Сделай Сам Свою Работу на 5

По материалам Сергея Мышляева 11 глава





Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал, что бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы учимся распознавать бессознательное и законы, управляющие им.
Подсознание не обязательно остается неизменным. Весь наш повседневный опыт отражается не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Если вы что-то читаете, смотрите кино, беседуете, спорите и при этом испытываете глубокое впечатление, то ваше подсознание тоже меняется. Встреча с важным лицом, то есть человеком, важным для вас лично, тоже изменяет ваше подсознание. В самом деле, благотворное действие любой психотерапии очевидным образом основано на том, что личность может меняться, главным образом, в результате взаимодействия с другой личностью или личностями. Эти изменения становятся глубже и устойчивее, если психотерапевт сознательно стремится повлиять на подсознательные шаблоны поведения пациента, которые часто включают в себя ценности и психические установки. Эти мысли напрямую пересекаются с мнением Эриксона.
В своих учебных рассказах он следовал древней традиции. С незапамятных времен рассказы служили средством передачи культурных, этических и моральных ценностей и норм. Горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую оболочку. Прямолинейное моральное поучение может вызвать внутреннее противодействие, но "руководящие указания" становятся вполне приемлемыми, если они облечены в форму интересной, увлекательно и изобретательно рассказанной истории. С этой целью Эриксон в своих рассказах пользуется многими эффективными приемами художественной литературы, в том числе юмором, а также включает в них интересные сведения, например, малоизвестные медицинские и антропологические факты. Терапевтические внушения вкраплены в эти рассказы, сюжет которых, на первый взгляд, очень далек и от проблем, волнующих пациента, и от того, на чем, по-видимому, сосредоточено внимание врача.
Согласно Эриксону, гипнотический транс - это такое состояние психики, в котором она наиболее способна к изменению и к восприятию нового знания Это вовсе не искусственно вызванное сонное состояние Врач-гипнолог не возвышается над пациентом, не "подчиняет" его себе; пациент сохраняет полный самоконтроль и отнюдь не следует велению чужой воли. В сущности, транс - естественное состояние, переживавшееся каждым из нас. Самый известный пример подобных переживаний - грезы наяву. Но состояние транса может наступать и при других обстоятельствах, например, когда мы погружены в размышления, молимся или выполняем физические упражнения.
Бег трусцой иногда называют "медитацией на ходу". В подобных ситуациях человек более живо и ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам - звукам и движениям - в это время придается меньшее значение.
И все-таки удивительно, каким образом выслушивание какой-нибудь истории, даже если оно происходит в состоянии гипнотического транса, помогает пациенту. Достигаемый эффект во многих отношениях сходен с тем чувством внутреннего подъема, которое мы испытываем, посмотрев хороший фильм. Во время киносеанса многие из нас переходят в измененное состояние сознания Мы отождествляем себя с одним или несколькими персонажами и, выходя из зрительного зала, чувствуем себя "преображенными". Но это чувство длится недолго, самое большее 10-15 мин. В отличие от кино, люди вспоминают истории Эриксона даже многие годы спустя. При этом изменения в их поведении и установках оказываются стойкими.
Насколько можно судить, вмешательство Эриксона вело к самоподдерживающимся изменениям психики, которые и влекли дальнейшие ее изменения. Возможно, это происходило потому, что изменения шли в направлении внутреннего роста и "открытости". Конечно, эффективность таких изменений, по-видимому, обусловлена еще и тем, что наша культура органически созвучна философии Милтона Эриксона - вере в то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путем самовоспитания улучшить свою природу и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.
Грезы (иногда "сон с открытыми глазами") - это наполовину намеренно вызываемый ряд представлений, организованных желаниями. Очень часто они наблюдаются у детей, поскольку у них мала возможность использовать свои желания. Именно для грез характерным является большое расстояние между желанием и реальностью.
Г.Х. Грин различает четыре типа грез: "героические" грезы, при которых грезящий в изобилии получает похвалу за исключительные успехи; "спасательные" грезы, где грезящий кого-нибудь спасает, героически освобождает и получает за это любовь и восхищение всех окружающих; "мегаломанические" грезы, в которых человек сам себя представляет всемирно известным, прославившимся; наконец, грезы "чести", когда человек жертвует собой и помогает "тому, любви которого он добивается.







