Константин Геннадьевич Кравчук 1 глава
Александр Викторович Старынин
Борис Леонидович Волков
Великая благодарность тем, без чьей постоянной дружеской поддержки, помощи и заботы подготовка этой книги была бы просто невозможной:
Надежда Владимировна Могилевер,жена и друг
Владимир Ильич Танклевский,друг
Олег Могилевер
Acknowledgements
The compiler-translator-editor of the Russian edition realizes that the preparation and publication of this book has been possible only thanks to the all-pervading grace of a Higher Power. It is difficult to detail the contribution of all those who, acting as instruments of that Power, have in one way or another given life to the Russian edition of this great pearl of Ramana-litrerature.
Heartfelt gratitude for all who helped in the different stages of preparing this book:
Members of Sri Ramanasramam:
V. S. Ramanan,President
V. S. Mani
K. Natesan
J. Jayaraman
T. V. Chandramouli
L. Sivasubramanian
A. R. Chandramouli
Experts on Bhagavan's teachings and the literature about Him:
David Godman
Experts on Tamil, Sanskrit and other oriental languages:
Swami Shantananda Puri
Alexander M. Dubianskiy(Institute of Asian and African
Countries, Moscow State University)
Ramana devotees:
Roland M. Olson(USA)
Dev Gogoi(India)
Iouri A. Boutor(Russia)
Jiri Vacek(Czech Republic)
Krishnaand Gulchehra Kehr(India)
Igor V. Kiriya(Russia)
Printing and publishing:
Konstantin G. Kravchuk
Alexander V. Starynin
Boris L. Volkov
Great gratitude is owed to those who gave constant friendly support, help and empathy. The preparation of this book would have been impossible without these people:
Nadejda V. Mogilever,my wife and friend
Vladimir I. Tanklevsky,my friend
Oleg Mogilever
Предисловие ко второму английскому изданию "Бесед с Шри Раманой Махарши"
"Беседы", в первом издании опубликованные тремя отдельными (небольшими) томами1, сейчас выпущены удобным однотомным изданием. Нет сомнения, что настоящее издание будет встречено духовно устремлёнными всего мира с тем же благоговением и расположением, которое вызвало в них предыдущее издание. Это не та книга, которую можно без усилий прочитать и отложить в сторону; она обязательно окажется верным и неисчерпаемым руководством для всё возрастающего числа паломников к Вечному свету.
Мы не можем не выразить признательность Шри Мунагала С. Венкатарамайе (сейчас – Свами Раманананда Сарасвати) за записи "Бесед", охватывающих четырёхлетний период – с 1935 по 1939 год. Те преданные, что имели счастливый случай видеть Бхагавана Шри Раману, при чтении этих "Бесед" естественно предадутся воспоминаниям и с наслаждением вспомнят слова Учителя, запёчатлённые в их собственном сознании. Несмотря на тот факт, что великий Мудрец Аруначалы учил главным образом посредством Тишины, он также давал и устные инструкции, и они также были прозрачными, не сбивающими с толку и не затуманивающими умы его слушателей. Хотелось, чтобы каждое произнесённое им слово было сохранено для потомства. Но мы должны быть благодарны даже за то немногое из его высказываний, что было в своё время записано. Эти "Беседы" бросают свет на произведения, написанные собственной рукой Учителя, и, возможно, лучше всего изучать "Беседы" вместе с "Собранием произведений", переводы которого сейчас уже доступны2.
Поучения Шри Раманы не носили всеобщего характера. Фактически Мудрец не использовал "лекции" и "рассуждения". Его слова адресовались прежде всего конкретному духовному искателю, который ощущал некоторые трудности на своём духовном пути и искал способы их разрешения. Но поскольку те же самые трудности возникают в поиске Истинной Природы, Себя, Атмана и поскольку метод их разрешения один и тот же, ответы Махарши на поставленные вопросы имеют качество всеобщности.
