|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 41
Луксор. Колоннада Храма Амона. Начата в конце 15 в. до н.э.
Карнак. Колоннада гипостильного зала храма Амона. Конец 14 —начало 13 в. до н.э.
хватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, — видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, подражающие нильским растениям и деревьям, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве (мы встречаем их еще в заупокойном храме Хефрена), но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле. В храмах находились не только громадные статуи, но и небольшие статуэтки; в них также выдержан общий монументальный стиль. Египетское искусство монументально по своим формообразующим принципам, и малые формы в этом смысле не отличаются от больших — кро-
шечный «детерминативный знак» может быть увеличен во много раз и станет полноценным монументальным произведением. Две статуэтки из черного дерева, исключительно тонкой и изящной работы, хранящиеся в московском собрании, могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства, а также о тех переменах, которые в нем подспудно происходили. Это портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, исполненные в плодотворную для искусства эпоху XVIII династии — в XVI веке до н. э. Присмотримся к статуэтке Раннаи. Юная прекрасная женщина, носившая поэтический титул «певица Амона», изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Стоит она или идет? Как будто бы и то и другое вместе: можно бы сказать, что она неподвижно движется. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая
ДРЕВНИЙ МИР
энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения, так же как и взгляд Раннаи. Вот перед нами воочию одна из тайн египетских мастеров: как удавалось им в статичных, условных, бесконечно повторяющихся позах статуй воплощать идею движения?
Но в Раннаи есть и новое, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты, силуэт тела напоминает опрокинутый бутон лотоса. Это рафинированное изящество — тоже черта времени, а не только нашей статуэтки. И еще одну особенность можно в ней заметить: ее взор, традиционно устремленный в пространство, о чем-то во-
Статуэтка жреца Аменхотепа. 15в.дон.э. Голова царицы Нефертити. 14 в. до н. э.
прошает, он затаенно тревожен. Это впечатление трудно объяснить, но оно будет очевиднее, если сравнить Раннаи со статуями Древнего царства, например, со статуей вельможи Ранофера, который смотрит перед собой бестрепетно и бесстрастно. В образах Нового царства явственно проступает рефлексия. В поэзии она прорывается гораздо раньше, но теперь становится ощутимой и в пластических искусствах. Статуэтка Раннаи вызывает в памяти поэтические строки «Беседы разочарованного со своей душой»:
Смерть стоит сегодня передо мною, Как запах лотосов...
А вместе с тем, как всегдашний спутник сомнений и скепсиса, уси-
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 43
ДРЕВНИЙ МИР
ливается гедонизм: «Празднуй радостный день и не печалься». Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо, роскошным, относительно «светский» дух проникает в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных дам. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда берут с собой наборы туалетных принадлежностей
Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Пахт в Фивах. 15 в. до н.э.
Полихромный рельеф. 14 в. до н.э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 45
ДРЕВНИЙ МИР
Трон фараона Тутанхамона. 14 в. до н.э. Саркофаг Тутанхамона. 14 в. до н.э.
из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, по-своему даже строги, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример — туалетная ложечка московского собрания в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса. Естественно, что при таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканно прихотливым. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подго-
товили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э.
