|
Можно превратиться в насмешников 12 глава
Некий ученик долгое время служил учителю и осознал Себя. Он пребывал в Блаженстве и хотел выразить свою благодарность учителю. В слезах радости он сказал дрожащим голосом: "Удивительно, почему я не знал своё сокровенное Я все эти годы? Я страдал долго, и Вы так милостиво помогли мне осознать Себя. Как я могу возблагодарить за Вашу Милость? Не в моих силах сделать это!" Учитель ответил: "Хорошо, хорошо. Твоя благодарность состоит в том, чтобы снова не впасть в неведение, наоборот – постоянно пребывать в состоянии своего истинного Я".
[Замечание составителя английского оригинала.
Атман – Учителъ и всё остальное. Осознание Атмана означает Само-отдачу, или погружение в Учителя. Что ещё может кто-нибудь сделать? Это высочайшая форма благодарности Учителю.]
Января
613.Молодой человек спросил: Мысли являются не более чем материей?
М.Что вы имеете в виду? Вы понимаете "материю" как вещи, которые видите вокруг себя?
П.Да, грубые вещи.
М. Ктозадает этот вопрос? Ктомыслитель?
П.Этот мыслитель – дух.
М.Тогда вы подразумеваете, что дух порождает материю?
П.Я сам хочу знать.
М.Как вы различаете материю и дух?
П.Дух – это сознание, а материя им не является.
М.Может ли сознание порождать отсутствие сознания, может ли свет породить темноту?
Января
614.В Холле было несколько представительных мужчин. Шри Бхагаван говорил с ними спустя какое-то время после их прибытия.
М.В чём польза от попытки вспомнить прошлое или открыть будущее? Имеет значение только настоящее. Позаботьтесь об этом, а остальное само позаботится о себе.
П.Разве плохо жаждать чего-либо?
М.Не следует приходить в восторг, когда желание исполнено или разочаровываться при неудаче. Ликовать при исполнении желания так обманчиво. То, что обретено, неизбежно будет, в конце концов, утрачено. Поэтому радость должна в будущем закончиться в страдании. Не следует давать место чувствам наслаждения или страдания, что бы ни происходило. Как события воздействуют на человека? Вы не вырастаете, приобретая что-либо, и не вянете, утрачивая это. Вы остаётесь тем, чем всегда являетесь.
П.Мы мирские люди и не можем сопротивляться желанию.
М.Вы можете иметь сильное желание, но будьте готовы к любому развитию событий. Предпринимайте усилие, но не теряйте голову, когда дойдёт до результата. Невозмутимо примите всё, что происходит, ибо наслаждение и страдание это лишь видоизменения ума, которые не имеют отношения к объективной реальности.
П.Каким образом?
М.В одной деревне на Юге Индии жили два молодых приятеля. Они были образованны и хотели что-нибудь заработать для помощи своим родным. Оставив родителей, они отправились в паломничество в Бенарес. По дороге один из них умер, и спутник остался в одиночестве. Он странствовал какое-то время и за несколько месяцев снискал себе хорошее имя и заработал немного денег. Он хотел заработать больше, прежде чем вернётся к себе домой. Тем временем он встретил паломника, который шёл на Юг и должен был пройти через родную деревню этого юноши. Он попросил своего нового знакомого рассказать родителям, что собирается вернуться через несколько месяцев с полным кошельком, а также то, что его спутник умер в дороге. Этот человек пришёл в деревню и нашёл всех родителей. Он сообщил им новости, но перепутал имена двух молодых приятелей. Поэтому родители живого оплакивали их предполагаемую утрату, а родители умершего были счастливы, ожидая возвращения своего сына, да ещё с тугим кошельком.
Теперь вы видите, что радость и страдание не имеют отношения к действительным событиям, являясь лишь видоизменениями ума.
615. Кто-то другой из той же группы спросил: Как уничтожить эго?
