Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»

 

Начинать обучение мнемическому приему «груп­пировка» можно только тогда, когда ребенок овла­деет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения:

- первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются кар­тинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрук­ты»), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа «животные»), ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами («фрук­ты» и «животные»), запомнить сами картинки и от­вернуться. После этого убирается одна группа и предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они долж­ны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обоб­щающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая ' смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Второй этап — обучение запоминанию с пред­варительной группировкой предметов, осуществляе­мой совместно со взрослым. Здесь раскладыва-
ю­тся картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были кар­тинки. На этом этапе ребенок учится непосредст­венно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.

Третий, заключительный, этап — обучение за­поминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предостав­ляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если малыш будет забывать о проведении группировки, можете ему об этом напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно пере­ходить к проведению группировки «в уме», т.е. без называния обобщающих слов и картинок.



По мере перехода от одного этапа к другому понемножку увеличивайте общее количество картинок (до 15—20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4—5). После того как «группировка» будет освоена на материале реаль­ных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

 

Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овла­деет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания дру­гих. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а когда он их вни­мательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь «основной» кар­тинкой (например, лыжи — лыжные палки, ябло­ко — груша, и т.п.). Затем идет подбор к «ос­новным» картинкам «дополнительные» так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя «основ­ные» (они остаются перед ним). Таким образом, ре­бенок учится по «основным» картинкам воспроиз­водить «дополнительные». Это — первый этап обучения.

На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо «основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и пред­лагается столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он по­добрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается после­довательно каждое слово, а ребенок должен вспом­нить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использо­вания одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для до­школьников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.

Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнитель­ной» картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого «дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополни­тельную», после чего убираются все «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентиру­ясь на оставшиеся на столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и воспро­изведение основного материала происходит с опо­рой на смысловые связи, установленные с матери­алом дополнительным.

Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо «основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последова­тельно читаете 10 слов. После каждого слова ребе­нок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш на­звает те слова, которые он запомнил. При воспро­изведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать «допол­нительные» картинки в качестве опоры для запо­минания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на кар­тинки.

Вполне возможно, что достичь абсолютного ус­пеха на пятом этапе ребенку 6—7 лет будет не про­сто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без ов­ладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обу­чение которым предполагается в 8—10 лет.

 

КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?

 

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать доволь­но часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучива­ния стихотворений является хорошим методом тре­нировки памяти.

Если ребенок испытывает трудности в заучива­нии стихов, а это явление довольно распространен­ное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.

Первый метод — это метод постепенного увели­чения объема заучиваемого материала. Он позволя­ет сделать процесс заучивания легким и непринуж­денным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он про­сит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Жела­тельно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу де­лать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональ­ным фоном (весело, спокойно, восторженно, груст­но и т.д.). Для запоминания это очень важно, по­этому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.

Далее взрослый читает вторую строку и просит сде­лать то же самое. Однако после паузы просите ма­лыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обре­чен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Второй метод предназначен для «перевода» сло­весной информации в образную форму. Стихи со­тканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одно­временно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите ма­лыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствую­щей сюжету последовательности. Пусть малыш по­пробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде глав­ного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последова­тельность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод — это метод «пересказа» стихо­творения своими словами. Читается все стихотво­рение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь ма­лышу наводящими вопросами. Цель такого «пере­сказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в сти­хотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обра­ботка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одно­временно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последователь­ность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

При заучивании стихотворения обращайте вни­мание ребенка на мелодию рифмы, а также на на­строение и чувства персонажа, который в нем опи­сан.

Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Не­обходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.

Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то про­гресс в развитии памяти ребенка, записы­вайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.


ВООБРАЖЕНИЕ

 

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «вооб­ражать», «придумывать», — нам необходимо вооб­ражение. К этому лаконичному определению понятия «воображение» следует добавить лишь несколько штрихов.

Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают раз­нообразные психические образы. И в зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссо­здающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Например, при чтении книги воображение помогает предста­вить себе ситуацию, в которой находится главный герой, «увидеть» на основе словесного описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю, но чтобы она не была похожа на уже из­вестные сюжеты,то станет понятно, о чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут, будут и образы творческого вооб­ражения.

 

Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределен­ностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно по­зволяет принимать решение и находить выход в проблем­ной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (сино­ним понятия «воображение») позволяет как бы «пере­прыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

 

Различают пассивное и активное воображение.

 

Пассивным называют воображение, которое возни­кает «само собой», без постановки специальной цели.

Активное воображение направлено на решение оп­ределенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на репродуктивное (или воссоздаю­щее) и продуктивное (или творческое).

Репродуктивное воображение отличается тем, что создает образы, соответствующие описанию. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздает то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Когда воссоздаются образы объектов, для которых важное зна­чение имеют пространственные характеристики, говорят еще о пространственном воображении.

Продуктивное воображение, в отличие от воссо­здающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение яв­ляется неотъемлемым элементом творческой деятельности.

 

У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ:
У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?

 

Зачем у дошкольников развивать воображе­ние? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.

Это не совсем так. Исследования психологов по­казывают, что воображение ребенка развивается по­степенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы при­чудливыми они ни были, основываются на тех пред­ставлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал на­шего воображения.

Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображе­ния взрослого. У него более ограниченный жизнен­ный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации об­разов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется го­раздо чаще и значительно легче отрывается от ре­альной действительности. С его помощью дети по­знают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» период для такого развития — это дошкольный воз­раст. «Воображение, — как писала психолог
Дья­ченко О.М., детально изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности само­выражения, требует от ребенка нахождения и ис­полнения своих собственных замыслов и желаний».

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожи­данные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребен­ка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не. участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

 

ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

 

Рекомендуется особое внимание уделять раз­витию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и уме­ний:

1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах раз­вития (в 3—4 года) воображение дошкольника неот­делимо от реальных действий с игровым материа­лом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предмета­ми, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зави­симости игры от игрового материала. Их воображе­ние может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Про­изойдет интериоризация — переход к игровому дей­ствию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предме­ты, геометрические фигурки, знаки и т. п.

2. Осуществлять «опредмечивание» неопределен­ного объекта.

Способом «опредмечивание» дети начинают поль­зоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ре­бенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.

3. Создавать образы на основе словесного опи­сания или неполного графического изображения.

Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость со­здания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуа­ций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полнос­тью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в кото­рых ребенок должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме образами простых много­мерных объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего нас мира существу­ют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространст­венные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространст­венного расположения. Для тренировки этой спо­собности детям шести лет можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.

5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовы­вать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение уп­равлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего во­площения. В этом возрасте у ребенка уже есть не­обходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. По­этому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фанта­зировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные про­изведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Обучение этому умению должно включать сле­дующие этапы:

I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);

II — этап самостоятельного «чтения» плана: ре­бенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведе­ние;

III — этап самостоятельного составления плана:

ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.

Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.