Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 307





у кроу; он имел также значение жертвоприношения во время большой религиозной церемонии, устраивавшейся «колдовским вигвамом».

У кроу существовал брачный обычай, который Морган нашел, по крайней мере, у 40 других индейских племен: если мужчина женится на старшей в семье дочери, то он получает право на всех ее сестер, как только они достигнут зрелости. (Пережиток обычая пуналуа.) Полига­мия допускается обычаем у всех американских аборигенов, но вследствие невозможности содержать более чем одну семью она никогда не имела сколько-нибудь значительного распространения.

III. Племена Мексиканского залива

1) Мускоги, или крики. Конфедерация криков состояла из шести
плачен, именно: криков, хитчити, ючи, алабама, кусати и натчезов.
[in
исключением последних, которые были приняты в конфедерацию поело
того, как были разгромлены французами, все они говорили на диалектах
одного и того же языка.

Счет происхождения у криков по женской линии; должность сахема it собственность умерших наследственны в роде; брак внутри рода запре­щен; остальные племена также имели родовую организацию; в настоящее время крики частично цивилизовались, имеют политическую систему; в течение немногих лет исчезнут следы их родовой организации.



В 1869 г. криков насчитывалось около 15 000 человек, в среднем 550 на один род.

Роды криков (22): 1) Волк, 2) Медведь, 3) Скунс, 4) Аллигатор, 5) Олень, 6) Птица, 7) Ягуар, 8) Ветер, 9) Жаба", 10) Крот, 11) Лисица, 12) Енот, 13) Рыба, 14) Маис, 15) Картофель, 16) Орех гикори, 17) Соль, 18) Ди-кая кошка, 19) 20) 21) 22) — значение утрачено.

2) Чоктавы. У них каждая фратрия имеет свое название; имеются
две фратрии с четырьмя родами в каждой, как у ирокезов.

I фратрия. М) Тростник, 2) Law Okla,
Разделившийся народ 3) Lulak, 4) Linoklusha.

Роды: I

II фратрия. 1) Возлюбленный народ, 2) Малый народ,
Возлюбленный народ 3) Большой народ,________ 4) Речной рак.

Члены родов одной и той же фратрии не могут вступать в брак между собою, но члены каждого рода могут вступать в брак с членами родов другой фратрии; это показывает, что племя чоктавов, подобно ирокезам, первоначально состояло из двух родов, и каждый из них впоследствии разделился на четыре. Счет происхождения по женской линии. Собствен­ность и должность сахема наследственны в роде. В 1869 г. их было около 12 000, что дает в среднем 1 500 человек на каждый род. В 1820 г. они еще обитали на своей старой территории к востоку от Миссисипи, затем переселились на Индейскую территорию. — По обычаю племени чоктавов имущество мужчины после его смерти распределялось между его братьями, сестрами и детьми его сестер, но не между его детьми; он мог при жизни передать свое имущество детям, которые в этом случае I могли удержать имущество за собой вопреки членам его рода. У многих | индейских племен отдельные лица в настоящее время владеют значительной





К. МАРКС


собственностью, состоящей из домашних животных, домов и земель; среди нихшироко распространен обычай передавать еще при жизни свое имущество детям. По мере возрастания богатств лишение детей наслед­ства начало вызывать протест против наследования членами рода, и у некоторых племен, как, например, у племени чоктавов, древний обычай был несколько лет назад уничтожен, и право наследования получили исклю­чительно дети умершего владельца. Однако это произошло вследствие замены родовой системы политической, когда место прежнего органа управления в лице вождей заняли выборные совет и суд. По прежнему обы­чаю ни жена не наследовала после мужа, ни муж после жены; вещи жены делились между ее детьми, а в случае их отсутствия — между ее сестрами.

3) Чикасавы. Две фратрии: первая состояла из 4, а вторая из 8 родов.

I. Фратрия Пантеры. 1) Дикая кошка, 2) Птица,

3) Рыба, 4) Олень.

Роды:

П. Испанская фратрия. 1) Енот, _______ 2) Испанский,



3)Королевский, 4) Hush-ko-ni,

5) Белка, 6) Аллигатор,

7) Волк, 8) Черный дрозд.

Счет происхождения по женской линии, брак внутри рода запрещен, должность сахема и собственность наследственны в роде.

В 1869 г. их насчитывалось 5 000 человек, в среднем 400 человек на каждый род.

4) Племя чироки первоначально десять родов, из них роды Желудь
и Птица вымерли.

Роды: 1) Волк, 2) Красная краска,

3) Длинная прерия, 4) Глухарь,

5)Остролист,________ 6) Олень,

7)Голубой,_________ 8) Длинный волос.

