Сделай Сам Свою Работу на 5

Учитель и ученик: Шри Бхагаван и Мунагала С. Венкатарамайя 5 глава





М.Мир не является чем-то внешним. Впечатления не могут иметь внешнее происхождение, поскольку мир может быть вос­принят только сознанием. Сам мир не говорит, что он существует. Это просто ваше впечатление. Но даже это впечатление не являет­ся непротиворечивым и непрерывным. В глубоком сне мир не воспринимается; он не существует для крепко спящего человека. Поэтому мир – это следствие эго. Узнайте эго, то есть "я". Обнару­жение его источника – это конечная Цель.

П.Я считаю, что мы не должны причинять страдания живым существам. Должны ли мы поэтому терпеть комариные укусы и подвергаться им?

М.Сами вы не любите страдать. Как же вы можете подвергать страданию других? Раз вы страдаете от комариных жал, то просто держитесь подальше от них.

П.Правильно ли, что мы губим другие жизни, например ко­маров и мух?

М.Каждый человек является самоубийцей. Вечное, блажен­ное и естественное состояние его задушено этой жизнью неведе­ния. Таким образом, нынешняя жизнь обусловлена убийством вечного, чистого Бытия. Разве это воистину не самоубийство? Поэтому каждый – самоубийца. Зачем тогда беспокоиться об убийствах и убийцах?



В ходе дальнейшего разговора посетитель сказал: Этот мир шлет свои впечатления, и я пробуждаюсь!

М.Может ли мир существовать без того, кто его воспринима­ет? Что является первичным? Бытийное сознание или возникаю­щее сознание? Бытийное сознание (Я) всегда здесь, вечное и чистое. Возникающее сознание ("я") появляется и исчезает. Оно является мимолетным.

П.Но разве этот мир не существует для других людей, даже когда я сплю?

М.Такой мир смеется над вами, ибо вы представляете себе его, не зная себя. Мир является следствием действия вашего ума. По­знайте свой ум. А затем наблюдайте мир. Вы поймёте, что он не отличается от Атмана.

П.Разве Махарши не воспринимает себя и всё окружение столь же ясно, как и я?

М.Кто сомневается? У Осознавшего нет сомнений. Они суще­ствуют только для невежественного.

Июня

47 [54]. Пожилой джентльмен, пандит из штата Андхра (Пра­деш), имел сомнения по поводу изложения адвайты у Кавьякант­хи. Он нашел в его книгах, что Брахман свободен от разделения на сходное, различное и собственные различия [саджатья бхеда, вид­жатья бхеда и свагата бхеда]. Эти условия удовлетворяются не в теории, согласно которой Брахман превращается в мир [паринама вада], а в теории, согласно которой порождение Брахманом мира оставляет ЕГО Самого незатронутым [виварта вада]. В первом случае свагата бхеда должна существовать.



М.Дакшинамурти не учил ничему подобному. Он ничего не говорил о связи Брахмана с шакти. Единственное, чем он делил­ся, было Молчание, но сомнения учеников развеялись. Значение всего этого в том, что нет ничего такого, что следовало бы изу­чить, обсудить и решить. Каждый знает: "Я есмь". Но "Я" путают с телом, потому что "Я" возникает из Абсолюта и дает начало ин­теллекту [буддхи]. В буддхи "Я" кажется имеющим размеры и форму тела, тогда как выражение "на медхайя" означает, что Брахмана нельзя постичь посредством буддхи. Брахман → ахам ("Я–Я") → буддхи.

Как же буддхи может перейти через ахам, чтобы обнаружить Брахмана? Это невозможно. Просто покончите с ложным пред­ставлением о том, что "Я" – тело. Откройте, для коговозникают мысли. Если нынешнее чувство индивидуального "Я" ("я") при этом исчезает, то обнаружение завершено. Что остаётся, так это чистое Я, Атман. Сравните состояния глубокого сна и бодрство­вания. Многообразие форм и тело можно найти только в послед­нем из них. В первом Атман пребывает без восприятия тела или мира. Тут царствует счастье.

