|
Список интересных Интернет-ресурсов расположен по адресу www.markenfirmen.com. Приводим некоторые из ннх.
КЛАУС ВЕРНЕР/ГАНС ВАЙС
ЧЕРНАЯ КНИГА КОРПОРАЦИЙ
Транснациональные корпорации говорят, что создают рабочие места, двигают вперед экономическое развитие и повышают уровень жизни в странах, где они работают.
Не верьте.
На каждое созданное ими рабочее место приходится несколько ими же разрушенных. Они тратят миллионы на свой пиар, но жалеют лишний цент рабочим. Реализуя свой товар на мировом рынке, корпорации заинтересованы, чтобы зарплата в странах, где они разворачивают производство, оставалась предельно низкой.
Государство, экономика которого находится под контролем корпораций, никогда не победит бедности.
ВСЕ ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ - ЛОЖЬ
УДК 334.722.8 + 316.334.23 ББК 65.291+60.561.2 В35
В35 Вернер, К., Вайс, Г.
Черная книга корпораций / Клаус Вернер, Ганс Вайс; [пер. с нем. О. Колосовой, А. Шавердяна]. —Екатеринбург,: Ультра.Культура. 2007.— 416 с.
ISBN 978-5-9681-0046-7 Агентство CIP РГБ
Транснациональные корпорации говорят, что создают рабочие места, двигают вперед экономическое развитие и повышают уровень жизни в странах, где они работают. Не верьте. На каждое созданное ими рабочее место приходится несколько ими лее разрушенных. Они тратят миллионы на свой пиар, но жалеют лишний цент рабочим. Реализуя свой товар на мировом рынке, корпорации заинтересованы, чтобы зарплата в странах, где они разворачивают производство, оставалась предельно низкой. Они возражают против социальной поддержки населения, протестуют против попыток ограничить их право загрязнять окружающую среду.
В книге дается список корпораций, особенно отличившихся в нарушении прав человека, эксплуатации рабочих и обмане потребителя.
© Franz Deuticke Verlagsges. m.b.h.
Vienna/Frankfurt, 2003 © Ультра. Культур а, издание на русском
языке, 2007 © О. Колосова, А. Шавердян, перевод на
русский язык, 2007 © К. Иванов, А. Касьяненко, ISBN 978-5-9681-0046-7 художественное оформление, 2007
Мы благодарим всех,
кто внес вклад в создание этой книги,
особенно Кристу Федершпиль и Паскаля Роттера
ПРЕДИСЛОВИЕ
В сентябре 2001 года вышло первое издание «Черной книги корпораций». Тогда мы и не предполагали, сколь сильный отклик она может вызвать, «Книга несомненно будет иметь эффект, — писал «Spiegel», — Она атакует репутацию концернов, бьет их в самую чувствительную точку». «Frankfurter Rundschau» полагал, что ({появление подобных книг должно стать в будущем обычным явлением для демократического общества». Глава управления крупного коммерческого предприятия признал.в дискуссии: «Если Клаус Вернер и Ганс Вайс нащупывают у фирмы болевую точку,, то на предприятии начинают целыми днями заседать штабы по борьбе с кризисом. И если у какого-то концерна все еще не было такого штаба, то его создают после знакомства с Клаусом Вернером и Гансом Вайсом».
«Эта книга выведет вас из себя», — так пророчили мы тогда в предисловии. Честно говоря, мы с трудом могли себе представить, сколь эмоциональной будет реакция в управленческих структурах. Они выступали и публично: кто-то заявлял: «Мы отклоняем ваши упреки», кто-то признавал их справедливость, но сетовал, что уж, мол, ничего не поделаешь, И все лее швейцарский производитель белья «Triumph» в январе 2002 года после гневных протестов своих клиенток отказался сотрудничать с бирманским милитаристским режимом. После «ВР» теперь и «Shell» заявляет о своем желании сделать общедоступной информацию о финансовых потоках в странах, охваченных кризисом. «Обнародуйте сведения о том, за что вы платите» («Publish what you pay»), чтобы положить предел коррупции. Такие фирмы, как «Рита», вошли в контакт с организациями по защите прав человека и заявили о желании поработать над улучшением производственных отношений. Конечно, добрая воля прекращает действовать по большей части там, где концерны осознают, что торговля с учетом интересов покупателя чего-то стоит. Эта книга «вывела из себя» прежде всего тех читателей, которым пришлось поневоле признать, что множество изготовителей и поставщиков продукции их любимых марок основывают получение своей прибыли на эксплуатации, на использовании детского труда, сотрудничестве с милитаристскими режимами, на финансировании военных расходов, на разрушении окружающей среды и на жестоком обращении с животными.
