хлебных законов» + ее капиталистам и рабочим выгоден приток дешевого хлеба в рез-те ЛЭМП.
В прошлом проигравшие (промышленные рабочие в США и землевладельцы в Германии) не имели доступа к ресурсам для предотвращения обеднения, сегодня иная ситуация: главные проигравшие-неквалифицированные работники имеют доступ к человеческому капиталу,для получения выгод от глобализации, как у высококвалифицированных.+Большинство экономик Севера превращаются преимущественно в экономики услуг, где производимая продукция не является предметом торговли на международном рынке, что надежно защищает их от внешней конкуренции.
Наступление на корпорации
Большинство нападок на глобальный капитализм проявляется в обвинениях в адрес ТНК. Утверждается: чтобы иметь право на существование, корпорации должны взять на себя целый ряд обязанностей в социальной сфере. Большинство утверждений об ущербе, который наносят ТНК развивающимся странам, не соответствует действительности. Обвинения: «мыльные пузыри» на рынке акций =?требования о системе управления руками государства,замена модели акционерного капитализма-классического либерализма, на капитализм стейкхолдеров (деятельность корпораций подчинена интересам не собственников, а заинтересованных групп),требования «социальной ответственности».
акционерный капитализм англо-американской корпорации, не прижился в Японии и в Европе, развилась специфическая форма корпоративизма( «капитализм стейкхолдеров», опирающаяся на сговор промышленников, банкиров, правительства и профсоюзов, т.е. основных заинтересованных групп)=>рез-т: пониженная эффективность и более высокая завуалированная коррупция, что было одной из причин азиатского финансового кризиса. Но англо-американская версия корпоративного капитализма, при которой собственность на корпорацию отделена от управления, создает опасность того, что менеджеры предпочтут не максимизировать рыночную ценность корпорации в интересах акционеров, а будут использовать в личных интересах.
В условиях отделения прав собственности от управленческих функций, характерного для англо-американской модели, «доить» акционеров менеджерам не позволяет угроза враждебного поглощения — «враждебного» для руководства компании, но «дружественного» для акционеров. Наличие «рынка корпоративного контроля» сдерживает злоупотребление менеджмента
В 1950-х — начале 1960-х годов рынок корпоративного контроля в США практически не регулировался, в результате поглощений акционеры получали за свои активы в среднем на 40% больше их рыночной стоимости. Закон Уильямса устранял высокоприбыльный элемент внезапности и повышал издержки желающих приобрести компанию, но не запрещал рейдерство волна враждебных поглощений в США в 1980-х .Менеджеры обратились к властям штатов за защитой от корпоративных рейдеров. Теперь поглощения происходили в результате «дружественного» слияния компаний-действующий менеджмент соглашается уступить руководящие позиции в обмен на высокооплачиваемые должности консультантов, пакеты акций фирмы или и иные бонусы=>доля «переплаты» достается не акционерам, а менеджерам.
Вмешательство в деятельность рынка корпоративного контроля, крайне затрудняющее враждебное поглощение, усугубляется двойным налогообложением дивидендов, что уменьшает реальную отдачу инвесторов. Одним из способов, побуждающих менеджеров заботиться об интересах акционеров- предоставление им опционов на покупку акций фирмы Реализация предложений об отмене налогообложения дивидендов, позволила бы улучшить корпоративное управление, поскольку при сохранении корпоративного налога на прибыль это создало бы у менеджеров стимул для выплаты большей доли оставшейся прибыли акционерам. В результате больше средств оказалось бы под контролем акционеров, а не менеджмента.
Если наряду с отменой обложения дивидендов будут упразднены все нормы, препятствующие враждебным поглощениям, нерегулируемый рынок корпоративного контроля будет оказывать сдерживающее воздействие на «хищников»-менеджеров=>объемы компенсации менеджерам начнут снижаться, меньше причин манипуляций с отчетностью=> инновации, эффективность и прибыльность.Другая опасностьсвзана с тем, что бизнес должен нести социальные обязательства по обеспечению «устойчивого развития», которые пока не закреплены зак-но. Выполнение этой «нравственной» программы пока не стало в странах англо-американского акционерного капитализма принудительным, в отличие от узаконенного «представительского капитализма» в Германии и Японии. Т.к. компаниям, с «социальной ответственностью», придется конкурировать с традиционными(с ориентиром на прибыль). Если акционеры предпочтут «этичные» корпорации котировки их акций возрастут, несмотря на финансовые результаты,в противном случае нет.
Выводы
«Третьего пути» нет. Отход от англо-американской модели капитализма ведет к дирижизму, который уничтожает процветание. В отличие от XIX века, сегодня можно не бояться, что социальный вопрос обрушит ЛЭМП.существует опасность сопротивления остальной части мира против законодательного навязывания западных ценностей=>к неприятию глобализации незападными странами. Одним из самых серьезных проявлений этой опасности -растущее влияние и могущество западных неправительственных организаций- серьезная угроза глобализации и процветанию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|