Изречение Вед [шрути вакья]"Я есмь Брахман" [Ахам Брахмас­ми]говорит об этом состоянии, а не о видоизменении ума. Че­ловек не может стать Брахманом, просто повторяя эту мантру. Это означает, что Брахмана нет где-нибудь в другом месте. ОН явля­ется вашим Я (Атманом). Найдите это Я, и тогда Брахман найден. Не пытайтесь достичь Брахмана, считая, что ОН находится где-то далеко.



Пандит заметил, что мысли столь постоянны, что ахам до­стичь невозможно.

Учитель сказал: Брахма акара вритти [мысль о Брахмане] помогает отвлечь ум от всех других мыслей. Нужна или какая-то подобная практика, или общество садху. Садху уже преодо­лел ум и остается в Покое. Близость к нему позволяет вызвать такое же состояние в других. Иначе нет смысла искать обще­ство садху.

Дехо ахам (Я – тело) означает ограничение и является корнем всех низких и эгоистичных поступков и желаний.

Брахма ахам (Я – Брахман) есть выход за ограничения и озна­чает симпатию, милосердие, любовь и т. п., то есть всё божествен­ное и добродетельное.

П.Есть ли шансы у домохозяина [грихастха]достичь Осво­бождения [мокша]?

М.Зачем вы думаете, что вы грихастха? Подобные мысли, что вы – санньясин, отрекшийся, будут преследовать вас, даже если вы покинете мир как санньясин. Останетесь ли вы в миру или же отречетесь от него и уйдете в лес, ум будет преследовать вас. Источником мысли является эго. Оно творит тело и мир и застав­ляет вас думать, что вы – грихастха. Если же вы отречетесь от мира, то это только заменит мысль о грихастхе на мысль о саннь­ясине, окружение дома на лес, но ментальные препятствия всегда с вами. Они даже сильно возрастут в новой обстановке. Изменение среды вам не поможет. Ум – это единственное препятствие, и он должен быть превзойден – дома ли, в лесу ли. Если вы можете сделать это в лесу, то почему не дома? Следовательно, зачем ме­нять окружение? Ваши усилия могут предприниматься даже сей­час, при любом окружении.

Окружение никогда не покидает вас, даже если вы этого хоти­те. Смотрите на меня. Я оставил свой дом. Посмотрите на себя. Вы приехали сюда, оставив домашнее окружение. Что вы находите здесь? Отличается ли это от того, что вы покинули? Даже если человек годами погружен в нирвикальпа самадхи, то при выходе из него он окажется в среде, которую вынужден иметь. По этой причине Шанкарачарья в своей превосходной работе Вивекачуда­мани1 придавал особое значение состоянию сахаджа самадхи, пред­почитая его состоянию нирвикальпа самадхи.

Человеку следует находиться в самопроизвольном самадхи – т. е. в своем чистом состоянии – в любой обстановке.

Позже Шри Бхагаван сказал: Контроль дыхания может быть внутренним или внешним.

Антах пранаяма (внутренний контроль дыхания) состоит в следующем:

нахам чинта (мысль: "Я не тело") – это речака (выдох);

кохам ("Кто я?") – это пурака (вдох);

сохам ("Я – ОН") – это кумбхака (задержка дыхания).

При таком выполнении дыхание контролируется автоматиче­ски2.

Бахир пранаяма [внешний контроль дыхания] предназначена тому, у кого не хватает силы контролировать ум. Нет более верного пути, чем этот; или же надо пребывать в обществе садху (аскетов, мудрецов). К внешней практике должен прибегнуть благоразум­ный искатель, если ему недоступно общество садху. В обществе садху именно садху предоставляет нужную силу, хотя окружаю­щие этого и не видят. Пранаяма не должна быть точно такой, как предписано в хатха-йоге. При занятиях джапой, дхьяной, бхакти и т. д. просто небольшого сдерживания дыхания будет достаточ­но, чтобы контролировать ум. Ум – это всадник, а дыхание – это конь. Пранаяма – это уздечка для лошади. Той же самой уздечкой обуздывается и всадник.