Новое издание этой книги тоже не оставит вас равнодушными. В вашем гневе заложен невероятный потенциал: растет число тех, кто хотел бы «что-то предпринять» против кажущегося засилья концернов. Они желают быть активными в той или иной форме — потребляя осознанно, но все больше действуя политическими методами. Они пишут письма и отсылают их обычной и электронной почтой коммерческим директорам, организуют пресс-конференции или принимают участие в демонстрациях против этой эксплуататорской формы глобализации. Мы располагаем опросами экспертов, признавших действенность столь разнообразных форм активности, и хотим поделиться конкретными соображениями о том, что могли бы сделать люди, которые хотят что-то предпринять. При этом у нас нет желания кого-то;прину/кдать к отказу от привычного стиля жизни или переменам в нем. Ведь мы полагаем, что лучше будет, если многие предпримут какой-то, пусть единственный, шаг, чем если мы станем убеждать небольшую группу заинте-. ресованных лиц, которых убеждать вовсе не следует.
Более чем стотысячный тираж этой книги распродан. Она переведена на испанский, голландский, турецкий и венгерский языки; вскоре будут осуществлены китайский и корейский переводы. Наша задача — еще более углубиться в связь между экономической политикой глобализации и тем, что деятельность транснациональных компаний основана на эксплуатации многонациональными коммерческими предприятиями. Новое издание этой книги преследует все более явную политическую цель как в аналитической части, так и в области практических рекомендаций. Многие фирмы заявляли: в том, что коррумпированные диктаторы нарушают права человека, нет их вины. Фирмы не считают себя ответственными и за то, что в странах с более низким национальным доходом господствуют низкие социальные и экологические стандарты. Поэтому мы посвятили одну из глав своим наблюдениям о слиянии политики и экономики. Ведь многие коррумпированные диктаторские режимы существуют в значительной мере благодаря коммерческим интересам западных концернов. И за лоббистскими организациями и международными учреждениями также стоят имена известных фирм, обладающих торговым знаком. Пример — Всемирная торговая организация (ВТО), которая делает все, чтобы воспрепятствовать принятию законодательств об охране окружающей среды и общества.
Некоторые коммерческие предприятия, лишь недавно уличенные в эксплуатации — такие как «Coca-Cola» или «Mattel», — пополнили наш список, который дает детальное описание деятельности более чем пятидесяти фирм — обладателей известной марки. В Колумбии местная компания, выпускающая кока-колу, не только преследовала профсоюзных активистов, но и пользовалась услугами головорезов из «эскадронов смерти». А фирма игрушек «Mattel», среди прочего, получает прибыль от эксплуатации нищенски оплачиваемого шестнадцатичасового труда рабочих, занятых на китайских заводах-поставщиках, заставляя людей трудиться 364 дня в году!
«Почетное» место в этом списке удерживает фирма «Monsanto». Концерн совместно с партнерами стремится подчинить своим коммерческим интересам мировой аграрный рынок. Тем самым снабжение сотен миллионов людей продуктами питания ставится в зависимость от произвола мультимиллионеров. Рассказывая о давно «провинившихся» фирмах, мы добавляем актуальную информацию о новых претензиях в их адрес, чтобы показать, что они беспрепятственно продолжают свои грязные дела, несмотря на все заверения в обратном. Большинство претензий, высказанных в первом издании, увы, актуально и сейчас, ибо если тот или иной концерн и пожелал сменить своих поставщиков, в системе эксплуатации ничего не изменилось.
