Сделай Сам Свою Работу на 5

Список интересных Интернет-ресурсов расположен по адресу www.markenfirmen.com. Приводим некоторые из ннх.





КЛАУС ВЕРНЕР/ГАНС ВАЙС

ЧЕРНАЯ КНИГА КОРПОРАЦИЙ

 


Транснациональные корпорации говорят, что создают рабочие места, двигают вперед экономическое развитие и повышают уровень жизни в странах, где они работают.

Не верьте.

На каждое созданное ими рабочее место приходится несколько ими же разрушенных. Они тратят миллионы на свой пиар, но жалеют лишний цент рабочим. Реализуя свой товар на мировом рынке, корпорации заинтересованы, чтобы зарплата в странах, где они разворачивают производство, оставалась предельно низкой.

Государство, экономика которого находится под контролем корпораций, никогда не победит бедности.

ВСЕ ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ - ЛОЖЬ



 

УДК 334.722.8 + 316.334.23 ББК 65.291+60.561.2 В35

 

В35 Вернер, К., Вайс, Г.

Черная книга корпораций / Клаус Вернер, Ганс Вайс; [пер. с нем. О. Колосовой, А. Шавердяна]. —Екатеринбург,: Ультра.Культура. 2007.— 416 с.

ISBN 978-5-9681-0046-7 Агентство CIP РГБ

 

Транснациональные корпорации говорят, что создают рабочие места, двигают вперед экономическое развитие и повышают уро­вень жизни в странах, где они работают. Не верьте. На каждое со­зданное ими рабочее место приходится несколько ими лее разру­шенных. Они тратят миллионы на свой пиар, но жалеют лишний цент рабочим. Реализуя свой товар на мировом рынке, корпора­ции заинтересованы, чтобы зарплата в странах, где они разворачи­вают производство, оставалась предельно низкой. Они возражают против социальной поддержки населения, протестуют против по­пыток ограничить их право загрязнять окружающую среду.



В книге дается список корпораций, особенно отличившихся в нарушении прав человека, эксплуатации рабочих и обмане по­требителя.

© Franz Deuticke Verlagsges. m.b.h.

Vienna/Frankfurt, 2003 © Ультра. Культур а, издание на русском

языке, 2007 © О. Колосова, А. Шавердян, перевод на

русский язык, 2007 © К. Иванов, А. Касьяненко, ISBN 978-5-9681-0046-7 художественное оформление, 2007

Мы благодарим всех,

кто внес вклад в создание этой книги,

особенно Кристу Федершпиль и Паскаля Роттера

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В сентябре 2001 года вышло первое издание «Черной книги корпо­раций». Тогда мы и не предполагали, сколь сильный отклик она мо­жет вызвать, «Книга несомненно будет иметь эффект, — писал «Spiegel», — Она атакует репутацию концернов, бьет их в самую чувствительную точку». «Frankfurter Rundschau» полагал, что ({по­явление подобных книг должно стать в будущем обычным явлени­ем для демократического общества». Глава управления крупного коммерческого предприятия признал.в дискуссии: «Если Клаус Вернер и Ганс Вайс нащупывают у фирмы болевую точку,, то на предприятии начинают целыми днями заседать штабы по борьбе с кризисом. И если у какого-то концерна все еще не было такого штаба, то его создают после знакомства с Клаусом Вернером и Ган­сом Вайсом».



«Эта книга выведет вас из себя», — так пророчили мы тогда в предисловии. Честно говоря, мы с трудом могли себе предста­вить, сколь эмоциональной будет реакция в управленческих струк­турах. Они выступали и публично: кто-то заявлял: «Мы отклоняем ваши упреки», кто-то признавал их справедливость, но сетовал, что уж, мол, ничего не поделаешь, И все лее швейцарский произво­дитель белья «Triumph» в январе 2002 года после гневных протес­тов своих клиенток отказался сотрудничать с бирманским милита­ристским режимом. После «ВР» теперь и «Shell» заявляет о своем желании сделать общедоступной информацию о финансовых по­токах в странах, охваченных кризисом. «Обнародуйте сведения о том, за что вы платите» («Publish what you pay»), чтобы положить предел коррупции. Такие фирмы, как «Рита», вошли в контакт с организациями по защите прав человека и заявили о желании по­работать над улучшением производственных отношений. Конечно, добрая воля прекращает действовать по большей части там, где концерны осознают, что торговля с учетом интересов покупателя чего-то стоит. Эта книга «вывела из себя» прежде всего тех читате­лей, которым пришлось поневоле признать, что множество изгото­вителей и поставщиков продукции их любимых марок основывают получение своей прибыли на эксплуатации, на использовании дет­ского труда, сотрудничестве с милитаристскими режимами, на фи­нансировании военных расходов, на разрушении окружающей среды и на жестоком обращении с животными.