М.Сначала схватите эго, а потом спрашивайте, как его уничтожить. Кто задает этот вопрос? Это делает эго. Может ли эго когда-нибудь согласиться убить себя? Ваш вопрос – верный способ взлелеять эго, но не убить его. Если вы ищете эго, то обнаружите, что оно не существует. Это и есть путь к его уничтожению.
В этой связи я часто вспоминал смешной случай, который произошёл, когда я жил в Мадурае на улице Вест Читрай. Жилец из соседнего дома предчувствовал появление вора и принял меры, чтобы поймать его. Он поставил полицейских в штатском охранять оба конца улицы, вход и заднюю дверь собственного дома. Вор пришёл, как и ожидалось, а охранники ринулись, чтобы схватить его. Тот мгновенно уловил ситуацию и закричал: "Держи его, держи его. Там – он бежит – там – там". После этого вор благополучно ускользнул от погони.
Точно так же и с эго. Ищите его и его не найдёте. Это способ избавиться от него.
Января
616. П.Является ли дживанади чем-то реальным или это плод воображения?
М.Йогины говорят, что есть нади, именуемое дживанади, атманади или паранади. Упанишады свидетельствуют о неком центре, от которого ответвляются тысячи нади. Некоторые локализуют этот центр в мозгу, другие – в иных местах. Гарбха упанишада прослеживает образование плода и рост ребёнка в лоне матери. Считается, что джива входит в ребёнка через родничок на седьмом месяце его роста. В качестве доказательства указывают, что родничок у ребёнка нежен и заметно пульсирует. Проходит несколько месяцев, и он становится костью. Таким образом, джива приходит сверху, входит через родничок и действует через тысячи нади, которые распространены по всему телу. Поэтому искатель Истины должен концентрироваться на сахасраре,т. е. мозге, для того чтобы возвратиться в свой источник. Считается, что пранаяма помогает йогину пробудить кундалини шакти, лежащую свёрнутой в солнечном сплетении. Шакти поднимается через нерв, именуемый сушумна, который встроен в сердцевину позвоночника и простирается до мозга.
Концентрация на сахасраре обязательно приводит к экстазу самадхи. Васаны,т. е. скрытые умственные склонности, при этом, однако, не разрушаются. Следовательно, йогин обязан пробудиться от самадхи,ибо освобождение от зависимости ещё не завершено. Он ещё должен пытаться искоренить присущие ему васаны для того, чтобы скрытые склонности, всё ещё присутствующие в нём, не нарушали покой его самадхи. Поэтому он спускается из сахасрары к Сердцу через канал, называемый дживанади,являющийся лишь продолжением сушумны. Отсюда видно, что сушумна представляет собой кривую. Она начинается от солнечного сплетения, поднимается сквозь спинной мозг до головного и оттуда изгибается вниз, заканчиваясь в Сердце. Когда йогин достигает Сердца, самадхи становится постоянным. Таким образом, мы видим, что Сердце – конечный центр.
Некоторые Упанишады также говорят о 101 нади,которые распространяются из Сердца. Одна из них является жизненной нади. Если джива спускается сверху и отражается в мозгу, то, как говорят йогины, там должна действовать некая отражающая поверхность. Она должна также быть способной ограничить Бесконечное Сознание до пределов тела. Короче говоря, Всеобщее Бытие становится ограниченным как джива. Такой ограничивающий посредник украшен букетом васан индивидуума. Он действует как вода в горшке, которая отражает образ объекта. Если горшок осушить, то в нём не будет отражения. Объект отражаться не будет. Объектом здесь является Всеобщее Бытие-Сознание, которое пронизывает всё и, следовательно, присутствует во всём. ЕМУ нет нужды быть познанным лишь через отражение; ОНО блистает Само по себе. Поэтому цель искателя должна состоять в том, чтобы высушить васаны в Сердце и не позволять отражающему посреднику загораживать Свет Вечного Сознания. Истинная Природа достигается поиском источника эго и погружением в Сердце. Это прямой метод Само-Реализации. Принявшему его не нужно беспокоиться о нади,центре над головой (сахасраре), сушумне, паранади, кундалини, пранаяме или шести центрах (чакрах).
