Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценность высоких побуждений в психических изысканиях. Я





ВИЛЬЯМВОЛЬКЕРАТКИНСОН

Гипноз

КАК ОВЛАДЕТЬ ГИПНОЗОМ


Важность этого предисловия.Изучающий должен обратить
особенное внимание на все то, что заключается ;в настоящем пре­
дисловии, т. к. оно не только сообщает нечто о сущности описы­
ваемых явлений высшего порядка, но, рядом опытов, производи­
мых в состоянии бодрствования, дает ему возможность постепен­
но 'приобрести ту власть над собою, ту уверенность в себе, без
которых ему невозможно ни иметь успеха в жизни, ни сделать­
ся хорошим гипнотизером. /

Значение развития силы воли.Самое ценное Качество, каким может обладать человек, есть воля, действующая на других. Этя качества (сила воли, магнетизм и т. д.) коренятся в уверенности в себе, а изучение предлагаемого'Курса разовьет эту уверенность даже в людях самых застенчивых, считающих себя за ничто. Чтобы просто и ясно поставить перед вами этот вопрос, я должен сказать, что стыдливость и застенчивость — преграды для успе­ха на любом поприще — изглаживаются из характера всякого внимательно следующего указаниям, изложенным в этом курсе.

Непрестанно применяйте опыт.Для изучающего недостаточ­но только прочесть этот курс п. отложив его в сторону, думать, что уже теперь он знает именно ТО, что потребуется и когда-нибудь пос­ле, если случай представится, он попробует применить свое знание на опыте. Необходимо пользоваться всяким встречающимся слу­чаем, чтобы ежедневно производить один пли более из этих опы­тов. Изучающий особенно предупреждается — прежде чем впол­не овладеть одним опытом —не переходить к другому.



Цель этих опытов. Яздесь предлагаю шесть последователь­ных опытов, цель.которых — развить в производящем их равно­весие характера, называемое уверенностью в себе, и в то же время я показываю ему основной принцип, следуя которому гип-


иотиам '-и 11 к I м....... ц| ' науки поучающему нужно пом-

МП11. что 10ВСЯ п. I им- ь пациента, чтобы выз-

вать и нем т ипноти >м гепеней,

Как избсжить неуднчи. Начинающий, конечно, более всего боит­ся неудачи и следующего за нею смешного положения, поэтому я с самого начала заявляю, что Вы можете себя оградить и от того, и от другого. Во-первых — совершенно отбросьте слово гипно­тизм и избегайте даже мысли, что опыты эти гипнотического ха­рактера. Назовите их, если хотите: опыты магнетических и нерв­ных притяжений. Во-вторых — тщательно речь такого рода: «Мы собрались здесь сегодня вечером, чтобы произвести не­сколько опытов из области психических явлений. Будьте любез­ны, поясняйте явление, само по себе очевидное, чти успех ОПЫд тов вполне зависит от степени силы поли и сосредоточения са мого пациента. Производящий опыт только руководитель, Если пациент имеет достаточно силы воли, чтобы произвольно изгнать из своего ума и не впускать в него никаких иных мыслей, кроме внушаемых производящим опыт — успех будет несомненный. Если пациент слабоволен и не в состоянии сосредоточиться — он не сможет этого сделать. Вам следует объяснить вашим паци­ентам и ясно показать им, что весь интерес и настоящий смысл опытов основывается на их решительном желании содействовать нам. Бессловесное животное гораздо труднее загипнотизировать, чем разумного человека. Толковое объяснение всего этого ста­вит вас вне возможности очутиться в смешном положении или подвергнуться неудаче.



Опыты в состоянии бодрствования. Следующие опыты имеют иелью показать, что власть над духовным существом другого человека может быть проявляема и в то время, как этот послед­ний находится в полном обладании всеми.своими способностями

Опыт № 1. Хотя для этого опыта я советовал бы нам
собрать несколько лиц, просто ради того, чтобы ^....... е обеспе­
чить себе возможность выбора подходящего субъекта, но вы,
конечно, можете проделать его и над одним лицом и том случае,
если неудобно или невозможно иметь большее число лиц.



- Ослабление мышц. Соберите кружок молодых людей оо пола, в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет, усади I в кресла, полукругом вокруг себя, и постарайтесь внушить что никакое легкомыслие недопустимо в течение всего веч го собрании. Скажите им маленькую речь такого рода:


рались здесь сегодня вечером, чтобы произвести несколько опы­тов из области психических явлений. Будьте любезны, позвольте мне рассчитывать на ваше серьезное внимание и полное содей­ствие в выполнении всего, что я пожелаю. Если я не буду рас­полагать вашим полным вниманием, мне будет очень трудно ус­пешно действовать, если же вы не пожелаете поддаться моему влиянию, вы сделаете успех опытов невозможным. Поэтому я вас прошу быть совершенно пассивными, способными к восприя­тию так, чтобы мои,слова производили впечатление на ваш мозг и заставляли его действовать. Прежде чем начать опыты, мйе нужно, чтобы ваши мышцы пришли в состояние полного ослаб­ления, так как это первый шаг к тому, чтобы обеспечить себе полное ослабление (понижение) умственной деятельности».

