Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамический оральный праксис





а) по инструкции б) по подражанию

 

2 раза поцокать-2 раза подутьсложить губы трубочкой-улыбкой

Динамический графический праксис

Асимметричное постукивание

 

Правая рука —

Левая рука —

 

Реципрокная координация

 

Пространственный праксис

 

Одноручные пробы на пространственную координацию.

а) по подражанию б) по инструкции

 

показать левую руку вытянуть руку вперед отвести руку вбок

а) а) а)

б) б) б)

 

вытянуть руку над головой спрятать руку за спину

а) а)

б) б)

 

2) Пробы Хэда:

 

Одноручные:

а) по подражанию б) по инструкции

 

Поза № 1поза №2поза №3поза №4поза №5поза №6

а) а) а) а) а) а)

б) б) б) б) б) б)

 

Двуручные:

Поза №1поза №2поза №3поза №4поза №5поза №6

а) а) а) а) а) а)

б) б) б) б) б) б)

 

Односторонние:

 

Поза № 1поза №2поза №3поза №4

а) а) а) а)

б) б) б) б)

 

Перекрестные:

 

Поза№1поза №2

а) а)

б) б)

 

Конструктивно-пространственная деятельность

1) Копирование:

 

2) Копирование при помощи ориентиров:

3) Переворачивание на 180 :

4) Сложение геометрических фигур:

5) Спичечный тест:

6) Самостоятельный рисунок:



СолнышкоДомикРожицаЧеловечекКубик

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОЗИСА

 

Зрительный гнозис.

Предметный гнозис (узнавание).

а) реальных предметов:

 

карандашчасыручкакнигаключложка

 

б) простых изображений:

 

часыведроочкифуражкачемодангрибчайник

 

велосипедзмеятелефонножницылампадиванмяч

 

помидорременьшубадеревояблокобутылкашкафпетух

 

в) контурных изображений:

 

змеяверевкабантмышькроткрыса

 

кастрюлясахарницачайниктрамвайтроллейбусавтобус

 

г) контурных пунктирных изображений:

 

змеяверевкабантмышькроткрыса

 

кастрюлясахарницачайниктрамвайтроллейбусавтобус

 

д) перечеркнутых изображений:

 

бабочкалампаландышмолотокбалалайка

 

е) наложенных изображений:

 

№1 №2 №3 №4 №5

 

ж) выделение фигуры из фона:

 

бутылкаистаканчашкашляпаутюглодка

корзинкарукаспалкойсамолетптичка

з) недорисованных изображений:

 

 

и) фрагментарных изображений:

лодкалицособакасолдатклоунэкипаж



 

самолеттеннисисттанцорывсадник

 

Восприятие сюжетных изображений

Оптико – пространственный гнозис

 

а) называние пространственных признаков:

 

правыйлевыйвверхвнизвпередназад

 

Б) узнавание геометрических контурных изображений

 

Круг:теньконтурпунктир

 

Квадрат:теньконтурпунктир

 

Треугольник:теньконтурпунктир

 

Овал:теньконтурпунктир

 

Прямоугольник:теньконтурпунктир

 

в) выбор и идентификация невербализуемых геометрических фигур:

 

№1№2№3№4

г) определение времени на часах:

ж) ориентировка в схеме географической карты:

Буквенный и цифровой гнозис

 

а) узнавание букв и цифр простого шрифта:

 

б) узнавание и идентификация букв и цифр в различных шрифтах:

 

в) узнавание букв и цифр в сесибилизированных условиях:

 

Цветовой гнозис.

 

а) называние цвета:

 

б) идентификация цвета:

 

в) классификация цвета:

 

Лицевой гнозис

 

а) узнавание лиц на портретах:

 

б) узнавание и идентификация лиц на разных портретах:

 

в) идентификация портретов по следам:

 

Классификация по форме, цвету, величине

 

Сомато – сенсорный гнозис

 

14. локализация прикосновений:

правая сторона

 

левая сторона

 

Пальцевой гнозис

Правая рука

Левая рука

 

Стереогноз (узнавание и идентификация предметов на ощупь)

В альбоме предлагаются стандартные наборы.