То, что сделал Эхнатон, было необычайно, — особенно необычайно на фоне тысячелетней застойности общественных отношений Египта. Эхнатон смело выступил против фиван-ского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Союзников он искал не среди крупной знати, а в средних, сравнительно небогатых слоях свободного населения. В гимнах богу Атону Эхнатон провозглашал разрыв с традиционной «египто-центристской» концепцией: он славил Атона как покровителя и отца не только египтян, а всех народов. Искусство времени Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенес столицу в Амарну) обратилось к неизведанному до него:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 47
48 ДРЕВНИЙ МИР
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 49
|
к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведе ниях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленен ных негров (даже психология рабов начинает интересовать художни ков!), здесь, наконец, лирические сце ны семейной жизни Эхнатона,— он обнимает жену, ласкает ребенка. Весь этот новый строй образов не так-то легко укладывался в стилевые категории египетского искусства. Язык изобразительного иероглифа, певучих линий, графического знака живых форм на первых порах всту пает в противоречие с новыми идея ми, он к ним не очень приспособлен, и подчас возникают странные, почти гротескные образы (например, семей ный портрет Эхнатона или портрет его дочерей). Некоторые исследова- Колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле. тели поэтому склонны были считать
13 в. до н.э. амарнское искусство манерным и Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. видеть в нем своего рода египетский
14 в. до н.э. декаданс. Но это ошибка — тут не
ДРЕВНИЙ МИР
манерность, а только вполне понятная для столь новаторского искусства «поисковая» заостренность стиля. Амарнское искусство уже и на раннем своем этапе создает шедевры. Это портреты Эхнатона, впервые в истории Египта изображающие фараона просто человеком, а особенно — портреты его жены Нефертити. Портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе сейчас стал знаменитым, пожалуй, не менее, чем Афродита Милосская и «Джоконда» Леонардо да Винчи. Он действительно достоин стоять в ряду поэтичней-ших женских образов, созданных мировым искусством. Говорить о нем много не надо — достаточно посмотреть. Если ваше воображение когда-нибудь в детстве рисовало облик сказочной царицы, царицы своенравной и горделиво прекрасной, какие бывают именно в сказках, то к этому образу ближе всего подходит Нефертити. Имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову, — Тутмес. Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при его преемнике Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены и имя Эхнатона предано проклятию. Однако новые начала, внесенные в искусство, развивались еще в течение по крайней мере столетия. Чудесные образцы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь, умерший в возрасте восемнадцати лет, не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное сравнительно недавно, в 20-х годах нашего века археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии. Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его [Тутанхамона] жизни было то, что он умер и был похоронен». Гробница Тутанхамона — одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие,
дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов. Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами. Эти саркофаги и украшения уже сами по себе представляют высокую художественную ценность, но кроме них в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Здесь грациозные статуэтки богинь-охранительниц, превратившихся из суровых зооморфных божеств в каких-то добрых фей. Здесь портрет новобрачных — юного фараона и его такой же юной жены, гуляющих в цветущем саду, — настолько интимный и лирически-нежный, насколько это вообще было возможно в таком искусстве, как египетское. В заключение посмотрим на рельеф плакальщиков, один из шедевров московского собрания. Эволюция стиля здесь вполне очевидна: египетское искусство пришло к открытой экспрессии. При этом оно сохранило и по-новому использовало свою специфическую силу — несравненную выразительность очертаний. Что может быть драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук?
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, — но как они далеки от прежнего параллелизма, строгой равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился — одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Этот рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко — так до-
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 51
стигается беспокойная игра теней и усиливается впечатление пространственной сложности композиции. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II Абу-Симбел, тот самый, который сейчас вырезан из скалы и перенесен в другое место, чтобы спасти его от затопления при строительстве Асуанской плотины, — этот храм представляет собой заключительную
вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжелых длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетская монархия на время вновь объединилась вокруг саис-ских правителей, возродилось и ее искусство в традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нем нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время уже была исчерпана, и все ярче разгоралось восходящее солнце Эллады.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.
Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
Посмотрим на карту мира — нас удивит, какой небольшой по размерам была великая колыбель культуры, Древняя Греция. Это клочок
земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазиатского побережья. Все население Афинского полиса — самого сильного греческого государства и главного очага античной культуры — не превышало, вероятно, двухсот-трехсот тысяч человек; по нашим современным масштабам это совсем мало. Несравнимо с современностью было и производство: мелкие ремесленные мастерские, где трудились вручную, топором, пилой и молотом, не зная никаких машин, сами хозяева и их «одушевленные орудия» — рабы. И в этом маленьком, казалось бы, примитивном мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это? Не случайно, что некоторые ученые действительно употребляли выражение «греческое чудо».
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
Однако чудом называется то, что возникает внезапно и беспричинно, нарушая естественные законы. А греческое искусство не возникло сразу, как Венера из морской пены. У него была длительная предыстория. Сравнительно недавно, в конце XIX и в
начале XX века, раскопки археологов в Греции и на острове Крит приоткрыли перед нами полусказочный мир — ранний этап античного. Его центром в конце III и середине II тысячелетия до н. э. был Крит, а несколько позже — та часть
Иктин и Калликрат. Парфенон
Маска из Микен. 16 в. до н.э.
