Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ







 


 


этих путей: он честно натурален, он и писал свои картины обычно прямо с натуры, ничего как будто бы не ме­няя по своему произволу, а вместе с тем гармония целого изумительна. Он владеет секретом таких сопостав­лений холодных и теплых тонов, освещенных и затененных поверх­ностей, гладких и пушистых фактур, которые дают максимальное наслаж­дение глазу.

Возьмем любой кусок живописи в его лучших картинах, хотя бы в дрезден­ской «Девушке, читающей письмо». Как здесь сочетаются написанные на полной интенсивности красочно­го звучания красный рыхлый ковер, синяя фаянсовая тарелка с ее холод­ной звонкостью, теплые бархатистые фрукты, сходные с ними по тону, но иные по фактуре платье и занавес и,


Вермер Делфтский. Вид Делфта. Около 1660 г.

Якоб Рейсдал. Мельница у Вейка. 1670 г.


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 197



 


 


наконец, рыжеватые волосы девуш­ки, позолоченные солнцем! Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что в лучших его произведениях она пе­рерастает в утонченно-духовную цен­ность, и тогда кажется, что образы Вермера обладают и особой возвы­шенностью духовного строя, хотя и непереводимой на язык психологи­ческих понятий. Это сложное ощу­щение испытываешь, например, пе­ред его амстердамской «Женщиной с письмом». Женщина обыкновен­ная, и выражение ее лица ничем не примечательно, и интерьер обычный, с висящей на стене ландкартой, ко­торую Вермер писал не раз. Но все вместе взятое кажется принадлежа­щим к миру поэзии. Художник здесь дал, видимо, полную волю своему




артистическому вкусу и решил эту картину как симфонию голубых, си­них и лиловых тонов. Такая цветовая гамма — редкость для XVII столе­тия: гораздо чаще встречаются гам­мы теплых тонов, золотистых, крас­ных и коричневых, оттеняемых олив­ковым. Любовь к голубому, может быть, идет от специфических особен­ностей делфтской школы: голубая гамма стойко господствовала в зна­менитом делфтском фаянсе. У Вер­мера голубой цвет кажется не холод­ным, а теплым и, обладая несравнен­ной воздушностью, остается вполне материальным.

Замечательно одухотворенной ка­жется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заклю­чает в себе никаких психологиче-




198 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ских глубин. Чтобы почувствовать, что такое настоящая живопись, мо­жет быть, и не обязательно пересмо­треть сотни и тысячи картин, напол­няющих залы музеев. Важнее вы­брать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вни­манием. Скромная «Головка» Верме-

ра будет в числе таких «ключевых» . .

произведений живописи, как бы тща­тельно и взыскательно их ни отби­рать.

В их числе будет и «Вид Делфта»
Вермера. Панорама Делфта с ее жи­
вописным силуэтом, отраженным в •
реке, написана вопреки условным
приемам пейзажной живописи, су­
ществовавшим тогда, прямо с на­
туры и без всяких «кулис» на первом
плане. Это самый настоящий пленэр­
ный, то есть напоенный светом и воз­
духом, пейзаж, написанный за два Якоб Рейсдал. Морской берег.
столетия до того, как живопись на Конец 1660-х начало 1670-х гг.


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 199

Ян ван Гойен. Вид Лейдена. 1643 г. Фрагмент


200 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ ВСТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ



 


 


пленэре (на открытом воздухе) стала явлением распространенным. Только что прошел дождь, завеса облаков редеет и тает, через них начинает сквозить солнечный рассеянный свет, вызывая мерцающую игру непросох­ших дождевых капель. Тончайшее атмосферное состояние — между от­шумевшим дождем и еще не совсем пробившимся солнцем — Вермер пе­редает, сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, но усиливая зернистую фактуру жи­вописной кладки. Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздель­ными, как впоследствии у пуанти­листов, а плотно друг к другу приле­гающими), отчего усиливается впе­чатление трепетности воздуха и го­товности вот-вот засверкать тысяча­ми искр.



Вермер, за всю жизнь написавший только два или три пейзажа, как пей­зажист оказался далеко впереди тех современных ему голландских ху-


 

Мейндерт 1663 г.

Гоббема. Лесной ландшафт

Альбрехт Кейп. Пастух. 1650 г.