В первом издании книги концерны «Вауег», «TotalFinalll» и «McDonald's», по нашим объективным оценкам, стали лидерами «хит-парада злодеев». «Вауег» по-прежнему не превзойден. Не только потому, что этот концерн во всех областях своей коммерческой деятельности — химии, фармацевтике, аграрном бизнесе и разработке сырья — обнаруживает деструктивный заряд колоссальной силы, пренебрегая принципами нравственности, но и потому, что политика обмена информацией фирмы «Вауег» откровенно застряла в XIX столетии. Там скрывают такое, от чего волосы встают дыбом. На втором месте — « ExxonMobil». В то время как другие нефтяные фирмы, по крайней мере, иногда проявляют заботу об улучшении стандартов прав человека и принимают хотя бы половинчатые меры по-защите окружающей среды и климата, нефтяные мультимиллиардеры США явно обладагатиммуии- тетом против критики. Они могут себе это позволить благодаря поддержке нынешнего президента Соединенных Штатов и его команды, Тут поможет только бойкот. На третьем месте на этот раз — «Mattel)), чья святыня — мир куклы «Барби»— покоится на беззастенчивой эксплуатации китайских работниц.
Спустя две недели после первой публикации «Черной книги корпораций» террористы осуществили ужасный теракт на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Следствием его стало объявление глобальной «войны против терроризма», за которым многие увидели глубокие экономические мотивы. Кое-кто удивится, почему мы приводим очень сухие аргументы при описании корпоративных интересов, скрывающихся за войнами в Афганистане и Ираке. Ответ прост: в книге мы придерживаемся правдивых и доказанных фактов и не хотим участвовать в составлении прогнозов и спекулятивном выявлении тех или иных тенденций. Многие из описанных нами фактов едва ли привлекут внимание СМИ, так как большая часть преступлений концернов совершается в бо—гом забытых уголках планеты. «Нефтяная война» в Камеруне, Чаде, Центрально-Африканской республике и Судане ежедневно требует больших жертв, чем Ирак и Афганистан вместе взятые,—- и все эти события проходят мимо камер компании СиЭнЭн.
На наш адрес в Интернете (www.markenfirmen.com) мы еженедельно получаем десятки вопросов. На наиболее часто задаваемые мы отвечаем здесь.
Как быть с теми, кто не указан в «черном списке» книги?
Если бы мы принялись описывать все фирмы, скрывающие свою нечистоплотность, эта книга не появилась бы никогда. Поэтому в качестве примеров мы сделали выборку для важнейших потребительских отраслей из тех фирм, которые имеют высокий коэффициент делового участия в рынке и носят известные имена с брэндами. Если здесь названы «Nike» или «Adidas», то это вовсе не означает, что «Asics», «Brooks», «Fila», «New Balance» или «Puma» лучше — им всего лишь «повезло» быть менее распространенными. Сказанное о нефтяных продуктовых, электр отехничес- ких или фармацевтических концернах и байках верно как пример для отрасли в целом. Исключение, конечно, составляют те западные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории собственной страны. Они вынуждены придерживаться западного образа жизни и стандарта охраны окружающей среды у лее в силу действующего законодательства. Или те, кто строго следует правилам, предписанным ими самими себе раз и навсегда, а именно: производить экологически чистую продукцию в экологически чистых условиях и торговать, учитывая интересы всех сторон. Исключение — те, кто ставит эти принципы выше собственной выгоды.
Почему не существует «Белой книги корпораций»?
Такой — написанной нами — книги не будет никогда. Просто нет возможности осуществлять контроль над деятельностью мировых концернов, с тысячами заводов-поставщиков, столь всеобъемлюще/чтобы мы могли им «вынести оправдательный приговор». Кроме того, всякое многонациональное предприятие, которое экономически выигрывает, получая прибыли за счет разницы в поступлениях на Севере и Юге, сохраняет статус-кво, пока выплачивает зарплаты, покрывающие прожиточный минимум, и делает инвестиции в повышение жизненного и экологического стандарта. Есть еще и продукция, которая помечена знаком качества «TransFair», то этого не происходит нигде. Конечно, есть сотни тысяч заводов, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность с учетом нужд общества и экологии. Однако эти предприятия, по большей части, не выходят за рамки региональных рынков. «Белая книга корпораций» о нашем любимце Шустере или продавщице велосипедов в лавке за углом вряд ли была бы интересна читателям во Франкфурте, Будапеште или Буэнос-Айресе.
Как вы проводили свои исследования?