Не все могут задавать правильные вопросы или формулировать их должным образом. "Беседы" Гуру, следовательно, не являются просто ответом на определённый вопрос, как это происходит на экзамене. Он часто выходил за пределы слов, составляющих вопрос, и направлял собеседника даже в постановке им вопроса. А когда ставились неуместные и пустые вопросы, он не считал своим делом удовлетворять любопытство того, кто спрашивал, или поддерживать его в своих иллюзиях. Шри Рамана не оставляет своего собеседника там, где тот находился. Как это выразил один из преданных: "Все наши вопросы ставятся с нашей точки зрения, а Шри Бхагаван отвечает со своей точки зрения. Вопросы не только получают ответ, но от них не остаётся и камня на камне".
К святому можно подходить с различных позиций. Скептики и агностики, верующие и атеисты, искатели и охотники за психическими феноменами – все они обычно приходили к Махарши. Каждый, естественно, задавал вопросы, важнейшие для его или её ума; и природа этих вопросов зависела от позиции и интересов заинтересованного лица. Слава Учителя состояла в том, что он смещал низкие позиции и интересы, побуждал преданного устремиться к осознанию высочайшей Истины.
Посетители Ашрама часто спрашивали Шри Раману об оккультных силах и психических явлениях. Разве не хорошо обретать такие оккультные силы, как телепатия? Разве способность делать своё тело невидимым не показатель зрелой мудрости? Можно ли читать мысли других? Ответ Учителя на все такие вопросы заключался в том, что оккультизм и чудеса не являются духовными (вещами). Сверхобычные силы скорее препятствуют, а не помогают на пути к высочайшему Духу. Некоторых интересовали темы, касающиеся мёртвых. Что происходит с мёртвым? Можно ли видеть их? Здесь Шри Рамана опять учил, что эти проблемы неуместны, а искатель истины не должен заниматься ими. Одна аристократическая и известная посетительница как-то выспрашивала: "Махарадж-джи, можем ли мы видеть мёртвых?" Учитель ответил: "Да". Эта дама спросила: "Могут ли йоги показать нам их?" Учитель: "Да, могут. Но не просите меня показать их вам, так как я не могу этого сделать". Дама: "А Вы видите их?" Учитель: "Да, в сновидениях".
Главное поучение Шри Раманы таково: Само-исследование. Вместо того чтобы нуждаться в познании того и этого, ищите познания Себя. Спрашивайте "Кто я?" вместо того, чтобы интересоваться сотней других вещей. Само-исследование должно быть легчайшей из всех задач. Но оно кажется самым трудным делом, потому что мы стали чужими нашему Я. То, что человек должен делать, просто – пребывать Собой. Это окончательная истина. Это вечное естественное и присущее человеку состояние. Из-за невежества мы отождествляем себя с не-Я. Наиболее тонким из всех этих отождествлений является отождествление с эго. Давайте искать корень эго. Откуда возникает это псевдо-Я? В конце этого поиска мы обнаружим, что эго исчезает, оставляя сияние вечного Я. Поэтому наилучшей дисциплиной является исследование: "Кто я?" Это – величайшая джапа. Это также и истинная пранаяма. Мысль "Я не тело" [нахам] – это выдох [речака]; вопрошание "Кто я?" [кохам] – это вдох [пурака]; осознание "Я – ОН" [сохам] – задержка дыхания [кумбхака]. Плод само-исследования – это осознание, что Атман, Я, есть всё, и больше ничего не существует. Для тех, кто следует этому методу, нет необходимости в какой-либо иной садхане. Но даже те, кто принял дисциплину преданности [бхакти], достигают той же цели. Если человек отдаёт своё эго или Гуру, или Богу, то он осознаёт Себя.
