Сделай Сам Свою Работу на 5

Учитель и ученик: Шри Бхагаван и Мунагала С. Венкатарамайя 19 глава





М.Откуда вы это знаете? Публичные выступления, физиче­ская активность и материальная помощь полностью перевешива­ются Тишиной махатм. Они выполняют больше, чем остальные.

П.Что мы должны делать для улучшения условий жизни в этом мире?

М.Если вы освободитесь от боли, то её не будет нигде. Сей­час беспокойство вызвано вашим видением мира вовне и мыс­лью, что там есть страдание. Но оба – и мир и страдание – находятся внутри нас. Если вы смотрите вовнутрь, то там боли не будет.

П.Бог – совершенство. Почему же тогда Он сотворил мир несовершенным? Результат соответствует природе создателя. Но в данном случае это не так.

М.Кто ставит вопрос?

П.Я – человек.

М.Разве вы отделены от Бога, что задаёте такой вопрос? Пока вы считаете себя телом, вы наблюдаете мир как нечто внешнее, и его несовершенства проявляются для вас. Бог – это совершен­ство, и Его работа тоже совершенство, но вы видите её несовер­шенной из-за своего ошибочного отождествления с телом.

П.Почему Атман проявляется как этот жуткий мир?

М.Для того, чтобы вы могли искать Его. Ваши глаза вам не видны. Поставьте перед ними зеркало и увидите их. То же и с творением.



"Сначала узри себя, а затем и весь этот мир как Атман"1.

П.Это равносильно тому, что я должен всегда смотреть во­внутрь?

М.Да.

П.Мне не нужно вообще видеть мир?

М.Вам не предписывают закрыть глаза на него. Вы должны только "увидеть сначала себя, а затем видеть весь мир как Атман". Если вы считаете себя телом, то мир появится как внешний. Если же вы Атман, то мир предстанет Брахманом.

273.Д-р Хафиз Саид спросил: Я читал Пять Гимнов2 и обнаружил, что Вы адресуете эти гимны Аруначале. Но Вы – адвайтин. Почему же тогда Вы обращаетесь к Богу как к некому отдельному Существу?

М.Преданный, Бог и эти гимны – всё есть Атман.

П.Но Вы же обращаетесь к Богу. Вы специально упоминаете Гору Аруначалу как Бога.

М.Вы можете отождествлять Себя, Атман, с телом. Почему же конкретный преданный не может отождествлять Атман с Аруначалой?

П.Если Аруначала – Атман, то почему именно Она специ­ально выбрана среди столь многих гор? Бог – везде. Почему тогда Вы указали, что Он – Аруначала?

М.Что привлекло вас из Аллахабада к этому месту? Что при­влекло всех этих людей вокруг?



П.Шри Бхагаван.

М.А как я был привлечен сюда? Аруначалой. Эту Силу отрицать нельзя. И опять – Аруначала находится внутри, а не снаружи. Атм­ан, истинная природа, есть Аруначала.

П.В священных книгах используются несколько терминов –Атман, Параматман, Пара и т. п. Как они связаны между собой?

М.Для тех, кто пользуется этими словами (в книгах), они означают одно и то же, но людьми понимаются различно – в зависимости от их развития.

П.Но почему тогда они используют так много слов, имея в виду одно?

М.Это сделано в соответствии с определенными обстоятельства­ми. Но везде имеется в виду Атман. Пара означает "не относи­тельное" или "за пределами относительного", другими словами – Абсолют.

П.Должен ли я сосредоточиваться на правой стороне груди, чтобы медитировать на Сердце?

М.Сердце не является физическим, и не нужно медитировать ни на правой, ни на левой стороне груди. Должно медитировать только на Атмане. Каждый знает: "Я есмь". Кто есть это "Я"? Его нет ни внутри, ни вовне, ни справа, ни слева. "Я есмь" – это всё.