Прежде всего занимались поиском в Интернете. Объединения по защите прав человека, христианские организации, критически настроенные журналисты по всему миру осуществляют наблюдения за фирмами, пойманными на беззастенчивых махинациях, и вскрывают нарушения. Мы собрали огромный список претензий, исследовали их и актуализировали. Результаты мы распределили по сферам потребления. В итоге становится очевидным систематическое пренебрежение элементарными правами в международной торговле. В первом главе К. Вернер «серьезно исследует» эксплуатацию концернами в глобальном контексте и вопрос о том, что мы, потребители, можем сделать. На примере таких отраслей, как электротехническая, нефтяная, пищевая, легкая (производство одежды), а также на примере банковской сферы и крупной промышленности автор показывает, какие многообразные формы принимает человеконенавистническое мышление, сосредоточенное исключительно на собственной выгоде. В новой заключительной главе К. Вернер вскрывает коррупционные связи экономической и политической элит, антидемократические действия Всемирной торговой организации (ВТО) и лоббистов корпораций. Г. Вайс, много лет являющийся экспертом по лекарственным средствам, нацеливает свою критику на нарушения в фармацевтической промышленности и, кроме того, доказывает, что даже детская игрушка зачастую может быть изготовлена в нечеловеческих условиях.
В двух странах — Венгрии и Конго — мы обнаружили грубые нарушения прав человека, выдав себя за беззастенчивых дельцов. К. Вернер превратился в «виртуального» продавца сырьевых ресурсов, чтобы иследовать, какую роль германский концерн «Вауег» играет в финансировании военных расходов, которые в самом сердце Африки уже стоили жизни 3,3 миллиона людей. Г. Вайс по ночам становился менеджером фармацевтической компании и получил от директора больницы в Будапеште подтверждение, что в клинике готовы за высокие гонорары осуществить запрещенные испытания лекарственных средств на своих пациентах.
Угрожали ли вам концерны?
Нет. Никогда. Это валено прежде всего потому, что мы придерживались в своих исследованиях доказанных фактов. А крупные концерны знают, что любое обвинение или угроза привлечет к предприятию внимание СМИ. Масс-медиа заинтересована в конфликтах, а их-то как раз и хотят избежать опытные отделы по связям с общественностью. И концерны ничего не боятся так, как, например, убийственных для них свидетельских показаний шахтера-конголезца или индонезийской швеи, данным перед судом в ФРГ или международным масс-медиа.
Какова была реакция концернов на предъявляемые им претензии?
Большинство концернов отсылает к кодексам поведения, в которых они, по сути, высказываются против детского труда и в пользу всего доброго, что есть в мире. Или с гордостью называют суммы, выделенные на социальные проекты. По сравнению с тем, что они получают за счет эксплуатации, это цифры, которыми можно пренебречь. Они и знать не хотят об оплате труда, соответствующей прожиточному минимуму, свободе профсоюзов и независимом контроле. Небольшая группа предприятий просто оспорила все претензии. Так, концерн «Вауег» объявил инсинуацией сообщения об эксплуатации сырьевых ресурсов в зоне военных действий в Конго. Эти сообщения были повторно опровергнуты США. «Shell» утверждал, что «не ведет деятельности» в Анголе, а на своей Интернет-странице ссылается на свою геологоразведку у берегов страны, в которой сейчас кризис. Менеджеры «McDonald's» недавно оспоривали, что так называемые игрушки Happy Meals создаются пугем безжалостной эксплуатации детского труда, в то время как управление концерна давно признало справедливость этих упреков. Ряд концернов вступил с нами в контакт, чтобы провести совещание о возможности улучшений. Однако заинтересованность ощутимо снизилась, когда они узнали, что такие улучшения затронут их прибыли везде, где только возможно.
Плоха ли глобализация сама по себе?
Далее если СМИ назовут нашу книгу «новой Библией антиглобалистов», мы не приобретем репутацию противников глобализации и не станем обладателями религиозной истины.
Неолиберальная корпоративная глобализация концернов означает неограниченную свободу для двилсения капитала — грубо говоря, от Южного до Северного полушарий — эксплуатации сырья и людских ресурсов. Однако она создает все более непреодолимые барьеры для выходцев из стран с более низким национальным доходом: напомним о жестком миграционном законодательстве и беженцах в индустриально развитых странах. Мы хотим иной глобализации: не только глобальных стандартов образа лшз- ни, охраны окружающей среды и прав человека для коммерческой деятельности международного уровня, но и долгосрочной глобальной солидарности нового типа и ликвидации границ, которые выстроены против человека и его основных потребностей.
