ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000
Термины инкотермс-2000
Условия термина FOB предусматривают, что основная перевозка осуществляется морским или внутренним водным транспортом (или тем и другим одновременно). Однако это не означает, что покупатель обязан осуществлять всю перевозку только этим видом транспорта. Например, основную перевозку он может осуществить морем до соответствующего порта назначения в своей или другой какой-то стране, а после этого доставить товар в конечный пункт назначения (на свой склад), находящийся внутри страны назначения товара, автомобильным, железнодорожным или речным транспортом. Но необходимо помнить, что все риски и расходы по таким перевозкам полностью будет нести покупатель товара.
В пункте А.З указывается, что у продавца нет обязательств перед покупателем относительно договора перевозки. Однако это не означает, что продавец полностью сво-боден от необходимости осуществлять какую-либо перевозку товара. В том случае, когда обусловленный сторонами пункт поставки находится за пределами помещений продавца (что при использовании термина FOB имеет место в большинстве случаев), продавец должен осуществить за свой счет и на свой риск пре-перевозку (подвоз) товара в согласованный сторонами пункт поставки в порту отгрузки товара.В этой ситуации продавец самостоятельно выбирает перевозчика для такой перевозки, определяет вид транспорта, способ и иные условия данной перевозки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обязанности сторон относительно перевозки товара по условиям Термина FOB в ИНКОТЕРМС-2000 остались такими же, как и в ИНКОТЕРМС-1990.
Покупатель обязан принять надлежащую поставку товара, когда он размещен на борту указанного судна.Невыполнение покупателем данной обязанности, во-первых, не освобождает его от обязанности по уплате цены за товар, предусмотренной в договоре купли-продажи, а во-вторых, может повлечь за собой преждевременный переход риска утраты или повреждения товара согласно пункту Б.5 или возложить обязанность по уплате дополнительных расходов по товару согласно пункту Б.6 на такого покупателя.
Переход рисков и расходов по товару с продавца на покупателя Правила ИНКОТЕРМС-2000, точно так же, как и ИНКОТЕРМС-1990, увязывают с моментом пересечения товаром поручней судна:
-до перехода товара через поручни судна все расходы и риски по товару несет продавец;
- после перехода товара через поручни судна все расходы и риски по товару несет покупатель.
Однако на практике поручни судна для распределения между сторонами функций, расходов и риска не являются надлежащим критерием. Распределение между сторонами расходов и риска в момент, когда груз завис над поручнями судна, является сложной задачей. Если буквально следовать указанному критерию, то было бы необходимым учитывать стоимость рабочей силы, аренды кранов и т.п., применяемых для погрузки груза на борт судна, разделяя их на рабочие часы и затраты, использованные до и после пересечения поручней судна. Но практически для распределения расходов по погрузке между сторонами такой метод не применяется.
Указанная проблема вызывает определенные трудности с употреблением условий FOB еще и потому, что судовые поручни, выступающие в качестве пункта раз-
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
Э90/2000
Термины инкотермс-2000
деления функций, расходов и рисков между сторонами, в буквальном смысле, на практике можно встретить редко.
В настоящее время погрузка груза на борт судна в большинстве случаев осуществ-! ляется полностью портовыми погрузочными компаниями при помощи их собственных 1 или портовых кранов и иных погрузочных средств. Это приводит к тому, что ссылка^ имеющаяся в правилах FOB касательно судовых поручней, не дает достаточных инструкций относительно того, каким образом покупатель и продавец должны делить рас-1 ходы по оплате счета за погрузку товара. Поэтому существует практика, по которой | распределение между продавцом и покупателем расходов по погрузке осуществляется согласно обычаям порта отгрузки.Об этом также говорится и в пункте A.4:J «Продавец обязан погрузить товар на борт судна ... в соответствии с обычаями порта». В разных портах существуют разные обычаи, которые могут колебаться от возложения! на покупателя всех расходов по погрузке (в этом случае условия FOB в вопросе расхо-1 дов по погрузке будут аналогичными условиям FAS) до возложения на продавца всех! погрузочных расходов. Но наиболее соответствующими природе термина FOBi являются те обычаи, в соответствии с которыми расходы по погрузке при помощи раз-j личных методов разделяются между продавцом и покупателем.
Если же в стоимость фрахта судна включена и стоимость погрузочных работ в nop-J ту отгрузки, то здесь особых проблем по поводу распределения между сторонами ] ходов на погрузку не должно возникнуть, поскольку покупатель, оплачивая фрахт < на, оплачивает и погрузочные работы. Такая практика распространена при перевозках! грузов в линейном судоходстве.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что покупателю, не знающе» обычаи порта в стране продавца, следует быть осмотрительным при использова нии условий FOB. Ему очень важно рассмотреть проблему распределения расхо дов по погрузке еще при обсуждении договора купли-продажи и согласовании це ны товара.
Одним из выходов для покупателя, не знающего в достаточной степени обыча порта отгрузки или не желающего нести расходы по погрузке товара на борт судна, жет быть установление в договоре купли-продажи расширенного обязательства давца по поставке товара на борт судна путем добавления к термину FOB оговор «FOB stowed» (ФОБ со штивкой) или «FOB stowed and trimmed»(ФОБ со штивк и укладкой). Это значит, что на продавца возлагается обязанность погрузки и надлеи щего размещения товара на судне и оплата всех расходов по погрузке (например,; ладка товара в трюмах и помещениях судна продавцом за свой счет). Такие оговорк следует рассматривать в качестве дополнительных услуг продавца покупателю.
Относительно перехода рисков на товар в пункте А.5 указано, что «продавец об зан ... нести все риски утраты или повреждения товара до момента перехода его' рез поручни судна в согласованном порту отгрузки», а в пункте Б.5 указано, что «щ купатель обязан нести все риски утраты или повреждения товара с момента его i рехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки». Хотя, как уже говор лось выше, поручни судна не являются надлежащим критерием для распределени между сторонами функций, в том числе и рисков по товару. Для подтверждения:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|