Известный психиатр Е. Блейлер отождествлял грезы с аутистическим мышлением. Аутизм (от греч. auto - сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Термин "аутизм" введен Е. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющихся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной предметной деятельности. В норме термином "аутизм" стали пользоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.
Характерным для всех видов грез является их общее главное содержание - самоутверждение и развитие личности, чему реальная действительность препятствует. Очень наглядно грезы проецируются в сказочных историях. В этой связи можно предположить, что гипноз есть особая, резервная форма психического состояния, потенциальная готовность к максимальной мобилизации психики.
Особенности воздействия гипноза и его результатов сформировались филогенетически при развитии человека как социального существа. Они имеют свои социальные, психологические, поведенческие, а не только биологические характеристики.
Очевидно, что гипноз или гипнозоподобное состояние могли развиваться как феномены, имеющие полиморфное значение, и смысл их сводится к возможности оптимизации эффективного общения людей в случаях, когда возникали особые психические состояния. Здесь могла иметь значение, например, выработавшаяся необходимость для вожака племени или рода передать как можно больший объем информации членам своего клана, используя эффект повышенной восприимчивости и в какой-то очень важный момент жизни, связанный, допустим, с какой-либо опасностью или, наоборот, с ощущением радости. Необходимость для людей верить в излечение болезней, преодоление жизненных трудностей способствовала развитию такого исторического явления, как шаманство, колдовство и т.п., эффекты которого были, как правило, связаны с особым состоянием психики людей (Б.Ф. Поршнев, 1968г.).
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозный экстаз, массовые психозы и т.д. По мнению Г.М. Андреевой, в самом общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б.Д. Парыгина, "психического настроя". Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой "реакции заражения", возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного "отражения" по моделям обычной цепной реакции. Естественно, что эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Это позволило Б.Ф. Поршневу назвать толпу "ускорителем", который "разгоняет" склонность.
Специфические элементы отношений могли, очевидно, складываться между любящими супругами, где в связи с доброжелательным отношением друг к другу возникала ситуация повышенного доверия, снижающая критическое отношение друг к другу. Это вело к повышенной внушаемости и восприимчивости информации друг от друга, что вызывало особую реакцию психики и сознания, и повышение воздействия подобной информации могло доходить в определенных случаях до "транса ", то есть почти до гипнотического уровня (случаи глубокой любви, преданности, почти фанатической самоотреченности).
Выработка определенных социальных установок по отношению к тем или иным людям вызывает у человека повышенную селективную восприимчивость, внушаемость по отношению к словам и действиям других людей, восприимчивость, которая в процессе общения может значительно увеличиваться. Такое нарастание внушаемости (хотя и в несравненно более короткий период и в более глубоко выраженном варианте) всегда имеет место в состоянии гипноза. Таким образом, здесь улавливается определенное сходство механизмов указанных явлений.
Кроме того, функция сознания, его активность не является постоянно стабильной. Степень активности отражения может варьироваться внутренними сознательно-бессознательными установками, воздействиями окружающей среды, связанной с изменением той или иной ситуации, окружающей психологической атмосферы. Степень активной акцепции будет, таким образом, связана с интегративным сознательно-бессознательным отношением к воздействию, когда восприимчивость (внимание) выборочно направляется на те или иные предметы, тех или иных людей. Восприимчивость по отношению к словам или действию определенных людей, внушаемость может соответственно и значительно меняться (вплоть до гипнотического воздействия в особых случаях).
Здесь можно говорить о качественно измененном сознании по типу сверхвнушаемости. Возникает как бы переключение всей психической деятельности и особенно функции сознания на другие психические уровни, на другую степень психического реагирования
Анализы экспериментальных результатов показывают, что основная закономерность гипнотического состояния связана с возможностью усиления управляемости функции отражения в состоянии измененности сознания по гипертоническому типу. Повышенная активность психики является адекватностью состояния измененного сознания. Это дает возможность говорить об определенной норме функционирующих систем (явления столь нормального, как, например, естественный сон).
Таким образом, гипноз является резервной формой психического управление, резко сфункционированного и четко направленного, энергетически активированного и связанного с особым уровнем сознания.
Гипноз - как психическое состояние - это форма повышенной готовности психики к приему информации, ее переработки, реализации в деятельности. Это сознание измененной восприимчивости связано с повышенной управляемостью почти всех функций организма.
Гипнотическое изменение сознания отличается от онейроидного, истерического, сумеречного и прочих патологических форм измененного сознания тем, что гипнотическое сознание не связано с патологией, с искажением отражательной функции.
К гипнотическому состоянию могут быть близки переживания внутренней сосредоточенности; задумчивости, внимательного слушания, когда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счет этой внутренней сосредоточененности. Однако это еще не гипноз, хотя, конечно, состояние гипноидное. От само- и гетерогипноза оно отличается отсутствием гипнотического раппорта. По мнению В.Л. Райкова, гипноз - это эволюционно сформировавшаяся система резервного состояния, система специального реагирования психики на особые формы человеческого общения, особой формы восприятия информации и, как следствие, возможность психофизиологической мобилизации.