Пранаямой можно заниматься совсем немного. Один способ для этого – наблюдать за дыханием. Занимаясь наблюдением за дыханием, ум отвлекается от других активностей. При этом конт­ролируется дыхание; и ум, в свою очередь, оказывается под конт­ролем.

Если трудно, то не следует практиковать по отдельности пураку и речаку. При джапе, дхьяне и т. д. можно ненадолго задерживать дыхание. Это тоже дает хорошие результаты.

Июня

48[55]. П. Можно ли осуществить адвайту посредством джа­пы священных имен, таких как Рама, Кришна и т. д.?

М.Да.

П.Но разве это не средство низшего порядка?

М.А кто вас заставляет выполнять джапу или обсуждать её место в практике?

(Молчание.)

Июня

49[56]. Молодой человек лет двадцати спросил, как осознать Себя. Он молча сел, ждал более часа, а потом собрался уходить. Уходя, он спросил:

П.Как осознать Я?

М. Чьё Я? Найдите, чьё.

П.Моё, но кто я?

М.Узнайте сами.

П.Я не знаю, как это сделать.

М.Просто думайте над этим вопросом. Кто это говорит: "Я не знаю?" Что неизвестно? Кто есть "я" в этом вашем утверждении?

П.Говорит кто-то или что-то во мне.

М. Кто есть этот кто-то? В ком?

П.Возможно, некая сила.

М.Найдите её.

П.Как осознать Брахмана?

М.Почему вы стремитесь познать Брахмана, не зная Себя, Атмана?

П.Шастры утверждают, что Брахман пронизывает всё и меня тоже.

М.Найдите "я" в этом "меня", а после этого будет время поду­мать о Брахмане.

П.Почему я рожден?

М. Кто рожден? Ответ одинаков на все ваши вопросы.

П.В таком случае, кто я?

М.(Улыбаясь). Вы пришли экзаменовать и спрашивать меня? Вы должны сами сказать, кто вы.

П.В глубоком сне душа покидает тело и пребывает в иных местах. Когда она возвращается, я просыпаюсь. Так ли это?

М.Что это такое, что покидает тело?

П.Возможно, сила.

М.Найдите эту силу!

П.Тело состоит из пяти элементов. Каковы эти элементы?

М.Почему вы стремитесь к познанию этих элементов, не зная Себя, Атмана?

(Молодой человек посидел еще некоторое время и, получив разре­шение, ушел. Позже Учитель заметил: "Всё в порядке. Здесь полу­чится".)

Июня

50[57]. Шри Бхагаван сказал, что сушумна – название1, наи­более часто упоминаемое в писаниях. Также встречаются и другие названия, например пара, атма, амрита. Говорят, что сушумна становится погруженной в пара [лиина]. Поэтому можно сказать, что пара относится к терминологии (Пути) джняны, тогда как сушумна – к терминам Йоги.

Июня

УДАЛЕНИЕ СОМНЕНИЙ,
ВОЗНИКШИХ ПРИ ЧТЕНИИ "ШРИ РАМАНА ГИТЫ"

П.(Мои сомнения таковы.)

Глава XIV, строфа [шлока]10 читается так: "При достижении большей зрелости можно даже стать невидимым. Такой человек, будучи чистым сознанием, преуспевает как сиддха".

Глава XVIII, последняя строфа, читается так: "Слава сиддхов выше воображения, они равны Шиве. В действительности, они сами – формы Шивы и способны исполнять каждую просьбу".

Смысл в том, что за достижением Само-реализации следует реальный и непрекращающийся тапас. По ходу созревания по­добного тапаса некоторые джнянины могут делать свои тела не­осязаемыми и невидимыми. Такие люди известны как сиддхи.

Далее: "Слава сиддхов невообразима. Они равны Шиве и спо­собны исполнять просьбы". Так сказал Шри Бхагаван.

