ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
Я ПРАВИЛА ИЙК01
——-^^-^^— термины инкотермс-2000
ство. В линейном судоходствеперевозки осуществляются по регулярным линиям между установленными портами, сообщение на которых поддерживается одним или несколькими судоходными предприятиями, по установленному расписанию и относительно стабильным ценам. При трамповом судоходствеперевозки осуществляются по нерегулярным рейсам, без четкого расписания с предоставлением всего судна или его части для перевозки груза от одного отправителя. В линейном судоходстве договор перевозки оформляется традиционно коносаментом. При трамповом судоходстве договор перевозки оформляется в виде чартера.
Необходимо отметить, что в линейном судоходстве линейные судоходные компании, как правило, принимают грузы к перевозке на свои склады задолго до подхода судов. Они хранят их на своих складах, организуют и оплачивают погрузку и выгрузку. Поэтому при таких обстоятельствах сторонам договора купли-продажи для условий поставки целесообразней использовать из терминов группы F термин FCA, вместо FOB, т.к. в таких ситуациях использование последнего может вызвать затруднения у продавца, поскольку он не сможет передать товар непосредственно на борт судна.
Коносамент- это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем, а также позволяющий его держателю распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить этот груз после завершения перевозки.
Коносамент выполняет три основные функции:
- удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке;
- является товарораспорядительным документом, т.к. дает право получить груз тому, на кого он выписан;
- свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.
Первая функция коносамента указывает на то, что он представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую погрузку на судно определенных товаров в указанном количестве и состоянии для перевозки к установленному месту назначения (при использовании термина FOB), или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки (при использовании терминов FCA и FAS). На коносаменте, получаемом при отгрузке товара на условии FOB, должно содержаться указание судоходной компании «груз на борту» или «груз погружен», а на коносаменте, получаемом при отгрузке товара на условии FCA или FAS, достаточным будет указание «груз принят к погрузке».
Вторая функция коносамента раскрывает его специфику среди иных транспортных документов, делая его товарораспорядительнымдокументом. Коносамент дает право владельцу его оригинала распоряжаться грузом. Только лицо, указанное в коносаменте или обладающее коносаментом на предъявителя, вправе потребовать от судовладельца выдачи товара, обозначенного в коносаменте, и имеет право распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, находящийся в пути и представленный коносаментом, това-рораспорядителю достаточно продать или переуступить свои права по коносаменту.
Третью функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий (линейных судах) или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части (т.е. когда не
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000
термины инкотермс-2000
заключается чартерный договор), являясь в таких случаях единственным доказательством наличия договора морской перевозки.
Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется бортовым коносаментом.Когда же товар принимается где-то в портовом складе или ином наземном грузовом терминале, т.е. до погрузки на борт судна, то судовладелец выдает коносамент для погрузки груза на борт судна (небортовой коносамент). Хотя в ИНКОТЕРМС не содержится четко такое требование, но поскольку по условию FOB продавец обязан поставить товар на борт судна, то, следовательно, он должен получить от судовладельца и предоставить покупателю бортовой коносамент как свидетельство о том, что товар погружен на борт судна. При использовании же терминов FCA и FAS, когда товары принимаются перевозчиком до погрузки их на борт судна, продавцу достаточно будет получить коносамент с отметкой «груз принят к погрузке» (небортовой коносамент).
Коносамент может быть выписан трех видов: именной, ордерный и на предъявителя. В именном коносаменте указывается, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования. Ордерный коносамент предполагает, что грузоотправитель или грузополучатель может передать свои права третьему лицу, поставив на обороте свою подпись и печать (индосирование). Коносамент на предъявителя предполагает, что товар передается любому лицу — держателю коносамента. Для условий F (FOB, FAS, FCA) предпочтительней, чтобы морская перевозка оформлялась именным коносаментом с указанием в нем в качестве получателя покупателя товара по договору купли-продажи, или же ордерным коносаментом, составленным по «приказу получателя», а продавец не имел возможности индосировать коносамент на имя третьего лица.
Коносамент содержит сведения о названии судна, тоннаже судна, наименовании портов погрузки и выгрузки, сумме фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, сведения о числе выданных экземпляров коносамента, описании груза и др. (см. ст. 138 Кодекса торгового мореплавания Украины в Подборке законодательства).
Порядок отгрузки товара на условиях FOB с выдачей коносамента, как правило, происходит следующим образом: перед погрузкой продавец (грузоотправитель) готовит поручение на отгрузку, содержащее все необходимые для погрузки на судно сведения о товаре (такое поручение на отгрузку является, в частности, тем документом, о котором говорится в ч.З ст. 137 Кодекса торгового мореплавания Украины; см. Подборку законодательства); при погрузке на судно сначала может выписываться штурманская расписка, удостоверяющая принятие товара на борт судна; после завершения погрузки выдается коносамент (или штурманская расписка заменяется коносаментом).
Коносамент подготавливается экспортером (или экспедитором), а затем передается компании перевозчика для заполнения. Компания перевозчика подтверждает приемку товара и, если она не находит каких-либо внешних дефектов товара или упаковки, выдает «чистый коносамент»,который означает, что товары «находятся во внешне хорошем состоянии». Если же при приемке товара компания перевозчика обнаруживает какие-то повреждения (дефекты) товара или упаковки, то она вносит оговорки о таких повреждениях в коносамент. Коносамент с такими оговорками квалифицируется как «нечистый коносамент».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|