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 201


дожников, которые постоянно рабо­тали в этом жанре. А между тем сре­ди них были замечательные мастера. Именно через голландский пейзаж ощущается, что жизнь этой малень­кой страны не была такой уж огра­ниченно-филистерской. Когда ху­дожники выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воз­дух, мы чувствуем дыхание моря, ви­дим корабли, надутые ветром пару­са, широкие просторы, большие де­ревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков, и тут-то вспоминается, что история Голландии — это ведь история борь­бы с морем, обуздания моря, постоян­но грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Уют Гол­ландии давался ей нелегко, засты­вать в дремоте не приходилось, и при всей их принципиальной «негероич-ности» голландцы не могли быть ду­шевно дряблыми людьми. Первое место среди голландских пей-


зажистов принадлежит романтиче­ски настроенному художнику — Якобу Рейсдалу. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнару­жить ни малейшего намека на при­страстие к «милым видам», не чуж­дое Гойену, Саломону Рейсдалу, Пот-теру. Равнинные ландшафты, про­сторы моря, водопады, дюны, леса у Якоба Рейсдала внушительны, как храм мироздания. В его лесном «Бо­лоте», окруженном старыми узлова­тыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. Рейсдал писал свои картины с тщательностью и глубокой серьезностью, словно ис­следуя и прослеживая пытливой кистью извилистый путь волн, рост деревьев, движение облаков и теней облаков, скользящих по земле. Лес­ные пейзажи он особенно любил; Б. Виппер называет Рейсдала «пси­хологом леса», и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каж-


дого дерева — раскинуло ли оно сво­бодно и гордо свою крону или при­никло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Рейсдал чувствует драматизм жизни приро­ды — жизни, упрямо пролагающей себе путь, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые, засох­шие стволы. И только в одной компо­зиции царит величавая тишина смер­ти — это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». Учеником Рейсдала был талантли­вый Гоббема, пейзажист более мяг­кого и жизнерадостного склада. Он часто брал те же пейзажные мотивы, что и Рейсдал, однако кажется, что это другая природа, потому что дру­гое отношение к ней у художника. Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах — Гоббема в лег­ких, сквозных формах. Для него ха­рактерна оригинальная, запоминаю- Франс Хале. Регенты приюта для щаяся композиция «Аллея в Мид- престарелых. 1664 г.



Франс Хале. Бальтазар Койманс. 1645 г.


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 203


204 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


делгарнисе» с высокими и очень тон­кими стволами, зрительно не сливаю­щимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба.

В портретном жанре был, помимо ин­дивидуальных портретов и «типаж­ных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д.), очень распространен группо­вой портрет членов различных воен­ных и штатских корпораций — стрелковых рот, попечителей боль-1 ниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. Корпоративный дух был еще крепок у голландских бюр­геров, и им нравилось фигурировать на картинах в качестве обществен­ных, а не только частных лиц. Воен­ные, разумеется, хотели видеть себя лихими и отважными, штатские — почтенными хранителями общест­венного благолепия. На такие порт­реты был большой спрос, и писались они большей частью по узаконенно­му композиционному шаблону, до­вольно вялому, напоминая, по выра­жению одного голландского автора, раскрытую веером колоду карт с ко­ролями и валетами. Никто из голландских портретистов, не считая, конечно, Рембрандта, не может быть поставлен вровень со старейшим из них — Франсом Хал-сом.

В раннем периоде своего творчест­ва он больше всего писал группо­вые портреты офицеров, и этот скучновато-официальный жанр под его кистью совершенно преображал­ся, из него исчезала всякая натяну­тость. Хале застигал портретируе­мых в разгар веселья, в разнообраз­ных непринужденных позах, с ви­ном, музыкой, сверканием голубых и оранжевых шарфов. И в групповых и в индивидуальных портретах про­являются замечательные качества Халса. Во-первых, для него нет не­интересных лиц: он умеет видеть ха­рактерное, интересное даже в самом заурядном персонаже, в каком-ни­будь забубённом гуляке, залихват­ском офицерике, в щеголе с залом-


ленной шляпой, в грузном толстяке. Он смотрит на них не без тайной на­смешки, но искренно, как художник наслаждается их колоритными фи­зиономиями. Во-вторых, Хале чудес­но схватывает мгновенные состоя­ния, избегая застылости. Он охотно изображает улыбку и смех, что во­обще редко в портретной живописи, потому что смех мимолетен, а порт­ретисты обычно передают состояния пребывающие, длительные. Хале дерзко разрушает эту традицию. У него задорная цыганочка улыба­ется и слегка подмигивает, мальчу­ган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, — и все это до предела есте­ственно, живо. Третье, что отличает Халса, — он, ловя летучие мгнове­ния, пишет быстрыми, экспрессив­ными ударами кисти, ничего не за­глаживая, никогда не зализывая. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистическо­го мазка.

Стоит посмотреть вблизи, как у него написаны, например, белые воротни­ки и брыжи, — капризный вихрь штрихов, клякс и зигзагов краски. На расстоянии эти кляксы и штрихи дают точное впечатление помятого кружева, причем «живого», почти шевелящегося.