Львиные ворота в Микенах. 14 в. до н.э.
|
ДРЕВНИЙ МИР
греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода называют крито-ми-кенской или эгейской. Для историков в ней еще много не-объясненного. Критские письмена до сих пор не вполне расшифрованы. Что это были за люди, которые там жили, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй? Ответы даются только предположительные. Большинство ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия, но некоторые думают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с племенным вождем во главе. На Крите найдены остатки обширных дворцов в Кноссе и Фес-те. Собственно дворцами эти сооружения можно назвать только условно. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внут-ренкего двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кноссе велика — 24 тысячи квадратных метров. Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Соглас-
но мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. У него был подземный дворец — Лабиринт, с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр — полубык-полу-человек. Афиняне платили дань Миносу — каждый год они посылали ему нескольких юношей и девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая.
Как будто бы это просто сказка, похожая на сказки многих других народов. Но с каждым новым историческим открытием приходится убеждаться, что мифы не лгут: они только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно. Лабиринт, оказывается, действительно существовал. Сказание о чудовищном быке тоже имело какую-то историческую основу. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, их фрагменты хорошо сохранились: на них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка, иногда
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 55
ДРЕВНИЙ МИР
Царь-жрец. Фреска из дворца в Кноссе. 16 в. до н.э.
Антилопы. Фреска с о-ва Фера. Середина 16 в. до н.э.
мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Очевидно, бык играл особо значительную роль в укладе жизни критян, возможно, что и в их религии. Но какая была у них религия — этого мы не знаем. Среди критских и микенских построек не обнаружено ничего похожего на храмы. Быть может, религиозно-магические представления там еще не оформились в систему культа и просто вплетались в повседневную жизнь? Во всяком случае, тут не было такой строгой, регламентированной, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь было что-то другое. Здесь чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни. И более всего об этом
говорит искусство — главный источник знаний и догадок об этом исчезнувшем мире.
Некоторыми чертами оно сходно с египетским — микенские охоты на львов, кошки, ловящие птиц, живо напоминают подобные же мотивы на египетских рельефах и росписях. Возможно, что тут были взаимные влияния. В Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф — увенчанный лилиями юноша, держа в руке жезл, идет плавным широким шагом по цветущему лугу. Фигура юного царя-жреца, как назвали его археологи, построена по типу египетских фигур: плечи, грудь, глаз даны в фас, лицо и ноги — в профиль (ср. с рельефом «Зодчий Хесира»). Критяне были мореплавателями: они поддерживали торговые отношения с Египтом и, наверное, знали
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 57
его культуру. Но за сходством обнаруживаются более глубокие различия мироощущения и стиля. Строгая числовая мера (модуль), геометризм формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображений — все это, характерное для Египта даже в Новом царстве, на Крите не приемлется: предпочитается непринужденность. Плавная линия, красивый силуэт налицо и там и здесь, но у египтян линейный силуэт смотрится как отчеканенная графическая формула, а у критян он напоминает свободно вьющийся узор. Царь-жрец отличается от «Зодчего Хесира», как хрупкий цветок от прямой и крепкой пальмы. Фигура «Зодчего», несмотря на свой условный разворот, анатомически продумана и необычайно крепко, основательно построена; царь-жрец со своей
сверхъестественно тонкой талией, змеевидными кудрями и произвольными пропорциями тела решительно не укладывается ни в какие правила. Он — сказочный, но в самой сказочности живой.
Еще интереснее изображения женщин, которые в критской живописи и мелкой скульптуре встречаются очень часто (и это дает основание думать, что женщина занимала почетное место в обществе, может быть, там еще преобладали отношения матриархата). Этих критских женщин исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», и такие прозвища действительно подходят, хотя на самом деле эти «парижанки» были, возможно, жрицами, или заклинательницами змей, или даже богинями. У них осиные талии,
ДРЕВНИЙ МИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 59
Сосуд в виде головы быка из дворца в Кноссе. Середина 16 в. до н.э.
Амфора из Микен. Начало 14 в. до н. э.
платья с пышными кринолинами голубого и гранатового цвета, открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой.
