Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 4. Определение и характеристика различных





Введение в логопедическую специальность

(ДПП.Ф.01)

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

пгпу


 

Автор-составитель:

канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии О.Н. Тверская

 

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии Л.Р. Лизунова

 

Учебно-методический комплекс курса «Введение в логопедическую специальность» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 2005) и соответствует положениям основной образовательной программы по специальности 050715.65«Логопедия».

Дисциплина входит в блок дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.01), является обязательной для изучения.

Адресовано студентам очного и заочного отделений, обучающимся по специальности «Логопедия».

Издание 2-ое, переработанное.

 

Согласование с деканом обучающего факультета:



 

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

 

 

Директор библиотеки______________ ________ Г.М. Подгорных

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………….............  
1. Цели и задачи изучения дисциплины .......................................................  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.... ……  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы......................  
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы..............  
4. Содержание курса.............................................................................  
5. Темы практических и семинарских занятий..........................  
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)..............  
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов.......................  
8. Учебно-методическое обеспечение........................................  
8.1. Литература...................................................................................  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……  
8.3. Методические указания студентам  
8.4. Методические рекомендации для преподавателя  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций    

I. Рабочая программа дисциплины



1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины: подготовка студентов в области специальной педагогики, осуществляющей коррекционно-педагогический процесс в системах учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении лиц с речевыми нарушениями.

В процессе изучения дисциплины студенты узнают научно-теоретические и научно-методические аспекты логопедии с учетом достижений смежных наук.

Задачи дисциплины:

· формирование у студентов 1-го курса представлений о теоретических и практических основах логопедии;

· ознакомление с видами речевой патологии;

· овладение студентами основным понятийно-категориальным аппаратом логопедии как науки.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

· научно-теоретические основы логопедии;

· классификации речевых нарушений;

· определение и характеристику различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью);

· организацию логопедической помощи в Российской Федерации.

иметь представления о:

· предмете, объекте, принципах логопедии;

· причинах речевых нарушений.



уметь:

· выделять характерные черты речевых нарушений;

· определять место того или иного речевого нарушения в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях.

владеть, иметь опыт:

· работы с учебными пособиями.

Выписка из ГОС ВПО

ДПП.Ф.01 Введение в логопедическую специальность Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в Российской Федерации.

3. Объем дисциплины

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров      
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)      
Самостоятельная работа студентов  
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИЛИНУ  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров) Реферат, отчет о самостоятельной работе по темам – 2 семестр;   Реферат, отчет о самостоятельной работе по темам 1 семестр  
Курсовая работа (№семестра)      
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Зачет – 2   Зачет 1
         

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоя-тельная работа    
Лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии
1. Предмет и задачи логопедии      
Раздел 2. Причины речевых нарушений
2. Причины речевых нарушений      
Раздел 3. Классификации речевых нарушений
3. Принципы классификации речевых нарушений. Виды классификаций речевых нарушений    
Раздел 4. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью)
4. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа)  
Раздел 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации
5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации    
ИТОГО:  

 


Форма обучения заочная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии
1. Предмет и задачи логопедии    
Раздел 2. Причины речевых нарушений
2. Причины речевых нарушений      
Раздел 3. Классификации речевых нарушений
3. Принципы классификации речевых нарушений. Виды классификаций речевых нарушений    
Раздел 4.Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью)
4. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа)    
Раздел 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации
5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации      
ИТОГО:    

 

 

Содержание курса

 

Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии

Тема 1. Предмет и задачи логопедии

Содержание темы. Понятие о речи как функциональной системе. Речевая норма и нарушение речи. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии. Методологические принципы логопедии. Методы, используемые в логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. История логопедии.

 

Раздел 2. Причины речевых нарушений

Тема 2. Причины речевых нарушений

Содержание темы. Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребенка. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, обусловливающие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции.

Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.

Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.

Раздел 3. Классификации речевых нарушений

Тема 3. Принципы классификации речевых нарушений.

Виды классификаций речевых нарушений

Содержание темы. Проблема систематизации речевых расстройств. Современная классификация речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенетические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психолого-педагогические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды.

 

Раздел 4. Определение и характеристика различных

форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью.)

Тема 4. Определение и характеристика различных форм

речевых нарушений (причины, механизм, классификация,

история изучения, логопедическая работа)

Содержание темы.

Дислалия. Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения.

Нарушение звуков при дислалии: замены, смешения (взаимозамены), искажения. Фонологогические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков. Обозначение нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по О.В. Правдиной). Простая и сложная дислалия.

Расстройства голоса. Ринолалия. Представление о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса.

Определение понятия «ринолалия». Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Ринолалия и ринофония.

Дизартрия. Определение понятия «дизартрия». Анартрия и стертая дизартрия. Причины дизартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским церебральным параличом.

Заикание. Определение понятия «заикание». История развития научного интереса к заиканию. Современный взгляд на заикание, его причины. Социальные факторы, способствующие возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о патогенетических механизмах заикания. Симптоматика заикания. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей.

Алалия и афазия. Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией. Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией.

Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии. Проявления афазии у детей.

Нарушения письменной речи. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология, симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ И УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Характеристика речевых нарушений при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе.

Раздел 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации

Тема 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации

Содержание темы. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты при общеобразовательных школах. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Логопедическая помощь взрослому населению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.