 

Узнавание частей тела

 

на себе

 

глазносбровиподбородокшеяспинаколено

 

на картинке

 

ухоресницынослобладоньлокотьпятка



Карта комплексного обследования больных с афазией

 

ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ........................................................................................

Ф.И.О.......................................................................................................................

ВОЗРАСТ.....................ОБРАЗОВАНИЕ.....................ПРОФЕССИЯ..................

ЗНАНИЕ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ.................................ВЕДУЩАЯ РУКА..................

ЖАЛОБЫ.................................................................................................................

ОРИЕНТИРОВКА..................................................................................................

КРИТИКА...............................................................................................................

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА................................................................................

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ.........................................................................

ВНИМАНИЕ...........................................................................................................

ПОВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

 

ОБЪЕКТИВНО:

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

1. ПОНИМАНИЕ ВНЕСИТУАТИВНЫХ ВОПРОСОВ........................................

СИТУАТИВНЫХ ВОПРОСОВ...............................................................................

ПАРОДОКСАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ.....................................................................

2. ПОНИМАНИЕ ПРОСТЫХ ИНСТРУКЦИЙ

ПОКАЗ:..................................................................................................................

ПРЕДМЕТОВ........................................................................................................

СЕРИЙ..................................................................................................................

ЧАСТЕЙ ТЕЛА.....................................................................................................

3. ПОНИМАНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТРУКЦИЙ-

................................................................................................................................

4. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ....................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ......................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

2. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ..................................................................

3. ДЕЗАВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ...........................................................

4. ПОВТОРНАЯ РЕЧЬ: ЗВУКОВ РЕЧИ..............................................................

................................................................................................................................

СЛОВ......................................................................................................................

................................................................................................................................

ФРАЗ......................................................................................................................

5. НАЗЫВАНИЕ:...................................................................................................

РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ..................................................................................

(ПОРИСУНКУ)ДМЕТОВ....................................................................................

ЧАСТЕЙ ТЕЛА.....................................................................................................

ДЕЙСТВИЙ..........................................................................................................

КАЧЕСТВ..............................................................................................................

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ:

................................................................................................................................

СОСТАВЛЕНИЕ ФРАЗЫ ПО КАРТИНКЕ........................................................

................................................................................................................................

С ЗАДАННЫМ СЛОВОМ....................................................................................

ПЕРЕСКАЗ............................................................................................................

7. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ...................

НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ........................................................................................

ПРАКСИС

1.МИМИЧЕСКИЙ................................................................................................

2. ОРАЛЬНЫЙ.......................................................................................................

................................................................................................................................

3. ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ (О/А)..................................................................

МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС........................................................................................

................................................................................................................................

ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА............................................................................

................................................................................................................................

ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ГУБ..................................................................................

................................................................................................................................

СОСТОЯНИЕ МЯГКОГО НЕБА.........................................................................

ТОЧНОСТЬ...........................................................................................................

ПОДВИЖНОСТЬ О/А..........................................................................................

ГЛОТОЧНЫЙ РЕФЛЕКС...................................................................................

САЛИВАЦИЯ.......................................................................................................

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ....................................ГОЛОС............................................

................................................................................................................................

4. СМЫСЛОВЫЕ ЖЕСТЫ...................................................................................

................................................................................................................................

5. ПОЗЫ КИСТИ, ПАЛЬЦЕВ..............................................................................

................................................................................................................................

6. РЕЦИПРОКНАЯ КООРДИНАЦИЯ................................................................

7. АСИММЕТРИЧЕСКОЕ ПОСТУКИВАНИЕ..................................................

8. СОМАТО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС...........................................

9. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС

МАНУАЛЬНЫЙ....................................................................................................

ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЫ....................................................................................

10. УСЛОВНЫЕ РЕАКЦИИ ВЫБОРА................................................................

ПИСЬМО

1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ.............................................................

................................................................................................................................

2. СПИСЫВАНИЕ................................................................................................

................................................................................................................................

3. ПОД ДИКТОВКУ..............................................................................................

4. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СОСТАВА СЛОВА................

5. СПОНТАННОЕ ПИСЬМО...............................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

ЧТЕНИЕ(показ)

1. БУКВ РАЗНОГО ШРИФТА.............................................................................

2. ГЛОБАЛЬНОЕ: ИДЕОГРАММ-НЕИДЕОГРАММНЫХ ТЕКСТОВ.............

