Константин Геннадьевич Кравчук 7 глава
Шри Бхагаван также добавил, что если бы васаны находились в голове, а не в Сердце, то они уничтожались бы при отрубании головы и тогда перевоплощения заканчивались бы. Но это не так. Следовательно, васаны пребывают в Атмане, т. е. в Сердце, а не в мозгу (который является просто сценой для игры васан, приходящих из театральной уборной – Сердца).
Апреля
403.Кто-то упомянул о выдержке из журнала "Modern Psychological Review" (Современное психологическое обозрение), желая знать, можно ли использовать какие-либо инструменты для обнаружения Сердечного центра, были ли доступны подходящие субъекты для записи переживания адептов на духовном пути и т. д. Собравшиеся в Холле заговорили. Шри Бхагаван сказал: В книге "Самореализация" написано, что в происшествии (у Черепашьей скалы, в 1912 году) я потерял сознание и появились симптомы смерти, тогда как на самом деле я всё время сохранял сознание. Я мог чувствовать остановку физического сердца и, равным образом, действие незатронутого Сердечного центра. Это состояние длилось около четверти часа[51].
П.Правда ли, что некоторые преданные имели привилегию чувствовать Сердечный центр Шри Бхагавана с правой стороны груди, размещая свои руки на груди Шри Бхагавана?
М.Да.
(Г-н Вишванатха Айяр, Нараяна Редди и другие сказали, что они чувствовали Сердечный центр Шри Бхагавана, расположенным с правой стороны, помещая руки на его грудь.)
Один из почитателей справедливо заметил, что если руки могут чувствовать и определять местонахождение Сердечного центра, то деликатные научные инструменты определённо должны делать это.
П.Говорят, что Сердце расположено справа, слева или в центре грудной клетки. Но при таком различии во мнениях как нам медитировать на Сердце [Хридайя]?
М.Вы ЕСТЬ, и это факт. Дхьяна [медитация] выполняется вами, о вас и в вас. Она продолжается там, где вы находитесь, а не вне вас. Поэтому вы – центр дхьяны, и он есть Сердце.
Его местоположение, однако, дано со ссылкой на это тело. Вы знаете, что вы есть. Где вы? Вы находитесь в теле, а не вне его. Всё же (сам Сердечный центр) – это не тело в целом. Хотя вы и наполняете собой тело в целом, вы тем не менее допускаете наличие некого центра, из которого начинаются все ваши мысли и где они успокаиваются. Даже когда конечности ампутированы, вы находитесь там, пусть и с повреждёнными ощущениями. Поэтому необходимо принять существование такого центра. Его называют Сердцем. (Духовное) Сердце – это не просто центр, но Атман. "Сердце" есть только другое имя для Атмана.
Сомнения поднимаются, только когда вы отождествляете Его с чем-то осязаемым и физическим. Писания описывают Его как источник 101 нади и т. п. В Йога-Васиштхе Чудала говорит, что кундалини состоит из 101 нади, таким образом отождествляя одно с другим.
Сердце и не понятие, и не объект для медитации, но место медитации. Атман пребывает в совершенном одиночестве. Вы видите тело в Сердце, и этот мир тоже находится в Нём. Нет ничего отдельного от Сердца. Поэтому все виды усилий располагаются только там.
Апреля
404.Случайный посетитель спросил: Что такое ништа [духовное прикрепление]? Как необходимо направлять взгляд между бровями?
М.А как мы видим все эти вещи? Существует какой-то свет, посредством которого они видимы. Ваш вопрос равнозначен вопросу, как увидеть тот свет.
П.В чём состоит значение места между бровями?
М.Его можно выразить, если сказать: "Не смотрите вашими глазами (используйте внутреннее Око)".
П.Для чего нужна регуляция дыхания?
М.Только для контроля ума.
Через несколько минут Шри Бхагаван продолжил: Ум действует и как свет, и как объекты. Если их удалить, то повсюду останется только свет.
П.Но мы должны знать, что такой свет имеется.
