|
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 165
Надо еще и еще раз вспомнить, что сотни и тысячи средневековых художников, превращавших соборы в подобие малой вселенной, где было все — «и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье», — что они были простыми работниками, мастеровыми, что они и не мнили себя чем-то особенным, не помышляли о славе, ни прижизненной, ни посмертной, не передали векам своих имен, — они усердно и в простоте души трудились над ремеслом, таким же, по их понятиям, как и всякое другое. Это и действительно было ремесло, разновидность ручного труда. Самая одухотворенная готическая статуя представляет собой определенную деталь архитектурного целого, и ее подчиненность архитектонике вполне откровенна. Формы скульптур и витражей тектонически и композиционно не только согласованы, но слиты, сращены с архитектурой, живут с ней одной жизнью. Статуи фасадов, чередующиеся с узкими тягами и столбами, сами уподоблены столбам: отсюда их вытянутость, удлиненность пропорций, ослабление горизонтальных членений за счет усиленного вертикализма, под-черкнутость ниспадающих складок одежды. Они стоят на консолях, беседуют, не покидая своих подставок, что определяет своеобразную композицию групп. Фигуры, которые расположены друг над другом, вдоль арки портала, изогнуты соответственно выгибу арки. Существам, населяющим цоколи, пяты арок, капители, приданы компактные, раздающиеся вширь формы и позы: они свернуты в клубок, скорчены, прижаты. Изображения на витражах подчиняются техническим требованиям мозаики из больших кусков цветного стекла, соединенных свинцовыми полосами, — они поэтому имеют граненые, угловатые очертания. Словом, законы ремесла, законы конструкции всюду подсказывают искусству определенные формы.
Но в свою очередь собственно архитектурные детали сами превращаются в изображения — ни один элемент архитектуры, будь это кронштейн, водосток, замковый камень арки, не хочет оставаться «неживым»: у них есть тела, глаза, они смотрят, и какова бы ни была конструктивная функция данной детали — поддерживать,-закреплять, отводить воду, — они ее выполняют буквально, «очеловечен-но», то есть действительно поддерживают руками или спиной, действительно выливают воду из пасти и т. д. Всякий сюжетный рельеф обрамлен остроконечными арочками, в миниатюре повторяющими своды собора; эти декоративные аркатуры тоже не остаются пустыми — и там копошится что-то живое, вокруг них обвиваются ящерицы, можно увидеть тут сову, зайчика, какое угодно животное или пышную гирлянду листьев. Почти невозможно расчленить в готике конструктивные, изобразительные и декоративные элементы — там все изображения в той или иной мере конструктивны и декоративны, а всякий декор изобразителен.
Под руками средневековых каменотесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органическое слияние ремесла и искусства и более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.
В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделавшей стены ажурными и потому неподходящими для фресок. Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни и мышления средних веков запечатлен полно и разно-
СРЕДНИЕ ВЕКА
образно. Помимо их художественного значения иллюстрированные рукописи представляют богатый источник исторических сведений. Это обширные галереи крошечных картин — по нескольку десятков в одном фолианте, — сияющих, как драгоценные многоцветы, яркими и нежными красками, наивных, прелестных, наполненных часто очень точными деталями быта. По миниатюрам можно составить представление, как люди одевались, причесывались, какие у них были обычаи, как обставлялись жилища, как работали в поле и мастерских, как строили дома, как разбивали сады. Всевозможные жизненные сцены содержатся в так называемых бре-виариях — книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами. Но иллюстрировались не только богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания. Знаменитые французские «большие хроники» представляют в картинах всю историю Франции, начиная с Меро-вингов. В Германии XIV века иллюстрировали книгу любовных песен («Рукопись Манессе») — это изобразительная летопись рыцарского «куртуазного» быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь «прекрасной дамы». Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты, например, трактат по хирургии. В позднем средневековье усиливается жанровость и конкретность миниатюрной живописи.