Счет происхождения по женской линии; брак внутри рода запрещен. В 1869 г. их было 14 000 человек, в среднем 750 на каждый род. Чироки и оджибвев настоящее время по численностиговорящих на одном и том же диалекте превосходят всех остальных индейцев в пределах Соединенных Штатов. Невероятно, чтобы когда-либо в какой-либо части Северной Америки 100 000 человек говорили на одном и том же диалекте; это имело место только у ацтеков, тескокцев и тлашкальцев, но и отно­сительно их трудно найти доказательства в испанских источниках. Своей необычайной численностью крики и чироки обязаны тому, что имели домаш­них животных и весьма развитое полевое земледелие; в настоящее время они частично цивилизовались и ввели вместо управления древних родов основанное на выборном начале конституционное правление, под влиянием которого роды быстро распадаются.

5) Семинолы произошли от криков; были, по-видимому, организованы
в роды.

IV. Племена пауни

Пауни, по словам миссионерапреподобного Семюела Аллиса, были организованы в6 родов: Медведь, Бобр, Орел, Бизон, Олень,Сова.

Если это так, то следует предположить то же самое и относительно племени арикара (селение которых находится поблизости от селения нле-


конспект Книги яыоиса Г. моргайа «Древнее общество» 3Û9

мени миннитари и которые близко родственны пауни), хузко идвух или трех других небольших племен, обитающих по реке Канейдиан. Все эти племена жили всегда к западу от Миссури, говорятна самостоятельном языке.

V. Алгонкинские племена

Эта большая группа племен американских аборигенов занималако времени ее открытия область от Скалистых гор до Гудзонова залива, к югу от реки Саскачеван и оттуда к востоку до Атлантического океана, включая оба берега озера Верхнего, кроме его северной части, и оба берега реки Св. Лаврентия, южнее олера Шамплейн. К югу их область простира­лась вдоль берега Атлантического океана до Северной Каролины и вниз по Миссисипи, по ее восточному берегу, в пределах Висконсина и Иллинойса, до Кентукки. Восточная часть этой огромной области подвергалась втор­жениям ирокезов и родственных им племен, единственных соперников алгонкинов в пределах данной территории.

а) Гитчиимские племена [от слов языка оджибве: gi-tchi1 (большой) и ga-me (озеро) — туземное название озера Верхнего и других Великих озер.]

1) Оджибве. Говорят на одном диалекте, организованы в роды. Морган собрал названия 23 из них. На их диалекте символ, или знак, рода обо­значается словом «тотем» (часто произносится также «додаим»); например, волк является тотемом рода Волка. На этом основании Скулкрафт («Hi­story of Indian Tribes») окрестил родовую организацию «тотемической организацией».

23 рода (известных): 1) Волк, 2) Медведь, 3) Бобр, 4) Болотная чере­паха, 5) Хватающая черепаха, 6) Малая черепаха, 7) Северный олень, 8) Бекас, 9) Журавль, 110) Ястреб-голубятник, 11) Лысый орел, 12) Гагара, 13) Утка, 14) Утка, 15) Змея, | 16) Выхухоль, 17) Куница, 18) Цапля, [ 19) Бычья голова, 20) Карп, 21) Сомик-кошка, | 22) Осетр, 23) Щука.

Счет происхождения по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Первоначально по женской линии. Ибо: 1) у делаваров, которых все алгонкинские племена признают одним из старейших племен и называют «дедами», происхождение до сих пор считается по женской линии, как и у некоторых других алгонкинских племен; 2) сохранились доказательства, что еще в 1840 г. должность сахема переходила по женской линии; 3) влияние американских властей и миссионеров; порядок, лишавшийсыновей наследства, казался миссионерам несправедливым. Когда мы употребляем термин «наследственный», говоря, например, о наследова­нии должности сахема его племянником (сыном сестры), из этого не сле­дует, что последний имел «наследственное право» в современном смысле слова, а только то, что он имел право на преемство (в роде) и что его избра­ние было совершенно обеспечено.

Собственность и должность сахема наследственны в роде (брак внутри рода запрещен); в настоящее время большую часть наследства получают дети, в обход сородичей. Имущество и вещи матери переходят к детям, за неимением их — к ее сестрам, родным и коллатеральным. Сын может теперь наследовать должность отца; если сыновей несколько, преемник определяется путем выборов;члены рода могут не только избирать, нои смещать с должности.

В настоящее время оджибве около 16 000, что дает в среднем около 700 человек на каждый род.



К. МАРКС


2) Потаватоми. 15 родов. Все прочее — как у оджибве.

Роды — следующие: 1) Волк, 2) Медведь, 3) Бобр, 4) Лось, 5) Гагара, 6) Орел, | 7) Осетр, 8) Карп, 9) Лысый орел, | 10) Гром, 11) Кролик, 12) Ворона, | 13) Лисица, 14) Индюк, 15) Черный ястреб.

3) Оджибве, оттава и потаватоми — подразделения одного перво­начального племени; когда они впервые стали известны, то были объеди­нены в конфедерацию.

