Сделай Сам Свою Работу на 5

ВТОРАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА







капиталистов и в то же время — средство потери классом феодалов политической власти и перехода этой политической власти к капиталистам. Отсюда пока верный инстинкт у меркан­тилистов. В протестантских странах, особенно в таких, как Англия и Голландия, где торговым духом пропитана вся нация, где расцвет экономики покоится на вновь создающемся мировом рынке, а обогащение считалось самоцелью, меркантилисты про­поведуют трезвость, бережливость и гневно выступают против расточительства, стремятся способствовать мотовству лишь дру­гих стран, а сами хотят быть собирателями сокровищ. Особенно проповедовали расточительство французские меркантилисты, и это связано с развитием капиталистического класса во Франции.

У физиократов дело обстоит совершенно иначе. Согласно их доктрине, весь прибавочный продукт находится в руках земельных собственников, а не капиталистов. Они получают прибавочный продукт сначала как аванс в форме денег. Если они потребляют его не полностью, то часть товарного капи­тала арендаторов и т. д. не продается и тем самым затрудняется годовое воспроизводство, которое, по их мнению, образует под­линное богатство. Далее следует принять во внимание, что в физиократической системе из прибавочного продукта, который находится в руках земельного собственника, 1) должны быть покрыты все государственные расходы; 2) расходы на церковь ' (школу); 3) что функцией земельных собственников явля­лось и то, что часть своего прибавочного продукта они должны были расходовать на долговечный основной капитал в земледе­лии; 4) что арендаторы отбирают у них часть прибавочного продукта в форме процента.



Только у Ж. Гарнье 90 (человек Директории и Бонапарта) и у Ганиля 91 меркантилисты и физиократы сближаются в своих взглядах о (непроизводительном) потреблении.

А. Смит выражает истинный дух капиталистического про­изводства, когда провозглашает накопление (воспроизводство в постоянно расширяющемся масштабе) высшим законом; од­нако он делает это еще так (в известной мере благонамеренно и в старомодной манере), как это соответствует той степени развития общества, когда капиталистический способ произ­водства еще только начал создавать свои специфические сред­ства производства (машины и т. д.), государство еще не было подчинено ему полностью, а необходимые для ведения крупной [148] промышленности капиталы еще переживали период мла­денчества; их рост являлся поэтому sine qua non *; когда, кроме



* — непременным условием. Ред, 17 М. и Э., т, 49



К. МАРКС


того, торговый капиталист еще имел большой перевес над про­мышленным капиталистом. А. Смит проповедует бережливость. Он негодует против расточительности государства. Он рассмат­ривает максимально возможное увеличение числа производи­тельных рабочих, как конечную цель всякой эдоровой эконо­мики. Тем самым он рисует свою благосклонность к произво­дительному рабочему, которая распространяется у него вплоть до быка, как производительного рабочего. В частности, он полагает, и это отчасти верно для тогдашнего уровня развития, что по мере того как прибавочный продукт превращается в про­изводительный капитал, следовательно, в соответствии с накоп­лением, возрастает спрос на труд, а потому повышается зара­ботная плата, улучшается положение производительных рабо­чих, в то время как капиталист вознаграждается благодаря постоянному увеличению производительной силы труда.

Если А. Смит — экономист мануфактурного периода в момент перехода к крупной промышленности, и поэтому он рассматри­вает накопление главным образом с точки зрения среднего буржуа, то Рикардо — экономист крупной промышленности и рассматривает вещи с точки зрения крупного буржуа. Про­изводство ради производства, максимально возможный рост воспроизводства, в особенности производительной силы труда есть конечная и определяющая цель. Однако для этой цели Рикардо считал излишним проповедовать бережливость. Поскольку капиталистический способ производства для него есть естественная и абсолютная форма общественного производ­ства, а потребление — естественная цель всякого производства, то свободное развитие производства необходимо включает в себя развитие потребления во всех формах и, подобно капи­талу, делится поэтому на потребление предметов роскоши и потребление других продуктов, определяется природой капита­листического производства, т. е. выравниванием нормы при­были между различными капиталами. Рикардо больше не раз­деляет предубеждения А. Смита о том, что спрос на труд возрас­тает пропорционально накоплению, и поэтому заработная плата и, следовательно, жизненные условия рабочего класса улуч­шаются в той же пропорции. Напротив, он показал, что если вместе с накоплением и сопровождающим его развитием круп­ной промышленности спрос на труд возрастает абсолютно, то относительно он уменьшается и образуется постоянное избыточное население. (Люди становятся излишними.) Произво­дительный рабочий класс существует здесь вообще только как машина, которая производит прибавочную стоимость или при­бавочный продукт для владельца условий труда, т. е. для част-




ВТОРАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА 495

ных нужд капиталистов и лендлордов — и для коллективных нужд государства, т.е. для национального богатства, которым может располагать государство. В отличие от А. Смита, который видит богатство в максимально возможной численности про­изводительных рабочих, Рикардо, наоборот, видит в возможно меньшем Производительном населении по отношению к тому же самому прибавочному продукту и к живущей за его счет другой части населения лишь свидетельство максимального развития производительной силы труда. Что касается расходования предметов роскоши, то он доказывает даже, что их расходование лендлордами благоприятнее для рабочих, чем их расходование капиталистами, потому что потребление этих товаров приводит в движение большое количество рабочих, так как лендлорд потребляет их с большей массой нахлебников, прислуги и т. д., в то время как трезвый капиталист скорее приобретает долго­вечные предметы роскоши. Первый, следовательно, своим спро­сом действует на рынках труда также и в интересах непроизво­дительных рабочих, повышает спрос на труд своим потребле­нием в большей степени, чем второй. Боязнь А. Смита, что непозволительно большая часть производительных рабочих превратится в непроизводительных, уже не существует для Рикардо, который знает, что крупная промышленность посто­янно создает избыточное население, который, следовательно, « постоянно имеет перед собой переполненный рынок труда.

С другой стороны, однако, вместе с накоплением развивается рента, доход лендлордов, и это затрудняет воспроизводство и развитие производительной силы труда. В особенности (в Англии времен Рикардо) национальное ограничение (посредством хлеб­ных законов) земледелия искусственно повышает этот фактор, воздействующий на накопление. Следовательно, первой запо­ведью является — убрать с пути эту государственную основу повышения ренты и ввести свободную торговлю хлебом и т. д. Таким способом Рикардо борется с собственностью на землю во имя капитала и стремится таким образом обеспечить как можно больше поступление прибавочного продукта в руки про­мышленных капиталистов. Прибыль есть стимул производ­ства, а с повышением ренты падает норма прибыли. Следова­тельно, путем устранения искусственных средств повышения ренты разжигается стремление к накоплению [149] и оно сохра­няется на надлежащей высоте. Здесь Рикардо последователен. Ио он становится непоследовательным и отходит назад к А. Смиту, когда пытается изобразить осуществленное таким образом известное оживление процесса накопления как выгоду для рабочего класса.

17*



К. МАРКС


«Однако относительно низкая цена хлеба всегда приносит ту выгоду, что при такой цене распределение наличного продукта имеет больше шан­сов привести к увеличению фонда на содержание труда, так как более зна­чительная доля, под наименованием прибыли, достанется производитель­ному классу (капиталистам) и менее значительная, под наименованием ренты, — непроизводительному классу» (лендлордам) (Ricardo. On the Prin­ciples of Political Economy, [and Taxation. Third edition. London, 1821], p. 317 [Русский перевод, том I, стр. 224]).

Сисмонди чувствует противоречия крупной промышленности и решительно выступает против производства ради производ­ства и абсолютного развития производительной силы на базе способа производства, при котором увеличение стоимости имеющихся в наличии капиталов является, с другой стороны, конечной целью. Он хотел бы поэтому данное в определенных условиях потребление сделать регулятором производства. По­этому его особенно занимает отношение между капиталом (а потому производительным потреблением) и доходом; хотя ничего экономически сколько-нибудь значительного он по этому вопросу нигде не открывает. Однако обмен дохода на капитал и дохода на доход, а потому и вся соразмерность воспроизвод­ства, постоянно нарушается чрезмерно большим обратным пре­вращением прибавочного продукта в капитал, накоплением, сопровождаемым концентрацией, постоянно расширяющимся применением машин и основного капитала, а потому — постоян­ным ухудшением положения рабочего класса.

Мальтус отчасти примыкает к Сисмонди; отчасти у него прорывается физиократическая традиция, согласно которой фонд потребления неработающих классов в действительности представляет собой фонд, совершенно отличный от фонда производства, и он должен быть потреблен, чтобы не произошло остановки в его воспроизводстве. Что, однако, у него (в отличие от физиократов и в противоположность Рикардо) является решающим, так это следующее: стремление взять земельную аристократию, государственную церковь и олигархическую чиновничью свору со всеми их приспешниками под защиту против другого индустриализма . и экономически оправдать. Это происходит так, как будто «Ах, две души живут в его груди, и обе не в ладах друг с другом!»92, а именно, в груди капита­листа сосуществуют страсть к накоплению и страсть к потреб­лению. Обе эти страсти нужны для воспроизводства в посто­янно расширяющемся масштабе. Однако объединенные в одном и том же лице они взаимно портят друг другу игру. Если страсть к накоплению одерживает победу над страстью к потреблению, тогда — перепроизводство. Если страсть к потреблению одер­живает победу над страстью к накоплению, тогда угасают дух

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.