Атман не приходит откуда-то и не входит в тело через макушку головы. ОН есть такой, какой ЕСТЬ, всегда сверкающий, всегда устойчивый, неподвижный и неизменный. Наблюдаемые изменения не присущи Атману, который пребывает в Сердце и самолучезарен, как Солнце. Эти изменения видимы в Его Свете. Отношение между Атманом и телом или умом могут быть сравнимы со связью между чистым кристаллом и его задним фоном. Если кристалл помещён против красного цветка, он сияет красным; если помещён против зеленых листьев – зелёным и т. д. Человек ограничивает себя пределами изменчивого тела или ума, который получает своё существование от всегда неизменного Я, Атмана. Всё, что необходимо, – это отбросить указанное ошибочное тождество, и, когда это сделано, вечно сияющее Я будет переживаться как единая недвойственная Реальность.
Говорят, что отражение Сознания находится в тонком теле [сукшма шарира], которое представляется состоящим из мозга и нервов, расходящихся ко всем частям туловища, главным образом через позвоночный столб и солнечное сплетение.
Когда я жил на Горе, Наяна[186] (Кавьякантха Ганапати Муни) однажды доказывал, что мозг является местом нахождения васан, потому что состоит из бесчисленных клеток, содержащих васаны, освещаемые светом Атмана, который проецируется из Сердца. Только после этого человек работает или мыслит.
Но я сказал: "Как так может быть? Васаны должны быть с Атманом человека, они никогда не могут остаться в стороне от Я. Если, как ты[187] говоришь, васаны содержатся в мозгу и Сердце есть местонахождение Атмана, то человек, который обезглавлен, должен быть избавлен от своих васан и никогда уже не родится снова. Ты согласен, что это абсурд. Можешь ли ты сказать, что Атман находится в мозгу вместе с васанами? Если так, то почему голова склоняется, когда наступает сон? Более того, человек не прикасается к своей голове, когда говорит "Я". Отсюда следует, что Атман находится в Сердце и васаны также находятся там в чрезвычайно тонкой форме".
Когда васаны проецируются из Сердца, они связаны со Светом Атмана и говорят, что человек думает. Васаны, которые лежат внутри в атомическом состоянии, вырастают в размерах, когда проходят от Сердца к мозгу. Мозг – экран, на который отбрасываются образы васан, и это также место их функционального распределения. Мозг – местонахождение ума, и ум действует через него.
Поэтому затем происходит следующее. Когда васана освобождена и вступает в игру, она связана со светом Атмана. Она проходит от Сердца к мозгу и на своём пути растёт всё больше и больше, пока одна не охватит всё поле; и все остальные васаны приводятся, таким образом, временно в бездействие. Когда мысль отражена в мозгу, она появляется как некий образ на экране. О человеке тогда говорят, что у него ясное восприятие вещей. Он – великий мыслитель или открыватель. Ни мысль, провозглашаемая оригинальной, ни вещь, ни страна, которая провозглашается каким-то новым открытием, не являются по-настоящему оригинальными или новыми. Они не могли бы проявиться, если бы их уже не было в уме. Они были, конечно, очень тонкими и не воспринимались, поскольку лежали, вытесненные более настоятельными или настойчивыми мыслями или васанами. Когда последние растратят себя, эта мысль возникает и посредством концентрации Свет Атмана делает её ясной, так что она выглядит значительной, оригинальной и революционной. На самом деле она всё время была внутри.
В Йога-шастрах эта концентрация называется самьяма. Желания человека могут выполняться при помощи этого процесса, и это называется сиддхи. Вот как сделаны так называемые новые открытия. Даже миры могут создаваться таким методом. Самьяма ведёт ко всем сиддхам. Но они не проявляются до тех пор, пока сохраняется эго. Концентрация, согласно йоге, завершается в разрушении переживающего (эго), переживания и мира, и затем бывшие желания должным образом выполняются. Эта концентрация дарует человеку даже силы создания новых миров. Это проиллюстрировано в Айндава Упакхьяне в Йога-Васиштхе (рассказ об Айндавах) и в Ганда Сайла Локе в Трипура Рахасъе (рассказ о мире внутри горы Сайла).