Как следует сидеть.«Итак, расположитесь как можно удоб­нее в креслах ;и, поставив ноги ровно на пол, положите руки на колени и попеременно подымайте сначала правую, потом левую руку по мере того, как я буду говорить: правая, левая, — давая им бессильно и в полном расслаблении падать опять на колени. Я попрошу вас проделать это упражнение по шесть раз для каж­дой руки». Затем, стоя или лучше сев в кресло против полукру­га ваших учеников, подымите сами свою правую руку приблизи­тельно на фут от колена и скажите: «правая».

Смысл подачи знака.По этому знаку все собравшиеся у вас лица должны будут поднять правые руки, как вы подняли и, по­держав их в воздухе две-три секунды, бессильно, в расслаблении, уронить па полепи, когда вы, подымая левую руку, произноси­те: «левая». Так- же ОНИ ДОЛЖНЫ поступить с левой рукой, а именно, когда вы опять скажете: -правая» — все их левые рук^ упадут на колени тяжело и безжизненно, Сообщаемая этим при­емом мысль об ослаблении мыши, сама ПО себе будет первым ша­гом к пониманию того, что идея пассивности, внушаемая вашими словами, так действует на их мускулы, что они могут сами по себе произвести полный физический покой. После того, как это будет повторено пять или шесть раз, встаньте и, подходя к каж­дому по очереди, говорите — «ослабните совершенно», в то же время поднимите сначала его правую, потом левую руку и, роняя их, внимательно смотрите, чтобы они падали, как безжиз­ненный груз, ослабление мышц достигнуто.

Дальнейшие наставления.Потом скажите им: «Все вы нахо­дитесь в состоянии полного покоя и расслабления, я буду брать вас одного за другим, по очереди, для первого важного опыта.

^ й


Вы отнюдь не должны шептаться друг с другом, ни разгова­ривать между собою. Относитесь с особенным вниманием к топ мысли, какую мои слова сообщат вашему уму. Проводите ее в дело. Поймите, что стремление ума должно направляться на вы­полнение внушаемой мысли. Воображайте, что вы делаете то, что я говорю: что вы чувствуете то, что я говорю, и мы получим несколько любопытных явлений».

Выполнение первого опыта. Затем выберите из вашего обще­ства одно лицо, по внешнему виду которого вы можете- заклю­чить, что на него вам легче влиять, чем на остальных, и, заста­вив его стать спиною к прочим, велите смотреть прямо вам в глаза;! в то же время держите ваши глаза устремленными на его переносицу, как раз между глаз, и ни на мгновенье не давайте своему взгляду уклоняться. Говорите с ним, и всегда в этих опы­тах говорите спокойным, положительным тоном, не спеша, не повышая голоса, как будто вы привыкли к тому, что вам пови--' нуются, и думаете, что он должен вам повиноваться. В то же время вам следует повторять про себя для усиления вашего влия­ния следующее: «Вы должны делать точно так, как я говорю». Говорите это мысленно, про себя и повторяйте эту формулу во время всех ваших опытов.

Как усилить вашу собственную уверенность в себе. Следует
дать вашему взгляду то выражение решительности и силы, ко­
торое будет мощно влиять на ваш кружок. Подымите руки и
положите их по обе стороны головы вашего пациента как раз
над ушами, прикасаясь очень легко, так, чтобы он не имел не­
приятного чувства давления на лицо. Глядя ему прямо между
глаз десять секунд, оставьте руки ваши в таком положении. По­
том, отодвинув левую ногу йа шаг назад, тихонько и очень лег
ко потяните назад обе ваши руки, лежащие пи сторонам его го
ловы, отклоняя и то же время наш корпус немного назад Ваши
обе руки сойдутся вместе против его лба; тогда медле... >ш дви­
жением разДВИПЬТе ИХ и, накЛОНЯСЬ ОПЯТЬ 1ШсреД, снова положи­
те их па голому субъекта кн.им июм, '-и, и первоначалн
но и, медленно, задерживая, тяните их. как прежде. Сделань
так три раза, раньше Ч1 м начнете говорить.