Поучения Шри Раманы, которые мы находим в "Беседах", принесут надежду каждому. Никто не должен думать, что он – за пределами достижимости спасения. Один пожилой посетитель из Америки однажды сказал Учителю: "Не думайте, что мы плохие мальчики". Учитель дал такой ответ: "Не говорите мне так. Но вы сами не должны считать себя плохими мальчиками". Всё плохое в нас будет обязательно удалено, если только мы прислушиваемся к мудрым словам Махарши, записанным в этой книге.
Так давайте читать её, чтобы подготовить себя к пониманию высшего поучения Учителя, передаваемого Тишиной!
Университет Мадраса, Т. М. П.Махадэван
11 августа 1958 (Профессор, заведующий кафедрой философии)
БЕСЕДЫ
с
Шри Раманой Махарши
Шри Рамана Махарши
БЕСЕДЫ 1937 года
«Если искателям посоветовать медитацию, то многие уйдут, удовлетворившись этим советом. Но кто-то из них может вернуться и спросить: «Кто этот "я", медитирующий на объекте?» Такому человеку необходимо предписать найти Себя. Это завершение. Это вичара. Вичара является и методом и целью одновременно. "Я ЕСМЬ" – цель и окончательная Реальность. Держаться этого "Я ЕСМЬ" с усилием – вичара, а спонтанно и естественно – Реализация».
«Истинная Природа, Атман – это Чистое Сознание. Тем не менее человек отождествляет себя с телом, которое само по себе не одушевлено и самопроизвольно не скажет: "Я – тело". Кто же ещё может сказать это? Поддельное "Я", "я", возникает между Чистым Сознанием и неодушевлённым телом и воображает себя ограниченным этим телом. Ищите это "я", и оно исчезнет, как призрак. Этот призрак есть эго, или ум, или отдельное бытие.
Все шастры опираются на появление этого призрака, чьё устранение является их целью. Нынешнее состояние – просто иллюзия. Освобождение от иллюзии есть Цель и больше ничего».
"Чтобы оставить чувство делателя, человек должен стремиться выяснить, ктоесть этот делатель. Исследуйте внутри, чувство делателя исчезнет. Вичара, исследование, является необходимым для этого методом".
Января
338.Г-жа Дженнингс, американская дама, задала несколько вопросов.
П.Не будет ли утверждение Бога в себе более действенным, чем поиск "Кто я?" Первое – позитивно, а последнее – отрицание. Более того, оно указывает на отделённость.
М.Поскольку вы ищете способ Реализации, вам и дан совет найти своё Я. То, что вы ищете метод, и свидетельствует о вашей отделённости.
П.Не лучше ли говорить: "Я – высочайшее Бытие", чем спрашивать: "Кто я?"
М. Ктоутверждает? Должен быть тот, кто делает это. Найдите его.
П.Но разве медитация не лучше, чем исследование?
М.Медитация подразумевает умственный образ, в то время как исследование касается Реальности. Первое – объективно, тогда как последнее – субъективно.
П.В этом вопросе должен быть научный подход.
М.Тщательно сторониться нереального и разыскивать реальность – это научно.
П.Я хочу сказать, что устранение должно быть постепенным: сначала устранить ум, потом – интеллект и, наконец, эго.
М.Только Атман реален, всё остальное – нереально. Ум и интеллект не остаются отдельными от вас.
Библия говорит: "Остановитесь и познайте, что Я – Бог"1. Для осознания Атмана как Бога необходимо только одно спокойствие.
П.Поймёт ли когда-нибудь Запад это поучение?
М.Дело не во времени и пространстве. Понимание зависит от зрелости ума. Какое имеет значение, живёт ли человек на Западе или на Востоке?
(Шри Бхагаван указал этой даме на несколько строф из "Открытой Истины" и произведений Таюманавара. Она удалилась.)
Позднее Шри Бхагаван сказал, что вся Веданта содержится в двух библейских утверждениях: "Я есмь то Я ЕСМЬ"1 и "Остановитесь и познайте, что Я – Бог".