Хотя сверхобычные силы кажутся удивительными для тех, кто ими не обладает, они тем не менее исключительно преходящи. Бесполезно домогаться того, что временно. Все эти чудеса содержатся в одном неизменном Атмане. Мир, таким образом, находится внутри, а не вовне. В Шри Рамана Гите, в стихах 11 и 12 пятой главы, говорится об этом. "Вся вселенная находится в теле, и всё тело в Сердце. Следовательно, вся вселенная содержится в Сердце"[188]. Поэтому в самьяме для получения различных сиддх проводится концентрация на различных частях тела. Также считается, что Вишва или Вират содержат космос в пределах своего тела. И опять: "Мир – не что иное, как ум, и ум – не что иное, как Сердце; это вся истина". Итак, Сердце охватывает всё. Это то, чему учили Шветакету, приводя в качестве иллюстрации семя фигового дерева. Источником всего является точка, не имеющая каких-либо размеров. Она распространяется как космос, с одной стороны, и как Бесконечное Блаженство – с другой. Эта точка – основной пункт. От неё отправляется в путь одиночная васана, размножаясь как переживающее "Я", переживание и этот мир. В известной мантре[189] упоминаются и переживающий и источник. Две птицы, совершенно одинаковые, возникают одновременно.
Когда я находился в Скандашраме, я иногда выходил и сидел на скале. Однажды рядом со мной были двое или трое, включая Рангасвами Янгара. Внезапно мы заметили, что какое-то маленькое насекомое, напоминающее мотылька, взлетело, как ракета, в воздух из трещины в скале. В одно мгновение насекомое размножилось на миллион мотыльков, которые образовали облако и скрыли от глаз небо. Мы изумились этому и исследовали, откуда оно взлетело. Мы нашли лишь крошечное отверстие и поняли, что так много насекомых не могло вылететь из него за столь короткое время.
Точно так же ахамкара (эго) выстреливается, словно ракета, и одновременно распространяется как Вселенная.
Сердце является, таким образом, центром. Человек никогда не может быть в стороне от него. Если это происходит, то он уже мёртв. Хотя Упанишады говорят, что в различных случаях джива действует через другие центры, тем не менее джива не оставляет Сердце. Центры являются только местом действия (об этом говорится и в Веданта Чудамани). Атман привязан к Сердцу, как корова привязана к колышку. Её движения контролируются длиной веревки, а все блуждания сосредоточены вокруг колышка.
Гусеница ползет по травинке, а когда травинка заканчивается, ищет другую опору. Делая это, она держится своими спрятанными ножками за травинку, поднимает тело и раскачивается взад и вперёд до тех пор, пока не схватится за другую. То же и с Атманом. ОН пребывает в Сердце, а также использует другие центры согласно обстоятельствам, но Его активности всегда сосредоточены вокруг Сердца.
617. Человек может пребывать в пяти состояниях. Они таковы: 1) джаграт,2) свапна,3) сушупти,4) турия,5) туриятита. Среди них бодрствующим состоянием является джаграт.
В нём джива в аспекте Вишва и Господь в аспекте Вират,пребывающие вместе в восьми лепестках лотоса Сердца, действуют через глаза и наслаждаются новыми удовольствиями от различных объектов при помощи всех чувств, органов и т. п. Пять грубых элементов, которые широко распространены, десять чувств, пять жизненных энергий, четыре внутренние способности, т. е. все эти двадцать четыре основы – все они вместе образуют грубое тело. Это состояние джаграт характеризуется саттва гуной,обозначается буквой А и руководится божеством Вишну. Свапна – это состояние сновидений, в котором джива в аспекте Тайджаса и Господь в аспекте Хираньягарбха,пребывающие вместе в венчике Лотоса Сердца, действуют в шее и переживают посредством ума результаты впечатлений, собранных в бодрствующем состоянии. Все эти принципы, пять грубых элементов, воля и интеллект, всего их 17, вместе образуют тонкое тело сновидений, которое характеризуется гуной раджас,обозначается буквой У и руководится божеством по имени Брахма. Так говорит тот, кто знает.