Что говорить при опыте падения вперед. После третье! за скажите ему очень медленно и внушительно, постоянна : свой взгляд направленным па переносицу его носа и 01 ■ зорко следя, чтобы его глаза не уклонялись от ваших I


кунду: «Вы чувствуете влекущее движение, заставляющее вас упасть вперед. Не противьтесь ему; я вас поддержу; падайте. Вы падаете, падаете, падайте-же»!. В эту минуту ваш субъект, все еще держа свои глаза устремленными на ваши, покачнется вперед и, конечно, вы должны поддержать его, чтобы он не упал.

Всячески избегайте причинить пациенту вред.Будьте очень внимательны во всех этих опытах, чтобы пациент не упал, так как это уничтожит доверие к вам, а на доверии зиждется все ваше влияние. Когда вы его поддержите, он тотчас же оправит­ся, а вы можете сказать: «Прекрасно, вы теперь проснулись». После этого пусть он сядет на место и не допускайте никаких разговоров между членами вашего кружка. Проделайте то же самое с каждым отдельно, по двум причинам: во-первых, чтобы вы могли определить, на кого из кружка вы легче всего можете влиять, а во-вторых, чтобы приготовить различных членов круж­ка для испытаний, которые должны последовать. Не прекращай­те опыта, пока вы сами вполне не овладеете им и не сделаетесь способным побуждать упасть вперед всякого, на кого попробуете воздействовать.

Как поступать с противодействием и сомнением.Если бы вам случилось иметь дело с каким-либо упрямым или умствующим субъектом, вы должны всецело уничтожить такого рода отноше­ние, сказав ему: «Нет сомнения, что вы могли бы сопротивлять­ся этому влекущему воздействию, если бы попробовали сопро­тивляться, но ведь я вам сказал, что вы должны сделаться ' со­вершенно пассивным, Я не могу производить успешно эти опы­ты над вами, если вы будете рассуждать с собою или со мною. Все, что я от вас требую — это дать ход вашему воображению и слепо повиноваться, я даже не хочу, чтобы вы анализировали ваши ощущения. Пусть мои слона поглотят все ваше внимание, больше ничего не надо. Этого будет достаточно, чтоб показать вашему умствующему пациенту, что вы ни мало не интересуе­тесь его мнением и что у вас на такой случай ,всегда найдется несколько слов, которых будет довольно, чтобы удержать ваш кружок в простом повиновении.

Обратный опыт.Теперь сделайте обратный опыт, выбрав из вашего кружка троих, которых вы нашли наиболее легко подда­ющимися опыту падения вперед. Вызовите одного из них, по­ставьте лицом к стене и спиной к кружку, станьте позади его

Ъ


тоже спиной к кружку.и, легонько наложив указательный палец вашей правой руки на основание черепа, как раз над шеей, при­ложите вашу левую руку к левой, стороне его головы над ухом, так, чтобы пальцы лежали на его левом виске.

Опыт падения назад.Затем велите ему закрыть глаза и очень медленно и постепенно отводите вашу левую руку назад, пока она не. сойдет с его головы, также постепенно облегчая нажима­ние вашего правого указательного пальца до тех пор, пока паци­ент едва будет чувствовать его прикосновение, говорите: «Те­перь вы чувствуете воздействие, влекущее вас назад. Вы падае­те назад на мои руки. Дайте волю этому чувству по мере того, как оно усиливается. Вы падаете назад,. падаете назад!». Говоря это — и, говоря очень медленно, с остановкой па каждом слипе, вы медленно повторяете левой рукой на его голове движение на­зад! Очень медленно, и — иногда почти тотчас, всегда же после того, как это действие будет повторено несколько раз, ваш паци­ент покачнется и слегка потеряет равновесие. Когда он отклонит­ся назад, приблизительно на фут, вы должны поддержать его и сказать ему: «Отлично, проснитесь». Вы должны повторить опыт, говоря ему: «Это очень хорошо, но теперь выдолжны не­много более ослабнуть». Затем, повторяя опыт, говорите: «Вы па­даете назад, и вы не можете удержаться». «Вы падаете назад в мои объятия. Падайте. Теперь вы падаете». В этуминуту ваш паци-*еит, находясь в умственном отношении в положении исполнителя, который выучил свой урок, имея полное к вам доверие, |упадет в полном расслаблении назад в ваши объятия. Тогда, поставив его на ноги, вы скажете: «Ну, теперь хорошо, проснитесь».

Щелкание пальцами как условный знак.При этом щелкните пальцами, потому что уместно будет для вас позднее соединить вуме вашего пациента этот звук щелканья пальцами с мыслью, что опыт окончен. Этим оканчивается первый ОПЫТ в СОСТОЯНИИ бодрствования, и вы теперь знаете двух или трех наиболее МГКО поддающихся влиянию лиц.