М.Видение, или познание, невозможно без такого света. Как вы узнаёте что-либо в глубоком сне? Мы познаём в теперешнем состоянии, поскольку присутствует свет. Свет – необходимый реквизит для зрения. Он очевиден в нашей повседневной жизни. Среди различных видов света самый важный – свет солнца. Поэтому и говорят о сиянии миллиона солнц.
П.Если мы давим пальцами на веки, то возникает свет.
Другой посетитель спросил: В чём польза от созерцания такого света?
М.Это делается, чтобы мы не забыли цель. Такая практика помогает человеку не отвлекать внимание к другим занятиям. Увидеть объект или обнаружить свет можно потому, что есть субъект, делающий это. Как влияет на субъект, видимы объекты или не видимы? Если свет, т. е. познающий, или сознание, видим, то не будет никакого объекта для видения. Чистый свет, т. е. Сознание, один останется повсеместно.
П.Почему же тогда необходима регуляция дыхания?
М.Контроль дыхания, или его регуляция, нужен лишь для сдерживания ума, так чтобы тот не мог блуждать.
П.Контроль дыхания нужен только для сдерживания ума?
М.Только видеть свет недостаточно; также необходимо иметь ум, занятый единственной деятельностью, как в том случае, когда беспокойный хобот слона вставлен в цепь.
П.Сколько требуется времени, чтобы добиться чинтамани (божественного самоцвета, исполняющего все желания его владельца)?
М.Пример чинтамани можно найти в Йога-Васиштхе. Чин-тамани означает подлинную природу Атмана. Рассказывают такую историю.
Один человек практиковал тапасъю, чтобы получить чинтамани. Какой-то драгоценный камень чудесным образом попал к нему в руки. Он подумал, что это никак не чинтамани, поскольку его усилия были слишком кратковременны и совершенно недостаточны для обретения самоцвета. Он выбросил его и продолжил тапас. Позднее какой-то садху положил перед ним блестящую гальку с отшлифованными гранями. Этот человек был захвачен её внешним видом, но обнаружил, что она не исполняет его желаний, как он полагал первоначально. Подобным образом, Атман является неотъемлемым, и Его не следует искать где-нибудь в другом месте.
(Ещё история ошибки.) Один из хозяев часто дразнил своего слона. Однажды этот хозяин случайно упал. Слон мог убить его на месте, но не сделал этого. Позднее, однако, хозяин выкопал в лесу большую яму и убил слона.
Чудала проиллюстрировала ошибку царя Сикхидхваджьи таким рассказом.
Царь сохранял вайрагъю даже управляя царством и мог бы осознать Себя, если бы только довёл свою вайрагъю до точки убиения эго. Он этого не делал, но приходил в лес, практиковал тапас по расписанию и всё-таки не продвинулся даже после 18 лет тапаса. Он стал своей собственной жертвой. Чудала посоветовала ему отказаться от эго и осознать Себя, что он сделал и был освобождён.
Из рассказа Чудалы ясно, что вайрагья, сопровождаемая эго, ценности не имеет, тогда как при отсутствии эго все владения уже ничего не стоят.
Апреля
405.Один представительный и ортодоксальный джентльмен спросил о Шри Чакре.
М.Она имеет глубокое значение. В ней есть 43 части со священными слогами в каждой. Её почитание – один из методов сосредоточения ума. Ум привык двигаться вовне. Его нужно сдерживать и обращать вовнутрь. Он привык задерживаться на именах и формах, так как все внешние объекты владеют именами и формами. Такие имена и формы сделаны символическими умственными понятиями, чтобы отвести ум от внешних объектов и заставить его пребывать внутри себя. Изваяния, мантры, янтры – все предназначены только для того, чтобы дать пищу уму в его инт-ровертированном (обращенном вовнутрь) состоянии, так чтобы позднее он стал способным обретать концентрацию, после которой то великолепное состояние достигается само собой.
Апреля
406.Г-н Коган, ученик, постоянно проживающий в Ашраме, последние несколько дней размышлял о книге "Нирвана", написанной одним известным теософом, в которой автор призывал достигать нирваны каждый вечер перед отходом ко сну. Автор также призывал представлять своего собственного Учителя и других Учителей Теософского общества яркими огнями внутри океана света, который и есть нирвана. Г-н Коган спросил Шри Бхагавана, насколько это возможно, если иметь в виду поучение адвайты, что переживание нирваны совпадает с переживанием чистого сознания Бытия.