3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ:

СЛОВ......................................................................................................................

ФРАЗ.......................................................................................................................

ТЕКСТА..................................................................................................................

СЧЕТ

1 .ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ................................................................................................

2. ПРОЧТЕНИЕ ЧИСЕЛ........................................................................................

3. ЗАПИСЬ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ..............................................................

4. ЧТЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ..............................................................

5. СЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ....................................................................................

6. СЕРИЙНЫЙ ОТСЧЕТ.......................................................................................

ГНОЗИС ЗРИТЕЛЬНЫЙ

1. ПРЕДМЕТНЫЙ

РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ...............................................................

ПЕРЕЧЕРКНУТЫХ И НАЛОЖЕННЫХ...............................................................

СТИЛИЗОВАННЫХ...............................................................................................

2. СИМУЛЬТАННЫЙ

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА ПОПОЛАМ..........................................................................

ПЕРЕСЧЕТ ТОЧЕК.................................................................................................

3. ПОНИМАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...........................................................

4. ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС.................................................

5. ЦВЕТОВОЙ.......................................................................................................

6. ЛИЦЕВОЙ.........................................................................................................

7. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ СЛУХОВОЙ ГНОЗИС......................................................

КОНСТРУКТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-

РИСОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР....................................................

РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ЧЕЛОВЕК, ДОМ, СТОЛ)...................................

РИСОВАНИЕ СЮЖЕТОВ...................................................................................

СКЛАДЫВАНИЕ ИЗ ЧАСТЕЙ............................................................................

ПРЕДМЕТОВ.........................................................................................................

СХЕМЫ ТЕЛА.......................................................................................................

ПЕРЕВОРОТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.....................................................

ПАМЯТЬ................................................................................................................

................................................................................................................................

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПАМЯТИ-СЛУХО-РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

................................................................................................................................

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.....................................................................................

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ................................................................................

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1. РЕШЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ....................................................

2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОСЛОВИЦ, МЕТАФОР..............................................

3. ПОНИМАНИЕ СЮЖЕТНЫХ ТЕКСТОВ......................................................

4. ОБОБЩЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ..........................................................

................................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:....................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

РЕКОМЕНДАЦИИ...............................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

 

Приложения

Задания для исследования письма и чтения

 

Письмо изолированных букв под диктовку

(с проговариванием и без проговаривания)

а) гласных:

 

А, Ю, У, Я, Е, О, Ё

 

б) согласных:

 

Ч, Щ, Ж, С, Т, К, М, Н, П, З, Ц

 

Письмо под диктовку серии букв

(с проговариванием и без проговаривания)

 

а) гласных:

 

АУ ОА АЯ УЕ АУЕ ОАИ УАОЁ АУЕА ЯИОИЁ ОУИЕЮ

 

б) согласных:

 

МП ПК ТПК СЗМ ЗДРП КТМН ДПТНЛ ЗШТКМ ЖВКЧБ

Письмо под диктовку серии слогов (с проговариванием и без)

а) с оппозиционными фонемами:

 

ПА-БА ДА-ТА ША-ЖА ЖА-ША ФА-ВА

КА-ГА ЗА-СА СА-ЗА НА-НЯ МУ-МЮ

ЛО-ЛЁ ПА-ПА-БА БА-ПА-БА ДА-ТА-ТА

ДА-ТА-ТА-ДА ДА-ДА-ТА-ДА СА-СА-ЗА-СА

СА-ЗА-СА-ЗА КА-КА-ГА-КА ГА-КА-ГА-ГА ВА-ФА-ВА

ФА-ВА-ВА ВА-ФА-ФА-ВА ЖА-ЖА-ША ША-ША-ЖА-ША

 

б) со сходными артикумами:

 

СА-ША-ЗА ЗА-ЖА-ЦА БА-МА-БА ДА-ЛА-НА ДОН-НОЛ

 

в) с согласной в различных позициях:

 

ПА-ПО-ПЕ ТО-ТЕ-ТЮ ТУ-ТЯ-ТИ-ТО

БИ-БА-БО БА-БО-БИ-БЯ СА-СО-СЕ-СУ

 

Исследование письма

 

Письмо под диктовку слогов слов, словосочетаний, фраз:

 

а) отдельных слогов и слов:

 

ТПРУ, ФСЕС, ФСОФ, ДУМ, СВУМ, ХАЧ, ВЯФ, ДЁЧ, ШТИСЬ, НЫСЬ, ЕФЬ, СТОЛ, СЛОН, ПАРТА, ХАЛАТ, ГРИБЫ, КАША, ГОРА, ЗДОРОВЬЕ, ОГУРЕЦ, ДЯТЕЛ, КОМБАЙН, ХВОСТ, ШПРИЦ, ПСКОВ.