Что могу сделать лично я?
Очень многое. Фантазию ограничить невозможно. Осознанно потреблять, внятно протестовать — и проявлять себя политически, лучше всего — вместе с другими. Какие-то идеи есть у нас, какие-то мы примем от вас с благодарностью. Эта книга не призывает к отказу от хорошего качества жизни. Напротив, она должна пробудить в вас стремление к жизни активной и разборчивой. Ибо власть концернов не видна только потребителям.
«Наши свободы сохраняются не правительствами, — пишет индийская писательница Арундати Рой, борющаяся за права человека. — Мы отвоевали их у них. И раз они однажды окупились, то борьба за их отвоевание становится революционной. Эта борьба должна вестись на всех континентах и во всех странах. Нет цели слишком мелкой, нет победы слишком малозначимой».
12 миллионов детей во всем мире заняты производством дешевых товаров на экспорт. 360 долларовых миллиардеров богаты так, как 2,5 миллиарда самых бедных вместе взятых. Если брать налог в один процент с богатства миллиардеров, можно снабдить всех бедняков обувью и питьевой водой. 500 крупнейших концернов владеют четвертью мирового валового общественного продукта и контролируют 70 процентов глобальной торговли. Однако они обеспечивают занятость лишь 0,05 процента населения мира. Ежегодно умирает 10 миллионов детей, родителям которых не хватает денег на лекарства. Ежедневно 100 тысяч людей погибает от последствий голода и эксплуатации.
Следствием несправедливого распределения ресурсов являются систематические массовые убийства. За бесконтрольной глобализацией торговли и финансовых потоков неизбежно последует глобализация общественных конфликтов и террор. Если мы желаем сохранить качество нашей жизни, нашу свободу и личные перспективы, нам придется глобализировать их предпосылки: человечество должно выработать новые правила, обеспечивающие свободу и достойные условия существования для всех людей.
Клаус Вернер и Ганс Вайс
Берлин — Вена, август 2003 г.
P.S. Если .вы хотите связаться с нами, вымажете это сделать по адресу в Р1нтернете: http://www.markenfirmen.com. Там же вы можете подать протест на какую-либо фирму.
Глава 1
ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИЙ & ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Нефтяная компания «Shell» — один из крупнейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн расходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения (I)[1]. В Европе и Японии «Shell» — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций: нефтяной мультимиллиардер строит там солнечные батареи. «Мы убеждены в том, что успешными могут быть только те предприятия, которые преследуют тройную цель: способность выдерживать конкуренцию, социальную ответственность и ориентированность на экологию», — сказано в рекламном буклете.
Между тем концерн долго являлся образцовым врагом защитников окружающей среды и прав человека. В 1995 году, когда «Shell» объявил о своем намерении затопить в Северном море нефтяную платформу «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции с желтой ракушкой, пока концерн не уступил. Второй удар по имиджу фирма пережила в том же году, когда был убит поэт Кен Capo Вива. «Shell» как крупнейшему производителю нефти в Нигерии было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта — борца с нефтяными вышками.
Концерны инвестируют чудовищные суммы на поддержание имиджа своей торговой марки. При этом экономят на условиях труда в производственном секторе. Как следствие — несправедливые трудовые отношения, бедность и нарушение прав человека. Обеспечение занятости при этом — не более чем рекламный ход.
Теперь известно, что слишком явное пренебрежение гуманитарными и экологическими интересами вредит делу, «»Shell» старается обрести уверенность, что его деятельность не ведет к нарушению прав человека», — отметил Эрвин Ганезан из уважаемой организации — Human Rights Watch. Публиковавшиеся концерном сообщения о состоянии окружающей среды и прав человека были прямо-таки образцовыми для других фирм (2).
Жители Нигерии, конечно, совершенно иного мнения: «Shell», как и прежде, ответствен зато, что уничтожил привычные условия существования тысяч семей. Протестующие против мультимиллиардера все еще робки. И концерн тоже все еще отказывается от выплаты справедливой компенсации жертвам беззастенчивой эксплуатации природных ресурсов страны. Пострадавшие — народ огоии — оценивают ущерб от выемки нефти компанией «Shell» с начала ее деятельности в Нигерии примерно в 35 миллиардов евро (3). А ущерб окружающей среде, связанный с нефтяными разработками, еще в 1992 году оценивался в сумму около 4 миллиардов евро.