Сушупти – это состояние глубокого сна, в котором джива в аспекте праджня и Господь в аспекте Ишвара,пребывающие вместе в тычинке Лотоса Сердца, переживают блаженство Высочайшего посредством тонкой авидьи (незнания). Как курица после дневного блуждания по двору зовёт цыплят к себе, закрывает их крыльями и идёт отдыхать на ночь, так и тонкое человеческое существо после завершения переживаний джаграт и свапна,длящихся некоторое время, вступает вместе с впечатлениями, собранными в этих состояниях, в причинное тело, которое составлено из незнания, характеризуется гуной тамас,обозначается буквой М и руководится божеством Рудрой.
Глубокий сон есть не что иное, как переживание чистого бытия. Три состояния именуются различными именами, такие как три региона, три крепости, три божества и т. д. Бытие всегда пребывает в Сердце, как указано выше. Если в состоянии джаграт Сердце не оставлено, умственные активности успокоены и созерцается один Брахман,то это состояние называется турия. Опять-таки, когда индивидуум погружается в Высочайшее, то такое состояние именуется туриятита. Растительное царство всегда находится в сушупти;животные обладают как свапна,так и сушупти;боги (небожители) всегда в джаграт. Человек имеет все три состояния, но ясновидящий йогин пребывает только в турие, а высочайший йогин остаётся только в туриятите.
Для среднего человека три состояния чередуются непроизвольно. Последние два (турия и туриятита)являются, однако, результатами практики и служат условиями для освобождения. Каждое из остальных трёх состояний (джаграт, свапна и сушупти) исключает два других и ограничено условиями времени и пространства. Поэтому они нереальны.
Само наше переживание состояний джаграт и свапна доказывает, что Сознание как Атман лежит в основе всех пяти состояний, оставаясь всегда совершенным и свидетелем их всех. Но по отношению к подобному сознанию в глубоком сне каждый человек, как известно, говорит: "Я не сознавал ничего; я спал крепко и счастливо". Два обстоятельства выявляются из этого утверждения (отсутствие всякого восприятия и счастье крепкого сна). Если бы они не существовали и не переживались в глубоком сне, то в бодрствующем состоянии тот же самый человек не мог бы их выразить. Логический вывод тоже ведет к такому же заключению. Так же как глаз видит темноту, окутывающую все предметы, так и Атман видит темноту незнания, охватывающую мир явлений.
Эта темнота была испытана после того, как Атман появлялся в точках высочайшего блаженства, сиял мгновенье и ускользал прочь в такой же тонкой неуловимости, как и лучи луны, что проглядывают через покачивающуюся листву[190]. Опыт, однако, происходил не через каких-либо посредников (таких как суждения ума), и он подтверждает тот факт, что сознание в глубоком сне существует. Отсутствие восприятия вызывается отсутствием относительного знания и счастьем отсутствия бурлящих мыслей.
Если переживание блаженства в глубоком сне является фактом, то почему тогда ни одно из всех человеческих существ не вспоминает его? Ныряльщик, который обнаружил под водой желаемую вещь, не может известить о своей находке людей, наблюдающих с берега, пока сам не появится из воды. Подобно этому, глубоко спящий не в состоянии выразить свой опыт, ибо не может связаться с органами выражения, пока васаны в должное время не пробудят его. Поэтому отсюда следует, что Атман есть свет Cam, Чит и Ананды.