О и Ы т .№ Я ВыООвИТе ОДНОГО ИП П'НЯ фоня вперед и, по­
ставив его СПИНОЮ............... н смотреть вам при
мо в глаза и НИ I мни, I моего 'взгляда от
шего. Затем припиши и III И) I пни |> ни ладонями вверх и
лите ему сжать ваши | ш можно крепче. Вместе с тем
клоните1 немного и.1 «ич голон) вперед, чтобы она была на рас
янии шести ДЮЙМ01 "| I.... ь.(ил

Опыт СЖММЯр! I м, поглядев па него молча дес I


кунд, скажите медленно и очень решительно: «Вы не можете разжать ваших рук. Вы не можете их отнять от моих. Они креп­ко связаны с моими, вы: не можете ими пошевелить. Вы увидите, что мышцы окоченели. Попробуйте отнять их. Вы не може­те». Под влиянием вашего сосредоточенного взгляда, который, будучи направлен прямо на него, мешает ему дать себе полный отчет в происходящем, вы увидите, что ум его восприимчив только к той мысли, которую вы внушаете ему, т. е., что его руки действительно окоченели и что он утратил силу владеть ими.

Действие сопротивления.Тотчас же в нем появится сопротив­ление внушению, которое сначала выразится старанием с его стороны отвести свой взгляд от вашего. Как только глаза его са-момалейше дрогнут, скорее говорите: «Прекрасно, теперь вы можете двигать Ими. Мышцы отошли». Он, может быть, будет чувствовать себя немножко глупо после окончания этого опыта и скажет; «Ну, я мог бы двигать ими, если бы я попробовал». Вы должны быть настолько дипломатичны, чтобы вполне согла­ситься с ним, уверяя его, однако, что вследствие сосредоточения N его внимания на ваших словах, ему было невозможно разжать свои руки столько времени, сколько он отдавал вам свое внима­ние.

Усиление впечатления.Чтобы еще более усилить впечатле­ние и в то же время ясно показать вашим слушателям, чтоэто действие производится не каким-нибудь обманом, вы должны повторить с ним опыт, говоря: «Теперь мы попробуем это еще раз, и вы увидите, что чем внимательнее вы будете относиться к моим словам, тем невозможнее будет для вас отпустить мою ру­ку, пока я не скажу вам, что вы можете это сделать». Повторите опыт, и вы увидите, что его внимание ни в Малейшей степени не будет колебаться. Пройдет может быть пять, шесть секунд, в те­чение которых лицо его раскраснеется от усилия, чтобы разжать руки. Тогда скажите: «Прекрасно, теперь напряжение совсем ос­лабло и вам стало легко и хорошо», — и когда он разожмет ру­ки, а глаза его все еще будут прикованы к вашим, щелкните пальцами, положите Вашу левую руку на его лоб и окажите: «Отлично, вы совершенно проснулись».

Упражняйтесь до совершенстванад каждым из этих опытов. ■Не спешите переходить от одного к другому, но помните, что вы не можете иметь удачи во всех случаях. В семи или) восьми из двенадцати вы можете не достигнуть цели, но это потому, что те,


с кем вы имеете дело, не приобрели уменья сосредотачиваться. Если вы будете следовать моим указаниям, ошибка будет не с вашей стороны, и вы всегда найдете троих, четверых из дюжи­ны, которые способны к восприятию вашего влияния, они по при­роде послушны велениям других.

Опыт № 3. В первых двух опытах вы подкрепляли свои приказания прикосновением к пациенту, т. е. вы лично возлага­ли на него свои руки, но в этом опыте вы будете иметь возмож­ность доказать 1себе самому, что для вас 'нет надобности даже ка­саться вашего пациента, чтобы отнять у него способность управ­ления мышцами, что представляет одно из самых поразительных явлений, вызываемых в состоянии бодрствования.

Воздействие без прикосновения.Посадите пашет пациента- в

кресло, спиною к кружку, н придвиньте ваше кресло совсем близко к его креслу, так, чтобы его колени почти касались ваших. Выберите для этого опыта лицо из вашего кружка, на которое вы наиболее успешно влияли в предшествовавших опытах. Затем, положив ваши руки на колени ладонями вниз, внушительно на­гнитесь вперед, устремив взгляд на переносицу пациента и велев ему смотреть вам прямо в глаза, ни в коем случае не отводить от них пристального взгляда, говорите: «Сложите руки вместе, крепче, крепче, еще крепче. Они крепко связаны вместе и сколь­ко ни старайтесь, вы не можете их разнять. Вы не можете разве­сти их врозь». Говорите ему эти слова очень медленно, с останов­кой на каждом слове, так, чтобы то, что вы говорите, глубоко за­падало в его ум. Если вы увидите, что взгляд его дрогнул, это будет значить, что он сопротивляется внушению. В таком случае сейчас же прекращайте опыт и предупредите его, что он должен слушать нас очень внимательно.