К началу XVI века относится польский манускрипт «Книга ремесел». В этой рукописи в замечательно живых и выразительных композициях изображаются эпизоды труда кожевников, бочаров, кузнецов, портных, сапожников.
Монументальная живопись — живопись алтарей — больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен (возводи-
мых из кирпича) и где, таким образом, живописные композиции не терялись в сквозном, дробном интерьере, пронизанном цветными лучами, способными заглушить самые яркие краски живописи.
Замечательной алтарной живописью обладала средневековая Чехия. Ее памятники позволяют судить, как преломлялись в живописи общие принципы готического искусства. Каждая роспись отдельной створки алтаря представляла собой уже собственно картину, замкнутую в себе сцену, хотя между ними всеми в совокупности была и сюжетная, и символическая, и декоративная связь. В отличие от Византии иконография религиозных сюжетов была весьма вольной: строго установленных композиционных схем не было. Как и скульптура, готическая живопись в высшей степени экспрессивна, драматична и вместе с тем полна неутомимого любопытства к реальному миру, к его разнообразным увлекательным подробностям. Только по большей части эти детали не объединяются в одно пространственное целое, а связываются между собой чисто орнаментально, хотя каждая в отдельности порой выглядит прямо взятой с натуры. В картине «Христос на горе Елеонской» (Вышебродского мастера) гора в виде уступчатых слоев маленьких горок изображена на гладком золотом фоне; несколько деревьев с длинными стволами и круглыми кронами указывают, что кругом лес; на каждом дереве сидит по птице, причем птицы несоразмерно велики по отношению к дереву, зато в одной можно узнать снегиря с его красной грудкой, в другой — щегла. Гора покрыта травой и цветами — каждый цветочек тоже нарисован отдельно, в нем тщательно выписаны все лепестки. Весь этот расчлененный пейзаж выглядит тонким линейным узором на золотом фоне, а над ним господствует патетическая фигура Христа. Детали, излюбленные готическими художни-
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ками, иногда делаются столь крошечными, что видны только при рассматривании вплотную, а иногда их обнаруживает только фотоглаз. Готические картины не чужды идее пространства, но пространственные отношения трактуются, скорее, символично и переводятся на плоский орнаментальный язык линий. Фигуры и предметы разномасштабны, перспектива, если она есть, «обратная», то есть люди на первом плане меньше по размеру, чем на втором, линии предметов, уходящих в глубину, расходятся, а не сходятся. Может быть, прием «обратной перспективы» возникал в связи с тем, что когда действие мыслилось происходящим в нескольких пространственных планах, то главные лица помещались в центре и соответственно своему значению в картине были больших размеров, и вообще художники старались акцентировать среднюю часть композиции (второй план всегда смотрится в первую очередь — это общий оптический закон). Нередко в одной композиции объединяются и разновременные явления, которые сюжетно друг друга продолжают или поясняют. В этих случаях их разномасштабность также является символом их большей или меньшей удаленности во времени от основного события.
Декоративный строй готических композиций динамичен, причем это не плавные, ясные ритмы древнего искусства, а сложное, беспокойное, угловатое движение, куда включаются и изгибы фигур (характерен S-образный изгиб, очень частый и в скульптуре), и жестикуляция рук с длинными тонкими пальцами, и изломы складок одежды, образующих целые пышные каскады. Если же рассматривать отдельные звенья, из которых слагается этот патетический калейдоскоп, мы увидим в них искренние и тонкие наблюдения натуры.