В Упанишадах есть мантра – атмаджням хьярчайет бхутика­мах – [тот, кто желает освобождения или блага, должен служить Осознавшему Себя Мудрецу]. Здесь речь не идет о сиддхе, дарую­щем блага. Это может делать джняни. Вспомним еще мантры – суе махимни пратиштитах [пребывающий в своем собственном величии], анантам Брахма [Брахман вечен], которые могут сму­тить, если их читать вместе со шлоками, цитированными выше. Сарвам халвидам Брахма [всё это есмь Брахман], Брахмавид Брах­маива бхавати [знающий Брахмана становится Брахманом Са­мим]; это показывает, что джняни – это сарваджня [всезнаю­щий]. Каково же тогда различие между джняни и сиддхой, из кото­рых последний может выполнять желания, а первый вроде бы нет.

Таково было сомнение. Учитель объяснил: Вопросы в Гите зада­вались в определенном духе. Ответы и соответствовали ему. Люди обычно обращают внимание только на телесное; и они также хотят получить сиддхи [сверхобычные силы]. Никакие силы не могут сравниться с Само-реализацией и повлиять на неё, а пото­му, как они могут превзойти её? Люди, стремящиеся к сиддхам, не удовлетворены тем, чем, по их представлениям, является джняна, и поэтому хотят получить сиддхи, связанные с ней. Они склонны пренебречь высшим счастьем джняны и устремиться к сиддхам. Ради этого они идут переулками, а не царственным путем, и по­этому вообще могут потерять дорогу. Чтобы правильно руково­дить ими, удерживая только на царственном пути, и сказано, что сиддхи сопровождают джняну. Фактически джняна обнимает всё, и джняни даже и не подумает о сиддхах. Пусть люди сначала получат джняну, а потом ищут сиддхи, если захотят.

Я уже сказал: шарира самсрайа сиддхайа [сиддхи относятся к телу], поскольку их кругозор ограничен телом. На самом деле джняни и сиддха не отличаются друг от друга. Варан датум, дарование благ, включает в себя также и атмалабху (обретение Атмана, Я). Сиддхи относятся не только к низшему порядку, но и к высшему.

Шастры должны соответствовать меняющимся условиям. Но их дух остается одним и тем же. В Халасья Махима есть глава о восьми разных сиддхах. Там же Шива говорит, что Его бхакта никогда не подумает о них. Кроме того, Шива говорит, что Он никогда не удовлетворяет просьбы. Желания преданных испол­няются только согласно их прарабдхе. Когда Сам Ишвара говорит так, что же сказать о других? Чтобы демонстрировать сиддхи, необ­ходимы другие люди, которые признают их. Это означает, что в том, кто демонстрирует, нет джняны. Поэтому сиддхи не стоят того, чтобы о них думать. Следует стремиться только к джняне и только её добиваться.

Шри Рамана Гита, глава XVII, стих 4. Перевод на тамильский язык неточен. Шри Бхагаван указал на неточностъ и исправил ее. Вопрос Вайдарбхи был: «В течение практики "я"-мысль иногда повернута вовнутрь, а в остальное время – вовне. Можно ли исчезновение "я"-мысли при её обращении вовнутрь назвать джня­нойШри Бхагаван разрешил это сомнение следующим образом:

Некоторые люди думают, что существуют разные стадии джняны. Атман является нитья апарокша, т. е. всегда осуществлен­ным, независимо от того, знают об этом или нет. Шравана, доказывают эти люди, должна поэтому быть апарокша джня­ной (прямым знанием, непосредственным переживанием), а не парокша джняной (косвенным знанием). Но джняна должна приводить к дукха нивритти (прекращению страданий), в то время как шравана одна к этому не приводит. Поэтому они говорят, что хотя шравана и апарокша, но она не является непо­колебимой; причиной её слабости, изменчивости, служит про­явление васан; когда васаны удалены, джняна становится непо­колебимой и приносит плоды.