 

б) слов с оппозиционными фонемами:

 

ГОРА-КОРА, КРАЙ-ИГРАЙ, ЖАРА-ШАРАДА, МОЛОТ-БОЛТ, ШАРУЖАР, КРОМКА-ГРОМКО, КРОТ-ГРОТ, МОЛ-МОЛЬ, БИДОН-ПИТОН-БЕТОН, ПЫЛ-БЫЛ, БИЛ-БЫЛ, ХОЛСТ-ГОЛОС-ХОЛОСТ, ЗАБОР-СОБОР-ЗАПОР

 

в) слов с гоморганными артикулеммами:

 

ДОМ-ЛОМ, ЛОГ-ДОГ, НОРА-ДЫРА, ДОМ-ЛЕС-ЛОМ.

 

г) с повторяющимися морфемами:

 

ОБЩЕСТВО-ТВОРЧЕСТВО-УПРЯМСТВО, БОРОДА-ГОРОДА-ПОРОДА.

 

д) редкие, усложненные по звуковой структуре:

 

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ПАРОВОЗОСТРОЕНИЕ, АСТРОЛЯБИЯ, ЭКЗОФТАЛЬМ, СТРАТОСТАТ, ЛИНОЛЕУМ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, ШАХМАТЫ, БЕСПРЕРЫВНО.

 

Исследование письма

 

Письмо под диктовку словосочетаний, фраз и текста:

 

а) фразы:

 

Листья шуршат. Кругом пламя. Стрекозы громко стрекочут. Кругом трещали кузнечики. Дом горит, метла метет, луна светит. У крыльца лужи. Дети ищут шишки,зашли в чащу. Искали шишки, а нашли ежика. В пруду жили щуки. Гудит гудок. Марина сушила малину. Лара разбила тарелку. Римма мыла раму. На кустах акации расцвели красивые цветы.

 

б) тексты:

 

Из левой куриной лапки

В изысканном парижском ресторане блюдо из левой куриной лапки значительно дороже, чем тоже блюдо из правой лапки той же курицы. В примечании к меню дается такое объяснение: куры во время сна стоят длительное время на правой ноге, поэтому мясо левой ножки у них более нежное.

 

У Егеля были самые весёлые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подростков, выделывающих свои только что выученные па. Это говорили и сами подросточки и подростки, танцевавшие до упада. Это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслью снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье.

 

1) Списывание:

 

Зимой в лесу.

Я иду по тропе. Снежный ком упал с дерева. Под стволом сосны щель. Туда ведут следы. Я стукнул ногой по стволу. Пушистый заяц прыгнул на поляну.

 

Береза.

Береза вся трепещет на ветру зелеными листочками. Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь на сережки, послушаешь скворца – станет тебе легко и радостно.

Зимой березка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на березу тетерева и клюют бурые сережки. И зимой, и летом хороша русская березка!

(По Г. Снегирёву)

 

2) Изложение

 

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.

(По В. Бианки)

 

Гималайский медведь.

В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберется мишка на черемуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

(По Г. Снегирёву)

 

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул, выронил сеть, голубка вспорхнула и улетела.

 

Написать поздравительную открытку другу.

 

ИВА

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком! Жёлтый шар гудит – так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли – нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах..

Настоящее тепло ещё не пришло.

А.Митяев

 

ЧЕСНОК

Вам приходилось чистить чеснок к обеду? Ох и надоедливая работа! Чистить зубки, сдираешь с них плёнки, а чем дальше к середине луковицы, тем зубки меньше, а число их больше. Зачем их столько? Ясно зачем. Чем больше зубков, тем больше вырастет взрослых растений чеснока. Зубки чеснока очень полезны для человека.