Среди чешских живописцев особенно выделяется некий мастер, расписав-
ший алтарь в городе Тржебоне; его имя, как почти всех средневековых художников, осталось неизвестным, и его называют просто «Мастер Тржебоньского алтаря». Это, по-видимому, был художник исключительного дарования. Посмотрим, как решает он композицию «Воскресение Христа». Кажется, что первое, над чем художник задумался, — это психологический подтекст сюжета: как воспринимает стража необычайное явление восставшего из гроба? Тржебонь-ский мастер изобразил стражей не спящими и не проснувшимися, а полуспящими: они и сами не знают, видят ли все это во сне или наяву. Один смотрит, подняв голову, прямо на Христа опухшими от сна, но расширившимися глазами, у другого глаза хотя открыты, но смотрят невидящим, несознающим взором, третий испуган, четвертый еще спит, но и во сне чувствует какую-то смутную тревогу. Лица их грубоваты, простонародны, очень реальны, каждое обладает своим характером. Таинственный сон стражей — ядро всего замысла. Художник строит его на экспрессивных вспышках: из полумрака выступают фрагменты фигур,— где одна только голова, где рука, виден шлем, съехавший на глаза, блеснувшие в порывистом взоре белки глаз, бессильно повисшие во сне пальцы, извив красного плаща. Беспокойный изрезанный силуэт скал и деревьев темнеет на огненно-красном небе. В разрыве скал золотой нимб воскресшего кажется диском светила, неожиданно вспыхнувшего среди ночи. И повсюду искрами, звездами, светящимися точками из тьмы выхватываются отдельные детали: кольца гроба, острие шлема, лезвие булавы, — и непременные птички, которые там и сям сидят на уступах гор. В цвете господствует сочетание глухих оливковых и красных светоносных; должно быть, в нем есть символический смысл: первые символизируют смерть, давящую
СРЕДНИЕ ВЕКА
тяжесть гроба, вторые — воскресение. В фигуре стражника, сидящего в нижнем углу, красный цвет звучит приглушенно, становится пламенеющим в пеленах Христа и его кровоточащих ранах и затем мощной доминантой звучит в верхней части картины, в небе.
Экстаз религиозных надежд, живые психологические черты, реальность типажа, увиденного в жизни, неприкрашенная натуральность отдель-
Мастер Вышебродского алтаря. Моление о чаше. Середина 14 в.
Мастер Тржбоньекого алтаря. Воскресение Христа. 1370—1390 гг.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 169
170 СРЕДНИЕ ВЕКА
ных мотивов, орнаментальность целого образуют поразительный сплав в произведениях готики. Зеркалом драматических переживаний становится экспрессия линий, красок, форм.Средневековые художники очень остро чувствуют и претворяют орнаментально-ритмическую структуру природных формообразований: они находят отзвук своим чувствам в прихотливой ветвистости деревьев, в звездчатых формах растений, в изгибах языков пламени, в сиянии радужного спектра. И во всякий сюжет, во всякий мотив вторгаются реальные страсти и тревоги современности.
Вот алтарная композиция «Избиение младенцев» мастера краковгкой школы. Произведение, насыщенное до краев готической «мучительностью». В роли кровожадных наемников Ирода выступают средневековые рыцари; занимавшиеся разбоем и набегами, они были грозой мирных жителей. Эти горбоносые рыцари-убийцы, в панцирях и зубчатых шлемах, напоминают каких-то полулюдей, полуящеров, в их движениях — жестокий автоматизм; есть некоторое сходство с убийцами-автоматами на картине Пикассо, изображающей расстрел жителей в Южной Корее. По сравнению с этой душераздирающей средневековой композицией античные «Лаокоон» или «Ниобея с детьми» покажутся идиллически-безмятежными в своей пластической уравновешенности. Краковское «Избиение младенцев» относится уже ко второй половине XV века. Но это было все еще средневековье, все еще готика. В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, по ту сторону Альп, готический стиль господствовал долго. Он эволюционировал, но это была его собственная логическая эволюция, внутренняя, которую трудно считать «Возрождением», если понимать под искусством Возрождения новую художественную систему, отрицающую готические
принципы и подобную той, которая сложилась в Италии XV века. В Италии образовались особые условия (о них будет сказано дальше), которые проложили резкий, переломный рубеж между средневековыми и ренессансными художественными принципами. В других странах эти условия в то время или не возникали, или запаздывали, или они сильно отличались от итальянских. И в искусстве этих стран собственно ренес-сансные черты появляются тогда, когда оно начинает испытывать сильное воздействие итальянского Ренессанса, то есть уже в XVI столетии. И то готические традиции остаются еще стойкими даже в это позднее время. Например, в Германии и в XVI веке архитектура и скульптура оставались в основном готическими (хотя живопись была «ренессансной»), а потом они постепенно обращались к барокко, минуя ренессансную стилевую стадию. Когда искусство XV века в Германии, Нидерландах, Чехии, Польше, а также во Франции и Англии относят к Возрождению, то в этом есть известная условность. Это переходный художественный стиль, в нем появляется много нового по сравнению с XIII и XIV веками, но, во всяком случае, он ближе к средневековому художественному мышлению, чем к ренессансному. Правда, усиление купечества, бюргерства происходило повсеместно, но нигде, кроме Италии, оно еще не приводило к радикальному преобразованию политического строя, общественного уклада, идеологических представлений и научного кругозора, — а это-то и было, в конечном счете, решающим для форм культуры.