Другие говорят, что шравана – это только парокша джняна. Посредством мананы (размышлений) она переходит в порывис­тую апарокшу. Помехой её непрерывности являются васаны; они поднимаются с новой силой после мананы. Их необходимо дер­жать под контролем. Бдительность здесь состоит в том, чтобы вспоминать дехо нахам ["Я не тело"] и устойчиво сохранять непос­редственное переживание [апарокша анубхава], которое было при­обретено в ходе размышлений, мананы. Такая практика называет­ся нидидхьясана, и она искореняет васаны. Тогда пробуждается состояние сахаджа. Это, безусловно, джняна.

Апарокша как результат мананы не может привести к дукха нивритти, прекращению страданий, и не может быть прирав­нена к мокше, освобождению от зависимости, так как васаны периодически преодолевают эту джняну. Следовательно, она слабая [адридха]и становится прочной только после искорене­ния васан посредством нидидхьясаны (непрерываемого созер­цания).

СНОВА О "ШРИ РАМАНА ГИТЕ"

Г-н Т. К. С. Айяр, один из преданных, говорил о чакрах. Шри Бхагаван сказал: Следует лишь осознать Атман. ЕГО осознание содержит в себе всё остальное. Шакти, Ганапати, сиддхи и т. д. – все включены в Атман. Те, кто обычно говорят об этих вещах, не осознали Атман. Атман пребывает в Сердце и, более того, есть Сердце Само. Проявление связано с мозгом. Можно полагать, что переход из Сердца в мозг проходит по сушумне, или по нерву с каким-то другим названием. Упанишады говорят паре лиина, имея в виду, что сушумна и другие такие нервы [нади]все объединяются в пара, т. е. атма нади. Йоги говорят, что поток, поднявшийся в са­хасрару [мозг], завершается там. Подобный опыт не является пол­ным. Для достижения джняны этот поток должен прийти в Сердце. Хридайа [Сердце] есть альфа и омега, начало и конец.

Июля

ШРИМАД БХАГАВАД-ГИТА

51 [58]. Г-н Ранганатхан, правительственный чиновник, спро­сил:

В Шримад Бхагавад-Гите есть место: "Собственная дхарма луч­ше всего, чужая дхарма полна опасности"1. В чем смысл собствен­ной дхармы человека?

М.Обычно она толкуется как обязанности различных каст и слоев общества. Также должно учитываться и физическое окру­жение.

П.Если имеется в виду варнашрама дхарма [дхарма различ­ных каст и стадий жизни], то такая дхарма распространена только в Индии. В то же время Гита должна быть общеприменима.

М.Варнашрама присутствует в той или в иной форме в каждой стране. Смысл же собственной дхармы состоит в том, что человек должен держаться единого Атмана и не отклоняться от Него. В этом вся её суть.

сва = своя собственная, т. е. Атмана [атма],

пара = принадлежащая другому, т. е. не-Атману [анатма].

Атма дхарма – неотъемлемость от Атмана. Там нет ни смятения, ни страха. Тревоги возникают только тогда, когда кро­ме Атмана присутствует еще кто-то другой. Если Атман осознан только как всеединство, то нет никакого другого и, следо­вательно, нет причины для страха. Нынешний человек смешивает и анатма (не-Я) дхарму, и атма (Я) дхарму и в результате страда­ет. Пусть он познает Атман и пребывает в Нём; здесь конец страхам и больше нет сомнений.

Даже если понимать собственную дхарму как варнашрама дхар­му, смысл её только в этом. Такая дхарма приносит плод лишь тогда, когда её придерживаются не эгоистично. То есть человек должен осознать, что не он совершает действия, что он – только орудие некой Высшей Силы. Пусть Высшая Сила совершает то, что неизбежно, и пусть я сам действую согласно её требованиям. Эти действия не мои. Поэтому и результат действий не может быть моим. Если человек думает и действует подобным образом, то откуда взяться тревоге? Неважно, будет ли это варнашрама дхарма или лоукика дхарма [мирские активности]. В конце концов всё сводится к следующему:

сва = атманах [свойственный Атману, Я]

пара = анаатманах [свойственный не-Атману, не-Я].