М.Нирвана – это Совершенство. В этом Совершенном Состоянии нет ни субъекта, ни объекта; нечего видеть, нечего чувствовать, нечего познавать. Видение и познание – функции ума. В нирване нет ничего, кроме блаженного чистого сознания "Я есмь".
П.Как же тогда один видный руководитель Теософского общества, претендующий на ясновидение высокого порядка, может восхвалять автора этой книги за его мнимое точное и живое описание нирваны? Почему Теософское общество так сильно охвачено идеей "служения"?
М.Ну, теософия и другие родственные движения полезны, так как делают человека неэгоистичным и готовят его к высочайшей истине. Служение, такое как молитвы, джапа и даже коммерческая деятельность, выполненная во имя Бога, ведёт к высочайшей цели – Само-реализации.
П.Но сколько это займёт времени? И почему человек, готовый к Абсолютному знанию, должен держаться знания Относительности?
М.Всему своё время. Тот, кто готов к абсолютному знанию, так или иначе, но от кого-нибудь услышит о нём и энергично последует ему. Он осознает, что атма-видья – высочайшая из всех добродетелей, а также конец путешествия.
После этого, на вопрос о различии между внешним и внутренним самадхи, о которых упоминалось выше, в беседе 391, Учителъ сказал: Внешнее самадхи состоит в том, чтобы удерживать Реальность, свидетельствуя внешний мир, но внутри не реагируя на него. Это тишина океана без волн. Внутреннее самадхи влечёт за собой утрату телесного сознания.
П.Является ли утрата телесного сознания обязательной для достижения сахаджа самадхи?
М.Что такое телесное сознание? Проанализируйте это. Здесь должно быть тело и сознание, ограниченное до него, вместе составляющие телесное сознание. Они должны лежать в другом Сознании, которое абсолютно и неподдельно. Держитесь Его. Это есть самадхи. Оно, самадхи, существует, когда нет телесного сознания, так как превосходит последнее; оно также существует, когда телесное сознание имеется. Поэтому самадхи всегда тут. И какое имеет значение, утрачено или сохранено телесное сознание? Когда утрачено – это внутреннее самадхи, когда сохранено – внешнее. И это – всё.
Человек должен оставаться в любом из шести самадхи, так чтобы сахаджа самадхи могло быть лёгким для него.
П.Но ум не погружается в это состояние даже на мгновение.
М.Необходима глубокая убеждённость, что "Я – Атман, превосходящий ум и феномены".
П.Однако ум оказывается непреодолимым препятствием, которое расстраивает любые попытки погрузиться в Себя.
М.Какое имеет значение активность ума? Она существует только на основании Атмана. Держитесь Его даже в деятельности мысли.
П.Я не могу уйти вовнутрь достаточно глубоко.
М.Неправильно говорить так. Где вы находитесь сейчас, если не в Атмане? Куда вам следует уходить? Необходимо только непреклонное убеждение, что вы – Атман. Лучше говорите, что иные активности набрасывают на вас завесу.
П.Да, это так.
М.Последнее означает, что убеждение "Я – Атман" слабо.
П.Я понимаю, что "я" является только искусственным [кртри-ма], а мои попытки осознать истинное "Я" (Я) бесполезны, поскольку это искусственное "я" приведено в действие для осуществления совершенно другого.
М.Из Вивекачудамани ясно, что искусственное "я" виджняна коши, оболочки интеллекта, есть некая проекция и вследствие этого человек должен выходить на смысл [вачья] "Я", истинный принцип.
407. П.Святая Тереза и другие видели образ Мадонны ожившим. Он был внешним. Другие видят образы, которые они почитают, своим мысленным зрением. Это уже внутреннее видение. Есть ли какая-либо разница в уровне продвинутости для этих двух случаев?
М.Они оба показывают, что человек имеет сильно развитую медитацию. Оба хороши и продвинуты. Нет никакой разницы в уровне.
