ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
правил;
Термины инкотермс-2000
- речной транспортный документ (речной коносамент или накладная);
- документ (накладная) смешанной перевозки.
Этот перечень «обычных транспортных документов» не является исчерпывающим, и стороны в своих взаимоотношениях могут использовать иные виды транспортных документов.
Описание коносамента, морской накладной, документа смешанной перевозки смотрите в комментариях к терминам FOB, CFR, СРТ. Речная накладная и речной коносамент, используемые для оформления перевозок грузов речным транспортом, в большинстве своем сходны с морской накладной и морским коносаментом. Поэтому в данном комментарии будет акцентировано внимание только на наиболее важных аспектах указанных выше транспортных документов, которые необходимо знать субъектам ВЭД для оформления ими перевозок товаров по условиям DES.
Итак, при оформлении перевозки коносаментомпокупателю (импортеру) товара на условиях DES необходимо учитывать то, что для получения товара в порту назначения такой покупатель должен будет предоставить оригинал коносамента перевозчику. Без предоставления оригинала коносамента перевозчик вправе не выдавать товар покупателю. Поэтому в таких случаях покупателю товара очень важно получить оригинал коносамента от продавца до момента прибытия судна в порт назначения. Хотя на практике бывают случаи, когда перевозчик выдает товар покупателю без предъявления последним оригинала коносамента, но под гарантию банка. В свою очередь экспортер товара должен своевременно передавать коносамент покупателю с тем, чтобы тот мог беспрепятственно получить товар (груз) от перевозчика.
При выдаче коносамента в случае фрахтования продавцом судна по чартерному договору, такой коносамент может содержать отсылку к чартеру (например, путем указания «все остальные условия согласно чартеру»). В ИНКОТЕРМС не содержится требование того, чтобы по условиям DES продавец предоставлял покупателю вместе с коносаментом и копию чартера. Однако стороны могут предусмотреть в договоре купли-продажи обязанность продавца предоставлять покупателю вместе с коносаментом и копию чартера.
При оформлении перевозки морской накладнойвопрос наличия у покупателя экземпляра такой накладной при прибытии судна с грузом в порт назначения не является таким актуальным, как при использовании коносамента. Потому что в данном случае перевозчик обязан выдавать товар (груз) получателю, указанному в накладной, после проверки документов, удостоверяющих личность такого получателя, и без необходимости предоставления последним экземпляра морской накладной. Следовательно, в качестве получателя груза продавец должен указывать в морской накладной покупателя.
Смешанная перевозка груза оформляется документом смешанной перевозки,который может быть оборотным (подобным коносаменту) и необоротным (подобным морской накладной). Поэтому покупателю необходимо учитывать, что когда перевозка оформляется оборотным документом смешанной перевозки, он должен получить данный документ от продавца до момента прибытия груза (товара) в порт назначения, поскольку получить товар от перевозчика он сможет лишь после предъявления ему оригинала такого документа. Когда же смешанная перевозка оформляется необоротным документом смешанной перевозки, то покупатель должен быть указан в данном доку-
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК N21
Термины иикотермс-2000
менте в качестве грузополучателя, которому перевозчик (оператор смешанной перевозки) обязан выдать груз, удостоверившись лишь в его личности, и без необходимости предъявления оригинала такого документа.
В Украине правовое регулирование морских перевозок, договора морской перевозки груза осуществляется на основании Кодекса торгового мореплавания Украины (РазделV). Выдержки из этого Кодекса, содержащие правовые нормы, которые необходимо знать субъектам ВЭД, особенно экспортерам, заключающим договора с использованием термина DES, смотрите в Подборке законодательства к термину FOB.
В пункте А. 8 Правил ИНКОТЕРМС (термин DES) предусмотрено, что при наличии договоренности между продавцом и покупателем об осуществлении электронной связи транспортные документы и иные доказательства поставки могут быть заменены эквивалентными извещениями по электронной связи (EDI). Однако применение указанного положения украинскими субъектами ВЭД в их отношениях с зарубежными контрагентами представляется довольно затруднительным, в связи с отсутствием необходимой правовой основы для этого в украинском законодательстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|