Причудливая асимметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же асимметрию, ту же любовь к извилистым, прихотливым формам находим мы в живописи, в орнаменте и в прикладных изделиях. Приморские жители и моряки, критяне вдохновлялись флорой и фауной моря; хотя морских пейзажей они не писали, но море вошло в их искусство извивами волн, лазурным цветом, закрученными спиралями раковин, изгибами водорослей. Морские мотивы в избытке встречаются в критской орнаментике, и особенно на вазах так называемого стиля Кама-рес (по названию местности, где эти вазы были найдены). Знаменитая ваза с осьминогом — произведение
в своем роде уникальное по смелости художественного решения и вместе с тем очень характерное для эгейского стиля. Сама форма вазы асимметрична: словно подчиняясь волнообразным движениям щупальцев осьминога, она как будто бы то расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует. Заметим, кстати, в нашем, современном прикладном искусстве за последние годы очень возрос интерес к эгейской керамике. Современные керамисты, мастера фарфора, майолики и художественного стекла, ищут для своих изделий гибких, эластичных, как бы «живых» форм. В их поисках они обращаются к эгейскому миру, создавшему шедевры такого рода. Критское искусство заходит, пожалуй, слишком далеко в атектонич-ности и прихотливости. Бархатные глаза минойских «парижанок» чрезмерно велики, талии их уж слишком • узки, голубые и красные краски росписей слишком ярки, орнаментация чересчур изысканна. Все это
ДРЕВНИЙ МИР
Женская голова из Микен. 13 в. до н. э.
по-своему очень красиво, но чувствуется, что искусство близится к какой-то рискованной грани, за которой свободное изящество готово перейти в манерность. А манерность — это всегда признак увядания стиля. Может быть, и само критское общество в середине II тысячелетия переживало свой исторический вечер. Мы не знаем, как это было в действительности. Достоверно одно — к концу XV века до н. э. Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, они подверглись опустошительному завоеванию материковых племен — ахейцев, а может быть, сюда присоединилось и стихийное бедствие — землетрясение, извержение вулкана. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен,
военных укреплении: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали «циклопической», — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни. Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в «Илиаде», где также миф переплетается с историей. Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э. Эпические сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», слагались на протяжении столетий — в основном в X—VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений — не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий. Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно «Илиаде», царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой. Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок. Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и «трудные споры мужей разрешает», а их дочь, «юная стройно-высокая» царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в «одушевленные орудия». Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае. В эпоху, когда слагались сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к кон-
цу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друга.
Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства, в общем похожего на искусство неолита. Большие деревянные идолы дорийцев не сохранились; до нас дошли только глиняные сосуды, покрытые схематическим однообразным узором, да еще мелкие глиняные статуэтки, несколько более поздние. Последние очень любопытны, как образчики «крестьянского» искусства далеких времен (больше всего их найдено в Беотии — земледельческой области Греции). Это забавные, разрисованные узорами, не считающиеся с анатомией, но выразительные фигурки людей и животных, даже целые группы, изображающие, например, пахаря с быками. Странным образом беотийские фигурки напоминают иногда по своей структуре наши вятские дымковские игрушки.
У микенской культуры было мало общего с почти первобытной культурой северных племен. Понадобились века, чтобы разнородные общественные и этнические группы ассимилировались и образовали новое целое и чтобы их искусство тоже пришло к синтезу. А пока происходили все эти сложные процессы, изобразительное искусство эпохи, которую принято называть «гомеровской», X—VIII века до н. э., как бы замерло. Старое исчезало, новое же складывалось подспудно. Крито-микен-ское искусство, таким образом, было прекрасной прелюдией греческого искусства. Потом последовала дли-
ДРЕВНИЙ МИР
Курос. 525 г. до н.э.
тельная пауза, а в VII—VI столетиях до н. э. складываются уже вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики.
ГРЕЧЕСКАЯ АРХАИКА
Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, как в материнском лоне, но не порождается им: для зарождения нового необходимо вмешательство творящего, движущего фактора, каким в истории культуры является социальное развитие, обновление общественных отношений. В искусстве греческой архаики можно подметить «наследственные» черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем, а также и явные следы влияния соседних< восточных культур, — но того качественно нового, главного, что есть в архаике, мы не поймем, если не примем во внимание социальные сдвиги эпохи. Они определили собой становление новой культуры, нового художественного стиля. Говоря коротко, они заключались в переходе к развитым формам рабовладельческого строя, причем в Греции, в отличие от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления. Правил не единоличный властелин, поддерживаемый старой родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев, свободных граждан полиса — города-государства. В острой и напряженной политической борьбе демоса против родовой аристократии побеждал демос. Только в Спарте и немногих других греческих центрах аристократия устояла и упрочила за собой власть (но и там в форме олигархической республики, а не монархии), в большинстве же полисов политическая борьба приводила к демократизации строя — в одних раньше, в других несколько позже.
| Мосхофор. Середина 6 в. до н.э.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 63
ДРЕВНИЙ МИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 65
Кора. 520 г. до н.э.