Один человек имеет некое понятие о Божественном, привлекает умственные образы и чувствует их. Другой же имеет концепцию Божественного в конкретном образе и чувствует её в этом образе. Само чувство является внутренним в обоих случаях.
Апреля
408.Говоря о расположении Сердечного центра на правой стороне человеческого тела, Шри Бхагаван сказал: Я всё время говорил, что Сердечный центр расположен справа, несмотря на опровержение некоторых учёных, утверждавших, что физиология учила их иначе. Я говорю из опыта. Я знал это даже у себя дома во время своих трансов[52]. Кроме этого, в течение происшествия, упомянутого в книге "Само-реализация", я имел очень ясное видение и переживание. Внезапно какой-то свет появился с одной стороны, изглаживая, по ходу своего действия, зрелище этого мира, пока он не распространился повсюду, когда видение мира оказалось полностью вытесненным. Я чувствовал, что мускульный орган с левой стороны прекратил работу; я мог понимать, что тело было похоже на труп, что циркуляция крови прекратилась, а тело стало синим и неподвижным. Васудэвва Шастри обнял это тело и оплакивал мою смерть, но я не мог говорить. Всё это время я чувствовал, что Сердечный центр справа работал так же хорошо, как и всегда. Это состояние продолжалось 15 или 20 минут. Затем вдруг что-то промчалось справа налево, очень похожее на ракету, выпущенную в воздух. Циркуляция крови возобновилась, и нормальное состояние восстановилось. После этого я попросил Васудэву Шастри пойти вместе со мной, и мы достигли нашего местопребывания[53].
Упанишады говорят, что 101 нади заканчиваются в Сердце и 72 000 нади берут начало в них и пересекают тело. Сердце, таким образом, является центром тела. Оно может быть неким центром, поскольку мы приучены думать, что остаёмся в теле. На самом деле тело и всё остальное пребывает только в том центре.
ВОСПОМИНАНИЯ
409. Какой-то человек среднего возраста пал ниц перед Шри Бхагаваном, который спросил его о здоровье. Через несколько минут Шри Бхагаван вспомнил один случай, говоря, что это был человек, которому Шри Бхагаван дал пощёчину; это случилось где-то 30-ю годами ранее.
Шри Бхагаван жил тогда в Мулайппал Тиртхе. По соседству, в пещере Мамаратху, жил Джада Свами. Этот человек[54], которому тогда было около 8 лет, проказничал со всеми, включая и Шри Бхагавана. Однажды он пришёл к Махарши и сказал, что Джада Свами потребовал ведро. Не спросив разрешения, он взял стоявшее тут же ведро и ушёл. Паланисвами, служитель, в это время отсутствовал. Поэтому Шри Бхагаван последовал за мальчиком к месту, где жил Джада Свами. Прежде чем Бхагаван достиг этого места, мальчик уже рассказал тому, что Брахмана Свами прислал ему ведро. Джада Свами был изумлён: "Почему?". Через несколько минут Махарши пришёл и узнал, что произошло. Поэтому он поднял свою руку, чтобы шлёпнуть мальчишку, однако ум не соглашался на удар. Но Он обсудил внутри себя и решил, что мальчишке следует дать пощёчину, и поэтому он сделал это.
410.Аввай[55] написала на тамильском языке строфу, в которой прана обращается к желудку; её смысл таков:
"О желудок! Как трудно ладить с тобой! Ты не можешь голодать, когда пищи нет, и ты не можешь набрать её в запас, когда пищи – избыток! Ты принимаешь только то, что ты хочешь, и таким образом причиняешь мне беспокойство, не позволяя отдыхать".
Шри Бхагаван переделал эту строфу[56], дав обращение желудка к пране:
"О прана! Ты совершенно не даёшь мне покоя! Ты никогда не позволяешь мне отдохнуть, обременяя приёмом и удалением пищи. Так трудно поладить с тобой".
(Сказав это, Шри Бхагаван рассмеялся. Шри Бхагаван часто говорит, что его заставляют есть больше, чем это полезно для Него.)
