|
ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ИСКУССТВО XVII и XVIII ВЕКОВ
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В XVIIвеке наступила эпоха государственности. Великие брожения предшествовавших столетий отлились в более или менее стабилизировавшиеся политические формы, внутри них отныне созревала и росла капиталистическая экономика. Весь этот период заключен между двумя стадиально разными взрывами буржуазных революций: в начале его стоят нидерландская революция начала XVII века и английская 1648 года, в конце — Великая французская революция 1789 года.
Самая типичная для этой эпохи политическая форма — абсолютная монархия, ее классический тип — французское государство XVII — XVIIIстолетий. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. Одновременно существовала буржуазная республика в Голландии, сильная вначале, но затем пришедшая в упадок. Италия и Германия продолжали пребывать в состоянии раздробленности. Духовная жизнь общества вступает теперь под новые созвездия. Невозможно выразить в единой формуле подспудно и постепенно совершавшиеся перемены в мироощущении людей, зависящие к тому же от очень многих причин, но приблизительно можно сказать, что изменилось понимание роли и места человеческой
личности. Гуманизм Возрождения воспитал в людях представление о ценности личности, и это было необратимо. Но разлад между идеалами гуманизма и суровыми, мало зависящими от воли индивидуума законами общества стал очевиднее. К XVII столетию, наверно, уже мало кто мог бы всерьез верить пламенной декларации Пико делла Мирандо-ла: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного. Человечество прошло с тех пор еще одну ступень исторического опыта и убедилось, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет очень характерную черту мироощущения наступившей эпохи. Она больше не мыслит в категориях стабильности, как мыслили даже передовые умы Возрождения, не говоря уже о средних веках. «Весь мир — это вечные качели, — говорит теперь Мишель Монтень. — Даже устойчивость — и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет беспорядочно и пошатываясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он предо мной в то мгновение, когда занимает меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности.
Жюль Ардуэн-Мансар. Зеркальная галерея Королевского дворца в Версале. 1678—1686 гг.
ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Я рисую его в движении...». Еще не пробуют осознать законы исторических изменений от эпохи к эпохе, но уже понимают, сколь все изменчиво. И сама личность не представляет чего-то постоянно равного самой себе, она тоже подвержена закону изменчивости «от одного дня к другому, от минуты к минуте», как говорит Монтень. Она далеко не всесильна и, может быть, даже вовсе не является центром и вершиной мироздания (именно теперь Джордано Бруно высказывает страшную для церкви гипотезу о множественности обитаемых миров). Тот же Монтень отзывается о личности скептически: «...будь у меня возможность вылепить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною». Не всесильна и не совершенна, зато как интересна в своих меняющихся аспектах. Эти преходящие аспекты, которыми раньше пренебрегали, теперь стремятся уловить. Рембрандт в длинной веренице автопортретов показывает не одно, но десятки своих «я», и в этом громадное отличие от ренессанс-ных портретов, будь они работы Рафаэля, ван Эйка или Гольбейна, где человеческий лик закреплялся в синтетических, устойчивых состояниях, в неразложимой слитности его свойств. Теперь искусство стремится анализировать целое, называемое личностью, прослеживать его модификации. И, естественно, искусство начинает все больше заниматься средой, окружением человека, бытием того внешнего по отношению к человеку мира, от которого он зависим. Поэтому искусство тяготеет к конкретности отражения. Именно отражения. Искусству всегда свойственно единство познавательного и конструирующего начала, то есть оно одновременно отражает, познает мир, природу в широком смысле слова и создает «вторую природу». Но акценты внутри этого единства исторически перемещаются. В эпоху, о которой идет речь, искусство усиленно культивирует свою способность отра-
жать — больше, чем конструировать. Все это, в сущности, есть дальнейшие выводы из эстетики Ренессанса, но вместе с тем и отталкивание от Ренессанса и начало чего-то принципиально иного.
Казалось бы, новые особенности мировосприятия должны были прежде всего проявиться в искусстве слова, которое наиболее способно передавать время и движение, описывать среду, анализировать характеры. И действительно: начинается подъем литературного творчества, романа и драмы — Шекспир, Сервантес, Кор-нель, Мольер, а позже Свифт, Вольтер. Но все же XVII век — это пока еще царство изобразительного искусства. Время такого анализа действительности, критического анализа, который по своей мыслительной заостренности доступен лишь слову, еще не пришло.
Итак, искусство XVII века отражает мир в изменчивости и движении. При этом возникают новые стилевые формы. Их принято обозначать загадочным словом «барокко» (загадочным, так как никто доподлинно не знает его происхождения и первоначального смысла). В среде историков искусства велось много споров — можно ли распространять понятие «барокко» на все искусство европейского XVII столетия во всем его национальном и социальном многообразии или барокко является только одним из художественных его течений. Многие зарубежные ученые называют весь XVII век «веком барокко». Большинство советских ученых это мнение не разделяет. Все, конечно, зависит от того, насколько расширительно трактовать термин «барокко». Он окажется пригодным для характеристики всей художественной культуры столетия, и даже двух столетий, включая и XVIII век, только если понимать его предельно широко, разумея под ним общую тенденцию к динамизму. Тогда действительно можно назвать художника-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|