Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Грузы, тара и грузовые операции на судах

Характеристики перевозимых грузов обусловливают специфические особенности внешнего вида судов, общего расположения, конструкции и оборудования, что нашло отражение в афоризме «груз делает судно». Действительно, уже при разработке технического задания на проектирование будущего судна исходят прежде всего из того, какой именно груз оно будет перевозить. И в дальнейшем, при выполнении технического задания процесс определения основных элементов проектируемого судна оказывается связанным в той или иной степени со свойствами будущих грузов.

Несколько дополненная и откорректированная транспортная классификация грузов, которую можно назвать транспортно-судовой, является основной для классификации морских транспортных судов. В соответствии с ней все грузы делятся по их физическому состоянию на два основных рода – сухие и жидкие. Грузы каждого рода разделяются на категории, а грузы, входящие в состав категорий, - на виды. И, наконец, каждый вид груза подразделяется на конкретные грузы (рис.2.1).

Сухие грузы, перевозимые на судах, разделяют на семь категорий.

К тарно-штучным грузам относится наиболее многочисленная группа. Это прежде всего генеральные (смешанные) грузы, принимаемые на судно как в таре (тарные грузы в ящиках, кипажах, мешках, тюках, бочках и т.д.), так и без упаковки (бестарные грузы: трубы и металлоконструкции, толь и рубероид в рулонах, кирпич, проволока в бухтах, металл в болванках, чушках, слитках и пр.).

В отдельный вид выделяют генеральные грузы, являющиеся особотяжеловесными и крупногабаритными. Масса этих грузов измеряется десятками и даже сотнями тонн, линейные размеры – десятками метров (это небольшие суда, вагоны и паровозы, части мощных турбин и генераторов, колонны химических реакторов, станины крупных станков и прессов, фермы и мачты в сборе и т.д.).

Укрупненные унифицированные грузы (УУГ) образуют путем объединения отдельных мелких единиц генеральных грузов в более крупные грузовые места определенной конфигурации и размеров. В зависимости от типа конструктивных элементов, используемых для объединения укрупняемых грузов, различают УУГ разных видов. Если мелкие грузы объединены с помощью площадок-поддонов, сеток, строп и других пакетоформирующих средств, то такое укрупненное грузовое место, пригодное для механизированной погрузки и выгрузки в портах и транспортировки на судах без расформирования, называют пакетом. Грузовое место, состоящее из нескольких пакетов или других тарно-штучных грузов, объединенных на общей платформе, получило название блок-пакета, или флета. Ящикообразное вместилище для мелких грузов представляет собой контейнер, контейнер на колесах – трейлер. Плавающий контейнер крупных размеров, представляющий собой несамоходную баржу упрощенной конфигурации, перевозимую на транспортном судне вместе с содержащимися в ней грузами (генеральными или иными), называется лихтером.



К накатной колесно-гусеничной технике относят легковые автомобили, грузовики, автобусы, тракторы, железнодорожные вагоны, комбайны, бульдозеры и другие самоходные и прицепные машины транспортного, производственного и сельскохозяйственного назначения, перемещаемые на судно и с судна накатом. Если же эти машины перемещаются с помощью грузовых стрел и кранов, то они должны рассматриваться как относящиеся к категории тарно-штучных (особотяжеловесных и крупногабаритных) грузов.

Лесные грузы подразделяют на круглый лес, пиломатериалы и древесную щепу (фанеру, паркет, рейки, клепку для бочек и другие изделия из дерева относят к штучным грузам).

В зависимости от размеров круглый лес (кругляк) разделяют длинномерный и короткомерный. К первому относят строительные бревна, телеграфные столбы, свои, подтоварник, бревна пиловочные. Ко второму – рудничные стойки (пропсы) и балансы. Пиловочные бревна предназначены для распиловки на доски; балансы являются сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности и представляют собой окоренные сосновые или еловые бревна.

К пиломатериалам относятся доски различных размеров. Это – в основном экспортный груз, поэтому для обозначения различных досок обычно применяются английские наименования: дилсы – наиболее широкие (от 9 дюймов и шире) и толстые (2-4 дюйма) доски; батенсы – более узкие толстые доски; бордсы – тонкие (менее 2 дюймов) доски; эндсы – обрезки указанных выше досок длиной от 5 до 9 фт; файервуд – короткие обрезки длиной менее 5 фт.

Брусья и шпалы различных размеров, называемые соответственно слипперами и полуслипперами, относятся к тесаному лесу, но по транспортным характеристикам они могут быть присоединены к пиломатериалам.

Технологическая древесная щепа, представляющая собой измельченную древесину, используется как сырье для целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности.

Поскольку плотность лесных грузов одинакового наименования зависит от породы древесины и степени ее влажности, количество таких грузов, принятых на судно, измеряют не в массовых, а в объемных единицах или поштучно.

Объемной единицей измерения экспортных пропсов и балансов приняла английская кубическая сажень (акс): 1акс=216 фт3=6,12 м3. Для измерения в аксах пользуются мерными станками, в которые перед погрузкой на судно закладывают последовательно все пропсы или балансы.

Тесаный лес и технологическую щепу измеряют в кубических метрах.