Мая
411.Шри Бхагаван, говоря о свадебной церемонии среди брахманов, сказал, что паломничество в Каши [кашиятра] (как составная часть свадебного обряда) представляет жениха не имеющим желаний [вайрагъя-пуруша]. Поэтому правильно, что ему следует дать девственницу [канья] для ведения семейной жизни. Отсюда следует, что только вайраги может быть хорошим главой семьи, домохозяином.
412.В один из холодных дней Шри Бхагаван сидел на Горе, скрестив руки на груди для защиты от холода. Вошёл какой-то посетитель из Андхра-Прадеш; он разбил кокосовый орех и вылил его холодный сок как абхишеку (воду, изливаемую на Шива-лингам или другой священный объект) на голову Шри Бхагавана; Шри Бхагаван удивился.
413. Посетитель спросил: Когда я призываю имя Господа, выполняя нама-джапу в течение часа или более, то впадаю в состояние, подобное глубокому сну. При пробуждении я вспоминаю, что моя джапа была прервана, и поэтому начинаю снова.
М."Подобное глубокому сну" – это верно. Это естественное состояние, но сейчас вы связаны с эго, а потому полагаете, что естественное состояние – нечто, прерывающее вашу работу. Вы должны повторять это переживание до тех пор, пока не осознаете, что оно есть ваше естественное состояние. Тогда вы обнаружите, что сама джапа является посторонней, но она всё ещё будет продолжаться автоматически. Ваше нынешнее сомнение вызвано ложным отождествлением себя с умом, выполняющим джапу.
Цель джапы – привязать ум к одной мысли, чтобы исключить все другие. Она ведёт к дхьяне, которая завершается Само-реализацией, или джняной.
414. Г-н Г. В. Суббарамайя, преданный, написал несколько коротких стихотворений, весьма интересных. В некоторых из них речь идёт о ребёнке. Шри Бхагаван сказал, что Бог становится ребёнком и vice versa[57]. Это означает, что самскары в ребёнке всё ещё скрыты и он, таким образом, совершенно чист. Когда самскары уничтожены, даже взрослый человек снова становится ребёнком и поэтому остаётся Богом.
Автор стихов сказал: Этот ребёнок создаёт "домашнюю" атмосферу.
Шри Бхагаван: Да. Дети всегда пребывают в "доме". Мы тоже всегда находимся там, но дремлем и воображаем себя вне дома.
Шри Бхагаван добавил: В Дакшинамурти Стотре[58]я перевёл слово "юный" [юва] словом "дитя" [бала]. Это кажется более подходящим.
Заново родиться – значит стать ребёнком снова. Человек должен заново родиться, прежде чем получит джняну, т. е. возвратит себе естественное состояние.
415. Шри Бхагаван зачитал несколько поэтических строф о величии тамильского языка из предисловия к тамильскому толковому словарю и объяснил ссылки в очень интересной манере. Из трёх испытаний, устанавливающих превосходство шиваизма над джайнизмом, первое относилось к Тирунянасамбандару, который пришёл во дворец царя Пандья, чтобы исцелить его от болезни. Царица очень волновалась – царь в нежном возрасте, всего двенадцати лет. Тирунянасамбандар успокоил её сомнения, сочинив строфу, которая говорит, что, хотя и молодой, царь был более чем ровня сильной группе неисчислимых джайнов. При декламации этой строфы Шри Бхагаван задохнулся от волнения и не мог продолжать.
Вторым испытанием был огонь, не опаляющий лист каджана (пальмовый лист, на котором писали священные тексты, Писания), а третьим – листы каджана, плывущие против течения реки (в местечке Тируведагам).
Шри Бхагаван также рассказал историю Бога Ишвары, который одновременно просил пищу, как старик, принимал её, как юноша, и спасал преданную Ему женщину, как ребёнок.
Он снова указал: "подобный ребёнку, лунатику, духу" [Баллонматтаписачават], описывая состояния джнянинов. Здесь ребёнок [бала] ставится выше остальных.