В старину на шею вешали зубок чеснока и надеялись, что он спасёт от болезней.

А. Смирнов

 

КАК СТРОЯТ ДОМ

Раньше новые дома очень долго строили. Сначала на заводе кирпичи делали. Потом каменщик кирпич за кирпичом в ряд укладывал. Один ряд уложит, на него — второй, на второй — третий... Как ни старайся, дом быстро не выстроишь!

 

КАКИХ ТОЛЬКО РЫБ НЕ БЫВАЕТ НА СВЕТЕ!

«Плавает как топор», говорят о тех, кто плавать не умеет. Ведь топор тяжёлый и тонет в воде. И всё же есть на свете топор, который не тонет. Это рыба-топорик. Есть и другие рыбы, которых зовут так же, как какие-нибудь предметы.

Есть рыба-молот. Так зовут огромную и страшную акулу.

Есть рыба-пила. Её длинный-длинный нос весь усажен зубьями точь-в-точь как у настоящей пилы.

Большими стаями плавают по морским просторам рыбы-лопатки. Назвали их так за то, что они круглые, плоские и умеют зарываться в песок, которым покрыто морское дно.

В. Лунин

 

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября — клюква. Берёшь ягодку и тянется тонкая нитка с листочками, как у мирта.

Запоздавший тетеревок ткнется и исчезнет в бронзовом кусте багульника. В солнечные дни задумчив осенний подмосковный пейзаж. Изумруды озимых зеленей. Жёлто-серые ковры блёклых косогоров. Багряные перелески. Серебряные извивы реки в посветлевших долинах.

Величава русская золотистая осень, никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.

Лето отступает! Убывают светлые дни. Дыхание Арктики укрощает солнце, путь его ниже и короче.

Все ярче разгораются бездымные костры листопада. Червонной позолотой горят вершины деревьев. Лес пожелтел.

Л.Неверов

 

ВЕЧЕР В ЛЕСУ

Завечерело. Где-то там далеко за вершины деревьев закатилось гаснущее солнце. А лучи ещё горят на луковых стволах сосен. Ещё краше темный бор, позолоченная сосновая колоннада. В игольчатый бархат одеты смуглянки – зелёные елки. Как на параде стоит гордо стройное дерево.

В отсветах вечерней зари видна полоска далёкого леса. Зубчатый частокол еловой гряды вонзился в небесную высь. Сгустились сумерки. Ясная зорька бледнеет. Все быстро стушёвывается во мраке ночи.

А вот выглянул месяц и мягким светом загоняет потёмки в теснину лесной чащи. Пелена волнистого снега на ясной поляне. Ни сучка, ни соринки, ни былинки – все убрано.

А. Жуков

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ГРИБЫ

Не гриб, а кочан капусты! Не коситесь на такое «чудо природы». Это съедобный курчавый дрягель весом до трех килограммов. Пахнет орехами. В ботанике это называется «грибное счастье».

Можно встретить и другой редкий гриб — аттракцион. Жёлто-розово-красные кораллы и петушиные гребешки рогатиков — булавниц. Не надо пренебрегать этими оригинальными грибами без шляпок. Они съедобны, ароматны и нежного вкуса.

Попадаются в тех же местах, где растут опенки, грибы со светло-серыми шляпками. Сотни на одном корню. По-народному — гриб «баран»! Съедобен он.

 

 

Ф. Тютчев

Весенние воды

 

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят...

 

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд».

 

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

Л. Кассиль

Перелётные гости.

Дело как будто уж к весне шло. И солнце с каждым днем всё выше в небо забиралось. И журавли от африканского берега к северу уже пролетели.

А когда не так уж далеко от своих берегов наш корабль был, вдруг опять похолодало, задул свежачок, дохнуло море стужей.

Ветер нагнал тучи, такие низкие и тяжёлые, что вот-вот, кажется, на мачты навалятся. И пошёл колючий, мелкий дождь.

Всю ночь трепало штормом корабль.

А утром, когда рассвело, видят сигнальщики: и под шлюпками, и на снастях, и на железных поручнях, и на чехлах, которыми пушки укрыты и во всех уголках корабля укрылись серые промокшие птички. Много их. Топорщат крылышки – сверху рыжеватые, снизу сизые.