Сердце – центр, из которого берет начало всё. Из-за того, что вы видите мир, тело и т. д., говорят, что существует центр всего видимого, названный Сердцем. Когда же вы находитесь в Сердце, то Оно уже и не центр, и не периферия. Больше ничего нет. Чьим центром Оно может тогда быть?

П.Могу ли я считать, что Атман и не-Атман (Я и не-Я) подобны субстанции и её тени?

М.Субстанция и тень присутствуют для того, кто видит только тень и, ошибочно принимая её за субстанцию, видит также и её тень. Но нет ни субстанции, ни тени для того, кто сознаёт лишь Реальность.



П.Будда хранил молчание, когда его спрашивали, есть ли эго. Он молчал, когда спрашивали об отсутствии эго. Будда без­молвствовал, когда его спрашивали, есть ли Бог; он безмолв­ствовал, когда спрашивали об отсутствии Бога. Тишина была его ответом на все эти вопросы. Школы Махаяна и Хинаяна обе неправильно истолковали его молчание, ибо говорят, что он был атеистом.

Но если он был атеистом, то почему говорил о нирване, рожде­ниях и смертях, о карме, перевоплощениях и дхарме?

М.Вы правы.

Октября

274.Профессор-мусульманин спросил, как вайшнавизм можно совместить с адвайтизмом.

М.Вайшнавиты называют себя вишишта-адвайтинами. Это также адвайта. Как человеческое тело содержит Атман, эго и грубое тело, так и Бог охватывает Параматму, мир и людей.

П.Но разве бхакти не подразумевает двойственность?

М.Сва сварупанусандханам бхактиритьябхидхияте [размышле­ние человека над собственным Я именуют бхакти]. Бхакти и само-исследование – суть одно и то же. Атман адвайтинов является Богом бхактов.

П.Существует ли некая духовная иерархия основоположников религий, наблюдающая за духовным благоденствием смертных?

М.Оставьте их в покое, существуют они или нет. В лучшем случае это только предположение. Атма само-очевидна [пратьяк­ша]. Познайте Её, и с предположениями будет закончено. Один может допустить наличие такой иерархии, другой – нет. Но никто не может отрицать Атму.

П.А что Шри Бхагаван думает о Пути действия в миру [прав­ритти марга]и о Пути отречения [нивритти марга]?

М.Да. Они известны оба. И что из этого?

П.Какой из этих двух Путей лучше?

М.Если вас интересует Атман – чистый и простой, – то это нивритти; если вы ищете Атман в миру, то это правритти. Другими словами, ум, обращенный вовнутрь [антармукхи манас], – это нивритти, а ум, направленный вовне [бахирмукхи манас], – это правритти. Так или иначе, нет ничего отдельного от Атмана. Оба Пути ведут к одному.

Подобное и с "духовной иерархией". Даже она не может суще­ствовать отдельно от Атмана. Она пребывает только в Атмане и остается Атманом. Осознание Атмана, Себя, – это единая Цель всех.

Ноября

275. В ходе разговора кто-то упомянул, что, когда Поль Бран­тон с одной дамой шел вечером домой, они увидели светлое зарево в стороне Горы, которое медленно и мягко продвигалось с севера на юг. Шри Бхагаван сказал: Эту Гору называют Мудростью в види­мой форме.

П.Как её увидеть телесным глазом?

М.Самбандар1пел: "Единый, очаровавший моё сердце, пле­нивший моё сердце, я мысленно пою о Нём". Сердце увлечено, поэтому ум должен погрузиться в Сердце; и еще остаётся воспо­минание, которое впоследствии даёт возможность мудрецу петь о Боге.

После этого (присутствующие в Холле) заговорили о пережи­вании одного молодого ученика. Молодой человек, образован­ный и благополучный, хорошего здоровья и трезвого ума, однаж­ды, будучи дома, смотрел на изображение Шри Бхагавана и меди­тировал на его фигуре. Внезапно изображение, казалось, ожило, и молодой человек сильно испугался. Он позвал мать, она пришла и спросила, в чем дело. Собрались родственники, сбитые с толку таким загадочным явлением. Он знал об их присутствии, но все еще был охвачен некой таинственной силой, которой пытался сопротивляться. На короткое время он потерял сознание, очнул­ся, и страх снова обуял его. Окружающие забеспокоились и пыта­лись помочь лекарствами.