Новое издание этой книги тоже не оставит вас равнодушными. В вашем гневе заложен невероятный потенциал: растет число тех, кто хотел бы «что-то предпринять» против кажущегося засилья концернов. Они желают быть активными в той или иной форме — потребляя осознанно, но все больше действуя политическими ме­тодами. Они пишут письма и отсылают их обычной и электронной почтой коммерческим директорам, организуют пресс-конференции или принимают участие в демонстрациях против этой эксплу­ататорской формы глобализации. Мы располагаем опросами экс­пертов, признавших действенность столь разнообразных форм ак­тивности, и хотим поделиться конкретными соображениями о том, что могли бы сделать люди, которые хотят что-то предпринять. При этом у нас нет желания кого-то;прину/кдать к отказу от при­вычного стиля жизни или переменам в нем. Ведь мы полагаем, что лучше будет, если многие предпримут какой-то, пусть единствен­ный, шаг, чем если мы станем убеждать небольшую группу заинте-. ресованных лиц, которых убеждать вовсе не следует.

Более чем стотысячный тираж этой книги распродан. Она пе­реведена на испанский, голландский, турецкий и венгерский язы­ки; вскоре будут осуществлены китайский и корейский переводы. Наша задача — еще более углубиться в связь между экономичес­кой политикой глобализации и тем, что деятельность транснацио­нальных компаний основана на эксплуатации многонациональны­ми коммерческими предприятиями. Новое издание этой книги преследует все более явную политическую цель как в аналитичес­кой части, так и в области практических рекомендаций. Многие фирмы заявляли: в том, что коррумпированные диктаторы нару­шают права человека, нет их вины. Фирмы не считают себя ответ­ственными и за то, что в странах с более низким национальным до­ходом господствуют низкие социальные и экологические стандар­ты. Поэтому мы посвятили одну из глав своим наблюдениям о сли­янии политики и экономики. Ведь многие коррумпированные дик­таторские режимы существуют в значительной мере благодаря коммерческим интересам западных концернов. И за лоббистски­ми организациями и международными учреждениями также сто­ят имена известных фирм, обладающих торговым знаком. При­мер — Всемирная торговая организация (ВТО), которая делает все, чтобы воспрепятствовать принятию законодательств об охране окружающей среды и общества.

Некоторые коммерческие предприятия, лишь недавно уличен­ные в эксплуатации — такие как «Coca-Cola» или «Mattel», — по­полнили наш список, который дает детальное описание деятельно­сти более чем пятидесяти фирм — обладателей известной марки. В Колумбии местная компания, выпускающая кока-колу, не толь­ко преследовала профсоюзных активистов, но и пользовалась ус­лугами головорезов из «эскадронов смерти». А фирма игрушек «Mattel», среди прочего, получает прибыль от эксплуатации ни­щенски оплачиваемого шестнадцатичасового труда рабочих, заня­тых на китайских заводах-поставщиках, заставляя людей трудить­ся 364 дня в году!

«Почетное» место в этом списке удерживает фирма «Monsanto». Концерн совместно с партнерами стремится подчинить своим ком­мерческим интересам мировой аграрный рынок. Тем самым снаб­жение сотен миллионов людей продуктами питания ставится в зави­симость от произвола мультимиллионеров. Рассказывая о давно «провинившихся» фирмах, мы добавляем актуальную информацию о новых претензиях в их адрес, чтобы показать, что они беспрепят­ственно продолжают свои грязные дела, несмотря на все заверения в обратном. Большинство претензий, высказанных в первом изда­нии, увы, актуально и сейчас, ибо если тот или иной концерн и по­желал сменить своих поставщиков, в системе эксплуатации ничего не изменилось.