Д*ЙСТММ СОСрвДОТОЧаННОГО наг.индн. ПоМНИТО,*СЛИ ВЫ

будете сосредоточенно смотреть щ пвцшпп е1 ду-

мать, К' ли он будет думлтй, он I п>< а Нельзя

ДОПУСКВТ! п.ипн П| 'И- ||{ ае как ВОСПриНИ

мал вашу ИДеЮ Вир пшептов, которых вы

нашли очень I |' И ИИ III не встретите ни

го сопротивлеин < Ни они иао неех сил станут ста

ся разъединить руки и м-оянии этого сделат!

Вы МОЖ1 чтоб этот опыт продол

ю


пятнадцать, двадцать секунд, ясно показывая кружку, что явле­ние это естественное и что действие его продолжается, пока вы пожелаете освободить пациента.

Ослабление влияния.Тогда скажите, щелкнув в то же время пальцами: «Ну, хорошо, теперь можете разжать их, проснитесь». Действие этого опыта на пациента совсем особого рода, .так как он знает, что не спал все время, но чувствовал полную утрату способности владеть мышцами кисти и всей руки. Между тем, явление это очень легко объясняется, Когда вспомните, что вы просто помешали1 ему пользоваться его разумом,, вселив в его ум одну преобладающую мысль, которая не позволяла' развиваться никакой больше.

Объяснение опыта.Ум может вполне объять в известное вре­мя только один предмет и, когда вы приобрели способность все­лять одну мысль в ум пациента, вы, вместе с тем, приобрели власть мешать сопротивлению этого пациента внушаемой вами мысли, другими словами, вы упрочили ваше влияние на него и сделали первый шаг к овладению гипнозом.

Ключк тому, чтобы иметь успех.Проходя эти уроки, вы должны помнить ту истину, что влияние на умы других есть ключ к успеху на всех жизненных путях. Даже если бы (вы ни­когда не имели в виду употребить в дела силу, какую дадут вам уроки, как гипнотизеру, вы увидите, ' что они имеют величай­шую ценность, научая вас влиять на мужчин и женщин, с кото­рыми вы будете иметь дела или встречаться вообще в жизни.

Опыт № 4. Не пытайтесь приступать этому опыту, по­ка не усовершенствуетесь в предшествующих.

Закрытие глаз.Выберите самого восприимчивого из вашего кружка и посадите его в кресло, спиною к остальным. Затем, встаньте перед ним немного в сторону, велите ему пристально смотреть в ваши глаза. Когда он посмотрит на вас таким образом десять секунд, закройте ему глаза пальцами и, слегка надавли­вая большим и средним пальцами на его пульс, велите продол­жать смотреть вверх под- веками. Скажите ему очень медленно и внушительно: «Не думайте и не рассуждайте ни минуты. Употре­бите всю вашу силу воли и (воображения, чтобы сосредоточиться, чтобы поверить тому, что я говорю. Когда я отниму пальцы, вы увидите, что сила открыть глаза исчезла у вас. Вы утратите уп-


равление мышцами век, глаза у вас. останутся плотно закрытыми и веки не поднимутся». Потом очень осторожно снимите пальцы с век и повторите вышесказанное внушение, прибавив: «Вы не можете их открыть, как бы вы ни старались; вы увидите, что они крепко закрыты; еще крепче закрыты; плотно сомкнулись и не откроются».

Последствие внушенной мысли.Ваш пациент будет подымать брови, тщетно стараясь открыть глаза, но, так как в его ум креп­ко внедрилась мысль, что,он' не может их открыть, то получится, как и в изложенном выше опыте с разжиманием рук. Дайте ему возможность употребить все старание открыть глаза; по истече­нии десяти или двенадцати секунд, может быть, он п сможет ич открыть. Хорошо будет этот опыт проводить дважды подряд. .1 именно, когда он, наконец, откроет глаза, им скажите ему: «Это очень хорошо, вы видели, как ОТО трудно, не правда ЛИ? Теперь мы попробуем ВТО еще раз, И ИВ ЭТОТ раз ВЫ будете не в состоя­нии открыть их, пока я не дам нам позволения». Далее продол-ЖаЙТе точно таким же образом, как и прежде, но после того, как он сделает несколько тщетных попыток открыть глаза, вы , можете прибавить, щелкнув пальцами: «Прекрасно, теперь влия­ние прекратилось. Вы можете вполне управлять собой. Откройте глаза; проснитесь!».