Под массовыми грузами понимают навалочные и насыпные. Навалочные – это грузы, перевозимые на судах навалом и хранящиеся, как правило, на открытых складах, например руда, рудные концентраты, уголь, кокс, щебень, гравий, песок и другие кусковые и зернистые материалы. Насыпные грузы, как и навалочные, имеют зернистую структуру, но отличаются большей сыпучестью, единообразием и меньшими размерами отдельных частиц. К ним относят прежде всего зерно (пшеницу, рожь, ячмень, овес, льняное семя и др.), а также порошкообразные грузы, как правило, в закрытых складах.

Рефрижераторные грузы представляют собой обычные тарно-штучные грузы (ящики, бочки, корзинки с рыбой, плодами, овощами, замороженные говяжьи туши и пр.), но скоропортящиеся, и требующие, поэтому особого режима (температуры, влажности) при перевозке.

К специальным грузам относят почту, багаж, ценные и опасные грузы (ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.), перевозимые в особых помещениях, а также грузы животного происхождения – домашних и диких животных и птиц и сырые животные продукты (кожи, шкуры, кости, шерсть, пух и т.д.).

Жидкие грузы перевозят без тары – наливом (отсюда их второе название – наливные грузы). Их основными видами являются нефть и нефтепродукты (более 300 наименований). Важнейшими свойствами нефтепродуктов, которые необходимо учитывать при проектировании наливных судов, являются вязкость, огне- и взрывоопасность.

Мазуты, моторные топлива и некоторые масла (тяжелые нефтепродукты) обладают повышенной вязкостью, поэтому перед наливом и сливом их следует подогревать до 40-60 °С.

Грузы, поднимаемые одновременно, образуют так называемый подъем, который формируют с помощью стропов, грузовых сеток, универсальных площадок или специальных захватов.

На стропах поднимают крупные и тяжелые единичные грузы; на грузовых пеньковых или стальных сетках – мелкие грузы, которым не опасно сжатие, а на универсальных площадках (преимущественно деревянных) – любые мелкие тарные и штучные грузы. Универсальные площадки могут быть использованы как при работе с краном (подъем на стропах или специальных подвесках), так и при работе с автопогрузчиками (подъем на вилах погрузчика).

Специальные автоматические и полуавтоматические захваты применяют для работы с определенными или видами тары.

До настоящего времени штивка тарно-штучных - грузов в трюмах судов, включающая их перемещение и укладку, вы­полняется в основном вручную. Грузы массой до 100 кг пере­носят один или два грузчика, более тяжелые грузы перемещают при помощи приспособлений (роликовые ломы, тачки, тележки и т. п.) или перегрузочных машин.

Разгрузка судов проводится в обратном порядке. Ее начинают с формирования «подъемов» внутри грузовых помещений, что сопряжено с подтаскиванием грузов от бортов и переборок на просвет люков, где их остропливают или укладывают в гру­зовые сетки или на площадки. Для перемещения «подъема» на берег используют грузовые стрелы или краны.

Необходимой предпосылкой к комплексной механизации грузовых работ является укрупне­ние (т. е. увеличение массы) каж­дого места генеральных грузов и одновременная унификация их фор­мы и размеров. Это достигается путем перевозки таких грузов в контейнерах, трейлерах и пакетах, т. е. путем перехода от генераль­ных к укрупненным унифицирован­ным грузам.

Наиболее простым, дешевым и доступным способом укруп­нения грузов является их пакетизация, т. е. образование одного крупного места массой 1,5—3,0 т из нескольких (или даже нескольких десятков) отдельных мест. Один пакет фор­мируют в среднем из 20—30 ящиков или 12—15 мешков, 4—6 кип, 900—950 кирпичей и т. д., используя сетки, плоские под­доны (площадки), поддоны с ограждениями.

Если «подъем», опущенный в трюм, будет расформировы­ваться, и составляющие этот «подъем» мешки, ящики, кипы или тюки грузчики поштучно перенесут к месту укладки, то перемещение груза от просвета люка к бортам и переборкам вызо­ву лишь незначительное замедление темпов работ, пропорциональное пути, проходимому грузчиками.

Если же «подъем» не расформировывается и перемещается целиком или составляющие его слишком тяжелы для переноса грузчиками, то картина резко меняется. Основное время будет затрачиваться не на само перемещение, а на подготовку к нему. Поэтому, если груз не удается сразу же уложить на место, не снимая его с гака стрелы или крана (а это возможно в пределах одного-двух метров в сторону от просвета люка и зависит от массы и конфигурации груза и глубины грузового помещения), то общее время, затрачиваемое на перемещение, сравнительно мало зависит от длины пути, проходимого грузом.

Рекомендации ИСО, поддержанные и нашей страной, отно­сятся к универсальным закрытым контейнерам ящичного типа, объединенным в две группы. В настоящее время на морских транспортных судах перевозят почти исклю­чительно контейнеры двух типов: IA (IAA) и IC(ICC), причем последний — 20-футовый — принят за единицу измерения контейнеровместимости судов и обозначается в зарубежной техни­ческой литературе как ТЕУ (Twenty-foot Equivalent Unit, или TEU).

Флеты, которые в предыдущем параграфе были охарактеризованы как укрупненные пакеты или блок-пакеты, формируются на площадках с торцевыми стенками, имеющих в плане размеры стандартного контейнера ИСО, что позволяет перегружать их с помощью контейнерных захватов и штабелировать в несколько ярусов.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.