Такие сомнения естественны. Ортодоксальное понимание дхармы несовместимо с жизнью современного человека, вынужденного ра­ботать в самых разных качествах, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Человек из Понди(черри) вступил в разговор: Сарва дхармаан паритяджья маамекам саранам враджья [оставляя все обязанно­сти, предайся только Мне]1.

Шри Бхагаван: Сарва [всё] – это только анаатманах [относя­щееся к не-Атману]; ударение делается на екам [только]. Для человека, который крепко держится Единого [ека], – где его дхар­мы? Это значит: "Будь погружен в Атман".

П.Гита учит действовать.

М.Что говорит Гита? Арджуна отказался от участия в битве, и Кришна сказал ему: "Пока ты отказываешься сражаться, у тебя есть чувство, что ты совершаешь действия. Кто ты такой, чтобы отказаться от действия? Откажись от представления, что ты –делатель. Пока это чувство не исчезло, ты обречен действовать. Тобой управляет Высшая Сила. Ты подтверждаешь это собственным отказом служить ей. Вместо этого следует признать эту Силу и подчиниться Ей как орудие. Или (если сказать это по-другому) в случае отказа ты будешь насильно вовлечен в действия. Вместо того чтобы быть подневольным, лучше быть добровольным ра­ботником".

"Лучше пребывать в Атмане и действовать согласно приро­де, без мысли о совершении действий. Тогда их результаты не повлияют на тебя. Это мужественность и героизм".

Таким образом, "неотъемлемость от Атмана" является итогом и сутью учения Гиты.

В конце Учитель Сам добавил: "Если человек будет прочно пре­бывать в Атмане, то подобные сомнения не возникнут. Они поднимаются, только если он еще не установился там".

П.Тогда в чем польза от подобного ответа тому, кто задал этот вопрос?

М.У слов всё же есть сила, и они, безусловно, со временем подействуют.

52 [59]. Один мусульманский богослов [моули] спросил: Как при­ходит глубокий сон?

М.Если задавший этот вопрос знает, кто бодрствует при бодр­ствовании, то он также узнает, как наступает глубокий сон. Этот вопрос возникает только у бодрствующего, но не у крепко спяще­го. Должно быть легче познать себя при бодрствовании, чем в глубоком сне.

П.Я знаю, как я просыпаюсь, но не знаю, как приходит глубо­кий сон. Я сознателен в своем бодрствующем состоянии. Напри­мep, если кто-то попытается отнять у меня трость, я помешаю ему сделать это; но в глубоком сне или в сновидении мне это не удаст­ся. Доказательство бодрствования очевидно. Но что свидетель­ствует о глубоком сне?

М. Ваше неведение свидетельствует о глубоком сне, ваше со­знание – о бодрствовании.

П.Открывая глаза, я узнаю о своем бодрствовании. Но как меня охватывает глубокий сон?

M. Он овладевает вами так же, как это делает бодрствование.

П.Но я не чувствую, что крепкий сон приходит ко мне таким же образом, как приходит мое бодрствование.

M. Не обращайте на это внимания.

П.Пожалуйста, опишите, что такое глубокий сон, но только без всяких примеров. Глубокий сон должен быть понятен сам по себе. Мне нужна реальная картина такого сна.

М.Такой картиной является сам глубокий сон.

П.Лучше достигать спасения, будучи в браке или становясь отшельником?

М.Лучше так, как вы сами считаете.

П.Вишвамитра не впадал в грех в браке, но согрешил, будучи отшельником. Может ли такое произойти и с другими?

М.Вишвамитра был одинаково чист и в браке, и в отшельни­честве. Разницы не было. Он был одинаково грязен и когда был женат, и когда был отшельником.

П.Был ли он риши (мудрецом)?

М.Когда он был запятнан, он не был риши.

П.И мог ли он стать риши даже после этого?