 

ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОГО ВНУШЕНИЯ В ГИПНОЗЕ НА ПСИХИКУ

 

 

Посмотрим на работу мозга с точки зрения скорости прохождения сигнала. Она велика, очень велика И вот оказывается, что ее не хватает, чтобы обеспечить сложную психическую деятельность! Создается странное впечатление, как будто каждая зона знает все о деятельности тысячи точек, участвующих в психической деятельности. А им, в свою очередь, все известно о ней, единственной... По-видимому, мозг владеет инструментом, который по мере необходимости - допустим, сложная напряженная ситуация принятия - представляет возможность срочной передачи неограниченного объема информации.

Н.П. Бехтерева

 

 

Во всех учебниках психологии можно столкнуться с одним и тем же затруднением: как объяснить читателям, что психические процессы, состояния и их единство с личностью представляют собой неотделимое и неразделимое целое. То обстоятельство, что мы рассматриваем восприятие, память, представления и т.п. как взаимно связанные разделенные явления, происходящие в определенном человеческом сознании, является только методологической необходимостью.

Следует придерживаться этой традиции только по методологическим соображениям, хотя было бы великолепно, если бы читатель постоянно помнил о том, что все психические процессы (восприятие, внимание, представление и т.п.), свойства личности (вспыльчивость, упрямство, непостоянство) и состояния (ощущения приятного настроения, -спокойствия, волнения и т.п.) не являются чем-то самостоятельным и отдельным, изолированным, а все они зависят от личности и происходят в единстве с личностью, являются ее проявлением и выражением.

Это можно видеть из того, что процессы личности являются управляемыми (если они не протекают несознательно). Между личностью, которая соединяет, интегрирует все психические процессы, свойства и состояния, если речь не идет о патологической личности, и процессами, свойствами состояниями, которые, реагируя на внешнюю среду, формируют личность, имеется тесная взаимосвязь

В этой главе преимущественное внимание будет уделено тем особенностям загипнотизированного (гипнотика), которые характеризуют стадию глубокого гипноза (сомнам5улическую), когда сознание наиболее сужено и сконцентрировано внимание.

 

Ощущение и восприятие

 

 

Раздражители, действующие на органы чувств, вызывают их раздражение. Раздражение в нервной ткани вызывает возбуждение, которое по афферентным путям передается в полушария головного мозга. Следствием этого сложного процесса является ощущение (света, тепла, звука, прикосновения и т.п.). Следовательно, под ощущением в психологии понимают наиболее простые психические процессы, которые возникают под действием предметов на органы чувств как отражение отдельных свойств предмета (ощущений). В таком понимании ощущения -это строительный материал всех наших представлений о мире, который создает необходимую базу для остальных процессов познания.

 

 

Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.

Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному "ощущению" стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).

Мы никогда "не ощущаем", "не чувствуем" красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д.

На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.

С помощью внушения в гипнотическом состоянии вызываются разнообразные изменения в деятельности любого органа чувств. В состоянии гипноза происходит понижение чувствительности к боли (аналгезия), прикосновению, температурным раздражителям вплоть до полной нечувствительности любого участка кожной поверхности, уничтожение некоторых из рефлексов со слизистых оболочек (анестезия), например, корнеальный и ресничный, а также глоточный рефлекс. Эти оборонительные приспособления, несомненно, исключают корковый элемент. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой на уколы, прокалывания кожной складки и т.д.

Важно отметить, что во время гипноза боль воспринимается, (это регистрируется с помощью ЭМГ), но пациент ее не "переживает". Таким образом, при гипнотической анальгезии и анестезии отмечается функциональная диссоциация: информация о болевом воздействии сохраняется, но его эмоциональный компонент исчезает.

На основании проведенных Н.Е. Свидерской (1987 г.) исследований можно полагать, что одним из главных механизмов гипноанальгезии является дезактивация передних областей левого полушария головного мозга, наступающая в момент действия болевых импульсов под влиянием информации, приходящей из мотивационно-аффективных подкорковых центров и центров селективного внимания. Ослабление болевых ощущений происходит вследствие игнорирования сведений о боли как незначимых для организма.

Таким образом, в отличие от процессов, развившихся при других методах обезболивания, эффекты гипноанальгезии обусловлены, по-видимому, в первую очередь участием высших корковых инстанций, управляющих интегративными процессами мозга.