Когда позднее он прибыл в Тируваннамалай, то имел некоторое предчувствие подобного переживания. Близость Шри Бхагавана предотвращала какие-либо неблагоприятные случаи. Но стоило ему оказаться вне Холла, и он почти не мог сопротивляться этой силе, страх поглощал его.

Шри Бхагаван сказал: "Это действительно так? Раньше никто не говорил мне об этом".

П.А не было ли это снисхождением Божественной силы [шак­типата]?

М.Да, это так. Просто сумасшедший цепляется за самскары, тогда как джняни этого не делает. В этом и состоит единственное различие между ними. Джняна – это своего рода безумие.

П.Но говорят, что шактипата случается, когда есть кармаса­мья, т. е. равенство достоинств и недостатков.

М.Да. Малапарипака, кармасамья и шактипата означают одно и то же. Человек следует направлению своих самскар; когда его учат, что он – Атман, эти поучения затрагивают его ум, и фантазия начинает бунтовать. Он чувствует беспомощность перед её атакующей силой. Его переживания только и соответствуют собственным фантазиям о состоянии "Я – Атман", что бы он ни представлял себе. Лишь шактипата дарует истинное и надлежащее переживание.

Когда человек подготовлен для получения предписаний и его ум близок к погружению в Сердце, эти наставления мгновенно выполняют всю работу и он благополучно осознаёт Себя, Атман. В противном случае всегда имеет место борьба.

Манонаша, джняна и читта-икаграта [уничтожение ума, Зна­ние и однонаправленность] означают одно и то же.

276.Дама из штата Уттар Прадеш приехала вместе со своим братом, подругой и дородным телохранителем.

Войдя в Холл, она приветствовала Махарши с большим чувством и уважением и села на шерстяное одеяло перед Шри Бхагаваном. Шри Бхагаван в это время читал в книге Трилинга на языке телугу историю о перевоплощении одного мальчика.

Мальчику сейчас тринадцать лет, и он учится в средней школе одной из деревень близ Лакнау. Когда ему было три года, он любил копать глубокие ямки повсюду. Если его спра­шивали, то он обычно отвечал, что пытается найти что-то, когда-то спрятанное им в земле. Когда ему было четыре года, в его доме праздновали свадьбу. Уезжая, гости, смеясь, замети­ли, что они вернулись бы на свадьбу этого мальчика. Но он обернулся к ним и сказал: "А я уже женат. У меня две жены". Когда его спросили, где они, он попросил отвезти его в опре­деленную деревню и там указал на двух женщин как своих жен. Сейчас уже известно, что мальчик родился через десять месяцев после смерти их мужа.

Когда об этом рассказали прибывшей даме, она спросила, можно ли что-нибудь узнать о состоянии человека после смерти. Шри Бхагаван сказал: Некоторые рождаются (вновь) сразу после смер­ти, другие – через некоторый отрезок времени, небольшое число не перерождается на этой земле, но в конечном счете получает спасение в некоторой высшей сфере, и очень немногие освобож­даются здесь и тотчас же.

Она: Я не это имела в виду. Возможно ли узнать обстановку, в которой находится человек после смерти?

М.Это возможно. Но зачем стараться узнать об этом? Все собы­тия истинны лишь настолько, насколько истинен сам искатель.

Она: Рождение человека, его бытие и смерть реальны для нас.

М.Поскольку вы ошибочно отождествили свою собственную сущность с телом, вы и о другом человеке думаете в терминах тела. Однако ни вы, ни другой не являетесь телом.

Она: Но с позиций моего уровня понимания я считаю себя и моего сына реальными.

