Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 221






222 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Жорж де Ла Тур. Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг.


ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 223

ло «стиля Людовика XIV»с креслом «стиля регентства». Но в станковой живописи дело сложнее. Тут рядом с господствующими направлениями работали художники, которых назы­вали peintres de la realite — живопис­цы реальности. Правда, во Франции XVII века среди них не было нико­го, равновеликого Рембрандту, Ве-ласкесу или даже Халсу и Сурба-рану, но все же среди «живопис­цев реальности» были весьма инте­ресные фигуры.

В самом начале XVIIстолетия кним принадлежал Калло — своеобраз­ный и острый мастер гротеска, за­печатлевший в гравюрах не только характерный типаж французской и итальянской толпы (Калло много лет жил в Италии), но и драмати-Шорж де Ла Тур. Воспитание Богоматери ческие сцены войн, смертных каз-


224 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


ней, пожаров, нищеты — бедствий, которые были участью большинства, но о которых считалось неприлич­ным и невозможным говорить на языке официального искусства. В первой половине XVII века рабо­тали «караваджисты» — Валатен и Жорж де Ла Тур, трактовавшие религиозные сюжеты как бытовые жанры. Очень интересен Ла Тур, ху­дожник искренних, чистых чувств, обладавший вполне индивидуаль­ной манерой письма: его картины безошибочно узнаются по крайней лапидарности обобщенных форм и любимым Ла Туром эффектам заж­женной свечи.



И, наконец, к этому же периоду относится деятельность троих брать­ев Ленен; из них самым выдаю­щимся был Луи Ленен. Уже сама их тематика для того времени необыч­на: они писали сцены из жизни крестьян, не маскируя их мифоло­гическими сюжетами, но и не прида­вая им оттенка фламандской бур-лескности. Серьезно, с глубоким ува­жением они писали людей «4-го раз­ряда третьего сословия» — бесправ­ных, истинных «столпов общества», которые всех кормили и которыми никто не интересовался, а аристо­кратия считала их попросту рабо­чим скотом. Ленены не только уви­дели в крестьянах полноценных лю­дей, но сумели выразить в их об­разах высокую меру человеческого достоинства. После жанровой жи­вописи XIX века картины Лененов не поражают, ибо их задушевная тема в XIX веке получила полное разви­тие, но ведь то был только XVII век! В Эрмитаже находится одна из луч­ших картин Луи Ленена — «Семей­ство молочницы». Это не «святое се­мейство», а обыкновенная крестьян­ская семья — пожилые родители и двое детей, — но в их спокойных фигурах есть нечто человечески священное. Нет суетливости «жан­ровой» сцены — они просто стоят рядом со своим терпеливым осликом на фоне высокого неба и рассти-




Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640 г.

лающегося внизу пейзажа сельской Франции.

Невольно воображаешь себе, как день за днем, год за годом, поколе­ние за поколением такие же люди каждое утро так же поднимались к своему исконному будничному тру­ду. Как это бесконечно далеко от стихии показных парадов — тихая, суровая жизнь. Родители преждевре­менно состарились, а дети прежде­временно повзрослели и стали серь­езными: чувствуется, что пройдет вереница однообразных дней — и толстощекий мальчуган будет таким же, как озабоченный отец, а девоч­ка — такой же, как увядшая мать. Во второй половине XVII века боль­ших художников типа Ла Тура и Лененов не появлялось: при «коро­ле-солнце» после его победы над


ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 225



 


 


аристократической оппозицией Фрон­ды диктатура придворных вкусов стала почти всепоглощающей. В 1648 году была основана Коро­левская Академия живописи и скульптуры, отныне вокруг нее груп­пировались все художественные си­лы; с 60-х годов Академия пол­ностью подчинилась двору, а в 1671 году образовалась и Академия архитектуры.



Для архитектуры государственный диктат не был, конечно, столь ско­вывающим, как для станковой жи­вописи: благодаря обширным го­сударственным заказам во Франции развертывалось большое импозант­ное строительство, которому можно поставить в упрек разве лишь то, что оно было слишком импозантным. В нем продолжены традиции фран-


цузского Ренессанса с сильным влия­нием итальянской архитектуры ба­рокко. Вообще Италия оставалась отправной точкой для французского искусства XVII века. При дворе по-прежнему работали многие итальянские художники; не кто иной, как Бернини, создал лучший портрет самого Людовика XIV — красивого, гордого и заносчивого. А большинство крупных француз­ских художников подолгу жили в Италии. Пуссен провел в Риме поч­ти всю жизнь.

Однако, как уже сказано, француз­ское барокко не было «чистым» ба­рокко: в нем с самого начала назре­вал культ более строгих и упоря­доченных форм, тяготевших к ан­тичному первоисточнику, усилива­лась струя классицизма.


Никола Пуссен. Автопортрет. 1649—1650 гг.


ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII И XVIII ВЕКОВ 227

Классицизм — новое «возрожде­
ние» античности, впрочем, внутрен­
не от нее весьма далекое, еще бо­
лее далекое, чем Возрождение XV—
* XVI столетий. Его основа — стрем-

ление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале долж­ны были бы царить в централизо­ванном государстве. Но так как иде­ал разумного устройства слишком явно расходился с действитель­ностью, то классицизм XVII века, в той мере, в какой он не был ис­кусственным и лицемерным, отли­чался возвышенной мечтатель­ностью, несколько холодноватой отвлеченностью. Из античных тра­диций классицизму ближе всего бы­ли традиции поздней римской антич­ности и философия римских стоиков, учивших хранить непоколебимую ясность духа среди всеобщего хаоса. Это была одна ветвь классицизма. : " А другая — более оптимистиче­ская, но менее интересная, собствен-

Никола Пуссен. Танкред и Эрминия. но академическая и очень тесно
1630-е гг. сращенная с барокко, усердно льсти-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.