Сделай Сам Свою Работу на 5

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ





ФАМИЛИЯ. ИМЯ. ОТЧЕСТВО ____________________________

_____________________________________________________

 

ВОЗРАСТ _____________________________________________.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

1. Степень разборчивости речи:

– Речь невнятная, малопонятная для окружающих ..................................................

– Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ......................................

– Разборчивость речи не нарушена (К) ......................................................................

2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикания) ...........................

3.Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявлю: гиперкинезов) ........................................................................................................................

 

ДЫХАНИЕ:

(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

– Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) .....

– физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинеза: ригидности) ......................................................................................................

– Дифференциация носового и ротового выдоха.......................................................

– Наличие нижне-диафрагмального дыхания ..........................................................

– Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность



 

ГОЛОС

N (сильный, звонкий) ..............................................................................................

– Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения........

– Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) .........................................................................................................................

– Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный) .........................................................….......

СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ. ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ (N, нарушение)

 

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:

Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар

ригидность, гиперкинезы. атаксия, апраксия) ............................................................

ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:

Гипомимия ..............................................................................................................

– Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N ) ..............



– Сглаженность носогубных складок ........................................................................

– Оральные синкинезии .............................................................................................

– Тремор подбородка ..................................................................................................

– Асимметрии .............................................................................................................

– Гиперкинезы ............................................................................................................

– Ригидность ...............................................................................................................

ГУБЫ:

(толстые, тонкие, М)..............................................................................

– Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N).....................................

– Подвижность (малоподвижные, подвижные)……..............................

– Наличие расщелин или послеоперационных рубцов .................................

ЗУБЫ:

– Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N ..........................................................

– Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)……..........................................................

ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) ...................................................................

МЯГКОЕ НЕБО (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) …………………..

ЯЗЫК (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка).

– Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) .................

– Гиперкинезы, тремор...............................................................................

– Девиация (отклонение) языка вправо/влево..........................................



– Посинение кончика языка .....................................................................

ОБЪЕМ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА (строго ограничен, неполный, полный) ......................................................................

– Язык не выводится из полости рта............................

– Произвольное всовывание языка.............................

– Верхний подъем.........................................................

– Боковые отведения (повороты вправо \ влево).......

– Пощелкивание...........................................................

– Облизывание губ.......................................................

– Умение удержать артикуляционную позу..............

– Способность к переключению..................................

САЛИВАЦИЯ / ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ

ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N)

ГЛОТАНИЕ (поперхивается / не нарушено)

 

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

С Ш Р К Й П А О

С’ Ж Р’ Г Ф Б Э У

З Ч Л Х В Т Ы

З’ Щ Л’ М Д И

Ц Н

НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) ....................................

– Усредненность гласных (нарушена лабиализация) ...................................

– Недостаток произношения звонких согласных..........................................

– Недостаток произношения глухих согласных ...........................................

– Недостаток произношения мягких согласных............................................

– Недостаток произношения твердых согласных (палатализация).............

2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.

3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы НАРУШЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (замены, смешения).

 

Формы звукового расстройства у ребенка с дизартрией:

1. Просодические расстройства + искажения звуков

2. Просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но, в целом, слоговая структура слова остается без изменений

3. Просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

КАРТА

Обследования речи при системном недоразвитии речи (ОНР, ЗРР, алалия)

 

Анамнез

1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)

2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:

• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)

• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась

 

Понимание речи

• когда стал реагировать на обращение

• когда стал различать голоса родных

• когда стал соотносить слова с предметами

• когда стал соотносить слово с картинкой

Время появления у ребенка:

гуления, какие звуки преобладали

• лепетных слов

• цепочки лепетных слов

• простой фразовой речи

• развернутой фразовой речи

 

Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)

• поддразнивающее

• требовательное

• чрезмерно внимательное

• адекватное

 

Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты)

 

Особенности общения

• общается с детьми

– своего возраста

– старше себя

– младше себя

• предпочитает находиться (играть) один

 

Игры и интересы

• какие игрушки любит

• как использует игрушки

– неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками

– использует игрушки по назначению

– организует сюжетную игру

• как относится к своим игрушкам

– игрушка быстро надоедает

– ломает игрушки

– проявляет интерес только к новым игрушкам

– предпочитает одну, любимую игрушку

• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)

 

Поведение ребенка на приеме

• как вступает в контакт

• негативистические реакции

• аутистичные черты

• понимание обращенной речи

• игровая деятельность

• проявления педагогической запущенности

• реакция родителей на поведение ребенка на приеме

 

8. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

подбор по образцу

• называние цветов

• подбор по образцу геометрических фигур

• подбор по образцу букв

• подбор по образцу цифр

 

Слуховой гнозис

• различение ритмических последовательностей

• узнавание и воспроизведение мелодий

 

Сомато-сенсорный гнозис

• пробы на локализацию прикосновения

• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами

 

Анализ элементарных компонентов движений

• пройдись по комнате

• попрыгай на одной ноге

• сожми мою руку

 

Оптико-кинетическая организация движений

• сложи первый и второй пальцы в кольцо

• сделай "козу"

• сделай "зайчика"

 

Состояние конструктивного праксиса

• рисование без образца

• складывание разрезанных картинок

• складывание матрешки

• складывание из палочек пространственно-организованных структур

 

Состояние артикуляционного аппарата (артикуляционной моторики)

• тонус

• активность

• объем движений

• точность выполнения

• длительность

• добавочные и лишние движения

 

Речевой статус

Импрессивная речь

Нулевой уровень

реагирует на свое имя

• реагирует на интонации поощрения или запрещения

Ситуативный

понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

• знает имена своих близких

• знает названия своих игрушек

• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек

Номинативный

хорошо ориентируется в названиях предметов

• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках

Предикативный

знает много названий действий

• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам действий

• различает значение некоторых первообразных предлогов

Расчлененный

различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)

Выполнение заданий(отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)

Понимание целостных словосочетаний

• обними маму

• поцелуй папу

• пожалей бабушку

• поиграй в ладушки

• закрой глаза

• помаши ручкой

• возьми маму за руку и иди домой

Понимание названий знакомых игрушек

• покажи зайчика, машину, собачку

• возьми зайчика, машину, собачку

• дай зайчика, машину, собачку

Понимание названий предметов, используемых в быту

Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.