М.Рождение "я"-мысли есть собственное рождение человека, а её смерть – смерть личности. После возникновения "я"-мысли возникает ошибочное отождествление с телом. Считая себя те­лом, вы неправильно оцениваете других и отождествляете их с телами. Ваше тело родилось, растет и разрушится, и точно так же вы полагаете, что кто-то другой родился, вырос и умер. Думали ли вы о своем сыне до его рождения? Эта мысль пришла уже после его рождения и будет сохраняться даже после его смерти. Так как вы думаете о нём, он является вашим сыном. Куда он ушел? Он вернулся к источнику, из которого возник. Он един с вами. Пока вы есть, он существует тоже. Если вы прекращаете отождествлять себя с телом, но видите истинное Я, эта неразбериха исчезнет. Вы – вечны. Подобным образом и другие так же будут признаны вечными. Пока эта истина не осознана, всегда будет это горе, вызванное ложными ценностями, возникающими вследствие ошибочногознания и ошибочного отождествления.

Она: Да буду я иметь истинное знание Милостью Шри Бхагавана.

М. Оставьте "я"-мысль. Пока "я"-мысль жива, есть горе. Когда "я"-мысль прекращает существование, горя нет. Рассмотрите со­стояние глубокого сна!

Она: Да. Но когда я обращаюсь к "я"-мысли, возникают другие мысли и беспокоят меня.

М. Посмотрите, чьиэти мысли, и они исчезнут. Их корень в единственной "я"-мысли. Держитесь её, и они пропадут.

(Здесь Учитель опять сослался на историю о Пунья и Папа из Йога-Васиштхи, часть V, глава 20, где Пунья утешает Папу в связи со смертью их родителей и поворачивает его к осознанию Атмана.)

Далее, творение надо рассматривать в двух его аспектах – Ишвара сришти [сотворённое Богом] и джива сришти [сотворён­ное человеком]. Из них вселенная относится к первому, а её связь с человеком – ко второму аспекту.

В Панчадаси рассказывалась следующая история. Два молодых человека, живших в одной из деревень Южной Индии, отправи­лись в паломничество на север Индии. В дороге один из них умер. Оставшийся в живых, который немного подрабатывал, решил вер­нуться домой лишь через несколько месяцев. Тем временем он встре­тил одного странствующего паломника и попросил передать в свою деревню в Южной Индии весточку о себе и своём умершем спутнике. Паломник сделал это, но по ошибке перепутал имена. В результате родители умершего радовались его благополучию, а родители живо­гo убивались горем. Таким образом, смотрите, боль и удовольствие не относятся к действительным событиям, а лишь к умственным представлениям. И джива сришти отвечает за это. Убейте дживу, и не будет ни боли, ни удовольствия, но лишь вечное блаженство ума. Убийство дживы означает пребывание в Атмане.

Она: Я слышала обо всём этом. Но это выше моего понимания. Я молю Шри Бхагавана помочь мне понять это.

Как-то я была у водопада в Майсуре. Это нечто чарующее. Воды струились, словно пальцы, пытающиеся ухватиться за скалы, но они увлекались потоком вниз, в глубину. Я представила, что это состояние людей, цепляющихся за их нынешнее окружение. Но я не могу перестать цепляться.

Я не могу вообразить, что мы ничем не лучше, чем сезонные цветы, плоды и листья на деревьях. Я люблю цветы, но эта идея всё-таки не властна надо мной.

(Через несколько минут она сказала, что собиралась спросить Махарши о смерти и вопросах, связанных с ней, однако не сделала этого. Тем не менее Махарши читал о подобной теме в газете, и вопросы оказались разрешенными.

Повидав корову Лакшми, она покинула Ашрам.)

Ноября

277.Г-н С. С. Коган: Что такое воля? Я имею в виду – где она расположена? В пяти кошах?

М.Сначала возникает "я"-мысль и затем все остальные мыс­ли. Они и составляют ум. Ум является объектом, а "я" – субъек­том. Может ли быть воля без этого "я"? Она входит в состав "я"; "я"-мысль – это виджнянамайякоша [оболочка интеллекта]. Воля включена в неё.