Пятнадцатый век в северных странах можно, по усмотрению, считать или позднеготическим, или проторе-нессансным — большой разницы в этих понятиях нет, так как итальянский проторенессанс был еще плотью от плоти готического и византийского искусства, да и вообще Возрожде-
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ние, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически. Вот почему так трудно провести между ними отчетливый пограничный рубеж.
Что было в искусстве европейских стран XV века предвещающего Ренессанс? Можно ли сказать, что ре-нессансное начало заключалось в интересе к человеческим переживаниям, чувствам, характерам? Но ведь он был и в готике, — готика, как мы только что видели, вся погружена в этот духовный мир, им она и живет. Значит, здесь не что иное, как продолжение готических традиций; новое же заключается, скорее, в том, что переживания становятся более индивидуализированными и связанными с представлением конкретной личности.
Далее: можно ли сказать, что новым является интерес ко всякого рода жизненным и житейским «реалиям», конкретность обстановки, подробностей, места действия, костюмов и т. д.? Это само по себе тоже вытекает из готической художественной концепции, ибо и там это уже было — вспомним особенно готические миниатюры. Но чего там не было и что действительно является симптомом проторенессанса — это стремление передать все эти подробности в их действительных, трезво увиденных связях — в реальной среде, реальном пространстве, с учетом перспективы и анатомии.
И еще один важный симптом проторенессанса: меняется роль личности художника. Говоря об эпохе XV века, мы уже называем прежде всего имена, и с этими именами связываются главные явления в искусстве. Средневековая стихийность и безы-мянность творчества остается в прошлом. Об искусстве XV века уже не повторить прекрасно сказанное Виктором Гюго о готике: «...это не столько творения индивидуальные,
сколько работа целого общества; это скорее результат творческих усилий народа; чем блистательная вспышка гения; это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками, отстой, образовавшийся в результате последовательного испарения общества, — одним словом, это своего рода органическая формация. Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение — свой слой, и каждый индивидуум добавляет свой камень». Художники XV века не просто добавляют свой камень в общую постройку. Это законченные художественные индивидуальности, выкристаллизовавшиеся из художественного «раствора» средних веков. Они сознательно интерпретируют и развивают в своем личном творчестве тот стиль, который сложился до них творческими усилиями народа, и сами создают направления и школы.
Так, уже в конце XIV века в Бургундии работал скульптор исключительно яркой индивидуальности — Клаус Слютер, создатель знаменитого «Колодца пророков», где статуя Моисея по пластической мощи и экспрессии достойна сравнения с «Моисеем» Микеланджело. Клаус Слютер создал целое направление в бургундской пластике. Вместе со своими учениками он исполнил фигуры «Плакальщиков» для гробницы Филиппа Смелого, — во всей истории искусства редко можно встретить столь совершенное пластическое выражение мужественной молчаливой скорби, как в этих монолитных фигурах, закутанных в длинные хламиды, с капюшонами, низко надвинутыми на глаза.