Г-н К. С. Н. Айяр, железнодорожный служащий, сказал Шри Бхагавану, что составитель "Космического Сознания"2 считает, что Реализация возможна лишь внутри определенных возрастных границ жизни индивидуума.
М.Разве кто-нибудь говорит: "Я должен начать жить до или после какого-то возраста?" Бытие уже присутствует здесь и сейчас. Подобные утверждения вводят в заблуждение, поскольку люди приходят к убеждению, что они не могут осознать Себя в этом воплощении и должны будут стараться в другом. Всё это – абсурд.
339. Ссылаясь на учение Шива Вишишта-адвайты (т. е. шайва-сиддханты), Шри Бхагаван сказал: Гарудохам Бхавана. Представление "Я – Гаруда (орёл)" не делает человека гарудой. Тем не менее отравляющее действие змеиного укуса излечивается. То же относится и к концепции Шивохам бхавана (Я-есть-Шива). Человек не превращается в Шиву, но губительные действия эго приходят к концу. Или человек сохраняет свою индивидуальность, но остаётся чистым, т. е. готовым составлять часть тела Шивы. Становясь таким, он может наслаждаться Высочайшим Блаженством. Это и есть Освобождение – говорят последователи шайва-сиддханты. Такой подход выдаёт их любовь к своей индивидуальности, никоим образом не являясь подлинным переживанием Освобождения.
340.Г-н Бозе начал: После возвращения телесного сознания...
М.Что такое телесное сознание? Сначала скажите нам это. Кто находится в стороне от сознания? Тело обнаруживается, поскольку имеется телесное сознание, которое поднимается из "Я"-сознания, которое опять возникает из сознания.
Сознание – "Я"-сознание – телесное сознание – тело.
Всегда существует сознание и ничего, кроме него. То, что вы сейчас считаете телесным сознанием, вызвано наложением. Если есть только сознание и ничего, кроме него, то смысл текста Писания Атманасту камайя сарвам прийям бхавати – всё дорого из-за любви к Атману1 – становится ясным.
Возникает вопрос, почему в таком случае совершаются самоубийства? Зачем человек идёт на это? Потому что он несчастлив и хочет положить конец своему несчастью. Он на самом деле делает это, прекращая связь с телом, которое представляет всё несчастье. Ибо тут должен быть убийца, чтобы убить тело. И он остаётся в живых после самоубийства. Это – Атман.
341. Г-жа Дженнингс: Шри Бхагаван говорит, что состояние Реализации – это свобода от тирании мыслей. Но разве мысли не заработали себе место в схеме вещей – пусть на каком-то более низком плане?
М.Мысли поднимаются из "я"-мысли, которая в свою очередь возникает из Атмана. Поэтому Атман проявляется как "я" и другие мысли. Какое имеет значение, присутствуют мысли или нет?
П.Хорошие мысли полезны для Само-реализации? Разве они не отвечают via media, некой более низкой ступеньке лестницы к Реализации?
М.Да, действуют в этом направлении. Они держат в отдалении от плохих мыслей. Они должны исчезнуть перед состоянием Реализации.
П.Но разве творческие мысли не являются аспектом Реализации, а потому и полезными?
М.Они полезны лишь в том направлении, о котором сказано раньше. Все они должны исчезнуть в Атмане. Мысли, хорошие или плохие, уводят вас дальше, а не подводят ближе, поскольку Атман более сокровенен, чем мысль. Вы – Я, тогда как мысли несвойственны Атману.
П.Итак, Атман в конечном счете поглощает собственное творение, которое помогло Его Реализации, тогда как цивилизованный мир ошибочно поклоняется и поэтому сортирует и упрощает правила (жизни) тем своим творениям, которые помогли ему продвинуться вперёд.
М.Разве вы не отличаетесь от мыслей? Разве вы не существуете без них? Но могут ли мысли существовать без вас?