В буклете говорится о 60 миллионах, которые концерн потратил, согласно собственным данным, на обеспечение занятости и социальные расходы. Неожиданно эти деньги предстают перед нами в ином свете — как сравнительно мелкая, но тем более эффектная статья расходов на рекламу. Ибо благотворительность «Shell» прославляется в международных СМИ как образцовый пример ответственности предпринимателя.
ИМИДЖ — ЭТО ВСЁ
Концерны заучили ту информацию, которую они предоставляют нам. Примерно с 70-х годов многие известные фирмы становились мишенью защитников прав человека и окружающей среды. Призывы к бойкоту фирм «Nestte», «McDonald's», «Siemens» и «Shell» привлекли к себе огромное внимание. Как правило, сегодня не помнят, что именно было тогда причиной критики. Однако кое-как, с грехом пополам, припоминается: грязные инвестиции.,
Скверно для имиджа, скверно и для бизнеса: в 1995 году такие композиции оскорбляли нефтяной концерн, нанося тяжелый ущерб его валовому обороту,
Между тем теперь почти все крупные предприятия регулярно публикуют толстые отчеты о состоянии окружающей среды и социальной сферы. Они вводят должности уполномоченных по правам человека и устанавливают так называемые кодексы поведения — этические нормы, руководствуясь которыми концерны налагают более или менее строгие правила, предписывающие уважительное отношение к экологическим и социальным принципам. На собраниях акционеров и на сайтах компаний сообщаются факты, призванные поддержать репутацию фирмы. Наряду с величиной пая акционера важную роль начинает играть такой фактор, как общая капитализация предприятия. Лишь тот, кто правильно ведет себя по отношению к бизнес-сообществу, сможет увеличить сумму на своем счете. Жизненная философия такова, что именно банковский счет является мерилом успеха в условиях рынка. Это относится к контрагентам, другим предпринимателям и их клиентам, а также к окружающему миру и странам, в которых предприятие осуществляет свои операции.
То же явление отражают модные выражения «корпоративная социальная ответственность» («Corporate Social Responsibility», CSR) и «корпорация граждан». Поле деятельности фирмы ограничено не только производственными критериями, оно включает также категорию общественной ответственности: фирмы хотят быть «добропорядочными гражданами» страны или Земли в целом, ,
Так, примерно 120 ведущих служащих «Siemens» в октябре 2000 года добровольно и безвозмездно, приняли участие в сооружении летнего лагеря для немецких и чешских сирот; Они возвели шесть деревянных домиков, санитарный пункт и складское помещение, две веранды, две горки и обустроили площадку под пляжный волейбол, отбуксировав при этом 13 тонн древесных материалов, 50 кубометров' песка и полтонны бетона. Со знанием дела «Wirtschaftswoche» сообщила: «24 ребенка и воспитатель могут там теперь беззаботно провести каникулы» (4). Тем самым не только была оказана помощь более слабым в» социальном отношении: акция должна была усилить командный дух и, не в последнюю очередь, поддержать имидж.
Конечно, фирма «Siemens» , обнаруживает коллективистский дух не только во время строительства лагерей отдыха, но и участвуя в многочисленных застопорившихся проектах и долгостроях. Так, с помощью мюнхенского отделения концерна в странах «третьего мира» появилось множество гигантских плотин. Как следствие этого, миллионы людей были насильно переселены и лишены средств к существовании. Пострадавшие не получили компенсации, которая могла бы возместить причиненный им ущерб. A «Siemens» все еще сохраняет ведущие позиции в строительстве опасных атомных электростанций по всему миру. Доказано, что многие из этих реакторов нерентабельны и обременяют бюджет государств с крупной внешней задолженностью, в то время как концерн отписывает себе многозначные прибыли.
СОЦИАЛЬНОЕ АНГАЖИРОВАНИЕ МИНАМИ?