Таким образом, позднеготическая художественная культура является одновременно и проторенессансной; об искусстве североевропейских мастеров XV века мы будем говорить в другом месте этих очерков.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Среди всех памятников старины памятники древнерусского искусства для нас особенно интимно значительны. История, природа, характер каждого народа претворены в его искусстве; искусство Древней Руси — это наша история, наша природа, наш характер, это наша Родина, со всем влекущим, что заключено в этом слове.
Истоки русского искусства теряются в истории восточного славянского народа «антов», который еще в VI веке образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. В IX веке местные княжения восточных славян объединились в Киевское государство Рюриковичей, аналогичное каролингскому на Западе. Во второй половине XI века Киевская Русь, так же как двумя столетиями раньше империя Карла Великого, пережила процесс феодального раздробления. И так же, как на Западе, средневековое русское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда первоначальная неустойчивая централизация государственной власти нарушилась, отдельные области обособились и Русь стала типичным феодальным государством — конгломератом княжеств
До этого культура единой Киевской Руси была высокой, но еще не вполне
самобытно русской. Приняв в конце X века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная, на первых порах их заслонила. Процесс обрусения византийского стиля выявился рано и весьма энергично — это заставляет предполагать, что у восточных славян уже раньше была своя достаточно развитая культура в области художественного ремесла и строительства. Последние исследования и раскопки это подтверждают. Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи — бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные «зернью», увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры — славянский вариант поздневарварского «звериного стиля», следы языческой мифологии славян, почитавших бога-громовержца Перуна, скотьего бога Велеса, Берегиню — мать всего живого, и многих стихийных природных божеств. Скульптурные идолы богов после принятия христианства уничтожались, уцелели только не-
Собор Василия Блаженного в Москве.
СРЕДНИЕ ВЕКА
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 175
Собор св. Софии в Киеве. Интерьер. 11 век.
Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде собора св. Софии
многие — грузные плосколицые ♦ каменные бабы». Их примитивная глыбистая форма по-своему внушительна. Но эти собственно культовые произведения славян далеко уступают их декоративно-прикладным изделиям. Искуснее же всего языческая Русь была, по-видимому, в обработке дерева. Ведь это была по преимуществу страна лесов. Деревянные постройки — избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, сани, телеги, всякая утварь, щедро украшаемая резьбой, определяли ее облик.
Большое каменное строительство началось в X веке как строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому образцу. Однако с самого начала оно восприняло и некоторые черты самобытного деревянного зодчества. Храм Софии, воздвигнутый в Киеве, имел тринадцать куполов на столпах, а не
дошедшая до нас Десятинная церковь — даже двадцать пять куполов. Эта многоглавость — своеобразная русская особенность, она часто встречалась в деревянных постройках. На Беломорском севере вплоть до XIX века строились многочисленные деревянные церкви, рубленные «без единого гвоздя», — среди них примечательна двадцатитрехглавая церковь в Кижах.
Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого осталось в народной памяти, в былинном эпосе как время процветания и славы русской земли, оберегаемой богатырями — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем. Князь Ярослав, при котором Киевское государство достигло зенита, был действительно мудрым государственным деятелем. Летопись говорит о нем, что он «книгам прилежа...
176 СРЕДНИЕ ВЕКА
Церковь Покрова на Перли. 1165 г.
и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы...». Киев широко сообщался с другими государствами; помимо Византии и Скандинавии, с которыми связи были наиболее тесны, торговые отношения существовали и со славянскими странами, и с Францией, и с Германией, и с Англией, что закреплялось браками многочисленных детей Ярослава с представителями иноземных королевских фамилий. В XI столетии широко и богато обстраивались города, были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке; начали составляться летописные своды; на Руси был уже свой знаменитый рапсод — «Вещий Баян», «соловей старых времен», упоминаемый в «Слове о полку Иго-реве». «О светло-светлая и украсно украшена земля Русская!» — писал в XIII веке автор «Слова о погибели русской земли».