В первом издании книги концерны «Вауег», «TotalFinalll» и «McDonald's», по нашим объективным оценкам, стали лидерами «хит-парада злодеев». «Вауег» по-прежнему не превзойден. Не только потому, что этот концерн во всех областях своей ком­мерческой деятельности — химии, фармацевтике, аграрном биз­несе и разработке сырья — обнаруживает деструктивный заряд колоссальной силы, пренебрегая принципами нравственности, но и потому, что политика обмена информацией фирмы «Вауег» откровенно застряла в XIX столетии. Там скрывают такое, от чего волосы встают дыбом. На втором месте — « ExxonMobil». В то вре­мя как другие нефтяные фирмы, по крайней мере, иногда проявля­ют заботу об улучшении стандартов прав человека и принимают хотя бы половинчатые меры по-защите окружающей среды и кли­мата, нефтяные мультимиллиардеры США явно обладагатиммуии- тетом против критики. Они могут себе это позволить благодаря поддержке нынешнего президента Соединенных Штатов и его ко­манды, Тут поможет только бойкот. На третьем месте на этот раз — «Mattel)), чья святыня — мир куклы «Барби»— покоится на беззастенчивой эксплуатации китайских работниц.

Спустя две недели после первой публикации «Черной книги корпораций» террористы осуществили ужасный теракт на Все­мирный торговый центр в Нью-Йорке. Следствием его стало объ­явление глобальной «войны против терроризма», за которым мно­гие увидели глубокие экономические мотивы. Кое-кто удивится, почему мы приводим очень сухие аргументы при описании корпо­ративных интересов, скрывающихся за войнами в Афганистане и Ираке. Ответ прост: в книге мы придерживаемся правдивых и доказанных фактов и не хотим участвовать в составлении про­гнозов и спекулятивном выявлении тех или иных тенденций. Мно­гие из описанных нами фактов едва ли привлекут внимание СМИ, так как большая часть преступлений концернов совершается в бо—гом забытых уголках планеты. «Нефтяная война» в Камеруне, Ча­де, Центрально-Африканской республике и Судане ежедневно требует больших жертв, чем Ирак и Афганистан вместе взятые,—- и все эти события проходят мимо камер компании СиЭнЭн.

На наш адрес в Интернете (www.markenfirmen.com) мы ежене­дельно получаем десятки вопросов. На наиболее часто задаваемые мы отвечаем здесь.

Как быть с теми, кто не указан в «черном списке» книги?

Если бы мы принялись описывать все фирмы, скрывающие свою нечистоплотность, эта книга не появилась бы никогда. По­этому в качестве примеров мы сделали выборку для важнейших потребительских отраслей из тех фирм, которые имеют высокий коэффициент делового участия в рынке и носят известные имена с брэндами. Если здесь названы «Nike» или «Adidas», то это вовсе не означает, что «Asics», «Brooks», «Fila», «New Balance» или «Puma» лучше — им всего лишь «повезло» быть менее распростра­ненными. Сказанное о нефтяных продуктовых, электр отехничес- ких или фармацевтических концернах и байках верно как пример для отрасли в целом. Исключение, конечно, составляют те запад­ные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории собственной страны. Они вынуждены придерживать­ся западного образа жизни и стандарта охраны окружающей сре­ды у лее в силу действующего законодательства. Или те, кто строго следует правилам, предписанным ими самими себе раз и навсегда, а именно: производить экологически чистую продукцию в эколо­гически чистых условиях и торговать, учитывая интересы всех сторон. Исключение — те, кто ставит эти принципы выше собст­венной выгоды.

Почему не существует «Белой книги корпораций»?

Такой — написанной нами — книги не будет никогда. Про­сто нет возможности осуществлять контроль над деятельностью мировых концернов, с тысячами заводов-поставщиков, столь все­объемлюще/чтобы мы могли им «вынести оправдательный приго­вор». Кроме того, всякое многонациональное предприятие, кото­рое экономически выигрывает, получая прибыли за счет разницы в поступлениях на Севере и Юге, сохраняет статус-кво, пока вы­плачивает зарплаты, покрывающие прожиточный минимум, и де­лает инвестиции в повышение жизненного и экологического стан­дарта. Есть еще и продукция, которая помечена знаком качества «TransFair», то этого не происходит нигде. Конечно, есть сотни ты­сяч заводов, которые осуществляют свою хозяйственную деятель­ность с учетом нужд общества и экологии. Однако эти предприя­тия, по большей части, не выходят за рамки региональных рынков. «Белая книга корпораций» о нашем любимце Шустере или продав­щице велосипедов в лавке за углом вряд ли была бы интересна чи­тателям во Франкфурте, Будапеште или Буэнос-Айресе.

Как вы проводили свои исследования?