416. Шри Бхагаван сказал, что Камба Рамаяна[59]содержит 12 000 строф, тогда как поэма Вальмики[60] – 24 000. Поэму Камбана могут понять только подготовленные, а не все. Тулсидас[61] услышал Камба Рамаяну, продекламированную ему на хинди одним из тамильских святых, и позднее написал свою знаменитую "Рамаяну".
417. "Совершенный Учитель" – книга о Мехер-Бабе[62], опубликованная в 1937 году. Там описан случай, когда капитан корабля, на котором Мехер Баба и его люди плыли в США, приказал сопротивляющемуся чиновнику иммиграционной службы дать им разрешение войти в гавань Нью-Йорка. Когда кто-то их этой группы пошёл поблагодарить капитана, то его найти не удалось.
Весь этот инцидент был записан как свидетельство чуда, случившегося благодаря расположению Бабы. Отрывок зачитали Шри Бхагавану.
М.Да, да, и что из этого?
П.Разве это не чудо?
М.Может быть. Но разве тот чиновник иммиграционной службы не мог признать в капитане более высокое лицо, чьи приказы должны быть исполнены? И здесь дело заканчивается. Если же человек из группы Бабы не смог найти капитана, – ну, это могло произойти по своим причинам.
418. Когда Шри Бхагаван спросили, читал ли он Камба Рамаяну, Махарши сказал: Нет. Я ничего не читал. Всё изученное мной ограничено тем, что я узнал до своих 14 лет. После этого у меня не было склонности читать или изучать что-либо. Люди удивляются, как я говорю о Бхагавад-Гите и т. п. Я говорю, воспринимая на слух. Я не читал Гиты и не преодолевал бесчисленные комментарии к её смыслу. Когда я слышу какую-то шлоку, я думаю, что её смысл ясен, и говорю это. Это всё и ничего более. Подобное происходит и с другими моими цитатами. Они истекают естественно. Я осознаю, что Истина выше речи и интеллекта. Почему же тогда я должен бросать ум на чтение, понимание, повторение строф и т. п.? Их цель в том, чтобы познать Истину. Эта цель уже достигнута, и бесполезно вовлекаться в научные занятия.
Кто-то заметил: Если бы Шри Бхагаван был склонен к науке, то здесь сегодня не было бы святого.
М.Возможно, что все мои научные занятия закончились в прошлых рождениях, и я пресытился ими. Поэтому и нет самскары, действующей сейчас в этом направлении.
419. За неделю перед праздником Махапуджа (3 июня 1937)[63] прибыло множество посетителей, включая некоторых родственников Шри Бхагавана. Среди них была одна почтенная дама – вдова Суббайяра, в чьём доме Шри Бхагаван жил, когда ушёл (к Аруначале) в августе 1896 года. Когда Шри Бхагаван увидел её, старые воспоминания ожили.
Он вспомнил, как по случаю какого-то праздника его попросили помочь ей в приготовлении одного из лакомств [модака], но он колебался и в конце концов отказался, так как был обязан поменять одежду, а он мог надеть только набедренную повязку, каупину, которая вызывала в нём чувство застенчивости. Он получил тогда выговор от своего дяди Суббайяра и этой дамы. Теперь жена дяди сказала с мягкостью и смирением: "В самом деле не удивительно, что человек, которому суждено это высокое состояние, не мог делать такую простую работу в те дни".
Тогда Шри Бхагаван заметил: "Отказавшись один раз надеть каупину, я сейчас должен расплачиваться, употребляя её всегда".
(Эта женщина вспомнила, как Шри Романа однажды страдал от головной боли несколько дней подряд.)
Шри Бхагаван сказал: Да, да! Это было за месяц до того, как я оставил Мадурай. Головной боли не было, была невыразимая мука, которую я тогда сдерживал; присутствовали, однако, внешние симптомы, которые, говорил я, вызывались головной болью. Я помню, как вы беспокоились по поводу моей "головной боли". Вы втирали какую-то мазь в мой лоб ежедневно. Моё страдание продолжалось, пока я не оставил Мадурай и не достиг этого места.