Гордость Киева — София Киевская — была украшена мозаиками
и фресками работы приезжих греческих мастеров. Киевские мозаики достойны стоять в ряду самых лучших творений византийского искусства, и вместе с тем в них есть нечто новое, свое: печать характера молодого мужественного народа, для которого культура Византии была только отправной точкой, а не предметом слепого подражания. Видимо, русские мастера деятельно участвовали в украшении храма, а сами греческие художники проникались новой для них атмосферой — более свободной, менее скованной, чем у себя на родине. Мозаики сохраняют всю красочную и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, больше прямой обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками — канонический тип Оран-ты (молящейся),— воспринималась киевлянами как образ защитницы
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 17 7
СРЕДНИЕ ЕКА
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Дмитриевский собор во Владимире. 1194—1197 гг.
Дмитриевский собор. Скульптурный декор фасада
города, олицетворение самой «матери городов русских». Ее прозвали «Нерушимой стеной», — по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так интимно вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза — оберегающий жест поднятых рук — напоминали древнюю Берегиню славян. Христианская богоматерь уже здесь, при первом появлении, приблизилась к привычному строю поэтических образов народной мифологии, слилась с ними, оставшись потом на века излюбленной, лелеемой героиней русских иконописцев. Но причина популярности киевской Оранты не только в этом, айв необычайном художественном обаянии этого произведения, излучающего тепло и силу. Фигура Оранты кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.
Незабываемы и мозаические фигуры отцов церкви в нижнем поясе апсиды с их пристальными огненными взорами. Их лики, светлые одеяния с черными крестами, изукрашенные переплеты книг изображены со всей тонкостью и гармонией красок. Каждая фигура по-своему индивидуальна, несмотря на строгую однотипность их расположения. Лица не повторяются, как не повторяются и колористические созвучия. Особенно запоминается Иоанн Златоуст — это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.
От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств, выделившихся из первоначального целого — земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской и других. В XII и начале XIII века русское искусство было самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие и затем
СРЕДНИЕ ВЕКА
Пророк Аарон. Фреска церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде
Успенский собор во Владимире. Вторая половина 12 в. Апсиды
почти двухсотлетнее иноземное иго затормозили его развитие почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов — ливонских рыцарей. А в XV веке, сбросив татаро-монгольское иго и объединившись вокруг Москвы, русская земля переживала новый подъем. XV век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы— его классикой. Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию. Оно также было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художе-
ственные принципы, еще не зная большого расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусного, «хитрого» ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к «узорочью», но при этом в полной мере обладало «реальным чувством величия», свойственным органическим культурам средневековья.
Однако древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного; у него был свой путь. Можно назвать древнерусское искусство искусством эпически-былинного склада.
Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы. Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО 181
СРЕДНИЕ ВЕКА
демократичности, простоты, даже простонародности. А с другой стороны, в русском искусстве средних веков нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметов изображения. Русское искусство более устойчиво в своей иконографии — как всякий эпос, оно дорожит целостью старинного предания и бережно его охраняет,— и в нем больше спокойствия, ясности. Светлые начала, заложенные еще в эпоху Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века, выдержали испытание огнем, кровью и унизительной данью. То, что русские земли долгое время вынуждены были сопротивляться общему внешнему врагу — сперва половцам, потом татаро-монголам, — в известной степени умеряло внутренние распри и противоречия и питало заветную идею единства русской земли, которая столь страстно прозвучала в «Слове о полку Игореве». Если в готике образы святых и мучеников воплощают страдания и смуты настоящего, то в русском искусстве красной нитью проходит величавая народная сага, полная затаенных воспоминаний о славном прошлом, стойких надежд на победу добра, стремления к благообразию жизни.