Прежде всего занимались поиском в Интернете. Объедине­ния по защите прав человека, христианские организации, критиче­ски настроенные журналисты по всему миру осуществляют наблю­дения за фирмами, пойманными на беззастенчивых махинациях, и вскрывают нарушения. Мы собрали огромный список претензий, исследовали их и актуализировали. Результаты мы распределили по сферам потребления. В итоге становится очевидным систематичес­кое пренебрежение элементарными правами в международной тор­говле. В первом главе К. Вернер «серьезно исследует» эксплуатацию концернами в глобальном контексте и вопрос о том, что мы, потре­бители, можем сделать. На примере таких отраслей, как электротех­ническая, нефтяная, пищевая, легкая (производство одежды), а так­же на примере банковской сферы и крупной промышленности ав­тор показывает, какие многообразные формы принимает человеконенавистническое мышление, сосредоточенное исключи­тельно на собственной выгоде. В новой заключительной главе К. Вернер вскрывает коррупционные связи экономической и поли­тической элит, антидемократические действия Всемирной торговой организации (ВТО) и лоббистов корпораций. Г. Вайс, много лет яв­ляющийся экспертом по лекарственным средствам, нацеливает свою критику на нарушения в фармацевтической промышленнос­ти и, кроме того, доказывает, что даже детская игрушка зачастую может быть изготовлена в нечеловеческих условиях.

В двух странах — Венгрии и Конго — мы обнаружили грубые нарушения прав человека, выдав себя за беззастенчивых дельцов. К. Вернер превратился в «виртуального» продавца сырьевых ре­сурсов, чтобы иследовать, какую роль германский концерн «Вауег» играет в финансировании военных расходов, которые в самом сердце Африки уже стоили жизни 3,3 миллиона людей. Г. Вайс по ночам становился менеджером фармацевтической компании и по­лучил от директора больницы в Будапеште подтверждение, что в клинике готовы за высокие гонорары осуществить запрещенные испытания лекарственных средств на своих пациентах.

Угрожали ли вам концерны?

Нет. Никогда. Это валено прежде всего потому, что мы при­держивались в своих исследованиях доказанных фактов. А круп­ные концерны знают, что любое обвинение или угроза привлечет к предприятию внимание СМИ. Масс-медиа заинтересована в конфликтах, а их-то как раз и хотят избежать опытные отделы по связям с общественностью. И концерны ничего не боятся так, как, например, убийственных для них свидетельских показаний шахте­ра-конголезца или индонезийской швеи, данным перед судом в ФРГ или международным масс-медиа.

Какова была реакция концернов на предъявляемые им претензии?

Большинство концернов отсылает к кодексам поведения, в ко­торых они, по сути, высказываются против детского труда и в пользу всего доброго, что есть в мире. Или с гордостью назы­вают суммы, выделенные на социальные проекты. По сравнению с тем, что они получают за счет эксплуатации, это цифры, которы­ми можно пренебречь. Они и знать не хотят об оплате труда, соот­ветствующей прожиточному минимуму, свободе профсоюзов и независимом контроле. Небольшая группа предприятий просто оспорила все претензии. Так, концерн «Вауег» объявил инсинуа­цией сообщения об эксплуатации сырьевых ресурсов в зоне воен­ных действий в Конго. Эти сообщения были повторно опроверг­нуты США. «Shell» утверждал, что «не ведет деятельности» в Ан­голе, а на своей Интернет-странице ссылается на свою геологоразведку у берегов страны, в которой сейчас кризис. Ме­неджеры «McDonald's» недавно оспоривали, что так называемые игрушки Happy Meals создаются пугем безжалостной эксплуата­ции детского труда, в то время как управление концерна давно признало справедливость этих упреков. Ряд концернов вступил с нами в контакт, чтобы провести совещание о возможности улуч­шений. Однако заинтересованность ощутимо снизилась, когда они узнали, что такие улучшения затронут их прибыли везде, где только возможно.

Плоха ли глобализация сама по себе?

Далее если СМИ назовут нашу книгу «новой Библией анти­глобалистов», мы не приобретем репутацию противников глобали­зации и не станем обладателями религиозной истины.

Неолиберальная корпоративная глобализация концернов оз­начает неограниченную свободу для двилсения капитала — грубо говоря, от Южного до Северного полушарий — эксплуатации сы­рья и людских ресурсов. Однако она создает все более непреодо­лимые барьеры для выходцев из стран с более низким националь­ным доходом: напомним о жестком миграционном законодатель­стве и беженцах в индустриально развитых странах. Мы хотим иной глобализации: не только глобальных стандартов образа лшз- ни, охраны окружающей среды и прав человека для коммерческой деятельности международного уровня, но и долгосрочной глобаль­ной солидарности нового типа и ликвидации границ, которые вы­строены против человека и его основных потребностей.