П.Можно ли сказать, что цивилизация в целом медленно, но верно движется в правильном направлении – к этой Само-реализации?
М.Цивилизация пребывает в определённом порядке вещей. В конце концов она растворится – как и всё остальное – в осознании Атмана.
П.Может быть, какой-нибудь высокопробный вид первобытного человека стоит ближе к Реализации, чем цивилизованный человек, руководимый интеллектом и мыслью?
М.Человек, осознавший себя, может выглядеть дикарём, но дикарь – не тот, кто осознал себя.
П.Правильно ли думать, что всё происходящее с нами суть Божественное предопределение, а потому является только благом?
М.Конечно, так оно и есть. Тем не менее все другие и Бог не стоят в стороне от Я. Как могут мысли о них возникать, когда вы остаётесь Собой?
П.Состоит ли "само-отдача", смиренно принимающая все физические неприятности, такие как муравьи, комары, змеи и т. п., также и в том, чтобы желать или прекращать действительный вред, наносимый ими?
М.Чтобы ни случилось, разве это находится в стороне от вас – той, кто видит или мыслит?
Одна дама из присутствующих в Холле, принадлежащая к общине парсов, вмешалась в разговор: Пусть они и не в стороне, но разве мы на самом деле не чувствуем муравьиное жало?
М. Когожалит муравей? Он жалит тело. Вы – не это тело. Пока вы отождествляете себя с телом, вы видите муравьев, растения и т. д. Если вы остаётесь Собой, то нет других, отдельных от Атмана.
П.Это тело чувствует боль укуса.
М.Если тело чувствует его, то пусть оно и спрашивает. Пусть тело само заботится о себе. Какое это имеет значение для вас?
Американская дама спросила снова: Полная отдача себя означает, что надо принимать все шумы и беспокойства нашего окружения даже в течение медитации? Или нам следует искать какую-нибудь пещеру в горе, чтобы обрести уединение? Разве Бхагаван так не поступал?
М.Не существует ухода или возвращения. Говорят, что Атман не затрагивается элементами, будучи бесконечным и вечным. ОН не может двигаться. Нет места, куда входит Атман.
П.Но в процессе обретения Себя не будет ли этот поиск внешней помощи духовно правильным?
М.Ошибка состоит в отождествлении Атмана, Себя, с телом. Если Бхагаван является телом, то вы можете задавать вопросы этому телу. Но поймите того, к кому вы обращаетесь как Бхагавану. Он – не это тело. Он – А т м а н.
Американская дама сослалась на статью в журнале Хариджан1 где говорится, что всё есть Бог, ничего не принадлежит индивидууму и т. д.
М.Всё – индивидуум, Бог и всё остальное суть только Атман.
(После этого она прочла несколько строк из Шелли и спросила, не был ли Шелли осознавшей душой.)
Внутри пещеры бесследного человеческого духа
Возведен на престол Образ, столь ослепительно яркий,
Что безрассудно смелые мысли, блуждающие около него,
Поклоняются,
И когда они преклоняют колени, в дрожи и страхе,
Блеск Его Присутствия и Свет
Пронизывает их призрачный остов,
Пока они не насытятся силой пламени.
М.Да. Эти строки превосходны. Он (Шелли) должен был сам пережить то, что написал.
(После этого дама поблагодарила Шри Бхагавана и удалилась.)
342. В 11.30 вечера из Тунтура приехала группа жителей штата Андхра-Прадеш, включающая женщину среднего возраста с грустным, но твердым взглядом, её мать и двух мужчин. Они попросили аудиенции Шри Бхагавана. Эта женщина сказала Шри Бхагавану: Когда я ещё носила сына, мой муж умер. Сын родился уже после смерти отца. До пяти лет он развивался нормально, но после этого получил детский паралич. В девять лет болезнь приковала мальчика к постели. Тем не менее он был ярким и веселым. В течение двух лет он находился в таком состоянии, а сейчас мне говорят, что он умер. Я знаю – он только спит и скоро проснётся. Когда сказали, что он в коллапсе, я была в шоке. Я имела видение садху, который сделал пассы руками над телом ребёнка, после чего тот проснулся обновлённым. Я считаю, что этим садху были Вы. Пожалуйста, придите и коснитесь мальчика, так чтобы он мог подняться, – умоляла она.
