Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности течения беременности и родов





Е.Д. Дмитрова

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАРТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

 

АСТ АСТРЕЛЬ

МОСКВА

 

УДК 376

ББК 74.3

Д 53

 

Дмитрова Е.Д. ,

Д53 Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е.Д. Дмитрова – М.: АСТ: Астрель, 2008 -…. с.: (Библиотека логопеда)

ISBN 978-5- 17-049575-7 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 978 -5-271-19278-4 (ООО «Издательство Астрель»)

 

В пособии впервые предлагаются дифференцированные приемы диагностики речевых, двигательных, психических и эмоциональных нарушений в зависимости от структуры речевого дефекта и возраста. Определены цели и задачи логопедической диагностики в комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей и взрослых.

Автор книги – Елена Дмитриевна Дмитрова, ведущий логопед-методист Центра патологии речи и нейрореабилитации, создатель компьютерной обучающей диагностической нейропсихологической программы.

Книга адресована логопедам, педагогам, психологам, врачам. студентам дефектологических и психологических факультетов педвузов.

 

УДК 376

ББК 74.3

 

ISBN 978- 5-17-049575-7 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 978- 5-271-19278-4 (ООО «Издательство Астрель»)



 

Е.Д. Дмитрова, 2007

 

ООО «Издательство Астрель», 2007

 

Учебное издание

Елена Дмитриевна Дмитрова

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ ДИЗАРТРИИ

 

Редакция « Образовательные проекты»

Ответственный редактор Е. Е. Шевцова

Художественный редактор Т.Н. Войткевич

Оформление обложки и макета дизайн-группы «Дикобраз»

Технический редактор А.. Л. Шелудченко

Компьютерная верстка

Корректор И. Н. Мокина

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;

953005 – литература учебная

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.

 

ООО «Издательство АСТ»

170000 Россия, г. Тверь, пр-т Чайковского, д.27/32

 

ООО «Издательство Астрель»

129085, г. Москва, пр. Ольминского, д. 3а

 

Наши электронные адреса: www.ast.ru

E-mail: astpub@aha.ru

 

По вопросам приобретения книг обращаться по адресу:

129085, Москва, Звездный бульвар, дом 21, 7 этаж

Отдел реализации учебной литературы

«Издательской группы АСТ»

Справки по телефону: (095) 615-53-10, факс 232-17-04



 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С.Выготского.

Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

Принцип целостного системного изучения ребенкатребует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

Принцип динамического изученияпредполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

Принцип качественного анализа диагностических данныхпозволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.



Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов их коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают нейропсихологические методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений – яслей, детских садов, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе, испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь, с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевую карту включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет, представлены толкования особенностей выполнения отдельных заданий.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: “общую” и “речевую” диагностическую схему. В “общем” разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В “речевом” разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах: дизартрии, алалии, заикании, дисграфии, дислексии, как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

 

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИСЛАЛИИ

1. Дата обращения _________________________________________

2. Фамилия________________________________________________________

3. Имя____________________________________________________________

4. Отчество _______________________________________________________

5. Пол мужской, женский

6. Год рождения_______________________________

7. Возраст_____________________________________

8. Родной язык____________________________________________

9. Сведения о родителях:

мать___________________________________________

возраст_______________профессия___________________образование_____________________

отец__________________________________________________________________

возраст___________________профессия________________образование________________

10. Домашний адрес_________________________________________________

11. Телефон_________________________________

12. Посещает:

детский сад :массовый, специализированный (какая),

школа :общеобразовательная, специализированная(какая),

интернат,

13. домашнее обучение.______________________

14. Кто в семье занимается воспитанием______________________________________________

Диагноз направившего учреждения________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II. Жалобы :

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_____________________________________

 

Анамнез

1. Наследственные и хронические заболевания

(отметить у кого, какие)

1. Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников

(указать у кого)

а) Нарушение зрения

б) Нарушение слуха

в) Нарушения опорно-двигательного аппарата ______________

_____________________________________________

3. Патология речи у родственников (отметить у кого):

________________________________________

 

л) Дискалькулия

4. Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить какими и у кого)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

___________

5. Ведущая рука

у ближайших родственников (родители, братья, сестры)

правая, левая , амбидекстр _________________

______________________________________________________________________

у ребенка: правая, левая, амбидекстр

 

Особенности течения беременности и родов

1.1 От какой по счету беременности___________________________________

1.2. Какой по счету ребенок_______________________________________

1.3 Возраст родителей при зачатии данного ребенка:

1. отца___________________________

2. матери_____________________________-

1.5 Вредные привычки – курение (1), злоупотребление алкоголем (2), лекарственными средствами (3)

отца _____________________________________

матери________________________________

Течение данной беременности:

Токсикоз: -1-й половины -легкий, умеренный, тяжелый

2-й половины –легкий, умеренный, тяжелый

травмы, интоксикации, заболевания_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8 Rh-фактор положительный, отрицательный, совместимость

1.10 наличие _______ анемии ( указать на каком сроке) _____________ __________________________

Течение родов:

1.19 роды – срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные.

1.20 характер родов – самостоятельные, вызванные, оперативные

1.21 продолжительность родов- физиологические, стремительные, быстрые, затяжные,

1.22 родовспоможение :стимуляция: механическая, химическая, злектростимуляция.

1.25 наличие близнецовости: да, нет.

 

Постнатальное состояние

1.26 Закричал – сразу, нет

1.27 Асфиксия: белая, синяя ___________________________________

1.28 Масса ______, рост______

1.29 Приложен к груди на ______сутки, грудь взял хорошо(1), вяло(2)

1.30 Выписан из роддома на ____ сутки, задержан в роддоме из- за состояния матери или ребенка______________________________________________________________

 

Отклонения в поведении в первые 3 месяца жизни________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________

Перенесенные заболевания

До 1 месяца________________________________________________________

До года____________________________________________________________

После года_________________________________________________________

До 3-х лет__________________________________________________________

После 3-х лет_______________________________________________________

 

Раннее психомоторное развитие.

Держит голову_________Ползает______________Сижит_______Ходит_____

Первые зубы________________Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.

 

Раннее речевое развитие

Гуление________Лепет_______Первые слова______Первая фраза_______

Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет_______________________________________________________________

Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)___________________________________________________

Использование жестов__________________________________________

Занятия с логопедом__________________и их эффективность_____________

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.