Под гипнозом можно вызвать и увеличение чувствительности (гиперестезия) к тем раздражителям, которые ранее вызывали ее понижение. При этом гипнотик будет реагировать гримасой дискомфорта на легкое прикосновение, незначительное изменение температуры и т.д. В гипнотическом состоянии путем внушения вызывается и увеличение остроты зрения, полная слепота или слепота на один глаз, сужение поля зрения, цветовая слепота (полная или на отдельные цвета), глухота на одно или оба уха или, напротив, обострение слуха.

Подобно зрению, осязанию в гипнозе понижаются или обостряются обоняние, вкус.

В состоянии гипноза можно вызвать также изменения общего чувства (ощущения, соотносимые не с внешними объектами, а с собственным организмом) - чувство телесного благополучия и неблагополучия, чувство слабости, утомления, ощущение силы, свежести, бодрости, отвращения к пище или, наоборот, повышенный аппетит, жажду, зуд, тошноту, чувство свободного или затрудненного дыхания, чувство тяжести, стесненности, давления в области груди и т.д.

В состоянии гипноза у гипнотика можно вызвать не только извращенные реакции но и иллюзии. В.А. Гиляровский (1954г.) иллюзиям и называет искаженные восприятия, при которых нарушенные при открытых глазах действительно существующие явления или предметы принимаются не в полном соответствии с действительностью, а в измененном виде. Например, гипнотизер показывает красный плакат с большим белым кругом внутри него, а гипнотик отвечает, что круга не замечает, он также может смотреть на своего родственника или знакомого, но не видит его правой руки и при этом удивляется.

Много иллюзий (измененного восприятия) могут возникать в стрессовых ситуациях, что вызывает различные толки и разговоры у населения.

Вы можете спросить, почему закрывают зеркала во время похорон? Оказывается, смотря в зеркало, человек может увидеть не свое отображение, а дьявола, черта или самого умершего человека (иногда говорят, что человек общается с потусторонним миром), слышит его голос и т.п. Эти иллюзии возникают только в нашем сознании; иначе говоря - самовнушение встревоженного человека влияет на эмоциональный блок сознания. Хотя, если сфотографировать свое отображение или заснять на видеопленку, то изменений отображения не будет. Таким образом при отображении предмет не искажается, он искажается только в нашем сознании.

 

 

Представления

 

 

Психологическими представлениями называют образы предметов, сцен или событий, которых в данный момент не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об "образах" предметов или явлений, событий потому, что могли их отличить от размышления о предметах или явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому иногда представления определяют как "восприятия без внешнего раздражителя или наши фантазии.

Воздействуя на психику человека, гипнотизер может вызвать галлюцинации. Наиболее четко сущность галлюцинаторных переживаний, их связь с мышлением, выразил известный русский психиатр В.Х. Кандинский, подчеркнувший связь галлюцинаций с восприятиями или чувственными представлениями, возникающими субъективно, вне зависимости от внешних впечатлений. Указанные представления появляются в результате возбуждения "центральных чувственных областей". Он так формирует понятие "галлюцинация": "Настоящей галлюцинацией субъективное чувственное восприятие может быть названо только в тех случаях, когда чувственный образ представляется в восприемлющем сознании с тем же самым характером объективности, действительности, который при объективных условиях принадлежит лишь чувственным образам, полученным при непосредственном восприятии реальных внешних впечатлений". Он подчеркивает, что "быть убежденным в том, что имеешь ощущение, и действительно иметь ощущение не всегда одно и то же, галлюцинации суть не просто субъективные ощущения, но субъективные восприятия".

 

 

Вслед за В.Х. Кандинским на те же признаки галлюцинаций указывает С.С. Корсаков (1913г.). Он пишет, что галлюцинации суть "...появление в сознании представлений, соединенных с ощущениями, соответствующими таким предметам, которые в действительности в данную минуту не производят впечатления на органы чувств человека".

Галлюцинации можно вызвать как в сфере каждого из различных органов чувств, так и в любой их комбинации. Например, гипнотик забрасывает воображаемую удочку, ловит золотую рыбку, поет, играет на фортепиано, ходит по канату, аппетитно ест и пьет вино, может смотреть кино и при этом смеяться или плакать, делиться впечатлениями с "окружающими", продавать или взвешивать продукты. Необходимо сказать, что гипнотик, лишенный в реальной жизни сценического дарования, начинает играть роль, словно актер

Необходимо сказать о существовании постгипнотических галлюцинаций, которые затруднительно отличить от реальных видений. В гипнозе могут вызываться представления, не соответствующие действительным событиям, носящие характер ложных воспоминаний (парамнезии): гипнотик живо, эмоционально описывает пожар, автомобильную аварию, конфликт в очереди и т.д., которых на самом деле не было.