Шри Бхагаван спросил, что говорят доктора.
Она ответила: Они говорят, что он умер. Но откуда они знают? Я привезла мальчика сюда из самого Гунтура.
Кто-то спросил: Как? Труп доставили сюда?
Она: Мне сказали, что если заплатить по 0,5 рупии за милю, то труп возьмут. Мы заплатили 150 рупий за это и привезли труп как багаж.
М.Если ваше видение было правильным, то мальчик пробудится завтра.
Она: Пожалуйста, коснитесь его. Можно ли мне принести его сюда?
(Остальные протестовали и убеждали эту группу уйти. Посетители из Гунтура ушли, и на следующее утро стало известно, что труп кремировали.)
Отвечая на вопрос, Шри Бхагаван сказал: О некоторых святых говорят, что они оживили умерших. Они в действительности не оживляли всех умерших. Если бы это можно было сделать, то не было бы ни мира, ни смерти, ни кладбища и т. п.
Один человек спросил: Материнская вера была самой удивительной. Как она могла иметь такое обнадеживающее видение и всё ещё оставаться разочарованной? Могло ли это быть наложением, вызванным её любовью к ребёнку?
М.Она и её ребенок не реальны, как же это видение само по себе может быть наложением?
П.Тогда как это следует объяснить?
(Ответа не последовало.)
343. П.Даже когда рука отрезана, человек должен оставаться не сознающим это, поскольку Бхагавад-Гита провозглашает, что Атман отличен от тела.
М.Разве джняна состоит в том, чтобы не чувствовать боль раны?
П.А разве джняни [мудрец] не должен оставаться не воспринимающим боль?
М.Большинство операций выполняются под наркозом, позволяющим пациенту не чувствовать боли. Разве пациент в это время обретает также и джняну? Нечувствительность к боли не может быть джняной.
П.Но разве джняни не должен быть нечувствителен к боли?
М.Физическая боль отвечает только телесному сознанию; в отсутствие телесного сознания боли нет. Ум, не сознающий тело, не может воспринимать его боли или наслаждения. Прочтите историю Индры и Ахальи в Йога-Васиштхе; там о смерти самой говорится как о действии ума.
Боли зависят от эго; они не могут возникнуть без "я", но "я" может оставаться без них.
344. П.Вичара Сагара1 упоминает четыре препятствия к Самореализации.
М.Почему только четыре? Некоторые говорят, что их девять. Сон является одним из них. Что такое сон? Это только составная часть бодрствования. Он не может быть независим от бодрствования. Глубокий сон – это беспримесное Я. Не думайте, что вы бодрствуете: не может быть ни глубокого сна, ни какого-либо из трех состояний. Только забывая Себя, вы говорите о своём сновидении. Может ли что-либо существовать в отсутствие Атмана? Почему вы оставляете Его и держитесь за не-Я?
Как только ум пытается обратиться вовне, поверните его вовнутрь здесь и сейчас. Он уходит вовне благодаря привычке искать счастье во внешнем, но знание того, что внешние объекты не приносят счастья, сохранит его под контролем. В этом состоит вайрагья,или бесстрастие. Только после обретения совершенной вайрагъи ум становится устойчивым.
Ум есть лишь смесь знания и неведения, или глубокого сна и бодрствования. Он действует пятью способами:
1) кшипта [активный];
2) мудха [вялый];
3) викшипта [отвлечённый];
4) кашайя [скрытый];
5) экаграйя [сосредоточенный].
Из них только кашайя есть скрытое состояние склонностей, а не сами склонности, такие как привязанность, отторжение и т. п.