Аннамайя коша – это оболочка грубого тела. Чувства вместе с праной и органами действия [кармендрии]образуют оболочку пра­ны [пранамайя коша]. Чувства и ум формируют оболочку ума [маномайя коша]. Они являются органами познания [джняненд­рии]. Ум состоит только из мыслей. Идам [это] – объект, а ахам ["я"] – субъект; вместе они образуют оболочку интеллекта [виджня­намайя коша].

Ноября

278.Мисс У. Умадэви, дама из Польши, обращенная в индуизм, путешествовала по Кашмиру и привезла виды Кашмира, которые мы все рассматривали. Шри Бхагаван с юмором заметил: Теперь мы посмотрели эти места без всяких хлопот путешествия.

П.Я хочу отправиться к Кайласе.

M. Эти места можно видеть, только если предопределено судь­бой. И никак не в другом случае. Но после видения всего там останется увидеть ещё больше – если не в этой сфере, так, может быть, в другой. Знание подразумевает неведение того, что лежит по ту сторону познанного. Знание всегда ограничено.

Через некоторое время Шри Бхагаван продолжил: Аппар1 был уже старым и дряхлым, но всё-таки начал путешествие к Кайласе. У него на пути появился другой старик и попытался отговорить от попытки достичь Кайласу из-за огромной трудности задачи. Ап­пар, однако, оказался упрямым и сказал, что ради этой попытки он рискнул бы и жизнью. Незнакомец попросил его погрузиться в водоём, что находился поблизости. Аппар сделал это и тотчас же обнаружил Кайласу. Где же всё это произошло? В Тирувайяре, в девяти милях от Танджора. Где же тогда находится Кайласа? Внут­ри ума или вне его? Если Тирувайяр был воистину Кайласой, то и все остальные также должны были обнаружить это. Но Аппар один нашел, что это так.

Похожее говорили и о других местах паломничества на Юге (Индии) – что они являются местообитаниями Шивы, – и пре­данные убеждались в этом. Это было правильным с их точки зрения. Всё пребывает внутри. Нет ничего снаружи.

279. П. Сколько нужно времени, чтобы после смерти человек родился снова? Это происходит сразу или спустя какой-то период?

М.Вы ещё не знаете, кем были перед рождением, однако хоти­те знать, что станет с вами после смерти. Знаете ли вы, кем являе­тесь сейчас?

Рождение и перерождение относятся к телу. Вы отождествляе­те Себя с телом, но это ошибка. Вы считаете, что оно рождено и умрёт, смешивая феномен, относящийся к телу, с Атманом. Познайте ваше истинное Бытие, и эти вопросы не поднимутся.

О рождении и перерождении говорят единственно для того, что­бы побудить вас исследовать их и обнаружить, что нет ни рожде­ний, ни перерождений. Они связаны с телом, а не с Атманом. Познайте Себя, и сомнения перестанут беспокоить.

280. П. Можете ли Вы помочь мне избавиться от майи?

М. Что такое майя?

П.Привязанность к этому миру.

М.Был ли этот мир в вашем глубоком сне? Была ли там привя­занность к нему?

П.Там ничего не было.

М.А вы сами были там или нет?

П.Возможно, что и был.

М.И после этого вы отрицаете, что существовали в глубоком сне?

П.Я не отрицаю.

М.Поэтому вы сейчас "тот же, что и в глубоком сне".

П.Да1.

М.

Глубокий сон Бодрствование
Мира нет Привязанности нет Атман Мир Привязанность Атман

Что же это тогда такое, только что спросившее о майе?

П.Ума в глубоком сне не было. Этот мир и привязанность к нему принадлежат уму.

М.Это так. Мир и привязанность к нему принадлежат уму, а не истинной природе, Атману.

П.В глубоком сне я был невежествен.

М.Кто говорит, что он невежествен был? Разве он не невеже­ствен сейчас? Разве он уже джняни?

Под невежеством сейчас понимается загрязнение Атмана.