Что могу сделать лично я?

Очень многое. Фантазию ограничить невозможно. Осо­знанно потреблять, внятно протестовать — и проявлять себя поли­тически, лучше всего — вместе с другими. Какие-то идеи есть у нас, какие-то мы примем от вас с благодарностью. Эта книга не призывает к отказу от хорошего качества жизни. Напротив, она должна пробудить в вас стремление к жизни активной и разборчи­вой. Ибо власть концернов не видна только потребителям.

«Наши свободы сохраняются не правительствами, — пишет индийская писательница Арундати Рой, борющаяся за права чело­века. — Мы отвоевали их у них. И раз они однажды окупились, то борьба за их отвоевание становится революционной. Эта борь­ба должна вестись на всех континентах и во всех странах. Нет це­ли слишком мелкой, нет победы слишком малозначимой».

12 миллионов детей во всем мире заняты производством деше­вых товаров на экспорт. 360 долларовых миллиардеров богаты так, как 2,5 миллиарда самых бедных вместе взятых. Если брать налог в один процент с богатства миллиардеров, можно снабдить всех бедняков обувью и питьевой водой. 500 крупнейших концернов владеют четвертью мирового валового общественного продукта и контролируют 70 процентов глобальной торговли. Однако они обеспечивают занятость лишь 0,05 процента населения мира. Ежегодно умирает 10 миллионов детей, родителям которых не хва­тает денег на лекарства. Ежедневно 100 тысяч людей погибает от последствий голода и эксплуатации.

Следствием несправедливого распределения ресурсов являют­ся систематические массовые убийства. За бесконтрольной глоба­лизацией торговли и финансовых потоков неизбежно последует глобализация общественных конфликтов и террор. Если мы жела­ем сохранить качество нашей жизни, нашу свободу и личные пер­спективы, нам придется глобализировать их предпосылки: челове­чество должно выработать новые правила, обеспечивающие сво­боду и достойные условия существования для всех людей.

Клаус Вернер и Ганс Вайс

Берлин — Вена, август 2003 г.

P.S. Если .вы хотите связаться с нами, вымажете это сделать по адресу в Р1нтернете: http://www.markenfirmen.com. Там же вы мо­жете подать протест на какую-либо фирму.


Глава 1

ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИЙ & ПРАВА ЧЕЛОВЕКА


Нефтяная компания «Shell» — один из круп­нейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн рас­ходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения (I)[1]. В Европе и Японии «Shell» — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций: нефтяной муль­тимиллиардер строит там солнечные бата­реи. «Мы убеждены в том, что успешными могут быть только те предприятия, которые преследуют тройную цель: способность вы­держивать конкуренцию, социальную от­ветственность и ориентированность на эко­логию», — сказано в рекламном буклете.

Между тем концерн долго являлся об­разцовым врагом защитников окружаю­щей среды и прав человека. В 1995 году, когда «Shell» объявил о своем намерении затопить в Северном море нефтяную плат­форму «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции с желтой ракушкой, пока концерн не уступил. Второй удар по имиджу фирма пережила в том же году, когда был убит поэт Кен Capo Вива. «Shell» как крупнейшему производителю нефти в Нигерии было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта — борца с нефтяными вышками.

Концерны инвестиру­ют чудовищные сум­мы на поддержание имиджа своей торго­вой марки. При этом экономят на условиях труда в производст­венном секторе. Как следствие — неспра­ведливые трудовые от­ношения, бедность и нарушение прав че­ловека. Обеспечение занятости при этом — не более чем реклам­ный ход.

Теперь известно, что слишком явное пренебрежение гумани­тарными и экологическими интересами вредит делу, «»Shell» ста­рается обрести уверенность, что его деятельность не ведет к нару­шению прав человека», — отметил Эрвин Ганезан из уважаемой организации — Human Rights Watch. Публиковавшиеся концер­ном сообщения о состоянии окружающей среды и прав человека были прямо-таки образцовыми для других фирм (2).

Жители Нигерии, конечно, совершенно иного мнения: «Shell», как и прежде, ответствен зато, что уничтожил привычные условия существования тысяч семей. Протестующие против мультимилли­ардера все еще робки. И концерн тоже все еще отказывается от выплаты справедливой компенсации жертвам беззастенчивой эксплуатации природных ресурсов страны. Пострадавшие — на­род огоии — оценивают ущерб от выемки нефти компанией «Shell» с начала ее деятельности в Нигерии примерно в 35 милли­ардов евро (3). А ущерб окружающей среде, связанный с нефтяны­ми разработками, еще в 1992 году оценивался в сумму около 4 мил­лиардов евро.

