ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 221
222 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Жорж де Ла Тур. Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 223
|
ло «стиля Людовика XIV»с креслом «стиля регентства». Но в станковой живописи дело сложнее. Тут рядом с господствующими направлениями работали художники, которых называли peintres de la realite — живописцы реальности. Правда, во Франции XVII века среди них не было никого, равновеликого Рембрандту, Ве-ласкесу или даже Халсу и Сурба-рану, но все же среди «живописцев реальности» были весьма интересные фигуры.
В самом начале XVIIстолетия кним принадлежал Калло — своеобразный и острый мастер гротеска, запечатлевший в гравюрах не только характерный типаж французской и итальянской толпы (Калло много лет жил в Италии), но и драмати-Шорж де Ла Тур. Воспитание Богоматери ческие сцены войн, смертных каз-
224 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ней, пожаров, нищеты — бедствий, которые были участью большинства, но о которых считалось неприличным и невозможным говорить на языке официального искусства. В первой половине XVII века работали «караваджисты» — Валатен и Жорж де Ла Тур, трактовавшие религиозные сюжеты как бытовые жанры. Очень интересен Ла Тур, художник искренних, чистых чувств, обладавший вполне индивидуальной манерой письма: его картины безошибочно узнаются по крайней лапидарности обобщенных форм и любимым Ла Туром эффектам зажженной свечи.
И, наконец, к этому же периоду относится деятельность троих братьев Ленен; из них самым выдающимся был Луи Ленен. Уже сама их тематика для того времени необычна: они писали сцены из жизни крестьян, не маскируя их мифологическими сюжетами, но и не придавая им оттенка фламандской бур-лескности. Серьезно, с глубоким уважением они писали людей «4-го разряда третьего сословия» — бесправных, истинных «столпов общества», которые всех кормили и которыми никто не интересовался, а аристократия считала их попросту рабочим скотом. Ленены не только увидели в крестьянах полноценных людей, но сумели выразить в их образах высокую меру человеческого достоинства. После жанровой живописи XIX века картины Лененов не поражают, ибо их задушевная тема в XIX веке получила полное развитие, но ведь то был только XVII век! В Эрмитаже находится одна из лучших картин Луи Ленена — «Семейство молочницы». Это не «святое семейство», а обыкновенная крестьянская семья — пожилые родители и двое детей, — но в их спокойных фигурах есть нечто человечески священное. Нет суетливости «жанровой» сцены — они просто стоят рядом со своим терпеливым осликом на фоне высокого неба и рассти-
Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640 г.
лающегося внизу пейзажа сельской Франции.
Невольно воображаешь себе, как день за днем, год за годом, поколение за поколением такие же люди каждое утро так же поднимались к своему исконному будничному труду. Как это бесконечно далеко от стихии показных парадов — тихая, суровая жизнь. Родители преждевременно состарились, а дети преждевременно повзрослели и стали серьезными: чувствуется, что пройдет вереница однообразных дней — и толстощекий мальчуган будет таким же, как озабоченный отец, а девочка — такой же, как увядшая мать. Во второй половине XVII века больших художников типа Ла Тура и Лененов не появлялось: при «короле-солнце» после его победы над
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 225
аристократической оппозицией Фронды диктатура придворных вкусов стала почти всепоглощающей. В 1648 году была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, отныне вокруг нее группировались все художественные силы; с 60-х годов Академия полностью подчинилась двору, а в 1671 году образовалась и Академия архитектуры.
Для архитектуры государственный диктат не был, конечно, столь сковывающим, как для станковой живописи: благодаря обширным государственным заказам во Франции развертывалось большое импозантное строительство, которому можно поставить в упрек разве лишь то, что оно было слишком импозантным. В нем продолжены традиции фран-
цузского Ренессанса с сильным влиянием итальянской архитектуры барокко. Вообще Италия оставалась отправной точкой для французского искусства XVII века. При дворе по-прежнему работали многие итальянские художники; не кто иной, как Бернини, создал лучший портрет самого Людовика XIV — красивого, гордого и заносчивого. А большинство крупных французских художников подолгу жили в Италии. Пуссен провел в Риме почти всю жизнь.
Однако, как уже сказано, французское барокко не было «чистым» барокко: в нем с самого начала назревал культ более строгих и упорядоченных форм, тяготевших к античному первоисточнику, усиливалась струя классицизма.
Никола Пуссен. Автопортрет. 1649—1650 гг.
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 227
|
Классицизм — новое «возрожде ние» античности, впрочем, внутрен не от нее весьма далекое, еще бо лее далекое, чем Возрождение XV— * XVI столетий. Его основа — стрем-
ление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале должны были бы царить в централизованном государстве. Но так как идеал разумного устройства слишком явно расходился с действительностью, то классицизм XVII века, в той мере, в какой он не был искусственным и лицемерным, отличался возвышенной мечтательностью, несколько холодноватой отвлеченностью. Из античных традиций классицизму ближе всего были традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, учивших хранить непоколебимую ясность духа среди всеобщего хаоса. Это была одна ветвь классицизма. : " А другая — более оптимистическая, но менее интересная, собствен-
Никола Пуссен. Танкред и Эрминия. но академическая и очень тесно 1630-е гг. сращенная с барокко, усердно льсти-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|