П.Был ли Атман чист тогда, в глубоком сне?

М.У Него не возникало никаких сомнений. ОН не чувствовал несовершенства или нечистоты.

П.Такое Я является общим для всех, даже для мертвого тела.

М.Но крепко спящий или мертвец не задает вопросов. Рассмот­рите, кто их задает. Это вы. Разве вас не было в глубоком сне? Почему там не было несовершенства? Чистое Я – это просто Бы­тие. Оно не связывает себя с объектами и не становится сознани­ем, отвечающим состоянию бодрствования. То, что вы сейчас, в нынешнем состоянии, называете сознанием, является связанным сознанием, требующим мозга, ума, тела и т. п., от которых оно и зависит. Но в глубоком сне сознание сохранялось без всего перечис­ленного.

П. Но в глубоком сне я не имею представления об этом сознании.

М. Кто не сознаёт его? Вы допускаете "Я есмь". Вы допускаете "Я был" в глубоком сне. Это состояние бытия и есть ваша суть, истинная природа.

П. Вы хотите сказать, что глубокий сон и есть Само-реализация, осознание Себя?

М. Глубокий сон есть Атман. А почему вы говорите о Реализации? Есть ли хоть какой-то момент, когда Атман не реализован? Если бы такой момент существовал, то определён­ный другой момент можно было бы назвать моментом Реализации. Нет ни такого мгновения, когда Атмана нет, ни такого, когда Ат­ман не реализован. Зачем для этого выбирать глубокий сон? Даже сейчас вы являетесь реализовавшим Себя, Атман.

П. Но я этого не понимаю.

М.Потому что вы отождествили Атман с телом. Отбросьте ошибочное отождествление, и Атман открыт.

П.Но всё это не служит ответом на мой вопрос о помощи мне в избавлении от майи, т. е. привязанности.

М.Эту привязанность не найти в глубоком сне. Она восприни­мается и чувствуется сейчас. Она не является вашей истинной природой. На ком присутствует это наращение? Если Истинная Природа познана, оно не существует. Если вы осознали Себя, соб­ственность не воспринимается. Это и есть избавление от майи. Майя не является чем-то объективным, что может быть отброше­но каким-либо иным способом.

Ноября

ИСКРЫ ОТ НАКОВАЛЬНИ-1

281. Один человек, называвший себя бывшим учеником Шри Ма­харши, подал иск в суд с просьбой подтвердить, что он является законным управляющим [сарвадхикари] Ашрама. Шри Махарши допрашивали в Комиссии. Собралась толпа, но судопроизводство проходило спокойно в одной из комнат Ашрама, выходящих на севе­ро-восток.

Нижеследующее представляет собой несколько лакомых кусочков оттуда: ответы Шри Бхагавана были совершенно спонтанными и мягкими.

Вопрос.К какой ашраме (стадии жизни) принадлежит Шри Бхагаван?

М.К атиашраме (выше четырех традиционных стадий жиз­ни).

В. Что это за стадия?

М.Она выше четырех обычно известных ашрам.

В. Она отвечает Писаниям?

М.Да. О ней упоминается в ряде шастр.

В. Кроме Вас принадлежит ли к ней еще кто-нибудь?

М.Может быть.

В. Например, кто?

М.Шука, Ришабха, Джада Бхарата и другие.

В. Вы в юности оставили дом, так как не имели привязанности к дому и собственности. Но уже здесь, в Ашраме, у Вас есть иму­щество. В чем дело?

М.Я не искал его. Имущество навязано мне. У меня нет ни любви, ни ненависти к нему.

В. Вам дают имущество?

М.Вещи дают для конкретного Свами, кем бы он ни был. Но тело рассматривается в этом мире в качестве Свами. То же отно­сится и к этому телу. Оно ограничивает меня до себя.

В. В таком случае привязанность к собственности сейчас во­зобновлена? Разве не так?

М.У меня к ней нет ненависти – это всё, что я сказал.

В. В практической жизни это сводится к тому, что говорю я.