В гарлемском музее Халса рядом с его портретами висят некоторые, тоже портретные, работы других его современников — добротные и посредственные. Они тщательны, за-лизанны и сухи. Нет ничего нагляд­нее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью — «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. Хале, художник естественный, чув­ственный, покоряющий своим ху­дожественным темпераментом, но, кажется, не столь уж глубокий, становится потрясающим, леденя­щим душу, когда создает образы угасания — образы старости. Силь-


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 205

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Хендрикье. 1656 г.



ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Рембрандт Харменс ван Рейн. Се. Матфей и ангел. 1661 г.


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 207



Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Титуса. 1656—1657 гг.


нейшая привязанность Халса к чув­ственной стороне бытия, видимо, имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, перед окостенением, умиранием заживо. Художники, глубоко чувствовав­шие духовное в человеке, не раз соз­давали образы прекрасной старос­ти — мудрой и возвышенной: мы находим их у Леонардо, Микеланд-жело, Эль Греко, наконец, у Ремб­рандта; а какие величавые старцы предстают в древнерусской живопи­си! Но Хале ничего доброго в ста­рости не видит. Для него она — бес­пощадное обнажение низменного, что таится в людях, но что в пору зрелости искупается цветением сил, энергичной пульсацией жизни. При­ходит старость — жестокий разобла­читель, и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превра­щаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами. Их мы видим на групповых пор­третах регентов и регентш приюта для престарелых. Эти два много­фигурных портрета отталкивающих стариков и старух Хале написал, когда ему самому было уже восемь­десят четыре года, и этим мощным трагическим аккордом завершается


его как будто бы столь жизнерадост­ное творчество.

Полный горечи и не находящий ответа вопрос, вечный вопрос Ек-клезиаста, самого пессимистично­го из великих поэтов древности, зву­чит в прощальных произведениях Халса: зачем? к чему? К чему об­манчивый мираж плотской жизни, если все кончается одинаково — вот этим?

Беспечный оптимизм «малых гол­ландцев» тут бессилен. Но среди них жил величайший из великих художник, чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Екклезиаста, — Рембрандт. Рембрандт был моложе Халса, но старше Вермера, Терборха, Рейс-дала — он родился в 1606 году, умер в 1669 году. Несколько нару­шая хронологию, я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства, из которого можно ви­деть, чт■> современники Рембрандта, и старш.н' и младшие, отнюдь не были художественными пигмеями, что общий уровень живописи был весьма высоким, что были в Голлан­дии и подлинно великие мастера. И все же Рембрандт даже на их фоне представляется явлением не-


208 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ



 


 


обычайным, из ряда вон выхо­дящим.

Кажется почти чудом, что бюргер­ская Голландия дала миру худож­ника такой глубины и общечелове­ческого масштаба. Не так удивитель­но, что из недр голландской школы вышли «глубокий во внешности» Вермер Делфтский и артистиче­ский, насмешливый Хале. Но Рем­брандт?!..

Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из своей маленькой страны: он был сыном лейденско­го мельника, работал сначала в Лей­дене, а потом до конца жиз­ни в Амстердаме. В отличие от дея­телей итальянского Ренессанса он не был ни очень образованным, ни очень универсальным человеком. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. Не оставил записей о себе, о своем ис­кусстве, не развивал никаких тео-


рий — известно только несколько его скупых высказываний о том, что надо следовать природе. Все, что он мог сказать, он говорил язы­ком живописи и только живописи. Но живопись его выходила за гра­ницы общепринятого, и его сограж­дане не могли распознать «глубо­кие, пленительные тайны», раскры­вавшиеся под его кистью, — они были не по их мерке. Теперь гени­альность Рембрандта — аксиома для всех. Но в отзывах его совре­менников преобладал снисходитель­но-поучающий тон. Его, правда, хвалили за талант, но тут же пори­цали за пренебрежение к правилам и красоте. Критика Рембрандта его современниками часто напоми­нает басню «Осел и Соловей»: «жаль, что не знаком ты с нашим Петухом». «Как жаль для искусства, что та­кая хорошая кисть не служила бо­лее высоким целям, — писал некий


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА



 


Рембрандт Харменс ван Рейн. Еврейская невеста. 1665 г.