Сами будучи анандой (блаженством), почему вы должны наслаждаться им, говоря: "Ах! Какое блаженство!" Это – расасвада [вкус блаженства при отсутствии мыслей].
В процессе свадебной церемонии девственница счастлива, являясь невестой, не переживая мужских объятий: это расасвада.
П.Дживанмукта [освобождённый при жизни] сам, будучи анандой...
Шри Бхагаван прервал:Не оглядывайтесь на шастры. Что такое дживанмукти? Что такое ананда? Само Освобождение сомнительно. Что означают все эти слова? Могут ли они быть независимыми от Атмана?
П.Понятно. Только у нас нет переживания всего этого.
М.Чего нет, то навсегда утрачено; что есть, присутствует всегда, здесь и сейчас. Это вечный порядок вещей. Пример – ожерелье, которое носят на шее1.
345. М.После паузы Шри Бхагаван продолжил: Разрушьте силу ума поиском его. Когда ум исследуется, его активности прекращаются сами собой.
Другой способ состоит в поиске источника ума. Этот источник можно назвать Богом или Я, или Сознанием.
При сосредоточении на одной мысли все остальные мысли исчезают; в конечном счете эта мысль также исчезает. Контролируя мысли, необходимо быть сознательным, иначе наступит сон.
П.Как искать ум?
М.В качестве вспомогательного средства можно использовать контроль дыхания, но он никогда не может привести к Цели самой. Выполняя его механически, позаботьтесь о том, чтобы сохранять живой ум, помнить о "я"-мысли и искать её источник. Тогда вы обнаружите, что "я"-мысль поднимается оттуда, куда погружается дыхание. Они опускаются и возникают вместе. Ведь "я"-мысль также опустится вместе с дыханием. Одновременно другое светящееся и бесконечное "Я – Я" проявится и станет сплошным и непрерывным. Такова Цель. Её называют различными именами – Бог, Я, кундалини-шакти, Сознание и т. д. и т. п.
Когда попытка сделана, она сама приведёт вас к цели.
346. М.Свободная воля и судьба длятся, пока длится тело. Но мудрость превосходит их обеих, ибо Атман выше и знания и неведения.
347. М.Ум – это связка мыслей. Мысли возникают, поскольку есть мыслитель. Этот мыслитель – эго. Эго, если его искать, автоматически исчезнет. Эго и ум – одно и то же. Эго – коренная мысль, из которой поднимаются все остальные мысли.
348. П.Бывают периоды времени, когда люди и вещи имеют смутные, почти прозрачные формы, словно в дремоте. Прекращается наблюдение их извне, но имеется пассивное сознание их существования, в то время как нет активного сознания какого-либо вида собственной индивидуальности. В уме царит глубокая тишина. Означают ли такие периоды готовность ума к погружению в Себя? Или это состояние какого-то нездоровья, результат само-гипноза? Следует ли поддерживать данное состояние как приносящее временный покой?
М.Вместе с тишиной в уме существует Сознание. Это именно то состояние, к которому следует стремиться. Факт возникновения вопроса на данной точке, без осознания, что это есть Атман, показывает, что состояние является не устойчивым, а случайным.
Слово "погружение" применяется тогда, когда ещё существуют уходящие склонности ума, и поэтому ум должен быть направлен и повёрнут вовнутрь для погружения ниже поверхности внешних, феноменальных проявлений. Но зачем погружаться в случае преобладания тишины, не блокирующей сознание? Если это состояние ещё не осознано как Атман, то усилие сделать это можно назвать "погружением". В этом случае такое состояние можно назвать подходящим для осознания или "погружения". Таким образом, в последних двух вопросах уже необходимости нет.
П.Ум продолжает чувствовать пристрастие к детям, возможно, потому, что эта форма иногда использовалась для персонификации Идеала. Как можно избавиться от этого предпочтения?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|