Как взглянули на этих птичек моряки, так сразу и у знали: да это ж обыкновенные наши перепёлки!

И верно, то перепёлочки были. Летели видно, по весеннему птичьему обычаю, из тёплых стран обратно к себе домой. Застигла их в пути над морем буря, застыли они в холодном воз духе, устали против ветра барахтаться и присели на мачты нашего корабля, чтобы сил набраться, передохнуть и снова пуститься в далёкий путь.

– Ах вы, птахи бедные, малые! Может быть, в наши родные края летите? – говорят матросы. — Передайте весточку дому дальнему.

Насыпали моряки хлебных крошек и семечек на палубу. Пусть птахи покормятся. Лететь-то ещё далеко, надо силы набираться.

Стали перепёлочки с места на место перепархивать: с мачты — на снасти, со снасти — на поручни, с поручней – на палубу. «Фить-пиль-вить», – присвистывают. Подбирают крошки исемечки, прыгают по палубе.

Только одна перепёлочка как сидела на верхней рее, нахохлившись, так и сидит, не шевелится, только дрожит вся.

Увидел беднягу наш молодой кочегар. Пожалел:

– Эх, смотри, как ослабела! Того и гляди, в море свалится. Надо птахе помочь.

Влез наш кочегар на самую верхушку мачты, подобрался к той рее, на конце которой перепёлка сидела. Протянул к ней тихонько руку, чтоб не спугнуть. А она только крылышки растопырила и взлететь уже не в силах.

Взял её кочегар осторожно в ладонь, боится пальцы сжать. Слышит, как у птахи сердце тукает под мокрыми пёрышками. Поднёс ко рту стал птицу своим дыханием обогревать.

А потом тихонько, спрятал у себя на груди под тельняшкой и спустился вниз на палубу.

Принёс кочегар перепёлку в свою каюту, поднее к лицу, осторожно на перышки подул. А потом изо рта попоил и уложил в коробочку из-под папирос, сверху фланелькой прикрыл.

А сам про себя напевает, словно баюкает:

А у перепёлочки ножки болят...

А у перепёлочки ножки болят...

Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка,

Ты ж моя, ты ж моя, сизокрыленькая.

 

Обогрелась перепёлочка и заснула под фланелькой. А кочегар тем временем взял инструменты, вырезал широкую полоску из жести сладил колечко, обточил аккуратно.

И сидел потом над ним часа три, всё вырезал что-то на кольце.

Заходят к нему товарищи, интересуются:

– Что это ты тут сидишь, мудришь всё?

– Да вот колечко делаю, на память нашей перелётной гостье.

— А ты на этом колечке узоры вырезаешь?

— Нет, —отвечает кочегар, – узоры я резать не мастер. Вот хочу я написать на этом колечке:

«Мир

 

 

* * *

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, и кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужуупали.

Л. Толстой

 

У Вари был чиж. Чиж жил в клеткеи ни разу не пел. Варя пришла к чижу:

– Пора тебе, чиж петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь деньпеть.

Л. Толстой

 

КИСКИНО ГОРЕ

Плачет Киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

 

ЛИСА и КРОТ

 

– Славный домик,

Милый Крот

Только больно

Узкий вход!

– Вход, Лисичка,

В самый раз:

Он не впустит

В домик вас!

 

ВОЛНА

Морская волна сильна и вольна.

 

ПОЛКАН

Наш Полкан попал в капкан.

 

ИГОЛКИ

Иголки колки и у ежа, и у ёлки.

 

БАРАНЫ

Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

 

* * *

Шесть мышат в камыше шуршат.

 

* * *

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

 

* * *

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая туча.

 

* * *

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 

* * *

Грозди рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазаху ребят.

 

КРАПИВА

 

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

 

Валентина Осеева

ДОБРАЯ ХОЗЯЮШКА

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

– Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!

Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.

Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:

— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.

Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.

Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко снесёт.

– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!

Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей погладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:

Отдай мне твою уточку — я тебе курочку отдам!

Услыхала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.

Стала девочка с уточкой дружить.

Ходят вместе на речку купаться. Девочка плавает – и уточка рядышком.