Вишва, Тайджаса и Праджня обозначают того, кто переживает состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна соответственно. Та же самая индивидуальность (джива)лежит в основе их всех. Они поэтому не представляют Истинное Я, которое есть чистая Cam, Чит, Ананда. Уже говорилось, что переживание в глубоком сне является блаженством Брахмана. Это только негативный аспект такого блаженства, поскольку он является результатом отсутствия мыслей. Более того, он преходящ. Такое блаженство – только абхаса,подделка Высочайшего Блаженства. Оно не отлично от блаженного ощущения чувственных удовольствий. Переживающий глубокий сон [праджня]считается связанным с Атманом. Поэтому в глубоком сне индивидуальность присутствует (только) потенциально.
Атман – основа всех переживаний. ОН остаётся как свидетель и поддержка их всех. Реальность, таким образом, отлична от этих состояний – бодрствования, сновидений и глубокого сна.
Февраля
618.Джентльмен из Хардвара: При анализе себя я выхожу за пределы интеллекта, и тогда там нет счастья.
М.Интеллект – лишь инструмент Атмана. Он не может помочь вам познать то, что лежит за ним.
П.Я понимаю это. Но за ним нет счастья.
М.Интеллект – инструмент, которым познаются неизвестные вещи. Но вы, будучи Атманом, который Сам есть знание, уже познаны; поэтому вы не становитесь объектом познания. Интеллект заставляет вас увидеть внешние вещи, а не то, что является его собственным источником.
П.Вопрос повторяется.
М.Интеллект полезен до определённой степени, он помогает вам анализировать себя, но не более того. После этого его необходимо погрузить в эго, а источник эго должен быть найден. Если это сделать, то эго исчезает. Оставайтесь тем источником, и тогда эго не возникнет.
П.Но в том состоянии нет счастья.
М."Нет счастья" – это только мысль. Атман есть блаженство, чистое и простое. Вы – Атман, Я. Поэтому вы – не что иное, как блаженство, а, будучи им, вы не можете сказать, что здесь нет счастья. То, что говорит такое, не может быть Я;это говорит не-Я, и от него должно избавиться, чтобы осознать блаженство Я.
П.Как это следует сделать?
М.Поймите, откуда возникает мысль. В уме. Поймите, для когоум или интеллект действует. Для эго. Погрузите интеллект в эго и ищите источник эго. Эго исчезает. Представления: "Я знаю" и "Я не знаю" подразумевают наличие какого-то субъекта (который познаёт) и некого объекта (который познаётся). Они существуют благодаря двойственности. Атман является чистым и абсолютным, Одним и единственным. Нет двух "я" с тем, чтобы одно могло познать другое. Где же тогда присутствует двойственность? Двойственность не может присутствовать в Атмане, который является Одним и единственным. Двойственным должно быть не-Я. Двойственность – это характеристика эго. Когда мысли возникают, присутствует двойственность; знайте её как эго и ищите его источник.
Степень отсутствия мыслей и есть мера вашего продвижения к Само-реализации. Но Само-Реализация неизменна и понятие "прогресс" к ней не применимо. Атман всегда Реализован. Препятствуют мысли, и прогресс измеряется степенью удаления помех к пониманию того, что Атман всегда Реализован. Поэтому нужно контролировать мысли, выясняя, для когоони возникают. Поэтому идите к их Источнику, где они уже не поднимаются.
П.Сомнения постоянно возникают. Поэтому я и задал этот вопрос.
М.После прояснения одного сомнения появляется другое, которое, будучи разрешённым, прокладывает дорогу следующему, и т. д. Поэтому все сомнения развеять невозможно. Ищите, для когоони возникают. Идите к их источнику и пребывайте в нём. Тогда они перестанут появляться. Вот как следует прояснять сомнения.
Атма самстхам манах кртва на кинчидапи чинтайет[191].
(После погружения ума в Атман не поднимется даже какая-либо единственная мысль.)
П.Только Милость может помочь мне в этом.
М.Милость не является внешней. На самом деле само ваше страстное желание милости вызвано Милостью, которая уже в вас.