Дипилонская амфора. 760—750 гг. до н.э.
Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека — не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Греции.
В понимании египтян или ассирийцев герой могуч своей таинственной причастностью к миру стихий: его сила — сила льва, его мудрость — мудрость коршуна или змеи, его жилище подобно громадной горе или дремучему лесу. Греческий герой,
напротив, побеждает своим чисто человеческим хитроумием (вспомним, как Одиссей перехитрил чудовищного Циклопа), ловкостью и слаженностью небольшого, но идеально приспособленного ко всевозможным действиям, гармонически пропорционального тела. Греческое искусство стремится к человеческой мере во всем; его излюбленный образ — стройный юноша-атлет. Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей. Сама греческая мифология, в отличие от зооморфной восточной мифологии, целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладают человеческой внешностью, че-
ее древний мир
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО 67
Эксекий. Амфора с изображением Аякса и Ахилла. Около 530 г. до н.э.
Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости. Роспись амфоры
ловеческими достоинствами и даже человеческими слабостями. Они сердятся, увлекаются, ошибаются, интригуют — все это не мешает им быть существами сильными и прекрасными. Ничто человеческое не чуждо героям античной мифологии и античного искусства. Очевидно, в демократии и гуманизме и кроется разгадка «греческого чуда». И если еще принять во внимание, что у греческого искусства было богатое художественное прошлое — крито-микенская культура, — можно будет сказать, что если это и чудо, то чудо объяснимое. Такое же, как вечно возобновляющееся чудо прекрасного полного сил детства. Маркс говорил, что греки были «нормальными детьми», а взрослый видит в ребенке свою незамутненную «истинную сущность» и стремится к тому, чтобы воспроизводить ее «на высшей ступени»1. Так и человечество, проходя по сложным лаби-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х т., т. 1. М., 1967, с. 121, 122.
ДРЕВНИЙ МИР
ринтам истории, чнова и снова обращает взор к своему детству, напоминая себе, чем оно было и чем должно и может стать на высшей ступени.
В эпоху архаики (VII—VI вв. до н. э.) жизнь греческих городов еще не отлилась в завершенные формы: все было в становлении. Но не только отстоявшиеся, прочно закрепленные формы жизни могут стать основой большого искусства. Движение и борьба, ведущие к новому синтезу, подчас вызывают к жизни очень яркие явления культуры. Основные типы и формы греческого искусства в период архаики уже возникли. В архитектуре — система ордеров' и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре — статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов — чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными. Все это потом дальше развивалось в V веке до н. э., в эпоху ранней и зрелой классики, которая считается «золотым веком» античного искусства.
1 Архитектурный ордер — система несущих и несомых частей (колонн и антаблемента) в балочно-стоечной конструкции. В греческой архитектуре сложилось три ордера: дорийский, ионический и коринфский. В древнейшем из них, дорийском ордере, колонны сравнительно более приземистые, сужаются кверху, покрыты продольными желобками (каннелюрами), капитель простая и строгая. Горизонтальная часть (антаблемент) делится на три слоя: архитрав, фриз и карниз, причем фриз расчленен на отдельные ячейки (метопы). В ионическом ордере колонны прямые, пропорции облегчены, капитель имеет характерную форму, похожую на рога барана (так называемые волюты). Фриз, в отличие от дорийского, тянется сплошной лентой. Коринфский ордер отличается от ионического более сложной формой капители в виде стилизованных листьев аканфа.
Однако нельзя сказать, что архаика была только подготовительной ступенью классики, «более примитивной», «менее совершенной». Нет, искусство архаики по-своему нисколько не хуже классического — только оно другое, у него свое, неповторимое лицо.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|