Сделай Сам Свою Работу на 5

Интенсиональное определение





КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКСТА

Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста. Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (строение, форма, состав и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче текста.

Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. В тексте могут описываться самые различные свойства предмета и соответственно этому будет формулироваться коммуникативная задача текста. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.



Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями (таблица О.Д.Митрофановой).

 

Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма)
1. Определение предмета (дефиниция) Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем
2. Введение термина Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего
3. Квалификация предмета Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем
4. Принадлежность предмета к классу Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего
5. Классификация предмета а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается
6. Качественный состав, строение предмета а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что
7. Количественный состав предмета Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего
8. Возникновение, происхождение предмета а) Что(кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что

 



Означенные типы коммуникативных ситуаций характерны для научной сферы общения, а закрепленные за ними языковые средства являются наиболее типичными, распространенными, частотными.

 

Коммуникативная задача текста как цель авторского общения



Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста - характеристика предмета. В тексте могут описываться самые различные свойства предмета и соответственно этому будет формулироваться коммуникативная задача текста. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio - определение) - логическая операция:1) раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных и отличительныхпризнаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем (денотата имени); 2) эксплицирующаязначение термина. В процессе дефинирования термину должен быть непосредственно прописан в качествеего значения либо экстенсионал (объект), либо интенсионал (признак). Если термин явно не соотнесен ни собъектами, ни с признаками, он остается символом, не имеющим семантического значения. Определитьтермин, значит установить границы его применения. Строгая его дефиниция состоит из двух частей:дефиниендума (dfd) - определяемого имени, и дефиниенса (dfn) - определяющего выражения,раскрывающего смысл определяемого имени либо устанавливающего значение термина. Дефиниендум идефиниенс должны находиться в отношении тождества, т.е. иметь один и тот же денотат, и бытьвзаимозаменяемыми. Дефиниции делят по разным основаниям: 1) по выполняемой функции - на реальные(определение предметов, явлений) и номинальные (введение новых языковых форм - терминов); 2) поспособу раскрытия содержания - на явные (указываются признаки, присущие предмету или явлению) инеявные (выявляются отношения, в которых находится определяемый предмет, явление с другимипредметами, явлениями). Явные дефиниции могут быть представлены в виде равенства, в которомопределяемая часть эквивалентна по объему определяющей части. Различают следующие виды явныхдефиниций: 1) атрибутивно-реляционные, в которых указывается ближайшее родовое отличие и видовойпризнак, присущий только данному виду (например, «квадрат - ромб с прямыми углами»); 2) генетические, вкоторых указывается происхождение или способ конструирования объекта, обозначаемого определяемымименем (например, «сфера - пространственная поверхность, которую описывает полуокружность привращении ее вокруг диаметра»); 3) операциональные, в которых, в качестве видовой характеристикиобъектов выступает указание на некоторую операцию, посредством которой эти объекты могут бытьобнаружены и обозначено их отличие от других предметов (например, «кислота - вещество, окрашивающеелакмус в красный цвет»). Неявные дефиниции не имеют четко выраженной структуры, вследствие чегоотсутствует способ элиминации дефиниендума из того или иного контекста (например, матричноеопределение логических операций в исчислении высказываний и др.). К числу неявных дефиницийотносятся: 1) аксиоматические (например, в математической логике - определение формулы в исчислениивысказываний); 2) контекстуальные (например, возможность выяснить содержание понятия, не прибегая ктолковому словарю, а через предлагаемый контекст); 3) рекурсивные (например, определениематематического ряда чисел Фибоначчи посредством рекурсивной (возвратной) функции, в котором каждоепоследующее число равно сумме двух предыдущих чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8 и т.д.); 4) индуктивные (например, вматематике определение понятия «натуральное число»).


 

Виды

Интенсиональное определение

Должно содержать:

· описание свойств, характеристик объектов, выделяющих определяемое в сравнении с другими объектами соответственно;

· пояснения смысла термина указанием правил выделения его среди прочего;

· указание ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с другими определениями других понятий.

К интенсиональному виду определений относятся собирательное и представительное определения.

Реальное определение

Отображает существенные признаки, свойства и характеристики объекта с целью формирования отличий от других объектов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.