 

 

Воля

 

 

Волевой акт начинается с импульса и предварительного представления о цели, с определения цели, продолжатся борьбой мотивов (желании), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность, действие).

Желание, борьба мотивов являются "проникновением Личности в ситуацию с некоторыми возможными действиями", между которыми выбирается решение. Желанием достичь определенной конкретной цели заканчивается этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если индивид не может решиться, то не может и реализовать представления о цели, поскольку избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную басню о Буридановом осле, который так долго решался сделать выбор между охапками сена, что сдох от голода. Характер волевого акта очень наглядно представлен И.М. Сеченовым в его монографии "Рефлексы головного мозга", где он пишет, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению - мышечному движению: смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение.

 

 

Бесконечное множество импульсов, поступающих в головной мозг, проходит сложную обработку в структурах, осуществляющих мышление, интегрируется при помощи эмоциональных процессов, затем наступает последний этап, когда переработанная информация должна реализоваться в новом качественном виде действий: слове, письменном или устном, поступке или лишь в движении мимической мускулатуры. Этот процесс психической деятельности психологи называют волевым. Волю часто определяют как способность человека к сознательной, целенаправленной или произвольной деятельности, саморегуляции своего поведения; способность доводить начатое деле до конца, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия.

Путем внушения в гипнозе мы снижаем уровень критики, уровень сознания, тем самым человек не может регулировать свое поведение (деятельность), мышечные движения испытуемому становятся неподвластны.

В сомнамбулической стадии мы можем внушить человеку определенное состояние и положение. Например, приподняв руки гипнотика вверх, гипнотизер делает внушение: Ваши руки окоченели, замерли. Они стали неподвижны.

В различное положение можно привести одновременно несколько частей тела. Неудобное положение гипнотик будет сохранять длительное время (в наших опытах до 30 мин). Гипнотизер словно "лепит" из человеческого тела определенную фигуру, поэтому этот симптом называют "восковой гибкостью".

Иногда эстрадные гипнотизеры приводят человека в состояние каталепсии, когда гипнотика можно положить пятками и затылком на два стула, и тело спящего остается ригидным, вытянутым, как вогнутая доска в виде мостика. При этом повышается тонус всей мышечной системы, на гипнотика можно встать, и он не прогнется. Необходимо отметить, что путем внушения можно влиять на движение отдельных членов (можно лишить возможности двигаться, внушить паралич, ног, языка, мышц шеи и т.д.), но отнюдь не на отдельные мышцы, изолированные от той группы, деятельность которой приводит в движение тот или иной член. Придав определенное положение гипнотику, например, внушив ему паралич в правой ноге, можно с ним разговаривать. При этом гипнотик потерял власть над мускулатурой своей ноги, не может изменить положение своего тела, хотя бы этого и хотел. Это явление называется "расхождением функций мозга"

В глубоком гипнотическом состоянии можно вызвать машинальное записывание, когда испытуемый, разговаривая с гипнотизером, автоматически несознательно пишет о своих личностных переживаниях, воспоминания о которых для него болезненны. При этом не отдает себе отчета в том что именно написала его рука, и смысл написанного будет осознано лишь при прочтении после выхода из гипноза. "Нечто подобное можно наблюдать у собак. Бывает так, что у собаки слюнная реакция сохраняется, как только начинает действовать сигнал, слюна течет. Когда дальше подается еда, слюна течет еще больше. А рядом с этим еду собака не возьмет, именно не может взять. Факт, совершенно похожий на то, что мы встречаем у человека", - писал И. Г Г. Павлов.

Самое интересное, что в состоянии гипноза человек не ощущает усталости и может выполнять работу, прикладывая при этом значительно меньше усилий. Это наводит на мысль о резервных возможностях организма, которые можно использовать.

Можно сделать вывод о существовании резервной системы потенциального управления психикой, при которой в различных экстремальных условиях возникает психофизиологическая активация, связанная с изменением активности сознания, его заметным сужением к резкой фокусировкой в сфере направленности необходимого действия. Это в свою очередь может вызвать мобилизацию физических, психических и духовных сил (в соответствии с требованиями возникшей ситуации).

Такая резервная мобилизация имеет место, например, при реакции на витальную (жизненную) опасность, когда при суженном сознании, сфокусированном только в одном доминантном направлении (спасение от опасности, бегство, борьба), заметно активизируется способность к физическому усилию, и человек может выполнить такую физическую нагрузку, которую никогда не смог бы выполнить в обычных условиях. Такого рода психофизиологические механизмы срабатывают, вероятно, и во время аутогенной тренировки, при психофизиологическом управлении, вызывающем возможность регуляции АД, снятия ощущения утомления, внушения анестезии и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.