Успокаивание пациента.После этого опыта, который вводит вас в область настоящего гипнотизма, хорошо будет для вас на­ложить ваши .руки на лоб субъекта и поговорить с ним. То внут­реннее состояние, которое я хотел бы, чтобы вы возбудили в ва­шем пациенте, есть состояние полного благодушия и довольства. Я хочу, чтобы вы заставили его чувствовать — и это вы легко можете — что вы положительно его друг, и что постараетесь, чтобы НИЧеГО е ним не случилось такого, что повредило бы ому каким бы то ни было образом. Поэтому поощряйте и нем своим

разговором чувство дружеског.... ношения и полного доверии.

Вы увидите, 'но II 1Т01 период он ■ гит ... I....... олько же

заинтересован»! ни, и он сделает

нее возм ни..... ' свое внимание,

ЧТО нам ... .мы успешными.

Невозможно)м. иеудаЧИ и что ни один из опытов

не мпжг " 1п у вас будут поДХОДншме

лица п вы н ТОЧ..... ' II вн ничего, выполните до ц<

пшх подробно а.но я дам вам.


О п ы т№ 5. До сих пор мы имели дело только с задерж­кой и препятствием движению мышц.

Задержка речи.Теперь мы дошли до задержки способности говорить, которая есть только дальнейший шаг вперед. Вам, мо­жет быть, покажется, что очень трудно помешать человеку в бодрствовавшем состоянии помнить свое имя и в то же самое время громко произнести его; но если вы вспомните то, что я сказал прежде о способности ума объять только одну преоблада­ющую идею, то вы поймете, как происходит. Этот опыт точно так же можно провести с успехом, как и любой из предшествую­щих, помня постоянно, что вы не должны его пробовать ни на ком, кроме самых восприимчивых лиц, тех, на ком вы успешно производили предшествовавшие опыты.

Выполнение опыта.Пусть испытуемый станет перед вами и спиной к кружку. Положите обе ваши руки по сторонам его го­ловы, как в опыте падения вперед, велите ему смотреть присталь­но вам в глаза, между тем как вы направите свой сосредоточен-, пый взгляд на его переносицу. Теперь несколько приблизьте к нему голову и резко скажите: «Обратите все ваше внимание. Вы забыли ваше имя. Вы не можете произнести его. Вы не можете произнести ни звука. Вы его забыли!». Отнимите руку и отсту­пив на шаг, укажите пальцем на его переносицу, резко повторив: «Вы не можете произнести ваше имя». Дайте ему три - четыре секунды, чтобы он сделал попытку, затем щелкните пальцами и скажите «Прекрасно вы его знаете; как оно?», и он немедленно произнесет его тоном великого облегчения.

Невозможно думать или говорить.Неверно предположение, как, может быть, думают некоторые из вашего кружка, что чело­век помнил свое имя и мог его произнести; потому что в этом случае, как я наблюдал это во многих опытах, кбгда дело велось надлежащим образом — нет ни памяти, ни возможности гово­рить, однако испытуемый, судя по внешнему виду, вполне бодр­ствует. Совершенно верно, что он не спит, но также совершенно верно, что он не в своем обычном состоянии. Ему самому кажет­ся, что он || обычном состоянии, но'на самом деле он в состоя­нии сосредоточенности, которая предшествует наступлению гип­ноза, когда желают достигнуть гипноза посредством опытов, про­изведенных в состоянии бодрствования.

Опыт № 6. Мы пришли теперь к опыту, имеющему сов-


сем особое значение, так как он. показывает, каким образом, ког да вы достигли власти над психикой известного лица в состояли бодрствования, вы можете вызвать у него галлюцинации чувств которые, конечно, имеют предел, но тем не менее свидетельству ют о значении гипнотизма как лечебного средства.

Мнимые телесные ощущения. Само собой разумеется, что если вы можете сообщить руке человека, находящегося в состо­янии бодрствования, чувство теплоты или холода, вы легко мо­жете пользоваться этим внушением при лихорадках и т. п. Вы можете; в таких случаях либо внушить приятную теплоту и успо­коение, либо ослабить чрезмерный жар положительными внуше­ниями прохлады и благосостояния. Я вовсе не имею намерения е этом предисловии ввести вас в лечебный отдел гипнотизма, но не могу не воспользоваться случаем показать вам, как близко этот труд касается благодетельного дела служения на пользу больным. Каждый опыт, который от вас требовалось доводить до совершенства, может и должен быть выполняем без всякого «упоминания» даже слова «гипнотизм». Вы никогда не должны говорить о гипнотизме вашему пациенту.