Капитал предприятия растет, если есть готовность «брать на себя социальную ответственность в коммерции и общественной жизни», — объявляет генеральный директор фирмы «Mercedes» Юр- ген Шремп в еженедельнике «Wirtschaftswoche». Является ли производство оружия частью этой ответственности, глава концерна, конечно, ие сказал. «Daimler Chrysler», или, точнее, дочерняя фирма автомобильного концерна, принимал участие в разработке ядерного оружия. Более того, концерн производит мины. Прежде всего, это противопехотные мины индивидуального направленного действия, привлекшие к себе внимание международного сообщества из-за особо чудовищных последствий их применения. В основном от них страдают гражданские лица.
За «противотанковую мину направленного действия» «PARM-2» дочернее предприятие концерна, «Deutsche Aerospace)), агитировало в узкоспециальных журналах в выражениях типа «современная и эффективная». Офицеры бундесвера хвалили ее примерно так: «Современные мины имеют уничтожающее воздействие. Они могут поражать врага в укрытиях и за пределами зоны видимости» (5). Лишь после массовых протестов инициативы «Критические акционеры» Ю, Шремп объявил в конце 1998 года, что производство мин этого типа приостановлено.
Поданным «Критических акционеров», в ассортимент продукции «Deutsche Aerospace» все еще входят мины «Mine-Flach- Flach» (MIFF) и «Mine-Multi-Splitter-Passiv» (MUSPA), которые Министерство обороны США (в отличие от ФРГ) квалифицировало как противопехотные. В силу этого государства Североатлантического блока, такие как Италия, сняли мины этого типа с производства и ликвидировали их запасы (6).
«МЫ МОЖЕМ ТЕБЯ УНИЧТОЖИТЬ»
Американский производитель спортивной одежды «Nike» особенно заботится о своем имидже. Но в середине 90-х годов американские телеканалы показали пакистанских детей, которые нашивают эмблему «Nike» — знаменитый «Swoosh» — на футбольные мячи. С тех пор не прекращается волна возмущения в связи с условиями: труда в так называемых sweatshops, фабриках на задворках Азии и Латинской Америки, где производится пошив продукции концерна. Вновь и вновь становятся известны новые случаи эксплуатации и злоупотреблений (см. главу «Спортивные товары и одежда»).
В США такие сообщения стали серьезной угрозой имиджу концернов. Знаменитый рекламный слоган фирмы «Just do it!» («Просто сделать!») был перефразирован в «Just Boycott it!» («Просто бойкотируй!»). Все больше молодых людей отворачивается от любимой до этого торговой марки. Для концерна уграта доверия в этой целевой группе особенно болезненна.
Настоящая катастрофа для этой фирмы разразилась осенью 1997 года в Нью-Йорке. Социальный работник Майк Джайтлсон, курировавший молодежь в Бронксе, как он сам поведал канадской журналистке Наоми Кляйн, «пресытился зрелищем бегающих вокруг ребят в кроссовках, которые не могли позволить себе приобрести ни они сами, ни их родители» (7). Джайтлсон сказал подросткам, что рабочие в Индонезии получают только два доллара в день и что фирме «Nike» изготовление пары кроссовок обходится всего в пять долларов — а за эту же пару американские покупатели платят 100—150 долларов. Он также рассказал ребятам, что «Nike» еще не произвела на территории США ни одной пары кроссовок и что это одна из причин, почему их родители с таким трудом находят работу. Для начала юноши послали письма главе фирмы Филу Найту и потребовали от него возврата уплаченных денег. Концерн ответил бессодержательными стандартными отписками. «Тогда мы всерьез рассердились и уговорились устроить демонстрацию»,— сказал Джайтлсон,
В результате 200 подростков 11 — 13 лет ворвались в «предместья» «городка» «Nike» — огромного супермаркета в Нью-Йорке. С криками подростки набросали под ноги охране кучу мешков со старыми кроссовками — при живом участии журналистов. Окруженные телекамерами дети, преимущественно из негритянских и латиноамериканских семей, превзошли самих себя. Одна из активисток — тринадцатилетняя афроамериканка из Бронкса — глядя прямо в объектив камеры крупной телевизионной станции, выкрикнула: «»Nike», мы тебя создали, мы тебя и уничтожим!» (8).
Этот репортаж заставил менеджеров по рекламе попотеть!
СОМНИТЕЛЬНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ
Хозяева концернов понимали, что это означает! Их клиенты — те, кого они в первую очередь завлекали рекламой, — с помощью масс-медиа уничтожают тот самый имидж, на создание которого было выброшено столько миллиардов! Если так, то огонь уже не потушить. Молодежная группировка из Бронкса одним махом совершила то, чего не удавалось сотням защитников прав человека, которые обращались к узкому слою «заинтересованных лиц»: «Nike» перешелк обороне, признал многие упреки справедливыми и предпринял похвальные улучшения. Изменения и впрямь были повсюду: в цехах наконец создали опорные пункты для охраны, повесили огнетушители и устроили запасные пожарные выходы; оборудовали рабочие места и провели более строгие проверки на предмет использования детского труда. Но главная проблема остается: ни «Nike», ни другие концерны, которые производят продукцию в более бедных странах, не готовы выплачивать соразмерную заработную плату. Напротив, с тех пор как независимым заводам- поставщикам приходится придерживаться требуемых компанией стандартов, денег для фонда заработной платы осталось еще меньше (см. главу «Спорт и спортивная одежда»).
Городок «Nike» в Берлине регулярно отпускает своих сотрудников для общественно-полезной деятельности в «социально-горячих» точках, таких как округи Кройцберг, Фридрихсхайи, Аих- тенберг и Нойкельи. Социальные работники в сотрудничестве с местными организаторами проводят футбольные, волейбольные и баскетбольные матчи детехЧ и подростков — как немцев, так и иммигрантов (9).
Руководит этой инициативой профессиональное PR-агентство («agens 27») — «Общество искусства, средств массовой информации и коммуникации». Социальную ориентированность фирмы якобы не желают разглашать. Элмар Кирш обосновывает это менталитетом известных групп: «Общественные объединения быстро обнаруживают, что задействованные фирмы хотят только реализовать свою продукцию» (10). Шведский дом мебели «1КЕА» тоже считает своей обязанностью указывать в своем каталоге, что «детский труд — неприемлемая для нас сторона сегодняшней реальности но, к сожалению, распространен в странах некоторых наших изготовителей (11). «1КЕА» время от времени тоже критикуют за эксплуатацию детей на ее заводах-поставщиках (12).
Компания «1КЕА» в сотрудничестве с организацией, созданной для оказания помощи детям при ООН (UNICEF), предпринимала усилия, чтобы воспрепятствовать применению детского труда. Отвечая на вопросы журналистов, Дитрих Гарлихс, уполномоченный делами UNICEF в Германии, сказал: «Да, «IKEA» финансирует маши проекты. Но это само по себе не означает, что при изготовлении продукции «IKEA» дети больше не работают» (13). Использование детского труда трудно проконтролировать. Поэтому Урбан Джонсон, региональный директор UNICEF по Восточной и Южной Африке, тоже «не очень заинтересован» в том, чтобы концерн украсил свою рекламу названием организации, занимающейся оказанием помощи детям: «Даже если «IKEA» не будет больше использовать на производстве детский труд — что с того? Я ведь не благодарю вора за то, что он больше не крадет у меня» (14),
ДЕТСКИЙ ТРУД
По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, 1LO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке, «Многие из них трудится в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития» (15).
Худшие формы детского труда — сексуальная эксплуатация и рабство, К первой относятся проституция и детская порнография. Последнее включает в себя также долговое рабство, при котором дети вынуждены отрабатывать мнимые и реальные долги своих родителей.
Большинство детей трудится, не имея формального места работы: часто в семье, например, в поле или в собственной домашней мастерской, а также в чужих хозяйствах или на улице, например, чистильщиками обуви. Меньшее число занято и промышленности и сельском хозяйстве. По оценкам, около 12 миллионов детей в возрасте до 14 лет участвуют в производстве продукции на мировой рынок.
МОТ определяет детский труд как наемный труд детей, не достигших 18 лег. Однако для детей до 13 лет, согласно требованиям, должен действовать всеобщий запрет на труд. В возрасте 13— 15 лет, особенно до окончания обязательного школьного обучения, допускается детская занятость лишь на легких работах, которые не влияют на учебу. Затем, до момента 18-летия, действуют строгие предписания в отношении продолжительности рабочего дня и условий труда — например, запрет работы в ночное время. Информация: htfp://\vww.ilo.org
По всему миру около 12 миллионов детей раб ста тот на экспортный сектор экономики.
ПРОТЕСТЫ ПРОТИВ ВЛАСТИ КОНЦЕРНОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|