М.Да, посредством надлежащей преданности [бхакти]он мог стать хорошим риши. Аскёза и молитва сделают его праведным.

П.Чего вы сами достигли всей своей аскёзой в течение стольких лет?

М.Я достиг того, чего нужно было достичь. Я вижу то, что нужно видеть.

П.Могут ли все видеть то же самое?

М.Я вижу только то, что видят все; такое видение внутренне присуще всем.

П.И это способ увидеть ТО?

М.Подход может быть любой. Но откуда бы ни пришли па­ломники, собравшиеся вместе, далее для прохода к Каабе есть только один коридор. (И они пойдут им), ибо все собрались толь­ко, чтобы пройти к Каабе.

П.Пожалуйста, дайте мне две упадеши [духовные наставле­ния] на известный Вам путь к спасению.

М.Какую упадешу я знаю? Всё является упадешей. Почитайте Бога – вот единственная упадеша.

Июля

О МАУНЕ (МОЛЧАНИИ)

53[60]. Шри Бхагаван: В уединении молчание является вы­нужденным. Сдерживание речи на людях, в обществе, равносиль­но молчанию, ибо здесь человек контролирует свою речь. Прежде чем начать говорить, говорящий должен "выйти наружу". В против­ном случае речь сдерживается. Ум, обращенный вовнутрь, ведет себя по-другому и не склонен говорить.

Мауна как дисциплина предназначена для ограничения ум­ственной активности, сопровождающей речь. Если ум контроли­руется каким-нибудь другим способом, то дисциплина мауны не является обязательной, поскольку мауна при этом становится уже обычным состоянием.

Видьяранья сказал, что двенадцать лет принудительной мауны приводят к абсолютной мауне, т. е. делают человека неспособным говорить. Это больше похоже на немоту животных, чем на что-нибудь другое. Это не (подлинная) мауна.

Мауна – это постоянная речь. Отсутствие активности означает постоянную активность.

Июля

54[61]. Г-н Эканатха Рао: Как практиковать дхьяну – с откры­тыми или с закрытыми глазами?

М.Это можно делать любым из этих способов. Главное состоит в том, чтобы держать ум обращенным вовнутрь и в то же время активным в преследовании своей цели. Иногда случается, что при закрытых глазах скрытые мысли врываются с огромной силой. Но с открытыми глазами может оказаться трудным обратить ум во­внутрь. Это требует силы ума. Когда ум вбирает в себя объект, он становится нечистым. Если ум этого не делает, то сохраняет чисто­ту. Основное требование при дхьяне – держать ум активным в его поиске, не вбирая внешние впечатления и не думая о другом.

55 [62]. Г-н Эканатха Рао: Что такое спхурана [неописуемое, но ощутимое чувство в Сердечном центре]?

M.Спхурана ощущается в отдельных случаях, таких как страх, возбуждение и т. д. Хотя она и присутствует всегда и везде, но чувствуется в определенном центре и в определенных случаях. Также её связывают с причинами в прошлом и путают с телом, тогда как она совершенно одна; она – Атман. Если ум фиксиру­ется на спхуране и человек чувствует её постоянно и непроизволь­но, то это и есть Реализация.

Кроме того, спхурана – это состояние, предшествующее Реализа­ции. Она чиста. Субъект и объект развиваются из неё. Если человек ошибочно принимает себя за субъект, то обязательно возника­ют объекты, отличные от него. Они периодически то исчезают, то проецируются вновь, создавая видимый мир на радость субъекту. Если же, наоборот, человек чувствует себя экра­ном, на который проецируются и субъект и объект, то уже не может быть никакой путаницы и человек способен оставаться наблюдателем их появления и исчезновения без какого-либо бес­покойства для Атмана.

56 [63]. Некий высокопоставленный чиновник спросил: Если молодых людей продвигают по службе, то их ум приходит в смя­тение. Может ли исследование "Кто я?" помочь человеку успоко­ить ум при таких обстоятельствах?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.