Сделай Сам Свою Работу на 5

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития





Для детей II уровня речевого развития характерно следующее: аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги дети не всегда употребляют. Произношение многих слов искажено.

Работа на этом этапе, так же как и на предыдущем, ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Обогащается словарь антонимами. С этой целью логопед может использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Эти рассказы логопед (воспитатель) может включать в любой этап работы. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли сказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой дошкольного воспитания. Следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.



Основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет. Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Траву дам козе. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.



Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Вижу папу; творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.



Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.

После такой работы дети чувствуют себя увереннее, словарный запас у них к этому времени значительно обогащен, они правильно оформляют свою мысль. Речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На этом этапе большое значение имеет своевременная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.

На этом же этапе продолжается формирование диалогической речи. Работу над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок)- Для закрепления повествовательной и вопросительной интонации можно дать детям заучивание небольших, понятных по содержанию диалогов. Задания по формированию диалогической речи можно включать в текущие занятия и в свободное от занятий время. Это могут делать воспитатели во время прогулок. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

Работа над словом

Словоизменение

Единственное и множественное число существительных

Задания.

1.Рассмотреть картинки. Показать, где стол, где столы, кукла, куклы, мишка, мишки, кубики, кубик, матрешки, матрешка. (Иллюстрации подбирает логопед.)

2. Разложить картинки в две колонки: в первой колонке — картинки с изображением одного предмета, во второй — много предметов. Назвать картинки.

Игры «Магазин»

Цель. Обучать детей правильно употреблять существительное во множественном числе.

Оборудование. Игрушки на полке: два-три мишки, две-три куклы и т. д. У логопеда те же игрушки в единственном числе.

Логопед. У меня мишка, а в магазине (мишки). У меня кукла, а в магазине (куклы). У меня машина, а в магазине (машины).

«Что у вас?»

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. То же.

Каждому ребенку даются одинаковые предметные картинки или предметы. У ведущего (логопеда или ребенка) находится тот же самый предмет, но в одном экземпляре.

Ведущий. У меня кукла. А у вас? (У нас куклы.) У меня карандаш. А у вас? (У нас карандаши.) У меня яблоко. (У нас яблоки.)

«У кого что?»

Цель. Закрепление умения употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование. Карточки с изображением предметов вединственном и множественном числе.

Логопед раздает карточки детям и предлагает выполнить следующие задания:

1.Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос у кого что?

Образец: У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня

грибы.

2. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов.

Образец: Шар шары.

Стол — ..., гриб — ..., лимон — ..., сад — ..., бант — ... .

Образец: Книжка книжки.

Ложка — ..., мышка —• ..., кружка — ..., крышка — ..., подушка — ..., яблоко — ..., девочка — ..., мальчик — ... . - Образец: Дом дома.

Лес — ..., глаз — ..., дом — ..., окно — ... .

Образец: Утенок утята.

Утенок — ..., лисенок — ..., гусенок — ..., котенок — ..., медвежонок — ..., лосенок — ..., цыпленок — ... .

Образец: Стул стулья.

Лист — ..., стул — ..., платье — ..., дерево — ... .

3. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали один предмет. (Использовать слова предыдущего задания.)

Образец: Сливы слива.

Игра «Ласковые имена»

Цель. Практически познакомить детей с образованием слов при помощи суффиксов.

Логопед усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.

Затем логопед предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и логопед предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.

Логопед Дети

Хоровод водили, ласковыми были. Выйди, Леночка, в кружок!

В кружок вызывали, Возьми, Леночка, флажок. имя называли.

Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.

Задания.

I. Дать ласковые имена и названия, например: Таня —Танечка. Мама — мамочка.

а) Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа, Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.

б) Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.

Задание 1.Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на себе и на кукле (в сравнении), например: голова — головка.

Лоб, нос, живот, нога, рука, спина, щеки, губы, ноги, глаза.

Задание 2.Назвать предметы большие и маленькие по образцу.

Образец: а) стол столик.

Шар — ..., дом — ..., бант — ..., стол — ..., брат — ... .

б)Стул стульчик.

Диван — ..., шкаф — ..., палец — ..., заяц — ... .

в)Чашка чашечка; шапка шапочка.

Кружка — ..., ложка — ..., рубашка — ..., сумка —... юбка ..., кофта — ..., шапка — ..., ботинки — .... носки — ... .

Игра «Два медведя»

Цель Закрепление умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование. У детей картинки, изображающие медведей большого и маленького. Набор предметных картинок: тарелки большая и маленькая; ложки большая и маленькая; чашки и блюдца большие и маленькие.

Задание1. Найти медвежонка, медведя.

Ответить на вопросы.

Как ты догадался, что это медведь? (Он большой.) Как ты догадался, что это медвежонок? (Он маленький.)

Задание 2Найти посуду для медведя. Назвать ее. Найти посуду для медвежонка. Назвать ее.

Задание 3.Закончить предложение.

У медведя (чашка) (Логопед показывает чашку.)

У медвежонка (чашечка).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.