М.Именно так, как мы живем и действуем в практических делах.

В. Даете ли Вы упадешу [наставление]? Давали ли Вы её когда-нибудь?

М.Посетители задают вопросы. Я говорю им то, что знаю. Это их дело использовать мои слова по своему усмотрению.

В. Является ли это упадешей?

М.Разве мне говорить о том, как другие принимают мои слова?

В. Имеете ли Вы учеников?

М.Я не даю упадеши формальным методом. Например, задержи­вая дыхание, выполняя при этом пуджу и шепча человеку на ухо.

Человек может называть себя моим учеником или преданным. Я не считаю кого-либо своим учеником. Я никогда не искал упадеши у кого-либо и сам не даю официальную упадешу. Если люди называют себя моими учениками, я и не одобряю, и не возражаю. С моей точки зрения все одинаковы. Они считают себя готовыми, чтобы называться учениками. Что я могу им сказать? Я не считаю себя учеником или Гуру.

В. Почему Вы одобрили строительство Скандашрама на Горе, являющейся землей Великого Храма, без получения предвари­тельного разрешения от властей?

М.Будучи руководим той же Силой, которая заставила меня прийти сюда и жить на Горе.

В. Когда Вы в течение часа после своего прибытия сюда вы­бросили свои наличные деньги и всё остальное, Вы так поступили, поскольку не желали собственности. Вы никогда не прикасаетесь к деньгам. У вас не было никакого имущества в течение нескольких лет после Вашего прибытия сюда. Почему же тогда Ашрам сейчас принимает пожертвования?

М.Эта практика развилась на более поздней стадии, посколь­ку у нас некоторые начали использовать моё имя для сбора де­нежных средств. Я и не одобрял их действия, и не препятствовал им. Поэтому всё идет само собой. Один человек уходит, другой приходит, но этот процесс продолжается. У меня нет желания принимать эти пожертвования, но люди не обращают внимания на такой совет. Я не хочу давать безрезультатных советов. И по­этому я не препятствую им. Деньги приходят, а потому самопро­извольно растёт и имущество.

В. А почему Вы не подписываетесь своим именем?

М.Автор "Само-Реализации"1 уже представил свой ответ на этот вопрос. Более того, под каким именем меня должны знать? Я сам этого не знаю. С тех пор как я прибыл сюда, люди время от времени давали мне разные имена. Если бы я подписался каким-то одним именем, то все не поняли бы этого. Поэтому я обычно гово­рю тем, кто добивается автографов, что даже если они и показали бы мою подпись, то люди вообще не признали бы её подлинной.

В. Я полагаю, что Вы не прикасаетесь ни к деньгам, ни к дру­гим подношениям.

М.Люди иногда кладут фрукты прямо мне в руки. Я касаюсь их.

В. Если Вы получаете такой вид подношения, то почему бы Вам не принимать также и деньги?

М.Я не могу есть деньги. Что я буду делать с ними? Почему я должен брать то, с чем не знаю как обращаться?

В. Почему посетители останавливаются в Ашраме?

М.Это они должны знать, почему.

В. Я полагаю, что Вы никому не препятствуете приехать и остановиться здесь.

М.Никому.

В. Также у Вас нет и возражений, чтобы приезжие оставались столько, сколько они хотят.

М.Нет. Если я сочту такое неприемлемым, то уйду. Это все, что можно сказать.

Адвокат, один из почитателей, спросил Шри Бхагавана, не вызвал ли у него сильного напряжения допрос, что проводился Комиссией накануне.

М.Я не использовал ум, а потому не было и напряжения. Пусть они допрашивают меня хоть тысячу дней. Я не возражаю.

Ноября

282. П. Тантрическая садхана вызывает Само-реализацию?

М.Да.

П.Какое почитание в Тантре является наилучшим?

М.Это зависит от темперамента.

П.Какую роль в Само-реализации играет кундалини?

М.Кундалини поднимается ради любой вашей цели. Кундали­ни – это прана-шакти [ток жизни].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.