В буклете говорится о 60 миллионах, которые концерн потра­тил, согласно собственным данным, на обеспечение занятости и социальные расходы. Неожиданно эти деньги предстают перед нами в ином свете — как сравнительно мелкая, но тем более эф­фектная статья расходов на рекламу. Ибо благотворительность «Shell» прославляется в международных СМИ как образцовый пример ответственности предпринимателя.

ИМИДЖ — ЭТО ВСЁ

Концерны заучили ту информацию, которую они предоставляют нам. Примерно с 70-х годов многие известные фирмы становились мишенью защитников прав человека и окружающей среды. При­зывы к бойкоту фирм «Nestte», «McDonald's», «Siemens» и «Shell» привлекли к себе огромное внимание. Как правило, сегодня не по­мнят, что именно было тогда причиной критики. Однако кое-как, с грехом пополам, припоминается: грязные инвестиции.,

Скверно для имиджа, скверно и для бизнеса: в 1995 году такие компози­ции оскорбляли нефтяной концерн, нанося тяжелый ущерб его валовому обороту,

Между тем теперь почти все крупные предприятия регулярно публикуют толстые отчеты о состоянии окружающей среды и со­циальной сферы. Они вводят должности уполномоченных по пра­вам человека и устанавливают так называемые кодексы поведе­ния — этические нормы, руководствуясь которыми концерны на­лагают более или менее строгие правила, предписывающие уважительное отношение к экологическим и социальным принци­пам. На собраниях акционеров и на сайтах компаний сообщаются факты, призванные поддержать репутацию фирмы. Наряду с ве­личиной пая акционера важную роль начинает играть такой фак­тор, как общая капитализация предприятия. Лишь тот, кто пра­вильно ведет себя по отношению к бизнес-сообществу, сможет увеличить сумму на своем счете. Жизненная философия такова, что именно банковский счет является мерилом успеха в условиях рынка. Это относится к контрагентам, другим предпринимателям и их клиентам, а также к окружающему миру и странам, в которых предприятие осуществляет свои операции.

То же явление отражают модные выражения «корпоративная социальная ответственность» («Corporate Social Responsibility», CSR) и «корпорация граждан». Поле деятельности фирмы ограниче­но не только производственными критериями, оно включает также категорию общественной ответственности: фирмы хотят быть «до­бропорядочными гражданами» страны или Земли в целом, ,

Так, примерно 120 ведущих служащих «Siemens» в октябре 2000 года добровольно и безвозмездно, приняли участие в сооружении лет­него лагеря для немецких и чешских сирот; Они возвели шесть дере­вянных домиков, санитарный пункт и складское помещение, две ве­ранды, две горки и обустроили площадку под пляжный волейбол, от­буксировав при этом 13 тонн древесных материалов, 50 кубометров' песка и полтонны бетона. Со знанием дела «Wirtschaftswoche» сооб­щила: «24 ребенка и воспитатель могут там теперь беззаботно прове­сти каникулы» (4). Тем самым не только была оказана помощь более слабым в» социальном отношении: акция должна была усилить ко­мандный дух и, не в последнюю очередь, поддержать имидж.

Конечно, фирма «Siemens» , обнаруживает коллективистский дух не только во время строительства лагерей отдыха, но и участ­вуя в многочисленных застопорившихся проектах и долгостроях. Так, с помощью мюнхенского отделения концерна в странах «тре­тьего мира» появилось множество гигантских плотин. Как следст­вие этого, миллионы людей были насильно переселены и лишены средств к существовании. Пострадавшие не получили компенса­ции, которая могла бы возместить причиненный им ущерб. A «Siemens» все еще сохраняет ведущие позиции в строительстве опасных атомных электростанций по всему миру. Доказано, что многие из этих реакторов нерентабельны и обременяют бюджет государств с крупной внешней задолженностью, в то время как концерн отписывает себе многозначные прибыли.

СОЦИАЛЬНОЕ АНГАЖИРОВАНИЕ МИНАМИ?