Как поступать. Посадите вашего пациента, как и прежде в
кресло, спиною к кружку, и заставьте его, пока рн смотрит вам
в глаза, а вы: стоите над ним, ослабить руки и положить их, как
мертвый груз, себе на колени. Потом медленно скажите ему:
«Закройте глаза; устремите ваше внимание на вашу правую ру­
ку. Когда я дотронусь пальцем до этой руки, вы почувствуете
ощущение большой теплоты, переходящее в верхнюю часть кис
ти руки, пока вся рука не станет горячая и ее будет жечь. Пом­
ните, она будет жечь вас. Это будет ощущение сильного жара,
пас будет жечь. Обратите все ваше внимание па это, и вы почув-
стоуюе боль и (руке» Возбудив таким образом его ожидание, до-
троньтв !• очеш I до гы 1Ьной ш т §ге правой ру-

ки II ] 1,1 чувствуете

ощущение.......... |ЦИ I нас, жжет вас!к

Г..ни п.ши.............. ..................................................... .1 лица, что он

действии 1ЫК) П ■■ ит. усилия отдернуть

ПРОЧЬ РУКУ Ка Кружку, ЧТО Внушение

произведено, пы мои имлыиши и сказать: «Пре­
красно, П]........ и" и>"', в то же время по:и.миге

В СВОИ руки его I к гро вытрите верхнюю ее чигть.

Физнологич)................................ ж-. Меть объяснение эт( пе-

нни, М.1 которого ММ1 I могут извлечь для ее*


пользу в обыденной жизни и которое вкратце.таково: всякое со­
средотачивание мысли на известной части тела способствует при­
току крови к той части, о1 которой думают. Мы называем это уп­
равлением крови; настойчиво сосредоточив свое внимание напр.;
на чувство жара в ногах, можно излечить себя от состояния из­
вестного, как холод нога,* просто, силою вашего сосредоточенно­
го внимания. Это, может быть, один из прекраснейших примеров
власти духа над телом! и власти только духа' над кровообраще­
нием.
» .

Основа лечения.Поэтому, мы имеем ручательство самой вы­сокой ценности для того, чтобы утверждать, что изучение гипно­тизма ставит всякого в овладении фактами, принадлежащими к целебной., силе каждого отдельного-лица, пребывающей в нем и основанной на-способности мысли влиять на кровообращение. Вы имеете теперь перед собой шесть опытов, которые требуют ваше­го глубокого внимания и полного усвоения.

Предостережение.Не спешите рассказывать всем вашим дру­зьям, что вы можете сделать.^ Лучше всего вовсе не говорите ва­шим друзьям о ваших занятиях, так как они могут отнестись к вам с меньшим уважением, чем посторонние. Изучайте очень тщательно правила, изложенные здесь для вашего руководства. Помните, что если вы обставите надлежащими условиями произ­ведение опытов, вы никоим образом не можете. потерпеть неуда­чи, при производстве их. Это закон причины и следствия. Дана известная причина, должно последовать логическое следствие, и, действительно, гипнотизм, при • всей несомненной поразительно-сти своих явлений в их внешнем проявлении есть только одна отрасль человеческого знания, явления которого основаны на не преложных законах логики. Нет явлений, связанных с гипнотиз­мом, которые бы были неразумны и нелогичны. Это величайшая из всех наук: наука жизненных явлений.

Заключение.Навык, приобретенный в предшествующих опы­тах, даст им уверенность, развязанность и понимание основного положения гипнотизма. После немногих опытов вы, наверно, под­готовите одного или более хороших субъектов, которых вы може­те вводить и дальнейшие степени гипноза, указанные в последу­ющих уроках, и этих субъектов вы можете выставлять перед по­сторонними критикующими или насмешливыми наблюдателями, производя глубокое на последних впечатление. Если вы неопыт­ный гипнотизер, умнее будет не производить опыты над новыми


лицами перед критикующими наблюдателями. Присутствие тако­вых влияет как на вас самих, так и на вашего испытуемого, тогда как весь интерес и внимание вас обоих, как я объяснил, должно быть направлено на работу обеспечения себя вполне подходящи­ми условиями и на добровольное отречение от сомнения и мыс­ленного анализа со стороны пациента. По мере того, как вы бу­дете становиться опытнее, обращаясь с лицами, вами подготов­ленными, вы незаметно приобретете сноровку, которая всегда приходит вместе с усваиванием какого-либо дела, и успех ваш, как с новыми, так и испытанными лицами, будет расти по мере того, как вы будете идти вперед.

УРОК ПЕРВЫЙ

Гипнотизм,как функция человеческой жизни.Изучение гип­нотизма — есть изучение человеческой природы. Пока мцр про­изводит руководящих и руководимых, сильных и слабых, завися­щих и независимых, гипнотизм будет деятельной силой в благо­денствии человечества. Я уверен, что с пробуждением общест­венного интереса к этому знанию, появится и лучшее понимание выгод, предоставляемых человечеству пользованием этой силой и познание ее благородного влияния.