— Тась, тась, тась,моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!

Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней.

Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:

— Ах, какой щеночек хорошенький. Дай мне щенка — возьми мою уточку!

Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс.

Погладила девочка щенка и говорит:

– Был у меня петушок – я за него курочку взяла, была курочка – я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

– Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!

Проснулась девочка — никого у неё нет.

 

Алексей Плещеев

 

МОЙ САДИК

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень,

от черёмухи душистой

и от лип кудрявых тень.

Правда, нет в нём бледных лилии,

горделивых георгин,

и лишь пёстрые головки

возвышает мак один,

да подсолнечник у входа,

словно верный часовой,

сторожит себе дорожку,

всю поросшую травой...

Но люблю я садик скромный:

он душе моей милей

городских садов унылых,

с тенью правильных аллей,

И весь день, в траве высокой

лёжа, слушать бы я рад,

у как заботливые пчёлы

вкруг черёмухи жужжат.

 

* * *

Кактусы росли в маленьких горшках. Из сухой, растрескавшейся земли торчали их колючие рыльца.

Раз в десять дней Саша помогала маме поливать кактусы! Она была готова поливать их каждый день, но мама не позволяла.Мама говорила, что эти кактусы привезли из жарких стран, что дома у себя они растут на каменистых сухих нагорьях, гдеочень редко идёт дождь. Поэтому они привыкли пить не часто, но помногу.

С. Георгиевская

 

* * *

Осень настала. Дни поистине хрустальные! Воздух крепкий, настоян на душистых яблоках, пышных садовых цветах и вянущей листве. Плывут по ветру седые паутинки, в поднебесье кружатся птичьи стаи. Осень золотит кроны и румянит кусты. Запестрелись деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди лип и берёз. Да и сами липы и берёзы, будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит осенний лес, расписанный волшебной кистью сентября.

А. Стрижёв

 

ВЕСНА

Спустившись в луга, видим впереди белесые заросли осоки. На взгорках буйно растёт рябина и черёмуха, её тонкий аромат, словно запах дорогих духов, окружает нас. Над кустами шиповника и жимолости снуют стрекозы, охотясь на комаров! В густой траве, куда ещё не добралась косилка безумолчно верещат кузнечики.

Издалека видно, как надводяными зарослями взмывают вверх белые чайки, точно кто-то машетбелыми платками, а вслед поднимаются и дикие утки.

И. Коданев

 

ДЫХАНИЕ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ

«Дохнул ноябрь осенним хладом...» Холодный ветер, студеные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь — месяц ветров, месяц сева лесных семян.

Распуганные шорохом листвы трусливые беляки... снова вернулись в лесные чащи.

Идешь и пристально всматриваешься в подернутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трепещет на ветру мятущаяся листва.

Отзвучала на пролете птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада.

Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана.

Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощетинилась навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чаш. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.

А. Каминская

 

ОСЕННЯЯ РАДУГА

Солнечной лаской баловало безоблачно-ясное лето. Вот и осень мирволит природе. Нагретая земля теплится, и серебряный иней не смеет приземлиться на траву. Солнце и дожди вместо инея и мороза.

Идешь теперь по лесу и дивишься. На каждом шагу цветам не уступает по яркости окраски листва трав. Бронзовый багульник, пунцовый земляничник, ярко-красный черничник, фиолетовая голубика, пурпуровая толокнянка. Зардел даже стебель зверобоя, и узкие ивовые листья иван-чая красным-красны. Истлевает, меркнет лесная пестрота красок, но мухоморы, кажется, еще ярче краснеют среди блёклой травы.

Задумчивы мглистые дали тихих осинников. Голубеют ясные стволы берёзок, высветляя перелески. Только зелёные пирамиды бархатных ёлок оживляют леса в эту пору. Скомкалась, свалилась вянущая трава, накрытая ковром опавшей листвы.

М. Баршанов

 

СОНЯ ЗАПОВЕДНОГО ЛЕСА

Что это? В снегу темнеет щель. Полоса света как бы серебряным поясом охватила что-то большое, мохнатое. Под сугробом, в берлоге, лежит и дремлет в ночной тиши медведь. Его не беспокоит холодный луч луны, пробившийся вглубь берлоги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.