Андриес Пельс. — Какие успехи сделал бы он в живописи! Но, ах, этот благородный талант так опустился!» Как раз лучшее в нем оставалось непонятым: успехом пользовались его ранние вещи, где он еще не впол­не был самим собой, а его поздние шедевры не находили отклика. Судь­ба Рембрандта, — может быть, са­мое раннее, но и самое разительное свидетельство того, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. Оно вытесняется из обихода, приходит в противоречие и конфликт не толь­ко с официальным фасадом государ­ства, но и с той обывательской сре­дой, которую буржуазный строй пло­дит и воспитывает. И при всем этом Рембрандт не был изгоем своего времени: он больше, чем кто-либо, выражал его истинные жизненные силы, его мудрость и опыт. Эти жизненные токи, подоб-


но подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Они оплодотворили искусство Рембранд­та с его безбрежной человечностью, с его умением открыть великое в простом и скромном. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Это видно и по его картинам. Он любил суровые, уста­лые лица бедняков, любил писать согбенных старцев и старух, слепых и увечных. Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудре­цов и царей. Бытового жанра Рем­брандт чуждался. Если не считать портретов, сюжеты он черпал из ми­фологии, более всего из Библии: пи­сал ветхозаветного Авраама, Сам­сона, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына. Этим ста­ринным легендам, столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, суждено бы­ло пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение: стать эпо­сом человеческой души. Рембрандт приблизил библейские мифы к со­временному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современ­ность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображе­ния. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непрехо­дящие человеческие ценности. И это чувствуется не только в его библей­ских картинах, но и в портретах. По­смотрите на портрет старого еврея в Эрмитаже: какая в нем бездонность терпеливой, мудрой, кроткой души, прожившей, кажется, не одну, а мно­го жизней. Не этот ли старик прино­сил в жертву грозному богу своего сына Исаака, не он ли, изгнанный из родного края, скорбел и плакал на реках вавилонских? Души Рем­брандта очень стары и вечно моло­ды: они пришли из глубины столе­тий и продолжают свое странствие дальше, по бесконечной траектории, уводящей в неведомое будущее.


210 ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Крепка вечная связь времен, и древ­ний опыт прочно оседает в серд­цах.

Красивого в академическом и обы­вательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидно­сти лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Канонам причесанной красоты он уже в ран­них своих произведениях бросал вы­зов, противопоставляя им натуру как она есть; в этом он в общем следо­вал национальным традициям ни­дерландского искусства. По антич­ному мифу, Ганимед — отрок, пле­нивший своей необычайной красотой Зевса; Зевс похитил его, превратив­шись в орла. А Рембрандт изобра­зил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим нога­ми некрасивым мальчишкой, — очень похоже на несносного каприз­ного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Адам и Ева на офорте Рембрандта — неуклюжие, с головами, втянутыми в плечи; некоторым исследователям даже приходило на мысль — не пред­угадал ли художник интуитивно теорию эволюции, изобразив первых людей обезьяноподобными. Но Рембрандт не был бы Рембранд­том, если бы тем и ограничился — воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натураль­ную действительность (кстати, и не­красивость у Рембрандта скорее фан­тастична, чем обыденна). Это ведь делали и многие другие; в конце концов, и почти все «малые голланд­цы» отходили от академического понимания «прекрасного». Важнее то, что Рембрандт открывал в «гру­бой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается, исчезает. Духовное и чувственное начала вос­соединяются в просветленной чело­вечности. К этому, главному, Рем­брандт пришел не сразу. Способность Рембрандта поэтизиро-


 

Рейн. Ассур,

Рембрандт Харменс ван Аман и Эсфирь. 1660 г.

вать чувственное и будничное снача­ла импонировала бюргерам — до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Примерно до начала 40-х го­дов Рембрандт был самым популяр­ным художником в Голландии. К его раннему творчеству понятие «ба­рокко» — своеобразного бюргерско­го барокко, — пожалуй, вполне под­ходит. В 30-х годах Рембрандт был молод, счастлив, полон энергии, деньги от заказов стекались к нему, он беспечно их тратил, собрал боль­шую коллекцию произведений искус­ства и редкостей — восточных тка­ней и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой утвари, перст­ней, ожерелий, звериных шкур, мор­ских растений и животных. К подоб-


ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 211



 


 


ным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказоч­ное окружение героям картин и уто­ляя свою любовь к живописности — к глубокому тону, мерцаниям, пере­ливам, вспышкам, к «драгоценно­сти» пастозной, шероховатой красоч­ной фактуры.

Полную волю своему бурному худо­жественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. Эта юная женщина с за­дорным личиком, неправильность которого художник и не думал скры­вать, становится под его кистью Фло­рой — богиней весны: он наряжает ее, украшает цветами, парчой, оже­рельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожитель­ной. Он пишет блещущий жизнера-


достностью автопортрет с Саскией: хрупкая и тоненькая, она сидит у не­го на коленях, а он, опьяненный счастьем, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчи­во приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет. Счастливый Рембрандт и счастливая Саския — одна из жен­щин, которым довелось быть муза­ми великих художников. Они почти никогда не были красавицами — ни Саския, ни Джоконда, ни певица За-бела — муза Врубеля, но бедным и плоским было бы без них наше пред­ставление о красоте и женственно­сти.

Может быть, Саския позировала Рем­брандту и для «Данаи» — картины, которая в ЗО-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Мно­гочисленные нагие Данаи и Венеры

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.