Все это чувствуется прежде всего в русской архитектуре. Церкви строились на Руси во множестве и стали частью ее ландшафта. Так же как зубчатую полосу леса на горизонте, как извилистую ленту реки, путник всюду встречал стройные силуэты церквей и звонниц, издали замечал сияние позолоченных глав, привык видеть их зыблю-щееся отражение в реке, слышать далеко разливающийся мерный благовест. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов — по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. В широкий равнинный
пейзаж, пересеченный невысокими, мягких очертаний холмами, русские церкви вошли как завершающий штрих, как необходимый вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические, — им свойственна компактная пластичность, телесная скругленность форм; они, хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним, они родственны русской природе.
В XII веке выработался характерный русский тип крестово-купольно-го белокаменного храма: четырех-столпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части, соответственно разделению внутреннего пространства, каждая завершается полукружием коробового свода — закомарой. Перекрытие обычно делалось по закомарам (надзакомарные плоские кровли — это уже результат позднейших перестроек). Древний прообраз — простой деревянный сруб — скрыто живет в этих каменных сооружениях. Круглящиеся апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно-чувственно. В пределах этого общего типа разнообразие художественных выражений очень велико. Пропорции, отношение барабана к нижней части, большая или меньшая толщина барабана, приземистость или высотность основного массива, декор, наконец, характер пристроек — паперти, галереи, крылец — все это способно видоизменить облик сооружения при сохранении той же конструктивной схемы. Так как старинные зодчие строили, больше
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374 г.
руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, — буквально «вручную» делали здание, — то не было и двух церквей, вполне одинаковых даже в пределах одной местности и одного времени. В XII столетии художественное первенство принадлежало Владими-ро-Суздальскому княжеству — сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. Его процветание при Андрее Бого-любском и Всеволоде Большое Гнездо длилось недолго, но вызвало к жизни прекрасную архитектуру, настолько своеобразную, особенно по своему декору, что исследователи просто сбились с ног, где только не разыскивая ее прообразы и прототипы — ив Византии, и в романском искусстве, и на Востоке. Некоторые черты общности и с тем, и с другим, и с третьим во владимиро-суздальском зодчестве действительно есть, но суть в том, что оно совершенно самобытно и неповторимо. Одно из прекраснейших со-
оружений владимиро-суздальской да и всей древнерусской архитектуры — церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Она и сейчас стоит уединенно, поодаль от города, на берегу неширокой речки Старицы. Колеблющиеся тени листвы падают на ее белые стены, и в солнечном свете, в движении теней и струй, продолженная отражением в реке, эта небольшая церковь кажется переливающейся жемчужиной. Она проста — все тот же одноглавый четырехстолпный храм,— но таких совершенных пропорций, что ее стройность может сравниться разве только со стройностью греческой статуи. Как статуя, церковь на Нерли вертикальна, устремлена ввысь. Но высотность смягчена мотивом полукружия, которым плавно завершаются все ее вертикальные тяги: полукружия закомар, перекрытий, декоративных арочек, полукруглые завершения окон, дверей, — и, наконец, венчающее полушарие главы (которая раньше была шлемовидной, а не
СРЕДНИЕ ВЕКА
Феофан Грек. Макарий Египетский. Фреска в церкви Спаса Преображения. 1378 г.
луковицей, как теперь). Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах — лепные изображения. Посередине там человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Композиция этих изображений также вписана в полукруг. Подобная же резная декорировка, но гораздо богаче и изобильнее, покрывает почти сплошь стены Дмитриевского собора во Владимире. Это интереснейший изобразительный эпос, слитый, сращенный с архитектурным телом: белые на белом фоне, не заключенные в обрамление, а расположенные в соответствии с архитектурными членениями по всей стене, рельефы составляют со стеной одно целое. К центральной фигуре библейского царя Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|