Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ





ИСКУССТВО XVII и XVIII ВЕКОВ

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ



 


В XVIIвеке наступила эпоха госу­дарственности. Великие брожения предшествовавших столетий отли­лись в более или менее стабилизи­ровавшиеся политические формы, внутри них отныне созревала и рос­ла капиталистическая экономика. Весь этот период заключен между двумя стадиально разными взры­вами буржуазных революций: в начале его стоят нидерландская революция начала XVII века и ан­глийская 1648 года, в конце — Великая французская революция 1789 года.

Самая типичная для этой эпохи по­литическая форма — абсолютная монархия, ее классический тип — французское государство XVII — XVIIIстолетий. Крайне реакцион­ный абсолютизм господствовал в Испании. Одновременно существова­ла буржуазная республика в Гол­ландии, сильная вначале, но затем пришедшая в упадок. Италия и Гер­мания продолжали пребывать в со­стоянии раздробленности. Духовная жизнь общества вступает теперь под новые созвездия. Невоз­можно выразить в единой формуле подспудно и постепенно совершав­шиеся перемены в мироощущении людей, зависящие к тому же от очень многих причин, но приблизительно можно сказать, что изменилось по­нимание роли и места человеческой




личности. Гуманизм Возрождения воспитал в людях представление о ценности личности, и это было не­обратимо. Но разлад между идеала­ми гуманизма и суровыми, мало зависящими от воли индивидуума законами общества стал очевиднее. К XVII столетию, наверно, уже мало кто мог бы всерьез верить пламенной декларации Пико делла Мирандо-ла: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного. Человече­ство прошло с тех пор еще одну сту­пень исторического опыта и убеди­лось, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемо­сти составляет очень характерную черту мироощущения наступившей эпохи. Она больше не мыслит в ка­тегориях стабильности, как мыслили даже передовые умы Возрождения, не говоря уже о средних веках. «Весь мир — это вечные качели, — говорит теперь Мишель Монтень. — Даже ус­тойчивость — и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах закрепить изобража­емый мною предмет. Он бредет бес­порядочно и пошатываясь, хмель­ной от рождения, ибо таким он соз­дан природою. Я беру его таким, ка­ков он предо мной в то мгновение, когда занимает меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности.




Жюль Ардуэн-Мансар. Зеркальная галерея Королевского дворца в Версале. 16781686 гг.


ИСКУССТВО XVII И XVIII ВЕКОВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Я рисую его в движении...». Еще не пробуют осознать законы истори­ческих изменений от эпохи к эпохе, но уже понимают, сколь все измен­чиво. И сама личность не представ­ляет чего-то постоянно равного са­мой себе, она тоже подвержена за­кону изменчивости «от одного дня к другому, от минуты к минуте», как говорит Монтень. Она далеко не все­сильна и, может быть, даже вов­се не является центром и вершиной мироздания (именно теперь Джорда­но Бруно высказывает страшную для церкви гипотезу о множественности обитаемых миров). Тот же Монтень отзывается о личности скептически: «...будь у меня возможность выле­пить ее заново, я бы создал ее, говоря по правде, совсем иною». Не всесиль­на и не совершенна, зато как инте­ресна в своих меняющихся аспектах. Эти преходящие аспекты, которыми раньше пренебрегали, теперь стре­мятся уловить. Рембрандт в длинной веренице автопортретов показывает не одно, но десятки своих «я», и в этом громадное отличие от ренессанс-ных портретов, будь они работы Ра­фаэля, ван Эйка или Гольбейна, где человеческий лик закреплялся в син­тетических, устойчивых состояниях, в неразложимой слитности его свойств. Теперь искусство стремится анализировать целое, называемое личностью, прослеживать его моди­фикации. И, естественно, искусство начинает все больше заниматься сре­дой, окружением человека, бытием того внешнего по отношению к чело­веку мира, от которого он зависим. Поэтому искусство тяготеет к кон­кретности отражения. Именно отра­жения. Искусству всегда свойственно единство познавательного и констру­ирующего начала, то есть оно одно­временно отражает, познает мир, природу в широком смысле слова и создает «вторую природу». Но акцен­ты внутри этого единства историче­ски перемещаются. В эпоху, о кото­рой идет речь, искусство усиленно культивирует свою способность отра-




жать — больше, чем конструировать. Все это, в сущности, есть дальнейшие выводы из эстетики Ренессанса, но вместе с тем и отталкивание от Ре­нессанса и начало чего-то принци­пиально иного.

Казалось бы, новые особенности ми­ровосприятия должны были преж­де всего проявиться в искусстве сло­ва, которое наиболее способно пере­давать время и движение, описывать среду, анализировать характеры. И действительно: начинается подъем литературного творчества, романа и драмы — Шекспир, Сервантес, Кор-нель, Мольер, а позже Свифт, Воль­тер. Но все же XVII век — это пока еще царство изобразительного искус­ства. Время такого анализа дейст­вительности, критического анализа, который по своей мыслительной за­остренности доступен лишь слову, еще не пришло.

Итак, искусство XVII века отража­ет мир в изменчивости и движении. При этом возникают новые стиле­вые формы. Их принято обозначать загадочным словом «барокко» (за­гадочным, так как никто доподлин­но не знает его происхождения и первоначального смысла). В среде историков искусства велось много споров — можно ли распро­странять понятие «барокко» на все искусство европейского XVII столе­тия во всем его национальном и со­циальном многообразии или барок­ко является только одним из худо­жественных его течений. Многие за­рубежные ученые называют весь XVII век «веком барокко». Большин­ство советских ученых это мнение не разделяет. Все, конечно, зависит от того, насколько расширительно трактовать термин «барокко». Он окажется пригодным для характе­ристики всей художественной куль­туры столетия, и даже двух столе­тий, включая и XVIII век, только если понимать его предельно широ­ко, разумея под ним общую тенден­цию к динамизму. Тогда действи­тельно можно назвать художника-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.