Капитал предприятия растет, если есть готовность «брать на себя социальную ответственность в коммерции и общественной жиз­ни», — объявляет генеральный директор фирмы «Mercedes» Юр- ген Шремп в еженедельнике «Wirtschaftswoche». Является ли про­изводство оружия частью этой ответственности, глава концерна, конечно, ие сказал. «Daimler Chrysler», или, точнее, дочерняя фир­ма автомобильного концерна, принимал участие в разработке ядерного оружия. Более того, концерн производит мины. Прежде всего, это противопехотные мины индивидуального направленно­го действия, привлекшие к себе внимание международного сооб­щества из-за особо чудовищных последствий их применения. В ос­новном от них страдают гражданские лица.

За «противотанковую мину направленного действия» «PARM-2» дочернее предприятие концерна, «Deutsche Aerospace)), агитировало в узкоспециальных журналах в выражениях типа «со­временная и эффективная». Офицеры бундесвера хвалили ее при­мерно так: «Современные мины имеют уничтожающее воздейст­вие. Они могут поражать врага в укрытиях и за пределами зоны ви­димости» (5). Лишь после массовых протестов инициативы «Критические акционеры» Ю, Шремп объявил в конце 1998 года, что производство мин этого типа приостановлено.

Поданным «Критических акционеров», в ассортимент продук­ции «Deutsche Aerospace» все еще входят мины «Mine-Flach- Flach» (MIFF) и «Mine-Multi-Splitter-Passiv» (MUSPA), которые Ми­нистерство обороны США (в отличие от ФРГ) квалифицировало как противопехотные. В силу этого государства Североатлантиче­ского блока, такие как Италия, сняли мины этого типа с производ­ства и ликвидировали их запасы (6).

«МЫ МОЖЕМ ТЕБЯ УНИЧТОЖИТЬ»

Американский производитель спортивной одежды «Nike» осо­бенно заботится о своем имидже. Но в середине 90-х годов аме­риканские телеканалы показали пакистанских детей, которые нашивают эмблему «Nike» — знаменитый «Swoosh» — на футболь­ные мячи. С тех пор не прекращается волна возмущения в связи с условиями: труда в так называемых sweatshops, фабриках на за­дворках Азии и Латинской Америки, где производится пошив про­дукции концерна. Вновь и вновь становятся известны новые слу­чаи эксплуатации и злоупотреблений (см. главу «Спортивные то­вары и одежда»).

В США такие сообщения стали серьезной угрозой имиджу концернов. Знаменитый рекламный слоган фирмы «Just do it!» («Просто сделать!») был перефразирован в «Just Boycott it!» («Про­сто бойкотируй!»). Все больше молодых людей отворачивается от любимой до этого торговой марки. Для концерна уграта доверия в этой целевой группе особенно болезненна.

Настоящая катастрофа для этой фирмы разразилась осенью 1997 года в Нью-Йорке. Социальный работник Майк Джайтлсон, курировавший молодежь в Бронксе, как он сам поведал канадской журналистке Наоми Кляйн, «пресытился зрелищем бегающих во­круг ребят в кроссовках, которые не могли позволить себе приоб­рести ни они сами, ни их родители» (7). Джайтлсон сказал подро­сткам, что рабочие в Индонезии получают только два доллара в день и что фирме «Nike» изготовление пары кроссовок обходит­ся всего в пять долларов — а за эту же пару американские покупа­тели платят 100—150 долларов. Он также рассказал ребятам, что «Nike» еще не произвела на территории США ни одной пары крос­совок и что это одна из причин, почему их родители с таким трудом находят работу. Для начала юноши послали письма главе фирмы Филу Найту и потребовали от него возврата уплаченных денег. Концерн ответил бессодержательными стандартными отписками. «Тогда мы всерьез рассердились и уговорились устроить демонст­рацию»,— сказал Джайтлсон,

В результате 200 подростков 11 — 13 лет ворвались в «предме­стья» «городка» «Nike» — огромного супермаркета в Нью-Йор­ке. С криками подростки набросали под ноги охране кучу меш­ков со старыми кроссовками — при живом участии журналис­тов. Окруженные телекамерами дети, преимущественно из негритянских и латиноамериканских семей, превзошли самих себя. Одна из активисток — тринадцатилетняя афроамериканка из Бронкса — глядя прямо в объектив камеры крупной телевизионной станции, выкрикнула: «»Nike», мы тебя создали, мы тебя и уничтожим!» (8).

Этот репортаж заставил менеджеров по рекламе попотеть!

СОМНИТЕЛЬНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ

Хозяева концернов понимали, что это означает! Их клиенты — те, кого они в первую очередь завлекали рекламой, — с помощью масс-медиа уничтожают тот самый имидж, на создание которого было выброшено столько миллиардов! Если так, то огонь уже не потушить. Молодежная группировка из Бронкса одним махом со­вершила то, чего не удавалось сотням защитников прав человека, которые обращались к узкому слою «заинтересованных лиц»: «Nike» перешелк обороне, признал многие упреки справедливы­ми и предпринял похвальные улучшения. Изменения и впрямь бы­ли повсюду: в цехах наконец создали опорные пункты для охраны, повесили огнетушители и устроили запасные пожарные выходы; оборудовали рабочие места и провели более строгие проверки на предмет использования детского труда. Но главная проблема оста­ется: ни «Nike», ни другие концерны, которые производят продук­цию в более бедных странах, не готовы выплачивать соразмерную заработную плату. Напротив, с тех пор как независимым заводам- поставщикам приходится придерживаться требуемых компанией стандартов, денег для фонда заработной платы осталось еще мень­ше (см. главу «Спорт и спортивная одежда»).

Городок «Nike» в Берлине регулярно отпускает своих сотруд­ников для общественно-полезной деятельности в «социально-го­рячих» точках, таких как округи Кройцберг, Фридрихсхайи, Аих- тенберг и Нойкельи. Социальные работники в сотрудничестве с местными организаторами проводят футбольные, волейбольные и баскетбольные матчи детехЧ и подростков — как немцев, так и им­мигрантов (9).

Руководит этой инициативой профессиональное PR-агентство («agens 27») — «Общество искусства, средств массовой информа­ции и коммуникации». Социальную ориентированность фирмы якобы не желают разглашать. Элмар Кирш обосновывает это мен­талитетом известных групп: «Общественные объединения быстро обнаруживают, что задействованные фирмы хотят только реали­зовать свою продукцию» (10). Шведский дом мебели «1КЕА» тоже считает своей обязанностью указывать в своем каталоге, что «дет­ский труд — неприемлемая для нас сторона сегодняшней реально­сти но, к сожалению, распространен в странах некоторых наших изготовителей (11). «1КЕА» время от времени тоже критикуют за эксплуатацию детей на ее заводах-поставщиках (12).

Компания «1КЕА» в сотрудничестве с организацией, созданной для оказания помощи детям при ООН (UNICEF), предпринимала усилия, чтобы воспрепятствовать применению детского труда. От­вечая на вопросы журналистов, Дитрих Гарлихс, уполномоченный делами UNICEF в Германии, сказал: «Да, «IKEA» финансирует ма­ши проекты. Но это само по себе не означает, что при изготовле­нии продукции «IKEA» дети больше не работают» (13). Использо­вание детского труда трудно проконтролировать. Поэтому Урбан Джонсон, региональный директор UNICEF по Восточной и Юж­ной Африке, тоже «не очень заинтересован» в том, чтобы концерн украсил свою рекламу названием организации, занимающейся оказанием помощи детям: «Даже если «IKEA» не будет больше ис­пользовать на производстве детский труд — что с того? Я ведь не благодарю вора за то, что он больше не крадет у меня» (14),

ДЕТСКИЙ ТРУД

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, 1LO), только в развивающихся странах вынуждены работать око­ло 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке, «Многие из них трудится в условиях, которые опасны для их физического, ду­ховного и эмоционального развития» (15).

Худшие формы детского труда — сексуальная эксплуатация и рабство, К пер­вой относятся проституция и детская порнография. Последнее включает в се­бя также долговое рабство, при котором дети вынуждены отрабатывать мни­мые и реальные долги своих родителей.

Большинство детей трудится, не имея формального места работы: часто в се­мье, например, в поле или в собственной домашней мастерской, а также в чу­жих хозяйствах или на улице, например, чистильщиками обуви. Меньшее чис­ло занято и промышленности и сельском хозяйстве. По оценкам, около 12 мил­лионов детей в возрасте до 14 лет участвуют в производстве продукции на мировой рынок.

МОТ определяет детский труд как наемный труд детей, не достигших 18 лег. Однако для детей до 13 лет, согласно требованиям, должен действовать всеоб­щий запрет на труд. В возрасте 13— 15 лет, особенно до окончания обязатель­ного школьного обучения, допускается детская занятость лишь на легких рабо­тах, которые не влияют на учебу. Затем, до момента 18-летия, действуют стро­гие предписания в отношении продолжительности рабочего дня и условий труда — например, запрет работы в ночное время. Информация: htfp://\vww.ilo.org

По всему миру около 12 миллионов детей раб ста тот на экспортный сектор экономики.

ПРОТЕСТЫ ПРОТИВ ВЛАСТИ КОНЦЕРНОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.