420. Адвокат из Куддалора процитировал: "Там не светит ни солнце, ни луна и звёзды, не светят эти молнии – откуда может быть там этот огонь? Всё светит лишь вслед за Ним, светящим; весь этот мир отсвечивает Его Светом!"[64] Он спросил, что здесь означает "Его Светом"? Всё остальное сияет благодаря Ему или же в Его свете?
Шри Бхагаван сказал: Существует только Он. Он и Его свет – одно и то же. Нет индивидуума, чтобы воспринимать другие вещи, поскольку воспринимающий и воспринимаемое – только Он. Солнце, луна и т. п. отсвечивают вдали. Как? Разве они приходят и говорят вам, что сияют вдали, или разве кто-то другой, кроме них, говорит вам об этом?
П.Конечно, это я говорю, что они сияют вдали.
М.Поэтому они сияют из-за вас. Кроме того, чтобы узнать, что они сияют вдали, необходимо сознание. То сознание есть ваше Я, или вы. Значит, тогда вы или ваше сознание есть то же, что Он и Его Свет, посредством которых сияет всё остальное.
П.Тот Свет похож на солнечный свет?
М.Нет. Солнечный свет – это джада [неодушевлённое]. Вы отдаёте себе отчёт в нём. Это делает объекты воспринимаемыми и убирает темноту, тогда как сознание есть тот Свет, который заставляет восприниматься не только свет, но также и темноту. Темнота не может существовать перед солнечным светом, но она может оставаться в Свете Сознания. Подобным образом, это сознание есть чистое Знание, в котором сияют и знание и неведение.
П.Если Бог – всё, то почему человек страдает за свои действия? Разве действия, за которые человек терпит, не внушены Им?
М.Тот, кто считает себя делателем, является также и страдальцем.
П.Но действия побуждаются Богом, а человек является лишь Его орудием.
М.Такая логика применяется, только когда некто страдает, но не тогда, когда он радуется. Если же такое убеждение бытует всегда, то не будет также и страдания.
П.Когда прекратится страдание?
М.Не раньше, чем утратится индивидуальность. Если и хорошие и плохие действия принадлежат Ему, то почему вам нужно думать, что наслаждение и страдание единственно ваши? Совершивший полезное или плохое наслаждается удовольствием или страдает от боли. Бросьте всё это и не накладывайте страдание на себя.
421.Кунжу Свами, постоянно живущий здесь преданный, рассказал о замечании, которое Шри Махарши сделал после ограбления Ашрама в 1924 году[65].
Некоторые ученики спрашивали, почему грабителям следует позволять досаждать даже садху и почему бы садху не защищать себя и своих подчинённых (учеников и почитателей) от грабителей.
Шри Бхагаван заметил: Существовали мудрецы [риши], подобные Вишвамитре[66], которые могли бы сделать дубликат вселенной, если бы захотели. Они жили при жизни Раваны[67], причинявшего страдания даже Сите и Раме в числе многих других. Разве не мог Вишвамитра уничтожить Равану своими оккультными силами? Способный на это, он сохранял спокойствие. Почему? Эти случаи известны мудрецам, но проходят, не оставляя впечатления на их умах. Даже потоп представится им каким-то пустяком; они не беспокоятся ни о чём.
Июня
422.Д-р Венката Рао, посетитель из Гунтура, спросил: Некий Гуру просит своего ученика делать то, что противоречит этическим принципам. Но этот ученик, приняв данного человека своим учителем, желает доставить учителю удовольствие, однако моральное чувство препятствует ему. Что ему следует делать при таких обстоятельствах?
(Ответа нет.)
Я дам пояснения. Этот Гуру попросил своего ученика совершить кражу, а ученик не сделал этого. Тогда учитель сказал: "Я хотел испытать тебя, чтобы посмотреть, полностью ли ты отдал себя или всё ещё сохраняешь свою индивидуальность. Сейчас ясно, что она присутствует". Прав ли Гуру, приказывая ученику таким способом?
(Ответа всё ещё нет.)
Другой человек заметил: Есть люди, которых я критиковать отказываюсь. Но всё-таки я не могу избежать сомнения, достойны ли они носить звание Гуру. Они кажутся фиктивными людьми. Если бы они действительно были достойны, то не приказывали бы ученикам таким способом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|