4) К pu. Ko времени их открытия занимали северо-западный берег озера Верхнего; отсюда расселились до Гудзонова залива и на запад до Северной Красной реки, позднее заняли область реки Саскачеван, утратили родовую организацию; находятся в ближайшем родстве с оджибве, с кото­рыми весьма сходны по нравам, обычаям, наружности.

Ь) Племена по Миссисипи — западные алгонкины — занимали вос­точный берег Миссисипи в пределах Висконсина и Иллинойса и южнее до Кентукки.

1) Майями.

10 родов: 1) Волк, 2) Гагара, 3) Орел, 4) Сарыч, | 5) Пантера, 6) Индюк, 7) Енот, 8) Снег, 1 9) Солнце, 10) ВодаТ]

Племена, находящиеся в самом близком родстве с ними, — узйа, пианкишоц, пеориа, каскаскиа — были известны п прежнее время под общим названием иллинойсов; в настоящее время немногочисленны; они оставили свой прежний образ жизни и стали оседлыми земледель­цами.

Майями уменьшились в числе, изменили образ жизни, родовая орга­низация у них быстро исчезает. Когда начиналось разложение, происхо­ждение считалось по мужской линии; все прочее — как у вышеназванных племен.

2) Шауни (высокоразвитое племя) [шауни некогда почитали женское
божество Go-gome-tha-ma (наша бабушка)]; они сохранили еще свои
роды,
хотя заменили родовую организацию гражданской. — Свои роды
они сохраняют для генеалогических и общественных целей; это:

1) Волк, 2) Гагара, 3) Медведь, 4) Сарыч, | 5> Пантера, 6) Сова, 7) Индюк, 8) Олень, | 9) Енот, 10) Черепаха, 11) Змея, 12) Лошадь, | 13) Кролик.

Счет происхождения и т. д. — как у майями. В 1869 г. их было только 700 человек, около 50 на каждый род; ранее — 34 тыс. человек, что выше средней численности индейских племен Америки.

У шауни, равно как и у майями, а также у племен саук и фокс, был обычай давать детям имена, принадлежащие роду отца, роду матери или какому-либо другому роду, однако с известными ограничениями. У ироке­зов (см. выше) каждый род имел свои собственные особые личные имена, которыми ни один другой род не имел права пользоваться; в каждом пле­мени поэтому имя (особое, личное) указывало на род. Так, у племен саук и фокс: «Длинный рог» — это имя, принадлежащее роду Оленя; Черный волк — роду волка; в роде Орла особыми именами являются следующие: Ka-po-nä («Орел, строящий свое гнездо»), Ja-ka-kwä-pe («Орел, сидя­щий с поднятой головой»), Pe-a-tä-na-kä-hok («Орел, летающий над вет­вью»).

У шауни получение этих имен давало права рода, которому они при­надлежали, так что имя лица определяло его род, Сахем должен былво


КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 311

всяком случае принадлежать к роду, избравшему его; вероятно, переход от счета происхождения по женской линии к счету по мужскойначалсядля того, чтобы прежде всего дать возможность сыну (принадлежащему к роду матери) быть преемником своего отца,а затем уже дать возмож­ность детям наследовать собственность своего отца.Если сын получал имя, принадлежавшее роду его отца, то он мог стать его преемником по должности при условии избрания. Но сам отец не мог решать вопрос; это поручалось родом определенным лицам, большей частью матронам, которых напрашивали об именах для детей и которые имели право опре­делить, какое имя должно выть дано. По соглашению между родами пле­мени шауни, указанные лица обладали этим правом и могли, таким обра­зом, ввести в состав рода лицо, которому принадлежало имя.

[Свойственная человеку казуистика изменять вещи, меняя их названия, и находить лазейки для того, чтобы в рамках тради­ции ломать традицию, когда непосредственный интерес служит для этого достаточным побуждением!] 16в

У шауни сохранились следы архаического счета происхождения.

3) Саук и фокс; эти племена слились в одно; все прочее так же, как
у майямп; в 1869 г. их было только 700 человек, около 50 на каждый род.
У них еще существуют 14 родов:

1) Волк, 2) Медведь, 3) Олень, 4) Лось, | 5) Сокол, 6) Орел, 7) Рыба, 8) Бизон, | 9) Гром, 10) Кость, 11) Лисица, 12) Море, | 13) Осетр, 14) Боль­шое дерево.|

4) Меномини и пикапу; эти племена независимы одно от другого,
организованы в роды; собственность наследственна в роде, но с ограниче­
нием агнатическими родственниками по женской линии.

с) Племена Скалистых гор.1)Кровавые Черноногие и 2) Пиеган-Черноногие. Каждое из этих племен делится на роды: первое на пять, второе на восемь. У второго племени такие названия (для родов), которые скорее подходят к группам, чем к родам, как-то: Подкожный жир, Внут­ренний жир, Колдуны, Никогда не смеющийся, Голодающий, Наполовинусгнившее мясо; данные родам прозвища в некоторых случаях вытеснили первоначальные названия. Счет происхождения по мужской линии, брак внутри рода запрещен.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.