619.Некий джентльмен из штата Андхра-Прадеш зачитал стих из Вивекачудамани[192], передающий восприятие Брахмана у Майт-рейи в Брихадараньяка упанишаде[193]и спросил о смысле (термина) атма, который имелся там.
М.Истинная Природа, Я.
П.Разве нет любви [према] к чему-нибудь ещё?
М.Желание счастья [сукха према]является доказательством вечно существующего счастья Атмана. В противном случае, как может жажда его возникнуть в вас? Если бы головная боль была естественной для человеческих существ, то никто бы не старался избавиться от неё. Но каждый, у кого болит голова, старается избавиться от головной боли, потому что помнит время, когда её у него не было. Он хочет лишь того, что для него естественно. Поэтому он также жаждет счастья, ибо счастье естественно для него. Будучи естественным, оно не приобретается. Человеческие старания могут только избавить от страданий. Если это будет сделано, то почувствуется вечно-присутствующее блаженство. Первичное блаженство затемнено не-Я, которое синонимично с отсутствием блаженства, или несчастьем. Дукха насам = сукха прапти. (Утрата несчастья равнозначна приобретению счастья.) Счастье, смешанное с несчастьем, – лишь несчастье. Когда несчастье полностью устранено, тогда, говорят, достигается вечно-присутствующее блаженство. Удовольствие, которое заканчивается страданием, – несчастье. Человек хочет избежать такого удовольствия. Удовольствия бывают прийя, мода и пра-мода. Когда желаемый объект близок к достижению, тогда возникает прийя;когда он стал собственностью – мода; когда им наслаждаются, преобладает пра-мода. Причина того, что эти состояния доставляют удовольствие, заключается в том, что одна мысль исключает все другие, и затем эта единственная мысль также погружается в Атман. Этими состояниями наслаждаются только в анандамайя коше. Как правило, виджнянамайя коша преобладает при бодрствовании. В глубоком сне все мысли исчезают, и состояние помрачения является одним из блаженств; здесь преобладающее тело – анандамайя. Все эти тела – покровы, а не сердцевина, которая является внутренней по отношению ко всем ним. Она лежит за пределами бодрствования, сновидения и глубокого сна. Она является Реальностью и состоит из истинного блаженства [ниджананда].
П.Разве хатха-йога не является необходимой для исследования Атмана?
М.Каждый человек находит наиболее подходящий для себя метод под влиянием скрытых склонностей ума [пурва самскары].
П.Могу ли я в моём возрасте практиковать хатха-йогу?
М.Почему вы обо всём этом думаете? Так как вы считаете Атман внешним по отношению к себе, то жаждете и добиваетесь этого. Но разве вы не существуете всё время? Почему оставляете себя и идёте за чем-то внешним?
П.В Апарокша-анубхути[194]говорится, что хатха-йога необходима как помощь при Само-исследовании[195].
М.Хатха-йогины настаивают на поддержании готовности тела для беспрепятственного проведения исследования. Далее они выступают за такое продление жизни, чтобы исследование можно было довести до успешного конца. Вдобавок они с той же целью используют некоторые лекарства [кая-калъпа].Их излюбленный пример таков: холст должен быть совершенным, прежде чем начнётся процесс живописи. Верно, но где здесь холст и где процесс писания картины? Согласно хатха-йогинам, тело – холст, а исследование Атмана – живопись. Но разве само тело не является рисунком на холсте, Атмане?
П.Но о хатха-йоге так много говорят как о помощи.
М.Правильно. Даже знаменитые пандиты,очень сведущие в Веданте, продолжают практиковать её. Иначе им не утихомирить ум. Поэтому вы можете считать её полезной для тех, кто не способен успокоить ум другим способом.
П.Говорят, что сагуна упасана (почитание личного Бога) является несовершенной. Также говорят, что ниргуна упасана (преданность безличному) тяжела и опасна. Я пригоден только для первого. Что мне делать?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|