Цель этого курса— дать возможность изучающему не толь­ко научиться успешно гипнотизировать, но также понять кое-что из великих законов, которые управляют этой силой. Когда я про­сматривал многие выпущенные в свет сочинения по гипнотизму и родственным ему знаниям, мне казалось, что писавшие их го-рааДО меньше думали о великих возможных последствиях ПОЛЬ­ЗОВАНИЯ ЭТОЙ СИЛОЙ, чем о легкости, с какою в некоторых случа­ях им удавалось вызывать глубокие гипнотические состояния, Это верно, что ни мши.! и произведении гинном им действия

ИЛИ СЛеДСТтЯ I пин.ни |М 60 1МПИМ11

И боЛЫППМП ЧУД1 I .пи!

Полпота ВТОГО ' ' I" I кХ и хочу показать вам, как

прежние знатоки ....... I I1 нон опыты до конца, и

как мудри ВЫ П0< РуПИТ< И| • ГОНШ. с помощью, однако.

более яркого освещений временная психология про

ливает па многие бЫВШМ! |ОМЫН< и, .юьиснимыми явления.


Древняя сила.Под каким бы именем она ни- появлялась в настоящее время, это та же самая древняя сила; ,как бы часто мы не меняли ее названия, назовем ли мы ее месмеризмом, гип­нотизмом, электробиологией — это та жесамая древняя сила, именно господство духа над телом. Я собрал воедино из разных источников много способов гипнотизирования и отважусь сказать, что из изучающих эти уроки не будет такого, который бы ока­зался неспособным применить многие из них. Я имею ввиду на­учить вас, как гипнотизировать.

Каждый может научиться пользоваться силой.Нет ни одного человека обыкновенных способностей, понимающего значение писанного слова, который не мог бы научиться из этого учебни­ка всему, что ему могли бы преподать в. любой школе лечения внушением. Все будет изложено ясно и приложимо на практике, Я буду предполагать, что вы ровно- ничего не знаете о внушении, о гипнотизме, о месмеризме, о ясновидении или лечении внуше­нием, и надеюсь довести вас до полного понимания дела, начав с самых простейших проявлений силы. Наши современные иссле­дователи слишком поддались впечатлению того, что мы называ­ем внушением или лечением внушением и, по моему мнению, слишком пренебрегли величайшим значением глубокого сна, ко­торый есть отличительное свойство настоящего гипноза.

Важность глубокого гипноза.В этом курсе уроков я хочу указать вам, как важно, доводить ваших субъектов до самых высших, ка­кие возможны, степеней гипноза и ожидаю от вас, что вы всег­да будете стремиться производить все более и более глубокое усыпление. В сочинениях первых месмеристов мы находим об­разчики ясновидения, вызванного в усыпленных ими, подобные которым, не часто встречаются в настоящее время. Я считаю, что причина этому та, что теперь наши гипнотизеры слишком скоро удовлетворяются более поверхностными степенями гипноза и не­достаточно настойчивы, чтобы вызывать глубокие состояния.. Есть и другая причина успеха прежних гипнотизеров. Это были неиз­менно люди высоких нравственных стремлений. Они распростра­няли такое веяние добра, которое легко ощущалось и восприни­малось их пациентами. Они были способны вызвать почти одним своим словом состояние глубокой пассивности в тех, кого лечи­ли. Чистом их побуждений и их благодетельное намерение сия­ло на их лицах и производило немедленное действие на смущен­ные умы и восприимчивые нервы тех, на ком они применяли свое искусство.


Ценность высоких побуждений в психических изысканиях. Я

выставляю как аксиому, которую нельзя оспаривать, что чем благороднее будет побуждение, тем вообще успешнее будет дей­ствовать гипнотизер, хотя и многие применяли не без успеха гип­нотизм с недостойными целями, но они никогда не имели таких успехов, каких достигали те, которые приходили с чистым серд­цем получать знания, и потому я считаю за неоспоримое, что если вы, овладевая тонкостями гипнотизма, . имеете намерение только удовлетворить ваше любопытство, — не ожидайте полу­чить награду, которая дается только тем, кто искренне ищет выс­ших истин при помощи этой отрасли человеческого знания.

УРОК ВТОРОЙ

Метод словесного внушения.Для нашего второго урока мы возьмем метод, наиболее общеупотребляемый современными гипнотизерами и который был впервые предложен вниманию об­щества доктором Льебо в Нанси, во Франции. Он назвал свой метод «Словесным внушением». Его взгляды, мнения и опыты были соединены в одно целое доктором Бернгеймом, его учени­ком, в сочинении, названном: «Лечение внушением». Станем на минуту на место д-ра Льебо и предположим, что к нему пришел пациент для лечения гипнозом какого-либо нервного расстройст­ва. Доктор берет руку пациента, задает ему несколько вопросов и, узнав от пациента, что последний в настоящее время страдает сильной головной болью, велит ему сесть в покойное кресло.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.